Правовой статус присяжных заседателей
Оглавление:
Введение
1.
Понятие и общая характеристика статуса
2.
Статус народных и присяжных заседателей
3.Основания
для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей
4.Порядок
формирования списков народных заседателей
5.
Гарантии независимости и неприкосновенности народных заседателей
6.Формирование
коллегии присяжных заседателей
Заключение
Список
используемых источников
Приложения
Введение
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только
судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществлению
правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции
РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.
Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (правовым
положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в законе.
В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким
органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей,
их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми
«государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами,
другими юридическими и физическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.
1.
Понятие
и общая характеристика статуса народных и
присяжных
заседателей
При характеристике статуса (правового положения) народных и
присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное
принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных
заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).
Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ
обеспечивается:
а) едиными в целом требованиями к кандидатам на
должность народных и присяжных заседателей;
б) порядком наделения их полномочиями;
в) совокупностью прав и обязанностей народных и
присяжных заседателей;
г) независимостью, самостоятельностью народных и
присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;
д) несменяемостью;
е) неприкосновенностью;
ж)мерами правовой и социальной защиты;
з) средствами материального обеспечения;
Однако единство правового статуса народных и присяжных
заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и
компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в
судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении
(статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей военного суда и
общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).
Законом оговорено, что особенности правового положения
народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в
случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов
Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного
Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС,
ст. 12 ФКЗоСС).
Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский
корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой
формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на
должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их
полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении
своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки
судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими
возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.
2. Статус народных и присяжных заседателей
Согласно действующему законодательству рассмотрение и
разрешение дел в федеральных судах общей юрисдикции по первой инстанции
осуществляется с участием представителей народа — народных присяжных
заседателей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 15 УПК, ст. ГПК). Их статус имеет
особенности, обусловленные выполнением им своих обязанностей на временной
основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий
при осуществлении правосудия. Участие народных и присяжных заседателей в осуществлении
правосудия является их гражданским долгом.
Народными заседателями являются граждане РФ, наделенные в
установленном федеральным законом и федеральными процессуальными законами
полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в
составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.
Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным»
правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех
вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора
(или иного решения).
Основы статуса народных заседателей закреплены ФЗоНЗ от 1 ноября
1999 г. Их статус определяется: во-первых, требованиям» предъявляемыми к
народным заседателям; во-вторых, правилами отбора народных заседателей для
участия в рассмотрении дел в судах; в-третьих, правами и обязанностями народных
заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст.
1-12ФЗоНЗ).
Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог
быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг
лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие
неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными
или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные
должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах
государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в
органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следователи, дознаватели; 5)
лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах
(ст. 3 ФЗоНЗ).
Не допускается ограничение права граждан участвовать в
осуществлении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от
пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Ограничение
данного права может быть установлено только
федеральным
законом.
СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.
3.Основания для освобождения народных и присяжных
заседателей от исполнения обязанностей
Закон предусматривает основания для освобождения судьей соответствующего
суда общей юрисдикции народного заседателя от исполнения обязанностей при
осуществлении правосудия по конкретному делу в связи с его письменным
заявлением, если он:
1) достиг возраста 70 лет;
2) имеет одного или более детей в возрасте до трех лет и
находится в отпуске по уходу за ребенком;
3) является священнослужителем или в соответствии со своими
убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в
осуществлении правосудия;
4) является инвалидом I, II или III группы;
5)исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых
может причинить существенный вред общественным или государственным интересам;
6) является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов, в которых законодательством РФ предусмотрена
военная служба;
7)не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в
данной местности;
8) имеет иные уважительные причины (ст. 8 ФЗоНЗ).
Судья вправе по собственной инициативе освободить народного
заседателя от исполнения обязанностей лишь в случаях, указанных в п. 1,4,7.
Народный заседатель подлежит освобождению от исполнения своих
обязанностей по конкретному делу при наличии названных снований только до
вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных
заседателей для рассмотрения этого дела.
Важное значение для обеспечения осуществления народными заседателями
своих полномочий имеют правила, касающиеся порядка их приостановления и
досрочного прекращения. В случае предъявления народному заседателю обвинения по
уголовному делу его полномочия приостанавливаются председателем
соответствующего суда до окончания рассмотрения этого дела.
Досрочное прекращение полномочий народного заседателя
осуществляет законодательный (представительный) орган субъекта РФ в случаях
если: имеется неснятая или непогашенная в установленном законом порядке
судимость; признан судом недееспособным или ограниченным в дееспособности;
замещает государственную должность категории «А», предусмотренную Федеральным
законом «Об основах государственной службы РФ» или выборную должность в органах
местного самоуправления; является прокурором, следователем, дознавателем;
состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.
4.Порядок формирования списков народных заседателей
Формирование общего списка народных заседателей районного
суда осуществляется соответствующим представительным органом местного
самоуправления на основе списка избирателей того района, на территории которого
распространяется юрисдикция данного районного суда. Общее число народных
заседателей для включения в список определяется из расчета 156 заседателей на
одного судью данного районного суда. Список утверждает законодательный
(представительный) орган субъекта РФ и направляет его в соответствующий
районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий ранее
действовавших заседателей. В случае необходимости может быть составлен в таком
же порядке дополнительный список народных заседателей районного суда.
Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий и
дополнительный списки, — пять лет.
Органы исполнительной власти всех уровней — федеральные
субъектов РФ, местные — обязаны направлять представительному органу местного
самоуправления всю необходимую информацию для составления списков народных
заседателей.
Общие списки народных заседателей районного суда используются
всеми федеральными судами общей юрисдикции для отбора их к участию в
рассмотрении судебных дел.
Отбор народных заседателей для районного, областного и равно
ему суда, а также гарнизонных и окружных (флотских) военных судов производит
председатель соответствующего суда путем случайной выборки из общего списка
народных заседателей районного суда, а председатели судов среднего звена — из
общих списков народны заседателей районов, расположенных на территории
соответствующе субъекта РФ.
Отбор народных заседателей Верховного Суда РФ осуществляют в
таком же порядке председатели судебных коллегий Верховного Суда.
Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей суде
по конкретному делу производится судьей, рассматривающим данное дело, путем
жеребьевки из числа народных заседателей, ранее отобранных председателями судов
для работы в этих судах (в Верховном Суде — отобранных председателями судебных
коллегий).
Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей
в районном суде на срок 14 дней, а если время рассмотрения дела превышает этот
срок — на срок рассмотрения данного дела.
В федеральных судах общей юрисдикции среднего звена, в том
числе во всех военных судах, народные заседатели призываются на срок
рассмотрения конкретного дела.
Во всех случаях каждый народный заседатель может быть призван
для исполнения своих обязанностей не чаще одного раза в год.
Правовой статус народных заседателей, исполняющих свои обязанности
в суде, характеризуется тем, что при рассмотрении судебных дел или выполнении
иных своих функций в суде они наделены соответствующими полномочиями.
«Народные заседатели при осуществлении правосудия, — указано
в ст. 15 УПК, — пользуются всеми правами судьи. Народные заседатели пользуются
равными правами с председательствующим в судебном заседании в решении всех
вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора».
Аналогичное положение содержится в ст. 6 ГПК.
В отличие от присяжных заседателей, которые выносят свой вердикт
только по вопросам фактического плана — виновен ли подсудимый в совершении
преступления — народные заседатели полномочны наравне с судьей-профессионалом
решать все без исключения вопросы, в том числе юридические, при рассмотрении и
разрешении дел.
5. Гарантии независимости и неприкосновенности
народных
заседателей
При участии в осуществлении правосудия народные заседатели
независимы и подчиняются только закону. В период осуществления народными
заседателями правосудия на них распространяются, как и на профессиональных
судей, гарантии независимости и неприкосновенности судей и членов их семей,
установленные Конституцией РФ, ФКЗоСС (ст. 11-16), ЗоСС (ст. 9, 10, 16), ФЗоНЗ
(ст. 12). Воздействие на народных заседателей при осуществлении правосудия в
какой бы то ни было форме влечет уголовную ответственность (ст. 294-298 УК).
Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осуществления
им правосудия может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или
лицом, исполняющим его обязанности. Он может быть заключен под стражу в период
осуществления им правосудия только с санкции Генерального прокурора РФ или
лица, исполняющего его обязанности, либо по решению суда.
В период осуществления народным заседателем правосудия он не
может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.
Кроме того, для народных заседателей предусмотрены и меры
материального обеспечения. Так, за время участия народного заседателя в
осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств
федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой
части должностного оклада судьи данного суда, которое не облагается подоходным
налогом. При этом за народным заседателем в период исполнения им своих
обязанностей по ocуществлению правосудия
сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также
предусмотренные законодательством гарантии и льготы. Также предусмотрено
возмещение ему соответствующие судом командировочных расходов в порядке и
размерах, уставленных для судей. Причем время исполнения народным заседателем
своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех
видов трудового стажа.
Законом РФ от 16 июня 1993 г. «О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в
судах общей юрисдикции в РФ введен институт присяжных заседателей. При этом
действие данного института распространено лишь в отдельных краевых, областных
судах.
Статус присяжных заседателей определяется правилами составления
списков присяжных заседателей, порядком и сроками призыва присяжных заседателей
к исполнению своих обязанностей в суд; гарантиями независимости и
неприкосновенности присяжного заседателя (ст. 80 - 88 ЗоС).
Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в
списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к
участию в рассмотрении судом дел (ст. 80 ЗоС).
Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет
ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, действующая на
территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В
общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в
районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной
работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно
соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города,
края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только
граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом
постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется
главой краевой, областной администрации в пределах не более одной четвертой
части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и
порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяется
главой краевой, областной администрации.
Председатель соответствующего суда не позднее чем за три
месяца до начала года вносит главе краевой, областной администрации представление
о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы
краевого, областного суда.
В соответствии с этим представлением председателя суда
краевая, областная администрация устанавливает число присяжных заседателей,
подлежащих включению в списки от соответствующего района или города. Общие
списки присяжных заседателей составляются районными, городскими
администрациями отдельно по каждому району и городу края, области на основе
списков избирателей последних выборов или референдума методом случайной
выборки установленного числа присяжных заседателей. Не допускаются какие-либо
ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости
от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения,
принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и
вероисповедания.
Страницы: 1, 2
|