Меню
Поиск



рефераты скачать Правовая основа, полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и...

 Многочисленность средних и малых муниципальных образований обусловила большое разнообразие конкретных моделей организации местного самоуправления по варианту 2, различающихся прежде всего по механизму реализации исполнительных полномочий.

Вариант 3

 Третий вариант наиболее характерен для малочисленных небольших муниципальных образований (как правило, сельских), где круг реально решаемых вопросов местного значения незначителен. При этом все непосредственно делегируемые населением представительные и исполнительные полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (старосты). Население оставляет за собой право решения наиболее принципиальных и важных вопросов местного значения, а также контрольные полномочия и реализует их посредством собраний (сходов) и местных референдумов. Избираемый населением глава муниципального образования осуществляет представительские функции, руководит исполнительным органом, периодически отчитывается о своей деятельности перед населением и может быть освобожден от должности решением, принятым населением муниципального образования на сходе или референдуме.

Недостатком первой позиции является фактическая консервация и даже усиление тенденции сосредоточения в районном центре всех более-менее значительных экономических и социальных ресурсов – та ситуация, которая привела в последние два десятилетия Советской власти к фактическому обнищанию и деградации малых городов и "вымиранию" сельских поселений. Следствием является, как правило, падение социальной активности и экономической инициативы населения вне районных центров.

 Недостатком второй позиции является действительная слабость экономических ресурсов для решения всего перечня предметов ведения местного самоуправления, определенных законодательством, - тех вопросов местного значения, решение которых и направлено на удовлетворение повседневных потребностей местных жителей. Следствием является практическое подавление местных интересов таких муниципальных образований и их населения интересами государственных органов власти субъекта Федерации (а зачастую – и просто субъективными интересами государственных должностных лиц).

 Разрешением этих противоречий, на мой взгляд, является предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" схема двухуровневого местного самоуправления (пункт 3 статьи 6 Закона), предусматривающая возможность разграничения предметов ведения, объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов в случае, если в границах территории муниципального образования (например, - района) имеются другие муниципальные образования (например, - малое поселение, сельсовет и т.п.). Достаточно интересный опыт в организации деятельности такой схемы местного самоуправления накоплен в Липецкой, Пензенской, Псковской и, особенно, Астраханской областях.

Вопрос № 2. Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов.

 

Земля и другие природные ресурсы — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Важную роль в достижении этих целей играют органы местного са­моуправления, которые обладают широким кругом полномочий в об­ласти использования земли и других природных ресурсов.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос­сийской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Территория субъекта Федерации разграничива­ется между поселениями, территорию которых составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли об­щего пользования, территории традиционного природопользования на­селения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории муниципального района в со­ответствии с законом входят земли межселенных территорий.

К полномочиям местного самоуправления в области использования зем­ли и других природных ресурсов относятся:

а)       правовое регулирование (в пределах своих полномочий) общест­венных отношений, связанных с использованием земли;

б)      планирование использования земель;

в)      формирование в структуре местной администрации органов
(структурных подразделений), осуществляющих управление и распоря­жение земельными участками, находящимися в муниципальной собст­венности;

г)       владение, пользование и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности;

д)      землеустройство;

е)       решение вопросов, связанных с установлением платы за землю;

ж)      осуществление муниципального земельного контроля.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муници­пальную и иные формы собственности, закрепляет положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципаль­ной собственности.

В соответствии с Земельным кодексом РФ в муниципальной собст­венности находятся земельные участки:

признанные таковыми федеральными законами и принятыми в со­ответствии с ними законами субъектов Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при раз­граничении государственной собственности на землю;

приобретенные по основаниям, установленным гражданским зако­нодательством.

В муниципальной собственности могут находиться не предостав­ленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государст­венной собственности на землю». В собственность муниципальных об­разований для обеспечения их развития могут безвозмездно передавать­ся земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, решая вопросы своего ведения в области земельных отношений, в пределах своих полномочий могут со­гласно Земельному кодексу РФ издавать акты, содержащие нормы зе­мельного права (ст. 2).

