Рождество Христово. Празднуется
7 января. Точная дата рождения Христа не установлена. В Священном писании
упоминается 30-й год правления римского императора Октавиана Августа;
одновременно говорится о рождении Христа «во дни царя Ирода». Некоторые
церковные историки относят рождение Иисуса на несколько лет раньше точки
отсчета европейского летосчисления «от Рождества Христова», к 7-6 гг. до н.э.,
поскольку иудейский царь Ирод I Великий умер в 4 г. до н.э.
В качестве праздничной даты первоначально был избран
праздник Богоявления, отмечаемый со II века христианами Египта как ожидание
Божественного Избавителя. Однако с IV века праздник Рождества Христова был
отнесен на день зимнего солнцестояния, широко отмечавшийся народами
Средиземноморья, тогда как Богоявление отождествлено с Крещением Господним.
Крещение Господне. Празднуется
19 января. Происхождение праздника связано с проповедью пророка Иоанна
Крестителя, возвестившего скорое пришествие Спасителя и призвавшего людей к покаянию.
Над кающимися Иоанн совершал обряд омовения в реке Иордан, символизирующий
начало праведной жизни. В славянских переводах Нового завета греческое слово
«баптизма» (омовение) было передано как «крещение» (в связи с последующим
освящением Христом обряда омовения своей крестной жертвой).
Согласно рассказу Священного писания, данный обряд Иоанн
соверши, и над явившимся к нему Иисусом. В момент крещения Иисуса голос Бога с
небес возвестил о нем как о Сыне Божием, а Святой Дух сошел на Христа в виде
голубя. Праздник Крещения Господня именуют также Богоявлением.
Сретение Господне. Празднуется
15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Введен Иерусалимской
церковью с IV века в память о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский Храм
для посвящения его Богу. Во время посвящения произошла встреча («сретение»)
Иисуса со старцем Симеоном, жившим при храме, которому было предсказано, что он
при жизни увидит Спасителя.
Благовещение. Празднуется 7
апреля. Установлен в память о явлении Деве Марии архангела Гавриила,
возвестившего о будущем рождении Сына Божия. Утвержден в IX веке исчислением 9 месяцев назад от Рождества Христова.
Преображение Господне.
Празднуется 19 августа. Установлен в память о пребывании Христа на горе Фавор,
когда во время молитвы бывшие с ним апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Иисуса
преображенным Божественным Светом, в окружении пророков Моисея и Илии. Праздник
отмечался в Палестине как начало сбора первых плодов. В связи с этим в
восточном христианстве утвердился обычай освящения первых плодов (яблок,
винограда) в праздник Преображения Господня, после чего разрешалось употреблять
их в пищу.
Успение Пресвятой Богородицы.
Отмечается 28 августа в память о кончине Богоматери, которая после Воскресения
Христова жила в доме апостола Иоанна Богослова. Ее смерть наступила около 48 г.
н.э. в г. Эфесе, где Иоанн Богослов жил после ссылки. Некоторые церковные
историки местом ее кончины называют Гефсиманию. В обоих пунктах есть храмы,
посвященные Успению Богоматери.
Помимо двунадесятых праздников почитанием в православии
пользуются Великие праздники, связанные с важными событиями
церковной истории:
- Обрезание Господне (в память о совершении над
младенцем Иисусом древнеиудейского обряда обрезания) - празднуется 14 января;
- Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) -
празднуется 7 июля;
- День Первоверховных апостолов Петра и Павла
(установлен в память их мученической кончины во время антихристианских гонений
при римском императоре Нероне в 64 г.) - отмечается 12 июля;
- Усекновение главы Иоанна Предтечи - отмечается
11 сентября;
- Покров Пресвятой Богородицы (установлен на
основе легендарного видения византийским подвижником Алексием Божиим Человеком
в VII веке, во время осады Константинополя арабами, Богоматери в небе,
укрывающей город от врага своим покрывалом) - празднуется 14 октября.
Другие, менее значительные праздники посвящены отдельным
святым (дате их смерти или прославления церковью), знаменательным событиям в
истории православия, а также особо чтимым иконам. В первое воскресенье после Дня
Святой Троицы отмечается День Всех Святых - общий праздник всех святых,
чтимых в православии, а еще через неделю - особый праздник Всех Святых, в
земле Российской просиявших.
