Правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации
РЕФЕРАТ
по теме: «Правовые основы организации государственной власти в
субъектах Российской Федерации».
План
|
Вступительная часть
|
1. Общие принципы организации
государственной власти в субъектах РФ.
|
2. Законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура и
компетенция.
|
3. Правовой статус высшего должностного лица
субъекта РФ.
|
4. Исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ.
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
1. Общие принципы
организации государственной власти в субъектах РФ.
Система законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок
взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти
основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными
конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными
законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
Принципы деятельности органов
государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) государственная и территориальная
целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской
Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской
Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения
сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или
большей их части в ведении одного органа государственной власти либо
должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
ж) самостоятельное осуществление органами
государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им
полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих
полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в
управлении делами государства как непосредственно, так и через своих
представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий
своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта
Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического
проведения указанных выборов.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории
субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти
субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть
изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию
Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения
соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон,
путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов
субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и
(или) дополнений в указанные действующие акты.
Разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и
порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных
законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать
друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим
федеральным законам.
Система органов государственной
власти субъекта Российской Федерации
Систему органов государственной власти
субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные
органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в
соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации.
Обеспечение верховенства
Конституции Российской Федерации и федерального законодательства
Федеральными законами, договорами о
разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части
полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее -
соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или
иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации
предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного
ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае
противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов
действуют положения Конституции Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного
ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять
собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия
федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат
приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Если орган государственной власти субъекта
Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует
Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа
государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской
Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий,
устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии
федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного
правового акта федерального органа государственной власти Конституции
Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении
полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда
о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального
органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о
разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов
субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям
федерального закона, нормативного правового акта федерального органа
государственной власти, не допускается.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также
обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным
конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими
конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых
актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
В случае принятия органами государственной
власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов,
противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным
законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав
и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности
Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее
обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут
ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом.
2. Законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования,
структура и компетенция.
Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной
власти субъекта Российской Федерации.
Наименование законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций
субъекта Российской Федерации.
Законодательным (представительным) органом республики в
составе Российской Федерации является парламент. В разных республиках он
называется по-разному: Народное Собрание — в Республике Дагестан,
Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия (ХурултаЙ), Республике
Ингушетия (Халкта Гулам); Государственное Собрание — в Республике Алтай (Эл
Курултай), Республике Саха (Якутия) (Ил Тумэн), Республике Башкортостан
(Курултай), Республике Мордовия; Законодательное Собрание — в Республике
Карелия; Народный Хурал — в Республике Бурятия, Республике Калмыкия; Верховный
Хурал — в Республике Тыва; Государственный Совет — в Республике Коми,
республике Татарстан, Чувашской Республике; Парламент — в Республике Северная
Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республике; Верховный Совет — в Чеченской
Республике.
Государственную власть в краях, областях, городах
федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляют
законодательные (представительные) органы. Это Государственная Дума
(Ставропольского края); Городская Дума (Московская); областная Дума
(Воронежская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Московская,
Мурманская, Новгородская, Саратовская, Сахалинская), краевая Дума (Приморского
и Хабаровского краев); Городское Собрание Санкт-Петербурга; Законодательное
Собрание Алтайского края, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской,
Омской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Свердловской. Тверской областей;
Собрание депутатов (Областное Собрание) Амурской, Архангельской, Липецкой,
Псковской областей; Законодательное собрание народных депутатов Еврейской
автономной области; Думы Чукотского, Ханты-Мансийского автономных округов;
Законодательный султан Эвенкийского автономного округа.
Число
депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта
Российской Федерации.
Численный состав республиканских парламентов определяется
по-разному. Так, Государственный Совет Татарстана состоит из 250, Народное
Собрание Дагестана — из 121 депутата; Парламент Северной Осетии — Алании — из
75 депутатов; Народный Хурал Бурятии — из 65 депутатов; Верховный Хурал Тывы —
из 32 депутатов; в других субъектах федерации он, как правило, не превышает 50
депутатов. (Белгородская областная дума – 35 депутатов).
Не менее 50
процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном
(представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
- не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны
избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов,
поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями
в соответствии с законодательством о выборах.
Срок
полномочий депутатов законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской одного созыва устанавливается
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять
лет.
Число
депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается
законом субъекта Российской Федерации.
Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного,
материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на
обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в
бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии
с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух
третей от установленного числа депутатов.
Правомочность
заседания законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской
Федерации.
Заседания
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта
Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных
федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации,
законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом,
принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Основные
полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации:
а) принимает
конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не
установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав
субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б)
осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта
Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской
Федерации;
в)
осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией
(уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Законом
субъекта Российской Федерации:
1.
утверждаются бюджет
субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
Страницы: 1, 2, 3
|