Многочисленность
средних и малых муниципальных образований обусловила большое разнообразие
конкретных моделей организации местного самоуправления по варианту 2,
различающихся прежде всего по механизму реализации исполнительных полномочий.
Вариант 3
Третий вариант
наиболее характерен для малочисленных небольших муниципальных образований (как
правило, сельских), где круг реально решаемых вопросов местного значения
незначителен. При этом все непосредственно делегируемые населением
представительные и исполнительные полномочия реализуются в компетенции
выборного высшего должностного лица (старосты). Население оставляет за собой
право решения наиболее принципиальных и важных вопросов местного значения, а
также контрольные полномочия и реализует их посредством собраний (сходов) и
местных референдумов. Избираемый населением глава муниципального образования
осуществляет представительские функции, руководит исполнительным органом,
периодически отчитывается о своей деятельности перед населением и может быть
освобожден от должности решением, принятым населением муниципального
образования на сходе или референдуме.
Недостатком
первой позиции является фактическая консервация и даже усиление тенденции
сосредоточения в районном центре всех более-менее значительных экономических и
социальных ресурсов – та ситуация, которая привела в последние два десятилетия
Советской власти к фактическому обнищанию и деградации малых городов и
"вымиранию" сельских поселений. Следствием является, как правило,
падение социальной активности и экономической инициативы населения вне районных
центров.
Недостатком
второй позиции является действительная слабость экономических ресурсов для
решения всего перечня предметов ведения местного самоуправления, определенных
законодательством, - тех вопросов местного значения, решение которых и
направлено на удовлетворение повседневных потребностей местных жителей.
Следствием является практическое подавление местных интересов таких
муниципальных образований и их населения интересами государственных органов
власти субъекта Федерации (а зачастую – и просто субъективными интересами
государственных должностных лиц).
Разрешением этих
противоречий, на мой взгляд, является предусмотренная Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" схема двухуровневого местного самоуправления (пункт 3 статьи 6
Закона), предусматривающая возможность разграничения предметов ведения,
объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов в
случае, если в границах территории муниципального образования (например, -
района) имеются другие муниципальные образования (например, - малое поселение,
сельсовет и т.п.). Достаточно интересный опыт в организации деятельности такой
схемы местного самоуправления накоплен в Липецкой, Пензенской, Псковской и,
особенно, Астраханской областях.
Вопрос № 2. Полномочия органов местного самоуправления в
области использования и охраны земли и других природных ресурсов.
Земля
и другие природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в
целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий
для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле,
воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и
охраны прав на землю физических и юридических лиц.
Важную
роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые
обладают широким кругом полномочий в области использования земли и других
природных ресурсов.
Местное
самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в
городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на
внутригородских территориях городов федерального значения. Территория субъекта
Федерации разграничивается между поселениями, территорию которых составляют
исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего
пользования, территории традиционного природопользования населения
соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
В состав территории муниципального района в соответствии с законом входят
земли межселенных территорий.
К
полномочиям местного самоуправления в области использования земли и других
природных ресурсов относятся:
а) правовое
регулирование (в пределах своих полномочий) общественных отношений, связанных
с использованием земли;
б) планирование
использования земель;
в) формирование
в структуре местной администрации органов
(структурных подразделений), осуществляющих управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
г) владение,
пользование и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности;
д) землеустройство;
е) решение
вопросов, связанных с установлением платы за землю;
ж) осуществление
муниципального земельного контроля.
Конституция
РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы
собственности, закрепляет положение о том, что земля и другие природные ресурсы
могут находиться в муниципальной собственности.
В
соответствии с Земельным кодексом РФ в муниципальной собственности находятся
земельные участки:
признанные
таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами
субъектов Федерации;
право
муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной
собственности на землю;
приобретенные
по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В
муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную
собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным
законом «О разграничении государственной собственности на землю». В
собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут
безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности,
в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Органы местного самоуправления, решая вопросы своего ведения в
области земельных отношений, в пределах своих полномочий могут согласно
Земельному кодексу РФ издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст.
2).
В
соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ
органы местного самоуправления утверждают генеральные планы поселений схемы
территориального планирования муниципального района, правила землепользования
и застройки и т. д.
Они
также вправе разрабатывать и реализовывать местные программы использования и
охраны земель. При этом органы местного самоуправления обязаны обеспечить
возможность участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении
вопросов, касающихся их прав на землю в порядке и формах, установленных
законодательством.
