В теории права
отмечают регулятивную функцию правовых принципов. Она проявляется в том, что в
случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их
применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами.
Важно отметить, что последние не только определяют уровень правового регулирования
тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства.
Последнее обстоятельство
может наглядно продемонстрировать развитием в уголовно-процессуальном
законодательстве РФ принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.
Существенное
значение имеет вопрос о том, кем должна устанавливаться система принципов,
действующих в определенной сфере правового регулирования: сообществом ученых на
основе анализа того или иного закона или законодателем путем четкого перечисления
в законе конкретных принципов. В первом случае этот вопрос будет являться
элементом предмета науки соответствующей отрасли права, во втором – элементом
предмета правового регулирования.
Отношение к
законодательному выражению правовых принципов должно быть унифицированным. Речь
идет прежде всего об использовании в законотворчестве единой юридической
(законодательной) техники, которая касается внешней формы юридических актов.
Вполне объяснимо
стремление законодателя выразить основу того или иного закона путем
формулирования в нем четкой системы принципов. При этом нужно быть уверенным в
том, что именно такой подход является наиболее эффективным и полезным как для
правоприменителя, так и для выражения внешней формы законодательных актов.
Однако анализ законов к такой уверенности не приводит.
Существенным
является то, что на этапе разработки и принятия законов и особенно тех, которые
принимаются впервые и не имеют предшественников, достаточно полно и определенно
обосновать систему принципов практически невозможно. В данном случае процесс ее
научного обоснования, глубокого осмысления по существу только начинается. В последующем
могут быть сделаны существенные дополнения и уточнения, относящиеся к
принципам, что может повлечь даже внесение изменений или дополнений в соответствующие
законы.
В принятых за
последние годы многочисленных законах Российской Федерации большое значение
придается правовым принципам.
Общеизвестно
значение, которое имеет уголовное право в деле охраны свободы личности и прав
человека, охраны свободы предпринимательства и институтов гражданского
общества, обеспечения диктатуры Закона. Вместе с тем, чтобы в полной мере
оправдать ожидания общества, уголовное право должно адекватно отражать его
социально-экономические реалии, быть максимально справедливым, ибо только тогда
оно может выполнить свое предназначение – защитить общество, государство и его
граждан от преступных посягательств, прибегая лишь к мерам, достойным
гуманистических направлений развития человечества в XXI в.
Принципы
уголовного права как его основные, исходные положения отражаются в законодательстве
в трех основных формах: в нормах Особенной части УК; через посредство
понятий и институтов, закрепленных в нормах общей части УК; через нормы,
специально им посвященные.
Первая форма их отражения в уголовном
праве как раз и связана со всей множественностью установленных законодателем разновидностей
конкретных преступлений. Через правосознание законодателя уравнивающая и
распределяющая стороны справедливости оказывают существенное влияние на
формирование содержания диспозиций и санкций всякой нормы Особенной части
Уголовного кодекса применительно к каждому виду общественно опасного и
уголовнонаказуемого поведения человека. Эту форму (как и соответствующую ей
форму отражения общественно опасного поведения в уголовном праве) можно условно
назвать конкретно-юридической и охарактеризовать в качестве основной, имея в
виду не только ее историческое первородство, но и фундаментальное значение для
реализации других форм отражения принципов уголовного права.
Принципы
уголовного права, будучи элементом его достаточно высокой культуры, на этапах
становления уголовного права могут непосредственно и не восприниматься
законодателем. В таких ситуациях они влияют на законодателя как идеи,
коренящиеся в общественном правосознании, которые он использует применительно к
конкретным видам общественно опасного поведения. При этом необходимо только
помнить, что понимание справедливости, равенства и гуманизма в разные
исторические периоды не было одинаковым и в целом соответствовало уровню
социально-экономического развития российского общества.
Так, уже самый
ранний законодательный акт Древней Руси – Русская правда в большинстве из своих
43 статей содержала меру ответственности за совершение запрещенных ею деяний,
что свидетельствует о наличии весьма отчетливой тенденции, связанной с соблюдением
соответствия меры наказания тяжести содеянного преступником, а значит, и
приверженности древнерусского законодателя идеям справедливости в
уголовном законе.
Понятно, что при
том социальном устройстве Древней Руси (наличие князя и его слуг, свободных
людей и холопов – по существу рабов) не могло быть полного равенства граждан
перед законом. Между тем само появление Русской правды уравнивало членов общества
(отчасти в пределах соответствующих социальных групп) как по требованиям соблюдения
определенных правил, к ним обращенным, так и по единым основаниям ответственности,
в ней сформулированным.
Охрана личности
по Русской правде имела приоритетное значение, что выражалось как в количестве
и строгости норм, этому посвященных, так и в месте, которые занимали в ней эти
нормы. Самые суровые наказания согласно Русской правде назначались за
убийства, телесные повреждения и оскорбления.
