Основные принципы
и формы подготовки научно-педагогических кадров, сформировавшиеся к 40-м гг.,
сохранились и в дальнейшем, хотя соответствующие положение неоднократно
пересматривались. Впоследствии появилась целевая и годичная аспирантура,
введена должность стажера-исследователя как одна из форм подготовки кадров
высшей квалификации. В 1939 г. была открыта докторантура, ликвидированная в
1956 г. и вновь возрожденная в 1988г.[38]
Несколько иначе дело обстояло с военными учебными
заведениями. Путь, пройденный вузами, готовившими офицерские кадры Пограничных
войск в послевоенный период, был сложным и часто противоречивым, подверженным
всевозможным преобразованиям, не всегда продуманным и приносящим пользу
подготовке офицеров и охране государственной границы. Но, несмотря на это, вузы
в целом готовили качественный офицерский корпус Пограничных войск.
В период с 1945
по 1991 г. учебные заведения, готовившие офицеров-пограничников, прошли 3
относительно самостоятельных этапа: 1-й –(945-1957 г.г.), 2-й - (1958 - 70-е
г.г.), 3-й - (1980-1991 г.г.), каждому из которых были присущи свои
особенности. В пользу подобного деления говорят как военно-политические, так и
организационно-технические факты реорганизация войск и вузов, их подчиненность,
уровень военно-профессионального образования, динамика целей и задач
подготовки, материально-техническое обеспечение и т.п.
Послевоенный
период формирования военных пограничных вузов характеризовался следующими
особенностями:
-
учебные
заведения, готовившие офицерские кадры для Пограничных войск, находились в системе НКВД-МГБ-МВД, были многопрофильными
вузами;
- система
военно-профессионального образования была самостоятельной и достаточно
завершенной, позволяющей готовить офицеров от низшего до высшего состава
(Суворовское училище - военное училище, юла усовершенствования - Военный
институт);
- учебные
заведения, за исключением Военного института и Высшего военно-морского
пограничного училища, были средними вузами и выпускали офицеров со средним
общим и военным образованием.
С окончанием
Великой Отечественной войны возникла необходимость реформирования
школьно-курсовой сети войск НКВД, связанного с входом к мирным условиям
функционирования и совершенствованием военно-профессионального образования
офицеров войск. В связи с этим и приняты меры организационного характера по
передислокации, переформированию и восстановлению вузов. Приказом НКВД от 6 мая
1945 г. в целях подготовки офицеров автобронетанковой, оружейной специальностей
и интендантской службы к 1.08.1945 г. было создано московское военное училище
войск НКВД с местом дислокации в местечке Померки.
Интендантское и оружейно-техническое
отделения были переданы в училище из состава Московского военно-технического
училища Внутренних дел, а автотехническое отделение - из состава Харьковского
кавалерийского пограничного училища НКВД (г. Алма-Ата), которые в свою очередь
были переформированы в Московское военное училище войск НКВД численностью
курсантов - 900 человек, и Алма-атинское военное училище войск НКВД с
численностью курсантов 800 человек. (Приказ НКВД 30.06.1945 г.). Московское
училище приступило к подготовке офицеров: пехоты – 2 дивизиона, связи – 2
дивизиона, радиотелеграфистов – 1 дивизион, который приказом НКВД от 28.06.1946
г. был расформирован.[39]
Приказом НКВД от 18.07.1945 г. в
Алма-атинском военном училище было открыто отделение служебного собаководства с
двухгодичным ком подготовки, которое укомплектовывалось военнослужащими срочной
и сверхсрочной службы Пограничных войск, имеющими опыт юты со служебной собакой
и образованием не ниже 7-8 классов.
В сентябре 1945 г. на базе Харьковских
военно-политических курсов младших лейтенантов было сформировано
Военно-политическое училище войск НКВД со сроком обучения 3 года (приказ НКВД
от 08.1945 г.).
Училище подлежало комплектованию
военнослужащими войск БД с образованием не ниже 8 классов, возраст которых не
превышал 25 г, кандидатами и членами ВКП(б) и предназначалось для подготовки
политработников среднего звена. Приказом НКВД от 23.10.1945г. Курсы
переподготовки офицеров-разведчиков были преобразованы в Каменец-дольскую школу
усовершенствования офицерского состава. В школе наряду с переподготовкой
офицеров предусматривалось учение дивизиона курсантов, набранных из
сержантского состава срочной и сверхсрочной службы сроком на 11 месяцев.