Посты. Помимо праздников,
большую роль в православии играют посты - периоды воздержания от животной пиши,
чувственных удовольствий и развлечений - с целью достижения молитвенного
сосредоточения. Главные среди них - четыре многодневных поста:
- Великий Пост (семь недель перед Пасхой -
духовное приготовление к празднику Воскресения Христова);
- Петров Пост (от праздника Всех Святых до Дня
Первоверховных апостолов Петра и Павла);
- Успенский Пост (две недели перед Успением
Богородицы);
- Рождественский Пост (от Дня апостола Филиппа
27 ноября до Рождества Христова).
Приняты также однодневные посты: среда и пятница в
течение всего года, кроме праздничных «сплошных» недель (в среду Иисус был
предан в руки врагов, в пятницу - распят); канун Крещения Господня
(«крещенский сочельник»); День Усекновения главы Иоанна Предтечи; День Воздвижения
Креста Господня.
Православное богослужение Храмовое
богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню,
обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из:
- молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и
прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особые
молитвословия (акафисты);
- молитвенных прошений (ектений);
- чтения Священного писания в установленном порядке.
Центральное место в суточном богослужении занимает литургия
(по-гречески – «общее дело»), во время которой совершается евхаристия -
таинство причащения.
Первый единый литургический канон (порядок богослужения)
был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия
Великого служится лишь несколько раз в году, а наиболее употребительным в
православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста.
В период Великого Поста служится также литургия
Преждеосвященных Даров, во время которой евхаристия не совершается.
Литургическое богослужение имеет сложную структуру, включающую:
- проскомидию (подготовительную часть);
- литургию оглашенных (готовящихся к принятию крещения);
- литургию верных, когда совершается евхаристия.
Последование молитв во время евхаристии составляет анафору
(по-гречески - возношение). Согласно каноническим правилам, священные сосуды,
используемые для евхаристии, - дарохранительница, дароносица, потир
(евхаристическая чаша) - для иных целей использоваться не могут.
Проповедь в православном
богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение
изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах
совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском,
грузинском, английском).
В Русской церкви используется церковно-славянский язык -
искусственный язык-интерлингва, созданный на основе южнославянских говоров и
диалектов IХ века, который иногда ошибочно отождествляется
со старославянским и древнерусским.
Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и
богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и
Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). Получив первоначальное
распространение в Болгарии, тексты славянского богослужения после принятия
христианства попали на Русь. Попытки перевода православного богослужения на
современный русский язык предпринимались неоднократно, но были малоуспешными. В
православном богослужении используется хоровое пение без музыкального
сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай
сохранился у старообрядцев).
Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы
(псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены
в VIII веке И. Дамаскином и Ф. Студитом.
Среди российских композиторов,
оставивших значительное наследие духовной музыки, наиболее известны П.
Чайковский (1840-1893) и С. Рахманинов (1873-1943). Кроме того, можно назвать
М. Березовского (1745-1777), А. Веделя (1767-1806), Д. Бортнянского
(1751-1825), А. Кастальского (1856-1926), А. Гречанинова (1864-1956), П.
Чеснокова (1877-1944).
Вопрос №2. Церковная организация православия
В настоящее время общая численность православных в мире составляет
более 220 млн. человек..Согласно православному вероучению Церковь – это не
просто собрание любых желающих поговорить или вспомнить об Иисусе Христе.
Православная Церковь – это:
1) дом Божий, храм, дом
Господень;
2) от Бога единожды
установленное и непрерывно существующее вселенское общество верующих во Христа,
соединенное словом Божиим, законным священноначалием и таинствами, управляемое
Самим Господом и Духом Божиим, для вечной жизни и спасения верных;
3) живое, бессмертное и
обладающее сознанием, единственное и единое Тело; всегда оживляемое, очищаемое
и освящаемое Духом Святым; постоянно от Бога имеющее благодать Божию; созданное
и неизменно возглавляемое Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом –
средоточием православной веры;
4) Вселенская Православная
Церковь – единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – все входящие в нее
Поместные Православные Церкви.
Вселенская Православная Церковь состоит из
15 поместных Церквей, упоминаемых в официальных списках в установленном порядке
в соответствии с их древностью и значением (до 1054 года, то есть до отпадения
Западной Церкви – католиков, этот список начинался с Римской Церкви):
Константинопольский Вселенный Патриархат; Александрийский Патриархат;
Антиохийский Патриархат; Иерусалимский Патриархат; Русская Православная
Церковь, Московский Патриархат; Грузинский Патриархат; Сербский Патриархат;
Румынский Патриархат; Болгарский Патриархат; Кипрская Церковь; Элладская
Церковь; Албанская Церковь; Польская Православная Церковь; Чехо-Словацкая
Церковь; Православная Церковь в Америке.