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ органы местного самоуправления ут­верждают генеральные планы поселений схемы территориального пла­нирования муниципального района, правила землепользования и за­стройки и т. д.

Они также вправе разрабатывать и реализовывать местные програм­мы использования и охраны земель. При этом органы местного само­управления обязаны обеспечить возможность участия граждан и общест­венных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю в порядке и формах, установленных законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области зе­мельных отношений относится планирование использования земель муни­ципального образования.

Планирование использования земель осуществляется органами мест­ного самоуправления прежде всего посредством утверждения генераль­ных планов поселения, городского округа, схем территориального пла­нирования муниципального района, подготовленной на основе указан­ных документов документации по планировке территории, а также ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образо­вания, резервирования земельных участков для муниципальных нужд и т. д.

Кроме того, местные целевые программы и программы социаль­но-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение ме­тод планирования использования муниципальных земель.

На территории городских и сельских поселений могут устанавли­ваться территориальные зоны различных видов: жилые, производствен­ные, рекреационные, сельскохозяйственного использования и др.

Планирование и организация рационального использования земель проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответ­ствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использо­вания земель в муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;

определение земель, отнесенных к категориям и видам, установлен­ным законодательством Российской Федерации.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответст­вии с градостроительной документацией.

Управляя и распоряжаясь муниципальной землей, органы местного самоуправления предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земель­ных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федераль­ными законами не могут находиться в частной собственности. Земель­ные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться также в аренду.

Земельный кодекс закрепляет соответствующие полномочия орга­нов местного самоуправления в сфере земельных отношений, устанав­ливая: а) порядок предоставления земельных участков для строительст­ва из земель, находящихся в муниципальной собственности; б) особен­ности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности; в) порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в му­ниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства и т. д.

Земельный кодекс обязывает органы местного самоуправления го­родских или сельских поселений информировать население о возмож­ном или предстоящем предоставлении земельных участков для строи­тельства. Граждане, общественные организации (объединения), религи­озные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затраги­вающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для муници­пальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строи­тельства. Органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых граж­данам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальные размеры зе­мельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бес­платно для указанных целей, устанавливаются: нормативными право­выми актами органов местного самоуправления (из земель, находящих­ся в собственности муниципальных образований).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участ­ков осуществляется на основании решения органа местного самоуправ­ления, обладающего правом предоставления соответствующих земель­ных участков (в соответствии с уставом муниципального образования), в пределах своей компетенции и в соответствии с Земельным кодексом.

Земельный кодекс упростил порядок приватизации земельных уча­стков, в том числе находящихся в муниципальной собственности. Если гражданин или юридическое лицо пожелают приватизировать ранее предоставленные им земельные участки, то орган местного самоуправ­ления обязан в двухнедельный срок принять решение о предоставле­нии земельного участка в собственность гражданина или юридическо­го лица.

Земельный кодекс определяет порядок предоставления земельных уча­стков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства.

Во-первых, органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки в собственность без предварительного согласования места размещения объекта. Это осуществляется исключительно на тор­гах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение аренды такого земельного участка. Орган местного самоуправления определяет целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, форму проведения торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. За­прещается передача земельных участков в собственность без проведения торгов.

Во-вторых, предоставление земельных участков для строительства может быть осуществлено с предварительным согласованием места раз­мещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает опре­деление вариантов размещения объекта и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. Ре­зультаты выбора участка и предварительное согласование места разме­щения объекта оформляется актом о выборе участка. Этот акт является основанием для последующего принятия органом местного самоуправ­ления решения о предоставлении земельного участка.

Земельный кодекс определяет также порядок предоставления граж­данам земельных участков в собственность (за плату или бесплатно) либо в аренду для целей, не связанных со строительством. Органы местного са­моуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земель­ными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении муниципального образования, на принципах эффективности, справед­ливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предостав­ления таких участков. Для этого органы местного самоуправления обя­заны: а) установить процедуры и критерии предоставления таких участ­ков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; б) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; в) обеспечить подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию та­кой информации.

