Этот этап отличает участие врачей
в движении за модификацию экспериментальной науки или даже за отмену
экспериментов на живых животных. Итогом этих усилий явилось принятие
Международных рекомендаций по проведению медико-биологических исследований с
использованием животных. Консультативный комитет Всемирной Организации
Здравоохранения по медицинским научным исследованиям при Совете Европы утвердил
эти рекомендации в 1984 году. В марте 1986 года в Страсбурге Советом Европы
была принята «Европейская конвенция по защите позвоночных животных,
используемых в экспериментальных и других научных целях».
Несмотря на принятое
законодательство и общественное мнение относительно вивисекции, и в наше время
продолжаются жестокие эксперименты.
Доктор Р. Шарп в своей книге
пишет: "Ежегодно в одной Великобритании миллионы животных страдают и
умирают в научно-исследовательских лабораториях. Их обжигают, ошпаривают,
отравляют и замаривают голодом, подвергают электрическим разрядам и приучают к
наркотикам; их подвергают воздействию низких температур, близких к точке
замерзания, содержат в полной темноте с рождения и вызывают у них такие
заболевания, как артрит, рак, диабет, инфекции ротовой полости, язвы желудка,
сифилис, герпес и СПИД. У них хирургически удаляются глаза, им наносят
повреждения мозга и вызывают переломы костей. В ходе военных исследований
животных отравляют газом, цианистыми соединениями, расстреливают пластиковыми
пулями и наносят им раны снарядами, движущимися с большой скоростью" [13]…
И если по данным обязательной статистики, которая ведется Британским правительством
(также в странах ЕС согласно директиве 86/609/EEC, США и в Японии благодаря добровольной
японской ассоциации «Лабораторных животных в науке»), известно, например, что в
2001 году в высшем образовании было проведено 21% от общего количества экспериментов
на животных (см. рис.1) [25], а в 2003г. их было всего 2,791,781
– (более 7000 ежедневно) [15], то в Украине такой статистики просто нет.
Рис. 1 Диаграмма научных экспериментов с
использованием животных в Великобритании [данные получены от RDS, 2001].
1.
Фармацевтическая
промышленность.
2.
Фундаментальные
научные/медицинские исследования [не университетские].
3.
Фундаментальные
научные/медицинские исследования [университетские].
4.
Центры исследования
безопасности.
Глава III. Биоэтические комитеты в Украине и за
рубежом
Основная роль в реализации
современных правовых вопросов биоэтики сегодня основывается на деятельности
биоэтических комитетов. Существующие в мировой практике этические комитеты
действуют на двух уровнях – национальном и местном. В Украине на национальном
уровне созданы: Комитет по биоэтике при Президиуме НАН Украины, Комитет по
биоэтике при АМН Украины и этический комитет при МЗ Украины.
Деятельность национальных
этических комитетов, как правило, посвящена решению этических вопросов
глобального характера, выработке общих этических принципов, положений,
протоколов; они также проводят экспертизу международных и многоцентровых научных
исследований. Еще одной важной функцией национальных комитетов является осуществление
диалога с общественностью, ее образование в области проблем биоэтики [10].
Работа местных биоэтических
комитетов включает в себя реализацию основных принципов работы Национальных
комитетов на региональном уровне. И если на сегодняшний день в Украине на
местном уровне существуют комитеты, занимающиеся вопросами медицинской этики, то
этика экспериментов на животных осталась практически в тени. Основную правовую
и педагогическую работу в проблеме использования животных в высшем образовании
должны вести комитеты при соответствующих институтах, ВУЗах. Таким образом, например,
в Эстонии работает Комитет этики экспериментов над животными, который был
основан в Университете г. Тарту в 1994г. Он состоит из 5 членов, представляющих
университетские факультеты, где проводится практика с использованием животных (медицинский,
биологический и факультет спортивных наук). Основной принцип работы комитета –
это соответствие требованиям, изложенным в законе о благополучии животных Эстонии,
Конвенции Европейского Союза и Европейской Конвенции защиты позвоночных
животных для экспериментальных и других научных целей. Наиболее значимым
результатом Комитет этики экспериментов над животными считает улучшение
содержания животных в вивариумах начиная с 1995 года, а также преодоление
несовместимости актов Эстонского правительства относительно регулирования
экспериментов над животными в 2000 году.