К
полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений
относится планирование использования земель муниципального образования.
Планирование использования земель осуществляется органами местного
самоуправления прежде всего посредством утверждения генеральных планов
поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального
района, подготовленной на основе указанных документов документации по
планировке территории, а также ведения информационной системы обеспечения
градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального
образования, резервирования земельных участков для муниципальных нужд и т. д.
Кроме
того, местные целевые программы и программы социально-экономического развития
территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами
местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит
отражение метод планирования использования муниципальных земель.
На
территории городских и сельских поселений могут устанавливаться
территориальные зоны различных видов: жилые, производственные, рекреационные,
сельскохозяйственного использования и др.
Планирование
и организация рационального использования земель проводятся в целях
совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития
экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений
рационального использования земель в муниципальных образованиях.
Планирование
и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя
следующие основные виды работ:
разработка
предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно-сельскохозяйственное
районирование земель;
определение
земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть
предоставлены земельные участки;
определение
земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
определение
земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством
Российской Федерации.
Планирование
и организация рационального использования земель и их охраны в городских и
сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной
документацией.
Управляя
и распоряжаясь муниципальной землей, органы местного самоуправления
предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и
юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с
Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной
собственности. Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной
собственности, могут предоставляться также в аренду.
Земельный
кодекс закрепляет соответствующие полномочия органов местного самоуправления в
сфере земельных отношений, устанавливая: а) порядок предоставления земельных
участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной
собственности; б) особенности предоставления земельных участков для их
комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в
муниципальной собственности; в) порядок организации и проведения аукционов по
продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной
собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из
земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства
и т. д.
Земельный
кодекс обязывает органы местного самоуправления городских или сельских
поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении
земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации
(объединения), религиозные организации и органы территориального общественного
самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих
интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе
путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд и предоставлением этих
земельных участков для строительства. Органы местного самоуправления, субъекты
хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия
в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
В
соответствии с Земельным кодексом предельные (максимальные и минимальные)
размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из
находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного
подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные
размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно
для указанных целей, устанавливаются: нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления (из земель, находящихся в собственности муниципальных
образований).
Предоставление
гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании
решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления
соответствующих земельных участков (в соответствии с уставом муниципального
образования), в пределах своей компетенции и в соответствии с Земельным
кодексом.
Земельный
кодекс упростил порядок приватизации земельных участков, в том числе
находящихся в муниципальной собственности. Если гражданин или юридическое лицо
пожелают приватизировать ранее предоставленные им земельные участки, то орган
местного самоуправления обязан в двухнедельный срок принять решение о
предоставлении земельного участка в собственность гражданина или юридического
лица.
Земельный
кодекс определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в
муниципальной собственности, для строительства.
Во-первых,
органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки в
собственность без предварительного согласования места размещения объекта. Это
осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом
торгов может быть земельный участок с установленными границами или право на
заключение аренды такого земельного участка. Орган местного самоуправления
определяет целевое назначение и разрешенное использование земельного участка,
форму проведения торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Запрещается
передача земельных участков в собственность без проведения торгов.
Во-вторых,
предоставление земельных участков для строительства может быть осуществлено с
предварительным согласованием места размещения объекта. Орган местного
самоуправления обеспечивает определение вариантов размещения объекта и
информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного
участка. Результаты выбора участка и предварительное согласование места размещения
объекта оформляется актом о выборе участка. Этот акт является основанием для
последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении
земельного участка.
Земельный
кодекс определяет также порядок предоставления гражданам земельных участков
в собственность (за плату или бесплатно) либо в аренду для целей, не связанных
со строительством. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить
управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в
собственности и (или) в ведении муниципального образования, на принципах
эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур
предоставления таких участков. Для этого органы местного самоуправления обязаны:
а) установить процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе
порядок рассмотрения заявок и принятия решений; б) уполномочить на управление и
распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; в)
обеспечить подготовку информации о земельных участках и заблаговременную
публикацию такой информации.
Земельный кодекс
допускает предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных
участков муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления и др.