Согласно этому же
приказу курсы переподготовки оперативного
состава пограничных войск
(г. Бабушкин) были преобразованы в
Московскую школу усовершенствования оперативного состава войск НКВД.[40]
Школы имели ту же структуру определения и обеспечения учебного процесса, что и
военные училища и 2 дивизиона слушателей.
В связи с реорганизацией НКВД в МВД
директивой УВУЗ № 9 от ,04.1946 г. все вузы НКВД были включены в систему МВД
СССР.[41]
Реформирование системы
военно-профессионального образования офицеров-пограничников происходило
одновременно с созданием соответствующей учебно-материальной базы в училищах и
школах. Начало другой работе после войны было положено директивой УВУЗ №
20/2-0358 ВТ 6.05.1946 г. которой предусматривалось создание при всех вузах
войск МВД учебных городков и учебных застав для повышения эффективности
тактического обучения слушателей и курсантов.[42]
В связи с тем, что распоряжением Совета
Министров СССР № 5804-от 4.05.1946 г. Кутаисское суворовское военное училище
МВД СССР до передислоцировано в г. Петродворец на базу Ленинградского военного
училища войск МВД СССР, последнее было переведено в г. Махачкалу на место
дислокации 449-го Краснознаменного мотострелкового полка войск МВД (приказ МВД
от 23.05.1946 г.). Эта передислокация имела важное значение: приближала
обучение к войсковой практике, т.к. ом была государственная граница, охраняемая
войсками Грузинского, Минского и Азербайджанского пограничных округов. Курсанты
учились, активно привлекались и для проведения оперативных мероприятий, борьбы
с банд формированиями, что давало хорошую практику для будущей службы.
Одним из путей совершенствования сети
вузов и системы военно-профессионального образования офицерских кадров войск
было увеличение сроков подготовки курсантов и слушателей в вузах (училищах и
школах). Тем более, что уровень подготовки по-прежнему не удовлетворял
руководство МВД и ГУПВ.
Усовершенствование офицеров
морпогранчастей осуществлялось ЛВВМПУ.
В 1949 г. было
создано МГБ СССР, которому были переданы и Пограничные войска. В соответствии с
приказом МВД от 17.10.1949 г. в МГБ или Военный институт, все военные училища и
школы, готовившие офицерские кадры Пограничных войск, Ленинградское суворовское
военное училище и 30 % штатной численности и личного состава УВУЗ МВД.[43]
мая 1950 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2116-1СС, касающееся
вопросов усиления охраны Государственной границы СССР, в том числе и
комплектования войск офицерским составом. Этот документ обязывал Военное
министерство СССР выделять ежегодно для пограничных войск МГБ, из числа
оканчивающих средние и высшие специальные военно-учебные заведения, 250 человек
различных специальной: авиационной, морской, инженерной, военных переводчиков,
медицинских и ветеринарных работников и других специалистов по заявкам
пограничных войск МГБ. Для Пограничных войск ежегодно в военных академиях,
факультетах заочного обучения и КУОС представлялось - 75 мест, в т.ч. на
общевойсковом факультете ВПА им. В.И. Ленина - 15 мест.[44]
Приказом МГБ от
8.08.1950 г., в целях улучшения организации обучения курсантов и
усовершенствования офицерских кадров для войск МГБ приближения обучения к
нуждам и практически задачам войск, военные училища и школы усовершенствования
офицерского состава были переданы в ведение Главного управления Пограничных
войск МГБ СССР. К ним относились:
-
Высшее
военно-морское пограничное училище;
-
Московская ШУОС;
-
Каменец-Подольская ШУОС;
-
Московское военное училище (г. Бабушкин);
-
Махачкалинское военное училище;
-
Алма-Атинское военное училище;
-
Харьковское военное училище (п. Померки);
-
Военно-политическое училище (г. Харьков);
-
Ленинградское суворовское военное училище.
Для руководства военными училищами и ШУОС
в ГУПВ создавался отдел вузов. Общее методическое руководство и контроль за
учебным процессом в вузах возлагались на 5-й отдел управления кадров МГБ. В
учебные планы и программы были внесены изменения, касавшиеся профессиональной
направленности содержания обучения.[45]
В 1951 г. приказом МГБ Алма-Атинская ШУОС
также была передана в подчинение ГУПВ и приказом МГБ от 20.09.1951 г.