Комитет этики экспериментов над
животными эффективно сотрудничает с Эстонским обществом защиты животных в
лабораторных экспериментах (основанным в 1997году) и значимыми Балтийскими и
Скандинавскими организациями [11].
Минский государственный
медицинский институт – еще один пример. Более
12 000 лягушек, тысячи грызунов и
сотни собак шло ежегодно в жертву научных и учебных целей в МГМИ. В
настоящее время здесь вообще не убивают животных при обучении студентов [22].
МГМИ прошёл сложный путь
непонимания и сопротивления идеям гуманизма, первым шагом которого было
создание “Проблемной комиссии по экспертизе использования животных в учебном
процессе и научном эксперименте”. Основная цель Комиссии – экспертиза
экономического обоснования и целесообразности проведения опытов. Был осуществлён
пересмотр лечебных программ с целью замены демонстрационных опытов на животных
альтернативными методами, особенно по кафедрам патофизиологии и оперативной
хирургии.
В качестве примеров местных
комитетов в ВУЗах Украины, занимающихся проблемами использования животных в
процессе обучения можно привести Харьковский Государственный медицинский
университет, Киевский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко и Харьковский
Национальный университет им. В.Н.Каразина. Хотя, с правовой точки зрения,
комитетной, проводимую ими работу назвать нельзя из-за как такового отсутствия
нормативно-правовых актов в законодательной базе Украины [12], они все же ведут
автономную работу по введению гуманных принципов и правил в высшее образование.
Важной в работе подобных коммитетов является поддержка со стороны международных
правозащитных организаций. Так, в 2003 году „Международной Ассоциацией Против Болезненннных
Экспериментов на Животных” [IAAPEA] ХНУ им. Г.С. Сковороды был выделен грант на
приобретение компьютера с мультимедиа-альтернативами и создание Интернет-центра,
а также грант на подготовку базы для обучения будущих специалистов по биоэтике
[15,16]. Воспитание педагогов высшего уровня, а также Интернет-центр, по мнению
Ассоциации, позволит уменьшать количество животных, используемых в биологии в
школах и ВУЗах города на 10,000 в год [15,16].
3.1 Опыт работы Ассоциации биоэтики Харькова
Введение гуманных принципов
отношения к животным в высшем образовании, введение курса биоэтики в
образовательный процесс – одни из главных задач, которыми занимается
Харьковская Ассоциация биоэтики. К ее заслугам можно отнести и вклад в создание,
и координирование работы вышеупомянутых Вузовских комитетов г. Харькова.
Из-за проблемы отсутствия
правовой базы, регулирующей работу Ассоциации, она не является государственной
организацией, и ее деятельность не оплачивается из государственной казны.
Ассоциация была основана в 1999
г. Поводом стали организация и проведение в 2000 году в Харькове международного
симпозиума «Биоэтика на пороге III тысячелетия». Ассоциация включает в себя
профессорско-преподавательский состав вузов, ученых, студентов, представителей
различных общественных организаций и партий. Возглавляют ее три сопредседателя,
что обеспечивает устойчивость и отражает основные направления работы.
