Принципы организации судебной власти
ВВЕДЕНИЕ
В правовом демократическом государстве действует правило,
согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные
свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения
их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые
конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов
исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и
обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е.
обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной
власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом
защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.
Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено
принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).
В тоталитарном обществе население не
испытывает доверия к судебной власти. Во-первых потому, что уголовный процесс
лишен настоящей состязательности, а суды не обладают подлинной
независимостью. Во-вторых, в связи с ограниченностью гражданской
правосубъектности в сфере имущественных отношений и возможности
оспорить противоправные действия властей. Суды поэтому воспринимаются
исключительно как орудие репрессий, мало считающееся с правом человека
на защиту, презумпцией невиновности и другими демократическими
принципами судебного процесса.
Правовое демократическое государство
придерживается совершенно иных представлений о роли судебных учреждений.
Рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободе
предпринимательства, безмерно расширяет сферу действия судов. Важнейшая задача
государственной власти - охранять
3
права и свободы человека- требует демократизации уголовного процесса и практического
внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий
должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер,
ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же
время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое
государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от
которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза
уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы,
а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют
исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится
сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией
свободы народа.
1. СУДЕБНАЯ
ВЛАСТЬ И ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Все конституции мира содержат разделы
(главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным
предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная
власть является составной частью государственной власти. К томе же эта власть -
власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно
воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного
установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии
прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной
системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень
конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность
судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия,
создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования
судебных решений и приговоров, а также - гарантировать независимость и высокий
статус деятелей юстиции.
В Конституции РФ термин "судебная
власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию
судебной системы, так и принципы
4
деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ
употребляется термин "правосудие", которым обозначается
содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям
закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко
употребляются как идентичные.
Одна из статей главы "Судебная
власть" посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о
вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но
такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы
друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает
существенное содействие осуществлению
судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти
следует скорее объяснить данью традиции.
Место судебной власти в системе органов
государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется
положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и II Конституции
РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти
наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются
самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в
независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В
своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только
высшим Судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам
Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным
Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в
Российской Федерации (ч.1 ст. II Конституции РФ).
Принцип разделения властей не только
распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но
и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В
этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью
обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в
отношении назначения судей на
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ
ШКОЛА
их должности, но судебная власть обладает возможностью
фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.
Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и
приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.
Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия)
должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти
противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных
органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух
других ветвей власти,
а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.
Принцип разделения властей важен также
для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не
привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью.
Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти.
Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством,
подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы
исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на
направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки
органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе
его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто
отличное от первоначальных целей.
Положение судебной власти в системе разделения властей
начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об
организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, что поскольку из
смысла ст. 10, и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа
разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно
образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами
законодательной и исполнительной власти. С другой стороны природа судебной
власти в отличие от двух других такова, что она может
функционировать только при существовании унитарной вертикали
6
судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная
проблема присуща многим федеративным государствам.
В США, например, она решается с помощью дуализма (двойственности) судебной системы, когда на территории каждого
субъекта федерации (штата) действуют
одновременно федеральные суды, возглавляемые Верховным судом США, и суды данного штата, возглавляемые Верховным
судом штата. При относительно четком
и устоявшемся разделении юрисдикции между судами такая система в целом
действует удовлетворительно. Но в России судебный федерализм признается не соответствующим ее конкретным
условиям, с чем, однако, не совсем
согласны многие субъекты РФ, оказавшие определенное противодействие судебной
реформе. Законодательство о судах, принятое в субъектах РФ, настолько
разноречиво, что Президент РФ издал Указ J401 от 20 марта 1996 г., в котором
предложил органам государственной власти субъектов РФ привести законодательство
в части, касающейся деятельности судов, в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством о
судах общей юрисдикции, включая
военные суды, и об арбитражных судах.
В 90-е годы
произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 г. был
принят Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации",
в июле 1997 - Федеральные законы об исполнительном производстве и о судебных
приставах. Необходимо существенное обновление уголовно-
процессуального и гражданского процессуального кодексов. 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Разрешением гражданских споров
занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие
квазисудебные органы, создаваемые спорящими
сторонами или действущие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне
установленных законом процессуальных
правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в
Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно,
только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в
установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители
народа (народные заседатели, присяжные заседатели) вправе рассматривать
уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения,
обеспеченные государственным принуждением.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118)
судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
конституционного, гражданского,
административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных
правил. Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации"
от 21 июля 1994 г., гражданское -
Гражданским процессуальным кодексом, административное - Кодексом об административных правонарушениях, уголовное
- Уголовно-процессуальным кодексом. Конституция РФ фактически учреждает еще
один вид судопроизводства - арбитражное судопроизводство, которое регулируется Арбитражным процессуальным кодексом, но
этот вид судопроизводства все же закрепляется отдельно (ст. 127).
Конституция РФ не содержит перечня
конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о
том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным
конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную
систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, 1фоме
федерального конституционного закона. Следовательно, не могут
создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к
нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях
субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они
строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией.
Поэтому эти
8
суды
называются федеральными судами.
Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет
единство судебной системы, которая обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской
Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций
(уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей
территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых
судей из федерального бюджета.
Закон устанавливает твердый порядок
создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд
РФ, созданные в соответствии с Конституцией
РФ, могут быть упразднены только путем
внесения поправок в Конституцию рф. Другие
федеральные суды создаются и
упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ
создаются и упраздняются законами
субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его
ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
В
настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный
Суд РФ, действующий на основании
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля
1994 г., а также конституци-
9
онные и
уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с
федеральным Конституционным Судом.
2.
Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные
суды
республик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто
номных
округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды,
а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды дей
ствуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. в
части,
не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной сис
теме
Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным,
гражданским делам и делам, возникающим из административных правонару
шений. Судьями общей юрисдикции
субъектов РФ являются мировые судьи, ко
торые в пределах своей компетенции
рассматривают гражданские, администра
тивные и уголовные дела в качестве
суда первой инстанции. Полномочия и по
рядок деятельности мирового судьи
устанавливаются федеральным законом и
законом субъекта РФ.
3.
Арбитражные
суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ,
федеральные арбитражные суды округов,
арбитражные суды республик и дру
гих субъектов РФ. Арбитражные суды
действуют на основе Федерального кон
ституционного закона "Об
арбитражных судах в Российской Федерации" от 28
апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения
экономических
споров и рассмотрения ряда иных дел. Закон
допускает создание специализиро
ванных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных
дел (имеются в виду трудовые,
налоговые и др.), но только путем внесения до
полнений в данный закон.
В Конституции РФ установлен строгий
запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже
самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не
могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы,
выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие
без процессуальных гаран-
10
тий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что
такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются
частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных
к ним по закону.
Возможность полного и независимого
осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым
непосредственным образом связана с порядком финансирования судов. Здесь
есть определенная опасность, которая состоит в том, что если бы обязанность
финансового обеспечения судов (зарплата судей, приобретение оргтехники,
строительство и ремонт зданий и т. д.) взяли на себя субъекты РФ,
то суды неизбежно попали бы под местное влияние и утратили свою
самостоятельность. Чтобы этого не произошло, а суды действительно являлись звеньями единой
федеральной судебной системы, Конституция РФ
установила, что финансирование судов производится только из федерального
бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской
Федерации". *
Страницы: 1, 2
|