переименована в Алма-атинскую пограничную ШУОС. Слушателями этой школы зачисляюсь
офицеры-пограничники из числа начальников пограничных застав, заместителей и
контролеров контрольно-пропускных пунктов Пограничных войск, имевших среднее
общее и военное образование и прослуживших на границе не менее 1 года.[46]
24.11.1951 г. приказом МГБ все военные
училища и школы усовершенствования офицерского состава, переданные в
подчинение ГУПВ, получили наименование «пограничные» с присвоением им формы
одежды граничных войск. Харьковское военное училище стало Первым Харьковским пограничным
военным училищем, а Военно-политическое - Вторым Харьковским пограничным
военным училищем.[47] Наименование
«пограничных» учебные заведения сохранили и в последующем, после передачи
Пограничных войск и вузов в МВД и перехода в подчинение УВУЗ.
Подготовку старшего и высшего (до округа)
офицерского состава ж осуществлял Военный институт МГБ. Анализ руководящих
документов конца 40-х - начала 50-х г.г. показал, что институт испытывал
определенные трудности в решении поставленных задач. Так, в докладной записке
по итогам проверки Военного института МГБ в 1949 г. отмечалась остаточная
укомплектованность генералами и офицерами постоянного состава (77 % от штатной
численности), слушателями основного факультетa 79 % (обучалось
на 3-х курсах 429 чел., вместо 540 положенных по штату). Одной из причин не
укомплектованности слушателями был высокий[ служебный ценз абитуриентов (5 лет
службы в войсках, в то время, в Военной академии им. М.В. Фрунзе - 3 года).
Кроме этого, были серьезные недостатки в организации и осуществлении учебного
процесса.[48]
В то же время, сравнительный анализ
учебных планов и программ основных факультетов Военного института и Военной
академии им. М. Фрунзе в 1950 г. показал, что они практически копировали друг
друга по структуре обучения и количеству часов на военные предметы, а разница
(специальная и общеобразовательная подготовка) покрывалась за счет одного
"лишнего" года обучения. Выпускники института получали квалификацию
офицера с высшим военным образованием (полк - дивизия).[49]
В 1953 г.
руководством МВД был принят ряд мер, направленных на совершенствование качества
военно-профессионального образования, улучшения его практической
направленности, повлекших организационно-штатные преобразования сети учебных
заведений. Приказом МВД Московская и Алма-атинская пограничные ШУОС были
расформированы, Второе Харьковское пограничное военное училище было
реорганизовано школу усовершенствования политсостава. Калининградское военное
училище МВД, готовившее кадры для ГУЛАГа, было преобразовано в пограничное
военное училище с созданием соответствующей структуры, материальной базы и
штатом - 600 курсантов.[50] Был установлен
двухгодичный срок обучения курсантов. Согласно этому приказу была проведена
реорганизация Московского пограничного военного училища МВД: упразднен пехотный
профиль подготовки и училище переформировано по новому штату в составе:
- 3-х курсантских
дивизионов связи;
- курсов
усовершенствования офицерского состава связи (1 дивизион слушателей);
- курсов
усовершенствования командно-оперативного состава (1 дивизион слушателей).
Анализ содержания
подготовки офицерского состава войск МВД ил наличие серьезных недостатков в
организации, проведении учебного процесса, что повлекло за собой значительные
организационно-штатные преобразования, направленные на совершенствование
военно-профессионального образования офицерских кадров.
Военном институте МВД СССР в 1952/53
учебном году и задачах по улучшению подготовки офицерских кадров"
отмечались следующие недостатки:
- начетнический подход в преподавании;
- отрыв обучения от жизни войск,
отсутствие связи с главными направлениями МВД;
- обучение слушателей
оперативно-тактической подготовке носило в основном теоретический характер, не
позволяло формировать у слушателей навыков управления частями и соединениями
войск в современном бою, большая часть занятий по военным дисциплинам
проводилась в классе;
- институт не имел своего лагеря и
необходимой учебно-материальной базы по военным дисциплинам;
- слабо была организована и проводилась
методическая и научно-следовательская работа.
Аналогичные недостатки в учебном процессе
были характерны практически для всех вузов МВД.[51]
Оценивая уровень
обучения по итогам 1954 г. по основным предметам, лучшими учебными заведениями
были признаны Алма-атинское и Махачкалинское пограничные военные училища. По
конкретным дисциплинам:
- основам
марксизма-ленинизма - Махачкалинское;
- службе и
тактике Погранвойск - Алма-атинское и Махачкалинское;
- тактике -
Алма-атинское, Махачкалинское;
- огневой
подготовке - Махачкалинское, Ленинградское;
-
физической
подготовке - Алма-атинское, Махачкалинское.[52]
В этой связи с
переформированием Махачкалинского пограничного училища (Пр. МВД от 18.08.1955
г.) в Махачкалинскую пограничную школу усовершенствования офицерского состава в
составе 2 дивизионов слушателей (300 человек). Пограничные войска лишились
лучшего по единым показателям училища.