Первое и основное направление -
альтернативы использованию животных в экспериментах в науке и образовании. Они
разрабатываются и вводятся в практику совместными усилиями
профессорско-преподавательских коллективов Харьковских НИИ и Вузов. Разработка
различных аспектов этой программы проводится совместно с экспертами из Великобритании. При
спонсорской поддержке международных организаций защиты животных, среди которых:
InterNiche (Великобритания), International Association Against Painful
Experiments on Animals (IAAPEA, Великобритания), World Society for the
Protection of Animals (Великобритания) была создана библиотека, которая
включает в себя не только печатные издания, а также дорогостоящую по нашим
меркам мультимедийную и видеопродукцию, доступ и выбор которой в Западных странах
достаточно велик5. Ведь именно стоимость альтернатив сегодня, к
сожалению, является одной из основных проблем внедрения принципов биоэтики в
научный эксперимент. Однако даже наличие подобного рода альтернатив не всегда
может гарантировать их практическое использование. Еще одно препятствие –
языковой барьер, т.к. практически все альтернативы сделаны на английском языке.
С целью решения этой проблемы Ассоциации были выделены гранты на перевод части
имеющихся в библиотеке альтернатив на украинский и русский язык. К ним относятся
видеоальтернативы в высшем образовании на таких экспериментальных животных как
крыса, собака, кошка, морская свинка и др. Автором данной работы был
осуществлен перевод мультимедийного обучающего диска по курсу физиологии
человека и животных - «Physiology stimulators» [«Модели физиологических
экспериментов»]4.
Также Ассоциацией биоэтики Харькова создан консультативный центр по
замене работы с животными на работы с клеточными культурами. [[Использован опыт
FRAME [UK,USA], Nottingham university [UK]]. Разрабатываются отечественные
методы для экспериментов на клеточных культурах.
Второе направление работы Ассоциации – защита животных - координируется
Харьковским Областным обществом защиты животных. Этим обществом с привлечением
юристов разработана программа "Животные в городе". Реализация ее в
Харькове в настоящее время рассматривается в ГИК. Открыто первое кладбище для
домашних животных.
Биологическое земледелие - третье направление работы ассоциации. На
биологическом факультете ХНУ им. В. Н. Каразина разработан и широко внедряется
метод биологической защиты растений. Под городом отведен участок земли в 10 га
для сада, при выращивании которого будут использованы только биологические
методы защиты.
Ассоциацией реализуется система пропаганды биоэтических норм и подходов к
окружающей нас природе и в человеческих отношениях. Ассоциация организует и
поддерживает проведение симпозиумов, встреч, лекций, конференций, форумов,
выступлений в средствах масс-медиа по вопросам биоэтики. Важнейшим в этом плане
стало проведение в октябре 2000г. первого на Украине симпозиума по биоэтике
«Биоэтика на пороге III тысячелетия», который выявил большой интерес научной
общественности, в том числе и к проблемам использования животных в
экспериментах.
Специалистами
ассоциации разработаны и читаются учебные программы по биоэтике для ряда
медицинских, биологических, медико-биологических и ветеринарных специальностей
Вузов Харькова [ХНУ, ХМУ, ХПУ, Фармакадемии и Зооветакадемии].
Основой деятельности
Ассоциации биоэтики Харькова в этом году стало создание Интернет-сайта, целью
которого является обеспечение широкого доступа к информации по современным
вопросам биоэтики, базе имеющихся альтернатив, а также консультация по поводу
биоэтических проблем на территории нашего государства. Приближающееся событие -
проведение 4-7 Октября 2005года2 2-го Международного Симпозиума
«Биоэтика-путь к мировым стандартам», цель которого – приход к общему
консенсусу в решении вопросов гуманизации науки и образования по отношению к
животным и окружающему биоразнообразию планеты.
Для Ассоциации Биоэтики
Харькова этот год ознаменовался также регистрацией на международных
Интернет-сайтах биоэтического направления3, что должно
способствовать ее выходу на международную арену, благоприятствовать развитию
сотрудничества с различными биоэтическими организациями.
Глава 4. Право студента не убивать
Вследствие отсутствия законодательной базы система
высшего образования в Украине не предоставляет студентам, столкнувшимся с
фактом участия в лабораторных занятиях с использованием животных, право выбора.
