Правовая культура предполагает умение
грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии,
языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются
составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь,
требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты
юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле
слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую
внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как
«шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол
сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому
разрушению личности, культурной деградации личности».[18]
Правовое воспитание тесно связано с
правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение,
так или иначе, оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно -
провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в
основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону
сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного
воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою
очередь очень сильно ограничено реальной правовой, новой практикой, поскольку
невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в
общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в
пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами
перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и
юношеством).
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно,
формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль
субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не
является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль
воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким
воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А.Д. Сахаров, А.Ф.
Кони), который раскроет людям глаза на истинное положение дел в области защиты
прав человека, противостоянии государственному произволу.
По этой причине основной упор в деле
повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение,
информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно
ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями
тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и
уровень правовой культуры выше, чем в России. Тем более важно обучать этому
будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они
видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства,
т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных
постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в
целом.
Глава 3. Правовая культура в жизни современного общества.
Для того, чтобы
разобраться какое место занимает правовая культура в наше время в обществе
необходимо знать какое место она занимала в прошлом.
Высокий уровень
правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в
жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям,
политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том,
что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже
пренебрежение правом. Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у
населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой
нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем
обществе еще с дореволюционного времени прошлого. Из поколения в поколение в
России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и
пониманию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже
выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение
нравственный аспект. В условиях крепостного права в общественных отношениях
царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х
годов XIX века правовая
действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество.
Уровень правовой культуры остался достаточно низким.
Во время революции 1917
года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не
могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления
новой правовой системы. Переворот происходил в сложнейших условиях обострения
классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в
сторону анархии, непризнания законности. К тому же было ясно, что в условиях
гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и
установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке
царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой – красного, ни о
каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой
системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не
ограниченное никакими законами господство этого класса.
В период новой
экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о
социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация
социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той
реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в
дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен
правовой нигилизм.
Существовали и
обстоятельства идеологического характера, действовавшие не только во времена
культа, но и позже; с точки зрения марксизма-ленинизма право, как и
государство, представлялось как отрицательное явление общественной жизни, которое
должно отмереть в самом ближайшем будущем. Идеологи марксизма-ленинизма в 20-е
годы XX века отвергали
необходимость права, считали, что «право – такой же опиум для народа, как и
религия», верили, что после свержения капитализма и самодержавия страна войдет
в новое общество. Все это было основано на правовом нигилизме народа.
О социальной ценности
права заговорили только в 60-70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня.
Другая сторона вопроса – волюнтаристское отношение к законодательству. Все это
находится в области правосознания – правовой идеологии и правовой психологии.
Отрицательное влияние
на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с
30-40-х годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается
как орудие государства, как средство управление, как нечто, находящееся в руках
государства и направленное против населения. И когда определенная часть наших
теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная
идеология отнеслась к этому отрицательно. А ведь главное назначение права в
том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и
свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права
и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство
усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей
существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не
может быть и речи.
Помимо высокого уровня
правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в
области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику,
степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного
законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются
на низком уровне. Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения
юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.
Например, принятый в 1991 году Закон «О предприятиях» был шагом вперед, но в
нем имелись юридические недостатки. Термин «коллектив – хозяин предприятия» не
раскрывал содержания правового статуса юридического лица. Неясно было, что
подразумевает законодатель под термином «хозяин». Этот термин был перенесен в
законодательный акт из общественно-политической литературы и резко снизил его
значение, так как не являлся юридическим. Коллектив – собственники или нет?
Законодатель не решил этого главного вопроса. Если у нас в стране будут
издаваться законодательные акты низкого технического уровня, то о правовой
культуре говорить не имеет смысла.
Правовая культура – это
еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от
многих факторов. Имеет значения и состояние помещений для судебных заседаний, и
облик судей, и само проведение судебного процесса. Дворцов правосудия у нас еще
нет. Это и неудивительно. До последнего времени правосудие у нас было только в
законе. Судебная профессия не престижна. В реальной жизни культура правосудия
находится на очень низком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень
правовой культуры населения. Правовая культура – это высокий уровень культуры
законодательства и правосудия, их реальное состояние.
Следующий элемент
правовой культуры – фактическое состояние законности и правопорядка в стране.
Состояние преступности – это определенная характеристика правопорядка, но
главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. В США преступность
выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в
стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан,
законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь
наказан несправедливо – законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник
был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это
обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть
реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое
государство построить невозможно.
Можно говорить о правой
культуре личности, группы общества в целом в тот или иной исторический период.
Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель
правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая
культура и т.д.).
Западная модель
правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются
основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с
античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание
ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры
входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей
Дж. Локка и Ш.Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и
свободы личности.
Правовая культура так
же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии. Без
них демократия может превратиться в анархию. А это чревато пагубными
последствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирового
правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод
личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Высокий уровень
правовой культуры является необходимым условием (фактором) формирования
правового государства. Особенно актуальной эта проблема является для
отечественного права и государства. Поэтому, воспитание правовой культуры
граждан – важнейшее условие стабильности и правопорядка в обществе.
Правовая культура
общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется
территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации
и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении
национальных культур состоит процесс формирования единой субкультуры с позиции
общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало
необходимость выработки общецивилизационных, общечеловеческих начал и принципов
деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших
нормативно-правовых актах международного характера. Особенно заметно этот
процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы
согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в
рамках которого обеспечиваются основные права и свободы личности (Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод).
Теперь вернемся к
особенностям правовой культуры в России.
Отечественная
юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых,
российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна
неразрывность правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно
сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие
говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные
исторические корни.
В течение длительного
времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для
развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и
субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не
развитые институты конституционализма, характерное для западноевропейской
правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и
свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима
советской власти в течение 70 лет и т.д.
Социологические опросы,
проведенные на протяжении последних 20 лет, свидетельствуют о том, что
большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий
правосудие и защиту прав граждан от произвола должностных лиц, а лишь место,
где человека лишают свободы. Я считаю, что отношение общества к праву и в
частности к правовой культуре хорошо иллюстрируют таблицы приведенные
Социологическим центром РАГС[19].
Ниже приведены некоторые из этих таблиц.
Приходилось ли лично Вам в текущем (2002) году сталкиваться
с нарушением Ваших прав органами государственной власти в перечисленных ниже
ситуациях?
(Сумма ответов
не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько
вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).
При
рассмотрении трудовых конфликтов, связанных с условиями найма на работу,
оплатой труда и др.
|
12,2
|
При
получении паспорта или регистрации вида на жительство
|
9,9
|
При
оформлении пенсии или социального пособия
|
8,9
|
При
обращении в милицию
|
6,7
|
При
оформлении права владения жилищем
|
6,1
|
При
поступлении на работу (учебу)
|
5,3
|
При
оформлении права наследования
|
3,6
|
При
обращении в суд или прокуратуру
|
3,5
|
При
оформлении права владения приусадебным (дачным) участком
|
2,8
|
При
оформлении частного предпринимательства
|
2,2
|
В
другой ситуации
|
2,4
|
Не
приходилось сталкиваться
|
49,9
|
Как Вы
оцениваете степень своей защищенности от возможного административного произвола
властей?
Защита
совершенно не обеспечивается
|
40,1
|
Некоторая
защита все же обеспечивается
|
43,0
|
Обеспечивается
достаточная защита
|
5,9
|
Затруднились
ответить
|
11,0
|
Как
Вы оцениваете степень своей защищенности от преступности?
Защита
совершенно не обеспечивается
|
48,3
|
Некоторая
защита все же обеспечивается
|
40,6
|
Обеспечивается
достаточная защита
|
4,6
|
Затруднились
ответить
|
6,5
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|