2. Новые независимые
государства
Под "новым независимым государством" понимается
государство-преемник, территория которого непосредственно перед моментом
правопреемства являлась зависимой территорией, за международные отношения
которой было ответственно государство-предшественник. Раздел о них в Конвенции
о правопреемстве поставлен одним из первых и является весьма основательным,
регулируя новую проблему.
Макнейр писал, что "общий принцип состоит в том, что
вновь образованные государства... начинают с чистой доски в отношении
договорных обязательств..." . Это положение было подтверждено обобщением
практики, осуществленной Секретариатом ООН (Materials on Succession of States
). Конвенция поддержала принцип чистой доски (tabula rasa). Новое независимое
государство не обязано сохранять в силе любой договор, который был в силе в
отношении ставшего независимым государства.
Вместе с тем практика новых независимых государств свидетельствует
о том, что они понимают выгодность сохранения договорных отношений
предшественника. Воссоздание этих отношений может потребовать от них
значительных усилий и причинить немало неудобств. Поэтому они в большинстве
случаев сохраняют прежние договоры с тем, чтобы постепенно избавиться от
невыгодных положений.
Так, в результате обмена нотами в 1961 г. Сьерра-Леоне
приняла на себя "все обязательства и ответственность Правительства
Соединенного Королевства, которые вытекают из любого действительного международного
акта... постольку, поскольку такой акт может быть применим и к
Сьерра-Леоне". Аналогичным путем был урегулирован вопрос и с Ганой в 1957
г. Правительство Фиджи заявило о желательности поддерживать существующие
правовые отношения .
В протоколе франко-тунисского Соглашения о независимости
Туниса 1956 г. говорилось о признании Францией независимости Туниса. В
результате Договор, заключенный между ними 12 мая 1881 г., не может больше
регулировать франко-тунисские отношения. Положения Соглашения 1955 г., которые
"будут противоречить новому статуту Туниса, как независимого и суверенного
государства, будут изменены или аннулированы" .
В совместном франко-марокканском заявлении 1956 г.
констатировалось, что "в связи с эволюцией, осуществленной Марокко по пути
прогресса, Договор, заключенный в Фесе 30 марта 1912 года, больше не
соответствует потребностям современной жизни и не может больше регулировать
франко-марокканские отношения" . В Соглашении между Францией и Марокко
1956 г. говорилось: "Марокко настоящим принимает обязательства, вытекающие
из договоров, заключенных Францией от имени Марокко, а также те, которые
вытекают из международных актов относительно Марокко..."
Вместе с тем известны и иные случаи. В августе 1960 г.
Правительство Конго заявило, что все договоры, заключенные в период
бельгийского господства, утратили силу . В правительственном заявлении
княжества Бахрейн об объявлении независимости 1971 г. говорилось об
аннулировании всех политических и военных соглашений, связывающих Бахрейн с Англией
Было бы правильным, чтобы после обретения суверенитета новым государством
немедленно прекращали свое действие несовместимые с новым положением договоры.
Что же касается иных обязательств, то они не должны автоматически
распространяться на новое государство, поскольку отражают его прежнее
положение. Целесообразно предусмотреть пересмотр ранее заключенных договоров с
учетом нового положения.
США придерживались практики скорейшего заключения
соглашений с новым независимым государством о договорах, которые будут
применимы между ними . СССР и Россия не имели соответствующих проблем и
заключали с новыми государствами новые договоры.
Новому независимому государству предоставлено право путем
уведомления о правопреемстве установить свой статус в отношении участия в
многостороннем договоре. Для этого достаточно лишь уведомления. Это положение
не применяется, если установлено, что применение этого договора в отношении
нового независимого государства несовместимо с объектом и целями этого
договора. Новое независимое государство может также путем уведомления стать
договаривающимся государством в отношении многостороннего договора, не
вступившего в силу. Если государство-предшественник подписало многосторонний
договор под условием его ратификации или принятия, то новое государство может
ратифицировать или принять его. В этих случаях также действует правило,
касающееся несовместимости участия нового государства с объектом и целями
договора.
Когда новое независимое государство устанавливает свой
статус в качестве договаривающегося государства или участника многостороннего
договора, то оно рассматривается как сохраняющее любую оговорку к этому
договору, которая была действительной в отношении территории, являющейся
объектом правопреемства. Исключением является случай, когда новое независимое
государство выражает иное мнение.
Уведомление о правопреемстве делается в письменной форме.
Сделавшее его государство считается участником договора с момента
правопреемства или с момента вступления договора в силу, если последнее наступит
позднее.
Положение двусторонних договоров несколько отлично от
многосторонних. Двусторонний договор, который находился в силе в отношении
территории, являющейся объектом правопреемства, будет применяться временно в
отношениях с любым участником, который согласится с этим. В случае, если
двусторонний договор применялся временно, то он будет продолжаться в таком
качестве применяться в случае согласия участников (ст. 28 Конвенции о
правопреемстве).