Опрос, проведенный рядом исследователей в США, выявил тенденцию негативного
отношения студентов к причинению вреда животным… Так, по данным Bennett (1994), 78% из 110 опрошенных
американских студентов-медиков поддержали идею права выбора студента не
участвовать в обязательных экспериментах на собаках, и 32% при возможности им
бы воспользовались. Согласно данным Downie (1989), 35% из 273 британских студентов-биологов первого
курса отрицательно отнеслись к анатомированию специально выкормленных крыс, а
50% были против их заражения ленточным червем и убийства с целью вскрытия. 62%
из 482 американских студентов посчитали, что будет неэтичным со стороны
профессора требовать от них применения электрического шока на крысах (Keith-Spiegel, 1993). 72,5% из 468 опрошенных 14 и 15-летних британских
студентов чувствовали неэтичность выкармливания животных для их последующего
анатомирования, 83,5% высказалось за необходимость нахождения альтернатив и 38%
«предпочли бы отказаться от любого животного материала, используемого для
анатомирования» (Milett and Lock, 1992).
Общая картина вышеизложенных данных показывает большое
несоответствие в пропорции негативного отношения студентов к причинению вреда
животным (от 30% до 70%). Чем это вызвано? Одним из главных факторов является
психологический феномен подчинения руководству (Milgram, 1974). Студенты часто говорят, что подвергаются давлению со
стороны преподавателей (Данные, отображающие высокие пропорции с негативным
отношением в основном основаны на анонимных опросах, где студенты не подотчетны
своим преподавателям). К родственным факторам, которые могут заставлять
студентов молчать относятся давление сверстников, страх насмешек и унижения и
страх получить более низкий уровень квалификации.
В целом, увеличение студенческого протеста
наблюдается в отсутствии строгих требований со стороны педагогов, и, наоборот,
в заведениях, где используется препарирование, он практически отсутствует Rowan (1984) and Balcombe
(1997). Преподаватели, в особенности те, которые высказывались за
препарирование, сообщали, что сознательный протест среди их студентов – редкое
дело (e.g., Offner; Freeman 1995; Dudlicek 1998; Schmidt 1999) – 3-5% от общего количества учащихся в группе по
данным Balcombe (1997). В противоположность,
преподаватели, которые откровенно обеспокоены мнением студентов, говорят, что
многие из не хотят анатомировать животных (e.g., Long 1997; Mayer and Hinton 1990).
Имеют ли право студенты выбирать метод обучения?
Мировая практика показывает, что да. В США по мере возрастания протеста
студентов и общественности против анатомирования, начали предприниматься
попытки легализировать право выбора. В результате семь штатов – Флорида
(1985г.), Калифорния (1998г.), Мэйн (1989г.), Луизиана (1992г.), Пенсильвания
(1992г.), Нью-Йорк (1994г.) и Род-Айленд (1997г.) приняли подобные законы. В ЕС
четырнадцать стран запретили инвазивное использование живых животных в
начальной и средней школе; подобная ситуация в Голландии. Препарирование
животных запрещено, по крайней мере, в трех странах: Аргентине (1987г.),
Словацкой Республике (1994г.) и Израиле (1999г.). В 1993г. парламент Италии
принял закон, гарантирующий право любого гражданина отказаться принимать участие
в экспериментах на животных в любой форме. Акт об экспериментах на животных,
принятый в Нидерландах, запрещает животное экспериментирование в случае, когда
альтернативы могут давать равноценные результаты.
…В результате протеста студента университет Мердоча
(Западная Австралия) в 1998г. принял действительное на его территории
постановление, официально разрешающее сознательный протест и дающее согласие
предоставления гуманных альтернатив во всех подразделениях, использующих
животных. В качестве одного из аргументов против своего вуза студент-ветеринар
Эндрю Найт процитировал Статью 18 Всеобщей декларации по правам человека,
провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН (1948г.): «Каждый человек имеет
право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять
свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения
как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении,
богослужении и выполнении религиозных обрядов».
Глава 5. Проблема десенсибилизации
Страницы: 1, 2, 3
|