Материалы учебных
заведений середины 50-х годов свидетельствуют, о том, что, несмотря на
требования МВД сократить, многопрофильна вузов, на самом деле эта тенденция
еще более усилилась.
Приказом МВД от
27.04.1955 г. "Об улучшении подготовки офицерских кадров в вузах МВД
СССР" на Московское пограничное военное училище была возложена задача
подготовки командиров саперных взводов для войск и органов МВД, 23.07.1955 г.
расширена номенклатура специальностей для выпускников профиля связи:
радиосвязь, эксплуатация средств связи, линейно-кабельные сооружения связи.[53]
Это было связано с подготовкой специалистов для всех структур МВД: правительственной
связи, шифровки, радиоперехвата и т.п.
В 1955 г. вузами
Пограничных войск было подготовлено 1317 офицеров и переподготовлено 792
офицера (без Военного института и Военно-морского училища.
В 70-е годы
принципы построения всей системы народного образования были закреплены в
Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973
г.), Законе РСФСР «О народном образовании» (1974г.)[54]
и аналогичных законах союзных республик, отражающих накопленный опыт и
подводящих правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений
страны. Хотя Конституция СССР относила к ведению Союза установление основных
начал в области просвещения, указанные законодательные акты свидетельствовали о
расширительном толковании этого понятия, так как отличались мелочной
регламентацией вопросов, не требующих законодательного закрепления (стажировка
и практика студентов, написание учебников и учебных пособий и т.п.).
Впервые за
советский период вопросы подлинной демократизации и гуманизации высшего
образования, автономии высшей школы были поставлены в конце 80-х гг. - это было
вызвано изменением политического курса нового руководства. Переход к автономной
модели высшей школы был экономически и социально детерминирован, признан
необходимым средством преодоления кризиса общества и образования.[55]
Были определены Основные направления перестройки высшего и среднего
специального образования в стране, совместные постановления ЦК КПСС и СМ СССР[56]
наметили пути решения основных вопросов в вузовской жизни с учетом роли высшего
образования в ускорении социально-экономического развития страны.
[1] См. Дорохова
Г.А. Законодательство о народном образовании. Теоретические проблемы
совершенствования. М., 1985, с.8-9.
[2] Штамм С.И.
Управление народным образованием в СССР. (1917-1936). М.,1985, с.21.
[3] Автономия и
авторитарность, с.51.
[4] См. Покладок
Е.Б., Спасская В.В. Эволюция автономии университета в Европе. М., 1992.
[5] Ленин В.И. О
науке и высшем образовании. М., 1971, с.311.
[6] Корбут М.К.
Указ. соч., т.2, с.301.
[7] См. Чанбарисов
Ш.Х. Указ. соч., с.161.
[8] Концептуальные
вопросы развития высшего образования. М., 1991, с.182.
[9] См. Амбросимова
Н.М. Указ. соч., с.2.
[10] И в 1985 г. ей
была дана такая же оценка С.И.Штамм (см. указ. соч., с.249). Однако сегодня
нужно сместить акценты в споре и не доказывать необходимость контроля, а
определять его разумные пределы.
[11] См. Корбут М.К.
Указ. соч., т.2, с.300.
[12] См. Покладок
Е.Б., Спасская В.В. Указ. соч.
[13] Ведомости
Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №42, ст.879.
[14] СУ, 1921, №65.
[15] Поэтому в
литературе его так иногда и называют.
[16] В 50-е гг.
такой состав советов вуза давал основание говорить о демократизации органов
управления высшей школой (см. История Московского университета, т.2, М.,1955,
с.85).
[17] См. Дорохова
Г.А. Законодательство о народном образовании.
[18] «О заведовании
студенческими делами и об участии студентов в управлении вузами».
[19] Постановление
Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17.06.87
№435/20-11/ст7/10а «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в
управлении вузами». Бюллетень Минвуза СССР, 1987, № 8, с.2.
[20] Бюллетень КВШ
Миннауки России, 1992, №4-6.
[21] См.
Концептуальные вопросы развития высшего образования, с.185; Университеты и
научные учреждения. М.-Л.,1935, с.31.
[22] Постановление
СНК СССР от 13.01.34 г.
[23] Временное
положение о многоуровневой структуре высшего образования в РФ. - утв. пост.