Вместе с тем гражданам участки не могут предоставляться в постоянное
(бессрочное) пользование. Однако право постоянного (бессрочного) пользования
находящимися в муниципальной собственности земельными участками, которое
возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса
1991 г., сохраняется. При этом субъекты данного права не вправе распоряжаться
этими земельными участками. Кодекс разрешает гражданам, обладающим земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретать их в
собственность.
Права
на земельные участки удостоверяются документом в соответствии с Федеральным
законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним».
Земельный
кодекс предусматривает возможность принудительного прекращения прав на
земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду
ненадлежащего использования участка и определяет права органов местного
самоуправления как участников данного процесса. Так, орган местного
самоуправления после получения соответствующих материалов от исполнительного
органа государственной власти по осуществлению государственного земельного
контроля направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок, а
по истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении
права на земельный участок направляет заявление о государственной регистрации
прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Гражданский
и Земельный кодексы определяют условия и порядок изъятия, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Изъятие земельных участков
для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных,
например, с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других
вариантов возможного размещения этих объектов.
В
соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав
коренных малочисленных народов Российской Федерации» органы местного самоуправления
осуществляют контроль за отводом, использованием и охраной лицами,
относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения
традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных
народов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, безвозмездно владеют и
пользуются в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для
осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными
промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми.
Земельное
и природоохранное законодательство устанавливает различные виды правовой
ответственности за его нарушение: дисциплинарную, материальную,
административную, уголовную.
Все
споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также
другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Органы
местного самоуправления обладают полномочиями в области землеустройства и
земельного кадастра.
Государственный
земельный кадастр представляет собой систематизированный свод
документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных
объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой
стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с
ними объектов недвижимого имущества. В земельный кадастр включается также
информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный
земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного
и муниципального управления земельными ресурсами;
землеустройства;
экономической
оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления
обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и
распоряжением земельными участками деятельности.
Государственному
кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории
Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого
назначения и разрешенного использования земельных участков.
Органы
местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться
законом отдельными государственными полномочиями в области осуществления
деятельности по ведению Государственного земельного кадастра с передачей
необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Включение
в Государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных
Российской Федерацией и ее субъектами, является расходным обязательством
муниципальных образований.
Функции
по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в
сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации
объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки
земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному
земельному контролю осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В
соответствии с Федеральным законом 2001 г. «О землеустройстве» решение органов
местного самоуправления является основанием для проведения землеустройства.
Заключение
В
соответствии с Водным и Лесным кодексами муниципальные образования являются
участниками водных и лесных отношений. От имени городских, сельских
поселений и других муниципальных образований в указанных отношениях участвуют
органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих органов.
В
собственности муниципальных образований могут находиться обособленные водные
объекты, которые являются водными объектами общего пользования, если в
водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской
Федерации не предусмотрено иное. Содержание права собственности на водные
объекты определяется гражданским законодательством и Водным кодексом.
Органы
местного самоуправления наделяются всеми полномочиями в отношении водных
объектов, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с Водным
кодексом органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены
забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание,
плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют
иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на
территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
Список
литературы
1. Баранчиков В.А. Муниципальное право:
Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. - 383с.
2. Бондаря Н.С. Муниципальное право
Российской Федерации. Учебник. / Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити;
Закон и право. 2003. – 559с.
3. Гельман В.Я. Федеральная политика и
местное самоуправление // Власть. - М., 1997. - №9. - С. 73-80.
4. Коваленко А. Л. Муниципальное право.
Учебник. - М.: “Новый юрист”, 1997.
5. Кутафин О. Е., Фадеев В.И.
Муниципальное право. Учебник. 2-е изд. перераб и дополн. - М.: Юрист, 2004. –
559 с.
6. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное
самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС.
- М., 1997. - №6. - С. 109-119.
7. Чиркин В. Е. Государственное и
муниципальное управление. - М.: “Юрист”, 2004.
8. Ковешников Е.М., Дубинин А.В.
Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 176с.
9. Хропанюк В.Н. Теория государства и
права: Хрестоматия /Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: 1998, 13-18 с.
[1] Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть.
- М., 1997. - №9. - С. 73-80.
[2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред.
проф. Т.Н. Редько. - М.: 1998, 13-18 с.
[3]Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы
становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - М., 1997. - №6. - С.
109-119.
Страницы: 1, 2
|