Практике новых независимых государств известны случаи правопреемства
при объединении. Во Временной конституции 1958 г. Объединенной Арабской
Республики, образовавшейся в результате объединения Египта и Сирии, говорилось:
"Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках, которые
были установлены для их осуществления в момент их ратификации в соответствии с
нормами международного права" .
В 1964 г. Танганьика и Занзибар образовали новое
государство - Танзания. Генеральному секретарю ООН было сообщено о том, что для
Объединенной Республики Танзания "все международные договоры и соглашения
между Республикой Танганьики или Народной Республикой Занзибара с другими
государствами или международными организациями останутся в силе в региональных
границах, предусмотренных при их заключении" .
В приведенных случаях объединившиеся государства
сохраняли значительную автономию, что давало возможность применять договоры на
соответствующей части территории нового государства. Что же касается
объединения государств в единое правовое поле, то такой подход едва ли приемлем.
3. Объединение и отделение
государств
Анализ практики государств в случае объединения не давал
единого четкого критерия правопреемства. Анализируя практику объединения таких
государств, как Германская Федерация 1871 г., Швейцарская Федерация 1848 г. и
других, ученые пришли к выводу, что имеет значение то обстоятельство, является
ли государство-преемник федеральным или унитарным государством. Отмечалось,
однако, что и при этом последствия могут быть разными.
В этом отношении представляет интерес практика Советского
государства. При включении другого государства в качестве части унитарного
государства большинство его договорных обязательств утрачивают силу. Исключение
составляют договоры, например, о госграницах, некоторые финансовые
обязательства. Аннулируются также договоры, регулировавшие отношения
государства-предшественника с государством-преемником. Свидетельством тому
может служить Декрет ВЦИК от 22 декабря 1922 г. о признании утратившими силу
некоторых договоров, заключенных с Дальневосточной Республикой .
В Договоре об образовании СССР 1922 г., в Конституции
СССР 1924 г. сказано, что представительство Союза в международных отношениях
подлежит ведению Союза. Ссылаясь на эти акты, НКИД заявил, что на него
"возложено ведение от имени Союза всех его международных отношений, в том
числе проведение в жизнь всех заключенных вышепоименованными Республиками с
другими государствами договоров и соглашений, которые сохраняют НА ТЕРРИТОРИЯХ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕСПУБЛИК СВОЮ ПРЕЖНЮЮ СИЛУ" . Аналогичные ноты были вручены
НКИД УССР, БССР и ЗСФР представителям иностранных государств в 1923 г.
С учетом существующей практики Конвенция о правопреемстве
в отношении договоров установила следующие правила. В случае объединения
государств находящийся в силе для любого из них договор сохраняет свою силу и
для государства-преемника. При этом, разумеется, стороны могут договориться об
ином (ст. 34).
Как видим, Конвенция подтвердила принцип континьюитета
договоров. При этом особое внимание уделено праву государств на добросовестные
переговоры в целях определения статуса договоров государства-предшественника.
Все это подтверждает, что институт правопреемства можно рассматривать как
международно-правовую гарантию обеспечения надежности договорных отношений в
случае изменений в статусе сторон.
Любой договор государства-предшественника применяется
только в отношении той территории государства, для которой он имел силу в
момент правопреемства. В случае многостороннего договора государство-преемник
делает уведомление, что он будет применяться в отношении всей его территории.
Это положение не применяется, если выясняется, что применение договора ко всей
территории несовместимо с его объектом и целями.
Аналогичным образом государство-преемник может путем
уведомления определить свой статус в качестве договаривающегося государства
многостороннего договора. В случае подписания многостороннего договора одним из
государств-предшественников государство-преемник может его ратифицировать или
принять.
В случае, если от государства отделяются части территории
и образуют новое или новые государства, то независимо от продолжения
существования государства-предшественника любой договор, заключенный
предшественником, сохраняет свою силу в отношении каждого из них. В случае
продолжения существования государства-предшественника любой из ранее
заключенных им договоров продолжает находиться для него в силе. Исключением
являются случаи, когда соответствующие государства договорились об ином и когда
договор относится лишь к одной из отделившихся территорий.
Из сказанного следует, что Конвенция о правопреемстве
государств в отношении договоров, как и Конвенция о праве договоров, особое
внимание уделила обеспечению надежности, устойчивости договоров. Этот момент не
раз отмечался в литературе . Тем не менее приведенные нормы далеко не всегда
находят подтверждение в практике. В большинстве случаев политические договоры
прежних государств прекращают свое существование, другие договоры подлежат
пересмотру с участием сторон, полностью сохраняют свою силу так называемые локальные
договоры, в первую очередь договоры о границах.
В результате Конвенция о правопреемстве в отношении
договоров подверглась значительной критике. Такой авторитет в рассматриваемой
области, как Д. О'Коннелл, отметил, что Конвенция, в стремлении пересмотреть
право, исходила из неправильного представления, из признания особого значения
специальной проблемы деколонизации, в результате чего весь интеллектуальный
контекст был неправильно отражен .