Земельный кодекс допускает предоставление в постоянное (бессроч­ное) пользование земельных участков муниципальным учреждениям, ор­ганам местного самоуправления и др. Вместе с тем гражданам участки не могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование. Однако право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в муни­ципальной собственности земельными участками, которое возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного ко­декса 1991 г., сохраняется. При этом субъекты данного права не вправе распоряжаться этими земельными участками. Кодекс разрешает граж­данам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бес­срочного) пользования, приобретать их в собственность.

Права на земельные участки удостоверяются документом в соответ­ствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земельный кодекс предусматривает возможность принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собствен­никами, ввиду ненадлежащего использования участка и определяет пра­ва органов местного самоуправления как участников данного процесса. Так, орган местного самоуправления после получения соответствующих материалов от исполнительного органа государственной власти по осу­ществлению государственного земельного контроля направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок, а по истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним.

Гражданский и Земельный кодексы определяют условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муници­пальных нужд. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, например, с раз­мещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. «О га­рантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федера­ции» органы местного самоуправления осуществляют контроль за отво­дом, использованием и охраной лицами, относящимися к малочислен­ным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, безвозмездно владеют и пользуются в местах традиционного проживания и хозяйственной дея­тельности малочисленных народов землями различных категорий, не­обходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными по­лезными ископаемыми.

Земельное и природоохранное законодательство устанавливает раз­личные виды правовой ответственности за его нарушение: дисципли­нарную, материальную, административную, уголовную.

Все споры, связанные с отчуждением и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями в области землеустройства и земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр представляет собой системати­зированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о пра­вовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, разме­рах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В земельный кадастр включается также информация о субъ­ектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях ин­формационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ре­сурсами;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением зе­мельными участками деятельности.

Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного ис­пользования земельных участков.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться законом отдельными государственными полномо­чиями в области осуществления деятельности по ведению Государствен­ного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществле­ния материальных и финансовых средств.

Включение в Государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и ее субъектами, является расходным обязательством муниципальных образований.

Функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимо­сти, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государст­венного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов не­движимости во взаимодействии с другими федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Фе­дерации, органами местного самоуправления, общественными объеди­нениями и иными организациями.

В соответствии с Федеральным законом 2001 г. «О землеустройстве» решение органов местного самоуправления является основанием для проведения землеустройства.

Заключение

 В соответствии с Водным и Лесным кодексами муниципальные образо­вания являются участниками водных и лесных отношений. От имени го­родских, сельских поселений и других муниципальных образований в указанных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В собственности муниципальных образований могут находиться обособленные водные объекты, которые являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных ин­тересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Содержание права собственности на водные объекты определяет­ся гражданским законодательством и Водным кодексом.

Органы местного самоуправления наделяются всеми полномочия­ми в отношении водных объектов, находящихся в муниципальной соб­ственности. В соответствии с Водным кодексом органы местного само­управления устанавливают места, где запрещены забор воды для питье­вого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определя­ют иные условия общего водопользования на водных объектах, располо­женных на территориях городских, сельских поселений и других муници­пальных образований.






Список литературы

1.   Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. - 383с.

2.   Бондаря Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити; Закон и право. 2003. – 559с.

3.   Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 1997. - №9. - С. 73-80.

4.   Коваленко А. Л. Муниципальное право. Учебник. - М.: “Новый юрист”, 1997.

5.   Кутафин О. Е., Фадеев В.И. Муниципальное право. Учебник. 2-е изд. перераб и дополн. - М.: Юрист, 2004. – 559 с.

6.   Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - М., 1997. - №6. - С. 109-119.

7.   Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: “Юрист”, 2004. 

8.   Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 176с.

9.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: 1998, 13-18 с.



[1] Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 1997. - №9. - С. 73-80.

[2]  Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред. проф.    Т.Н. Редько. - М.: 1998, 13-18 с.

[3]Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. - М., 1997. - №6. - С. 109-119.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.