Приоритетная
уголовно-правовая охрана личности – это и есть не что иное, как проявление
гуманизма в уголовном праве.
Вина прежде всего
находила свое выражение в круге деяний, наказуемых по Русской правде,
большинство из которых предполагало отчетливое понимание их социального значения.
Так, человек в здравом уме и тогда ясно осознавал, что ударяя другого батогом,
мечом в ножнах, укрывая раба (ст. 3, 4, 11 Российское законодательство X-XX веков. М., 1984. Т.1. с. 38, 47-49) либо используя без спроса чужого
коня, похищая зерно из закрытого помещения, поджигая гумно или двор и т.п., он
тем самым причиняет ущерб потерпевшему и нарушает правила поведения в
обществе, санкционированные князем.
Разумеется тогда
законодатель вряд ли разбирался в нюансах разграничения форм и видов вины, не
всегда придавал такому разграничению должное (подчеркнем, лишь с позиций
сегодняшнего дня) значение (жизнь на самом деле была проще и суровее, а юридическая
техника низка). Однако, то что называется содержанием вины, т.е. выраженное в
деянии отрицательное отношение к обществу (зачастую в лице потерпевшего), почти
всегда составляло необходимый элемент уголовной ответственности по
древнерусскому законодательству. Потому есть все основания считать принцип
вины одной из его исходных предпосылок.
То же самое можно
сказать и в отношении принципа законности.
Законность в
теории права определяют как «принцип, метод и режим строгого, неуклонного
соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений»
(Афанасьев В.С. Законность и правопорядок // Общая теория права и государства /
Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. с. 218), «систему реально действующего права»
(Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права /
Под ред. В.К.Бабаева, Н. Новгород, 1993, с. 527).
Более чем
400-летнее (XI–XV вв.) применение Русской правды – неоспоримое
свидетельство ее реального действия, а обусловленность Русской правды
принципами справедливости, равенства, гуманизма и вины не менее весомый
аргумент в пользу ее правового характера.
Отражение
принципов уголовного права в нормах Особенной части уголовного законодательства
четко прослеживается на всех этапах развития российского государства и права. В
целом же значение этих принципов в разные эпохи возрастало тем более, чем более
крепкий социальный мир и спокойствие царили в обществе, и, наоборот, их
значение падало в периоды обострения социальных противоречий и конфликтов.
Вторая форма отражения уголовно-правовых
принципов (абстрактно-юридическая) через посредство норм Общей части начала
складываться еще до того, как уголовное законодательство было разделено на 2
части. Это было обусловлено в первую очередь потребностями практики в
отграничении виновных и невиновных (а следовательно, несправедливых и
справедливых) поступков людей, в связи с чем некоторые нормы, определявшие составы
конкретных преступлений, дополнялись указаниями общего характера либо для этого
создавались отдельные нормы. К примеру, именно так в Соборном уложении 1649 г.
проводилось разграничение между умыслом, неосторожностью и казусом в случаях
уничтожения чужого имущества при пожаре (ст. 223-228 гл. X).
Понятно, что с
развитием уголовного законодательства, появлением его Общей части эта форма
отражения приобретала все более адекватное и точное выражение.
Необходимость третьей
формы отражения принципов уголовного права, связанной с непосредственным
выражением их содержания в нормах уголовного законодательства, обусловлена
прежде всего возрастанием значения общечеловеческих ценностей в социуме, а
следовательно, и обязанностью государства в предоставлении максимальных
уголовно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку эта
форма отражения принципов уголовного права предполагает самый высокий уровень
абстрагирования и влияния соответствующих норм на содержание уголовного
законодательства в целом, она обладает несомненным социально-методологическим
значением и потому может быть охарактеризована как
абстрактно-социолого-правовая.
Система принципов
уголовного права в теории уголовного права.
Принципы
уголовного права как его исходные, основополагающие, фундаментальные идеи
естественным образом соотносятся с принципами права и его отдельных отраслей.
В целом же
признанное разделение принципов уголовного права на общие и специальные,
основные и неосновные, общеправовые (общие) и регулятивные, безусловно, способствуют
познанию структуры всей правовой системы, уяснению места в ней уголовного права,
значения его принципов. Однако такие классификации (даже абстрагируясь от их
иногда весьма произвольных оснований) носят преимущественно доктринальный, достаточно
оторванный от законодательной практики характер и потому не могут быть непосредственно
в ней использованы.
Поскольку речь
идет о системе принципов уголовного права как «основной», «вечной» отрасли
российского права, то проблема ее выявления по крайней мере включает в себя
следующие аспекты. Это система действительно принципов уголовного права, а не
названных таковыми принципов уголовного законодательства. Потому она должна
отражать минимум три уровня принципов: уголовного права, уголовного законодательства,
отдельных категорий и институтов уголовного права (законодательства).