Время от времени в литературе и на практике возникает
вопрос об "автоматическом правопреемстве". Утверждается, что оно
применяется прежде всего в отношении многосторонних конвенций о правах
человека. Соответствующее мнение было изложено Боснией-Герцеговиной в деле
против Югославии (предварительные возражения). Оно касалось применения
Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него . В этой
связи Международный суд счел, что он не будет вдаваться в обсуждение вопроса о
существовании принципа "автоматического правопреемства", применяемого
к некоторым видам международных договоров. Тем не менее Суд процитировал
положение, высказанное им в 1951 г. в отношении Конвенции о геноциде:
"Полное исключение из этой Конвенции одного или более государств не только
ограничило бы сферу ее действия, но также представляло бы отход от влияния
моральных и гуманитарных принципов, которые лежат в ее основе".
Об "автоматическом правопреемстве" можно
говорить, имея в виду многосторонние договоры, устанавливающие общие нормы
международного права. Их положения будут действительны в качестве обычных норм.
Это касается не только договоров о правах человека и гуманитарном праве. Так,
положения Венских конвенций о дипломатическом и консульском праве являются
обязательными для любого государства.
Обратимся теперь к опыту правопреемства в случаях, когда
одно государство включает в себя другое, сохраняя свою правосубъектность. В
результате включения в состав Демократической Республики Вьетнам Южного
Вьетнама действие договоров последнего было прекращено. Принятый в то время
Комиссией международного права проект статей о правопреемстве не был учтен.
Другой аналогичный случай - включение Германской
Демократической Республики в состав ФРГ в соответствии со ст. 23 Основного
закона ФРГ. В результате заключения Договора об основах отношений между ГДР и
ФРГ 1972 г. обе стороны признали друг друга в качестве полноправных субъектов
международного права. До этого западные державы признавали Правительство ФРГ
как представителя всей Германии . Правда, судебная практика нередко
придерживалась более реалистической позиции, рассматривая оба государства как
правопреемников Германии .
Вхождение ГДР в ФРГ было оформлено Договором о
восстановлении единства Германии 1990 г. Одна из статей Договора посвящена
правопреемству ФРГ, а другая - ГДР . В первой из них говорится, что
договаривающиеся стороны исходят из того, что договоры ФРГ, включая те, на
которых основано ее членство в международных организациях, сохраняют свою силу
(ст. 11).
Что же касается ГДР, то заключенные ею договоры будут
обсуждаться с договаривающимися сторонами с точки зрения защиты доверия,
интересов участвующих государств и договорных обязательств ФРГ, а также в
соответствии с принципами свободного, демократического и правового
государственного порядка и с учетом участия в Европейских сообществах с тем,
чтобы решить вопрос об их сохранении, приспособлении или прекращении (ст. 12).
Число заключенных СССР с ГДР договоров достигало 400. Между министрами
иностранных дел СССР и ФРГ 9 ноября 1990 г. состоялся обмен письмами о том, что
двусторонние договоры будут рассматриваться на переговорах сторон. Членство в
международных организациях сохранилось лишь за ФРГ.
Объединение двух германских государств привело к
изменению их договорных отношений с державами-победителями. В 1990 г. был
принят Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии
("Договор 4 + 2"). В Договоре, в частности, говорилось, что "с
объединением Германии в демократическое и мирное государство теряют свое
значение права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии
в целом" .
Приведенное положение подтверждает близость института
правопреемства с нормой о коренном изменении обстоятельств. В случае
правопреемства происходят настолько существенные изменения, что возникает
необходимость в пересмотре существующих договоров. Осуществляться этот процесс
должен путем переговоров с другими сторонами. Сказанное подтверждается и
другими международно-правовыми актами. Так, в Протоколе к Договору о СНВ (1991
г.), принятому в 1992 г., в котором участвуют Беларусь, Казахстан, Россия,
Украина и США, говорится: "Признавая изменение политической ситуации в
результате образования на месте бывшего Союза Советских Социалистических
Республик ряда независимых государств", стороны стремятся
"содействовать осуществлению Договора в этой изменившейся ситуации" .
Необходимость учитывать требования нормы о коренном
изменении обстоятельств при правопреемстве отмечалась и в литературе.
Правопреемство рассматривают как изменение обстоятельств, которое влияет на
политический статус стороны в договоре .
В случае отделения частей государства Конвенция
установила следующие правила. Любой договор, находившийся в силе в момент
правопреемства государств в отношении всей территории
государства-предшественника, продолжает сохранять силу в отношении каждого из
вновь образованных государств. При этом оговариваются обычные условия: если
соответствующие государства не договорились об ином или если установлено, что
применение договора к данному государству будет несовместимо с объектом и
целями договора.
В случае сохранения государства-предшественника как
субъекта международного права на него распространяются все виды ранее
заключенных договоров, за исключением тех, которые относились лишь к тем,
которые касались только отделившейся территории. В таком случае
государство-предшественник сохраняет свое положение и в качестве члена
международных организаций. Показательным было выделение Пакистана из Индии.
Генеральная Ассамблея ООН сочла, что Индия продолжит свое членство в ООН, а
Пакистан должен быть принят, что и было осуществлено в 1947 г.
Страницы: 1, 2, 3
|