1. Из истории становления зубоврачебного дела.
Отечественное
законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих
столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было
определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.).7
"Русская правда" Ярослава Мудрого закрепила право медицинской
практики на территории Киевской Руси.
Первое
упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском
государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан
законодательный сборник "Стоглав", большой раздел которого касался
правил содержания больниц. В тот же период с целью надзор за медицинской
деятельностью была организована Аптекарская палата (в дальнейшем -
Аптекарский приказ), а для зубоврачебной помощи были специально выписаны из
Англии аптекари и цирюльники
Значительное
продвижение зубоврачебное дело получило в период реформ Петра Великого,
который в 1710г. впервые ввел в официальный оборот звание "зубной
врач". Позднее, определенную роль в развитии отечественной стоматологии
сыграли основанные в 1733 г. госпитальные школы, выпускники которых, кроме
всего прочего, имели навыки в оказании зубоврачебной помощи
Первыми
признанными специалистами зубоврачебного дела в России XVIII в. были приезжие
иностранцы. Однако еще на протяжении долгого времени услуги зубоврачебного
характера в основном фактически нелегально продолжали оказывать представители
сторонних профессий банщики, цирюльники, мозольные операторы, ювелиры,
граверы и т.д., и т.п. Так, в Петербурге в XVIII в. из числа иностранцев,
практикующих различные виды зубоврачебной помощи, только трое имели
официальное разрешение Медицинской коллегии. Тем не менее в начале XIX в.
ряды зубных врачей-иностранцев, по выражению А. П. Левицкого (1900)
"начинают пополняться русскими зубными врачами, уже в России получившими
свою подготовку".
С 1809 г.
начинает издаваться "Российский медицинский список", содержащий
сведения о специалистах в различных областях медицины, в том числе и в
области зубоврачевания. В первом издании этого документа числилось всего 18
дантистов, что составляло менее 1% от общего числа всех официально зарегистрированных
в стране врачей.
Важно отметить,
что зубоврачебные кадры в России длительное время готовились путем
индивидуального ученичества в кабинетах частнопрактикующих врачей. При этом,
согласно циркуляру, утвержденному императором Александром I в 1810г.,
получить право на работу в качестве "зубного лекаря" можно было
только после специального экзамена при Медико-хирургической академии или
Университете.
Очевидный
дефицит "зубных лекарей" привел к тому, что в 1829 г. был
опубликован закон, разрешающий женщинам заниматься зубоврачеванием .
В своде законов
Российской империи, изданном в 1832 г., специалисты по зубным болезням
определялись как "зубные врачи", а в законе 1838 г. - как
"дантисты".
Требования,
предъявляемые к ним в те времена, были очень невысокие. В России тогда еще не
было специальных учебных заведений по подготовке зубных врачей. Эта проблема
была критически проанализирована Я.Л.Джемс-Леви в работе "О
дантистах" (1877), где отмечалось, что российское законодательство в
отношении зубоврачебного дела совершенно не соответствовало состоянию научных
знаний и требованиям жизни того периода.
Начало
самостоятельного зубоврачебного образования в России относят к 1881 г., когда
дантистом Ф.И. Важинским в Санкт-Петербурге была открыта "Первая русская
школа для изучения зубоврачебного искусства". Вслед за этим аналогичные
учебные заведения открылись в других крупных городах страны, и к 1898 г. на
ее территории насчитывалось уже более 20 зубоврачебных школ.
После принятия
в 1912 году закона о страховании рабочих на случай болезни в России по
существу начала складываться система обязательного медицинского страхования.
Несмотря на ограниченный характер этого закона, распространявшего свое
действие только на 20% лиц наемного труда, в целом он имел весьма важное
значение для оформления правовой базы отечественного здравоохранения.
Причем особая
роль в создании условий для решения проблемы организации помощи
застрахованным отводилась зубоврачебной корпорации, что было чрезвычайно
важно, если принять во внимание фактическое отсутствие специальных
стоматологических клиник, за исключением единичных зубоамбулаторий в
отдельных городах Российской Империи.
Надо признать,
что начало масштабной государственной организации стоматологической помощи
населению относится к советскому периоду отечественной истории. В 1918 г.
Наркомздрав принял целый пакет соответствующих нормативных актов, включая
"Положение о зубоврачебной подсекции комиссариата и ученой
одонтологической комиссии" и постановления "О государственной
организации зубоврачебной помощи в Республике", "О реформе
зубоврачебного образования", "Об учете зубоврачебных и
зуботехнических материалов", "Об образовании зубоврачебных ячеек
при медико-санитарных отделах губсовдепов". На основании этих документов
в первые годы советской власти был осуществлен целый ряд мер, в том числе и
весьма радикальных, по перестройке старого частнокабинетного зубоврачевания в
единую государственную систему стоматологической помощи.