Данная система
существует лишь в связи с предметом уголовного права, ибо в противном случае такие
принципы (основополагающие начала) не будут обладать собственным уголовно-правовым
содержанием. Поскольку система принципов уголовного права входит в структуру
общественного и правового сознания, ее схема должна отражать не только
внутреннюю структуру и содержание таких принципов, но и внешние связи между
ними и указанными формами общественного сознания.
Принципы
уголовного права – это и есть принципы правосознания, ибо «правосознания вообще»
не существует. Правосознание (подчеркнем, в обеих его формах: идеологии и
психологии) формируется лишь на основе конкретных явлений общественной жизни.
Среди таковых заботы и тревоги об охране от преступных посягательств личности,
собственности, порядка в обществе и т.д. всегда занимали и занимают одно из
первых (если не первое) мест для каждого человека. Соответственно велико
значение и уголовно-правового сознания правосознания в целом, а принципов
уголовного права – для принципов правосознания. Отсюда и исключение принципов
уголовного права из числа принципов правосознания означает не что иное, как
лишение последних существенной части своего содержания.
Если, резюмируя
сказанное о системе принципов уголовного права, попытаться графически
отобразить ее структуру и связи с обусловливающими
принципы социальными явлениями,
то получается схема, приведенная на рис. 1.
Содержание
социальной справедливости как одной из центральных категорий общественного
сознания в конечном счете зависит от конкретных социальных условий реального
общества (как раньше говорили: от его экономического базиса), поведения людей и
тех социальных (духовных и материальных) ценностей, которые создаются таким
поведением, отношений членов общества между собой по поводу указанных
ценностей. Иными словами, содержание категории «социальная справедливость»
обусловливается социальными ценностями и поведением людей реального общества.
Потому и
содержание справедливости как принципа уголовного права (правосознания) обусловливается
содержанием категории «социальная справедливость» применительно к предмету уголовного
права: предмету уголовно-правовой охраны и общественно опасному поведению, ибо
последние являются не чем иным, как наиболее важными социальными ценностями и
разновидностью поведения людей реального общества.
Поэтому и принцип
справедливости – наиболее насыщенный и широкий в социальном плане – по своим уравнивающей
и распределяющей сторонам предопределяет содержание принципов равенства и
гуманизма. Принцип равенства в свою очередь обусловливает основания принципа
вины. Ведь последний есть не что иное, как субъективное (внутреннее,
психологическое) основание равенства граждан в уголовном праве. Поскольку
уголовно-правовое содержание справедливости может быть и не исчерпанным в
принципах равенства и гуманизма, не исключается и прямое влияние справедливости
на принцип законности. Между тем так или иначе (прямо или опосредованно) все
содержательные принципы уголовного права (справедливости, равенства, вины и
гуманизма) воздействуют на содержание уголовного законодательства только через
посредство формального (служебного, функционального) принципа законности. Чтобы
выступать основными, фундаментальными идеями уголовного законодательства,
принципы уголовного права как минимум должны получить в нем свое отражение.
Следовательно, без предусмотренности, закрепления в уголовном законе (что и
образует сущность принципа законности) принципы уголовного права попросту не
могут состояться как принципы уголовного законодательства.
Создаваемое для
охраны наиболее важных общественных отношений (предмета уголовно-правовой
охраны) от общественно опасного поведения людей уголовное законодательство
именно поэтому и вбирает в себя содержание этих двух социальных феноменов.
Вместе с тем формирование содержания уголовного законодательства происходит при
безусловном влиянии на данный процесс идей общественного правосознания:
справедливости, равенства и гуманизма, вины и законности. Потому и принципы
уголовного законодательства не могут не отражать содержание указанных идей
применительно к предмету уголовно-правовой охраны и общественно опасному
поведению. Не могут они также находиться и вне границ уголовного
законодательства.
Принцип
равенства граждан перед законом. Формула принципа равенства граждан перед законом (ст.
4 УК) заимствована из содержания ч. 2 ст. 19 Конституции России. Однако
конституционные нормы не следует воспроизводить в отраслевом законодательстве.
Это, во-первых,
едва ли укрепляет целостность Конституции, во-вторых, излишне, поскольку
Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15). В-третьих,
напротив, использование в ст. 4 УК только текста ч. 2 ст. 19 Конституции и игнорирование
содержания ч. 1 и ч. 3 данной статьи порождает иллюзию о меньшей значимости в
уголовном праве равенства всех перед судом, нежели законом; о меньшей ценности
равенства прав и свобод между мужчиной и женщиной, их равенства в возможностях
реализации этих прав и свобод, чем равенства лиц, совершивших преступления.
Отсюда и в целом создается впечатление о большей важности в уголовном праве
интересов последних по отношению к интересам всех граждан. Наконец, в-четвертых,
заимствование содержания отдельных норм Конституции по существу не разрешает
проблемы выражения принципа равенства граждан перед законом.
Страницы: 1, 2, 3
|