Кроме того, в структуру православной церкви
входят автономии: Синайская автономная Архиепископия; Финляндская автономная
Церковь; Японская автономная Церковь.
Структура Русской Православной
Церкви. Согласно
Уставу Русской Православной Церкви, преемственно утвержденному Юбилейным
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, она является
многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном
единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными
Православными Церквями. Таким образом, Русская Православная Церковь в единстве
веры и духа является равноправной составной частью единого Богочеловеческого
организма – Вселенской Православной Церкви – единой Святой Соборной и
Апостольской Церкви, Глава и основа которого есть Сам Господь Иисус Христос, Сын
Божий по божественной Природе, одна из трех ипостасей единой Пресвятой Троицы –
одного и единого Бога. Благодатное общение с Богом осуществляется Русской
Православной Церковью и в ней всех православно верующих людей без всяких
посредников, сотоварищей, иных форм языческого многобожия и эманаций.
В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей
Вселенской Православной Церкви, при принятии и утверждении всех решений
действует принцип соборности в Духе Святом. В земной Церкви ее Главу –
Иисуса Христа, представляет не один «главный епископ» или «папа», а только весь
епископат в целом. Церковность противополагается индивидуализму власти. Любая
община православных верующих возглавляется законным священником, а не действует
из своих собственных самовольных начал.
В Русской Православной Церкви имеются три
степени священства: первая (высшая) – епископы (архиереи), которые преемственно (то есть,
законно) от апостолов приняли полноту иерархических даров и полномочий; вторая
– священники;
третья (низшая) – диаконы.
Все находящиеся на одной ступени священства
равны по благодатному дару Божьему, но между ними могут быть различия по чести
и административным полномочиям. В этой связи важно, что в православии патриарх,
митрополиты, архиепископы, епископы, все священноначалие и все остальные без
исключения члены Вселенской Церкви окормляются каждый своим духовником, который
также обязательно имеет своего духовника, и так далее... до всей церковной
соборной духовной полноты (возглавляемой Господом Иисусом Христом). Все это
духовное окормление осуществляется при строжайшем соблюдении тайны исповеди.
В настоящее время юрисдикция Русской Православной Церкви простирается
на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории
Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии,
Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении,
Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных,
проживающих в других странах.
Все входящие в Русскую Православную Церковь канонические
подразделения: Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные
учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные
учебные заведения, миссии, представительства и подворья канонически составляют
Московский Патриархат. Любые самочинные своевольно возникшие структуры, даже
если они признают Библию священной книгой и считают Иисуса Христа Богом, не
входят в Русскую Православную Церковь. «Московский Патриархат» – другое
официальное наименование Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении
существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на
основе:
а) Священного Писания (письменного слова Божьего) и
Священного Предания (живого слова Божьего – жизни и сознания Тела Христова в
Духе Святом);
б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и
Поместных Соборов и святых отцов (письменной и устной части Священного
Предания);
в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов,
Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси:
г) Устава Русской Православной Церкви.
Канонические подразделения Русской Православной Церкви,
находящиеся на территории конкретных государств, могут быть зарегистрированы в
качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране
законами.
В духовной жизни Русской Православной Церкви, как и во всей
Вселенской Православной Церкви, действует принцип соборности в Духе Святом при
принятии и утверждении всех решений. В практической управленческой и властной
деятельности Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру. Высшими
органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский
Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
В Русской Православной Церкви действует церковный суд
в трех инстанциях: епархиальный суд; общецерковный суд; суд Архиерейского
Собора. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также
клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский
суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое
управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.
Церковный суд Русской Православной Церкви реализует судебную власть посредством
церковного судопроизводства. Никакие другие церковные органы и лица не вправе
принимать на себя осуществление функций церковного суда. Судебная система в
Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом
Русской Православной Церкви и «Положением о церковном суде». Имеется механизм,
обеспечивающий единство судебной системы Русской Православной Церкви.
Канонические подразделения Русской Православной Церкви не
ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для
проведения политических мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3
|