Комитета по высшей школе Миннауки России от 13.03.92 №13. - Бюллетень , 1992, №
4-6.
[24] Приказ Минвуза
СССР от 1.02.88 N62 "О восстановлении экстерната в высшей школе". -
Бюллетень , 1988, № 5, с.24.
[25] См. Катаев Т.К.
Высшая школа Советского Казахстана. Алма-Ата,1986; Красовский Н.И. Указ. соч.
[26] Сапаргалиев
Г.С. Развитие советского законодательства о народном образовании. -
"Советское государство и право", 1974, №3, с.20.
[27] См. С.И. Штамм.
Указ. соч., с.257; Пути перестройки управления народным образованием:
социально-экономический аспект. М., 1990, с.37-53.
[28] Реформа,
соответственно, означает формирование саморазвивающейся системы высшего образования,
придание ему независимого, самостоятельного автономного характера (см.
Автономия и авторитарность, с.1).
[29] См. Концептуальные
вопросы.., с.183.
[30] Справедливости
ради следует отметить, что ЦК ВКП(б) перечислял на нужды вузов 1% от кредитов
парторганизации и 1% жалования членов ВКП(б) (см. С.И.Штамм. Указ. соч.).
[31] См. Сапаргалиев
Г.С. Развитие советского законодательства.., с.20; Хотеенков В.Ф. Система
управления вузами : 30-е годы.- ВВШ, 1987, №11, с.19.
[32] Государственное
управление народным образованием в СССР. А.-А., 1980.
[33] См. Хотеенков
В.Ф. Указ. соч., с.19,22.
[34] См. Штамм С.И.
Указ. соч., с.122.
[35] См. Пути
перестройки управления народным образованием, с.46.
[36] Постановление
СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе вузов и о руководстве высшей школой» от
23.06.36. - В сб. «Высшая школа». М., 1978, с.14.
[37] Положение о
научных работниках вузов 1924г., Положение о подготовке научных работников при
вузах и научно-исследовательских учреждениях 1925г., Положения об аспирантуре и
заочной аспирантуре 1939г.
[38] Положение о
подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного
образования.- утв.приказом Минвуза СССР и ВАК при СМ СССР от 15.09.87 №673/63.
Бюллетень, 1987, №12, с.4.
[39] См.: ЦА ФПС,
ф.796, оп. 1, д. 1.
[40] См.: ЦАФПС.ф.
РЗВ.опЛ.д.1.
[41] См.: ГАРФ,
ф.9422, оп.1, д.221, л.1. 2
[42] См.: ГАРФ,
ф.9422, оп.1, д.223, л.25.
[43] См.: ЦА ФПС,
ф.796, оп.1, д.55, л.л.1-3; ф.738, оп.1, д.91, л.45; ф.14, оп:7, д.194
[44] См.: ГАРФ, ф.9422,
оп.1, д.691, л. 16.
[45] См.: ЦА ФПС,
ф.14, оп.4, д.37, л.л.64-66
[46] См.: ЦА ФПС,
ф.14, оп.4, д.40, л.л.139-140
[47] См.: ЦА ФПС,
ф.14, оп.4, д.40, л.л. 286-287
[48] См.: ГАРФ,
ф.9422, оп.4, д.692, л.л.121-133.
[49] См.: ГАРФ,
ф.9422, оп.1, д.1324, л.233
[50] См.: А ФПС, ф.14,
оп.4, д.413, л.417
[51] См.: ЦА ФПС,
ф.14, оп.4, д.414, л.334.
[52] ЦА ФПС, ф.14,
оп.4, д.414, л.л.333-337.
[53] См.: ЦА ФПС,
ф.14, оп.4, д.415.
[54] Они подробно
проанализированы Дороховой Г.А., Салищевой Н.Г., Сапаргалиевым Г.С. (см. указ.
соч.)
[55] См. указ
Президента СССР «О статусе высших учебных заведений».
[56] Пост. ЦК КПСС и
СМ СССР от 13.03.87г.: № 325 «О мерах по коренному улучшению качества
подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном
хозяйстве», №326 «О повышении роли вузовской науки в ускорении
научно-технического прогресса, улучшении качества подготовки специалистов»,
№327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и
научных кадров», №328 «О мерах по улучшению материальных и жилищно-бытовых
условий аспирантов, студентов высших и учащихся средних специальных учебных
заведений», №329 «О повышении заработной платы работников вузов». – «Бюллетень
Минвуза СССР», 1987, №№ 6,7.
Страницы: 1, 2
|