К началу 30-х
годов в стране функционировали различные типы стоматологических учреждений,
включая специальные зубоврачебные амбулатории (общего пользования, для
застрахованных и школьно-профилактические), зубоврачебные кабинеты при
больницах и общих амбулаториях, частные зубоврачебные кабинеты и
самостоятельные зубопротезные учреждения. По Приказу Наркомздрава от
09.06.1935 г. №468 во многих крупных городах были открыты стоматологические
институты и факультеты, а также курсы переквалификации зубных врачей в
стоматологов. На состоявшейся летом 1940 г. коллегии Наркомздрава СССР было
принято решение о переходе с 1943/44 учебного года на подготовку специалистов
стоматологического профиля только через систему стоматологических институтов.
Но реализации запланированных мероприятий помешала война.
После войны
Министерством здравоохранения СССР был издан ряд приказов, посвященных
различным аспектам организации стоматологической помощи (от 03.07.46 №417; от
10.09.47 №363; от 31.12.47 №550; от 27.07.49 №549; от 04.02.50 №87 и др.).
Так, например, Приказом от 10.09.1947 г. №36: была установлена необходимость
организации отделов, секторов и инспекций по стоматологической помощи в
составе лечпрофуправлений и должностей внештатных областных и городских
стоматологов при всех соответствующих отделах здравоохранения.
В 50-е годы наметилась
характерная для дальнейшего развития отечественной стоматологической службы
особенность, заключающаяся в организации крупных поликлиник. В Постановлении
Совета Министров СССР от 12.08.1961 г. №738 "О мерах по улучшению
стоматологической помощи населению" были отмечены факты,
свидетельствующие об отставании стоматологической службы, и определена
программа по преодолению имеющихся недостатков. Конкретные пути осуществления
этой программы были предусмотрены Приказом Минздрава СССР от 02.09.1961 г. №386.
Принятые в 1976
г. Постановление Совета Министров СССР №916 "О мерах по дальнейшему
улучшению стоматологической помощи населению" и одноименный Приказ
Минздрава СССР за №1166 предполагали дальнейшее наращивание сети
стоматологических учреждений, переход к участковому принципу
стоматологического обслуживания, организацию круглосуточной неотложной
стоматологической помощи в крупных городах страны, проведение эксперимента по
учету труда врачей на основании фактически выполненной работы, а не в
зависимости от числа посещений.
Кроме того,
Приказом были утверждены "Положение о стоматологической
поликлинике" и примерные должностные инструкции сотрудников
стоматологических поликлиник.
Для 80-х годов
характерно продолжение экстенсивного роста сети стоматологических учреждений,
в результате чего число стоматологических поликлиник увеличилось за 10 лет в
1,6 раза, а обеспеченность врачами стоматологического профиля составила к
1990 г. в среднем 4,9 на 10 тысяч населения. Однако стоматологическое
обслуживание в связи с этим практически не улучшилось. Отставание системы
организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской
науки и возможностей практики констатировалось в Приказе Минздрава СССР от
12.06.1984 г. №670. Там же признавалось, что сложившаяся негативная ситуация
является следствием невнимания и низкого уровня руководства стоматологической
службой со стороны органов здравоохранения. В целях оптимизации данного
положения приказ предусматривал целую программу конкретных мероприятий по различным
аспектам управления, а также кадрового и материально-технического
обеспечения.
В связи с
изданием Приказа Минздрава СССР от 25.01.1988 г. №50 стоматологические
учреждения перешли на новую систему учета работы врачей, проводящих
терапевтический, хирургический и детский приемы, по условным единицам
трудоемкости (УЕТ), являющихся своего рода экономическим эквивалентом
трудозатрат на выполнение клинических мероприятий по стоматологическому
обслуживанию. Настоящий приказ также предусматривал совершенствование
организации амбулаторного приема на принципах максимального объема помощи в
одно посещение. Однако предоставление со стороны Минздрава СССР (Приказы: от
8.05.1987 г. №647; от 22.07.1987 г. №902; от 13.08.1987 г. №955; от
10.02.1988 г. №90) дополнительных прав руководителям органов и учреждений
здравоохранения по введению индивидуальных для регионов штатных нормативов
должностей и норм нагрузок привело, в результате, к сокращению как общего
числа посещений, так и объема помощи, оказываемой одному больному за одно
посещение. Таким образом, вторая половина 80-х годов характеризуется
снижением всех основных показателей деятельности государственной
стоматологической службы.
В 1988 г. было
принято несколько нормативных актов, призванных определить дальнейшее развитие
практической стоматологии в нашей стране. Так, в частности, изданный
Минздравом СССР совместно с Госкомитетом СССР по народному образованию Приказ
от 11.08.1988 г. №639/271 был посвящен мерам по профилактике
стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах. Другим
своим Приказом от 18.11.1988 г. №830 Минздрав СССР утвердил "Комплексную
программу развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года". Однако
большая часть намеченных этими документами мероприятий, к сожалению, так и
осталась на бумаге.
Страницы: 1, 2, 3
|