Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности
Институт экономики и
финансов
по курсу:
Организационно-правовые основы
предпринимательства
Тема: Бизнес-план как основа
Студентки заочного отделения
Масловской Елены Николаевны
Шифр 989-347 Группа 197
Санкт-Петербург
1. Для чего
нужен бизнес-план................................................................................ 3
2. Структура бизнес-плана....................................................................................... 4
2.1. Резюме........................................................................................................... 5
2.2.
Описание фирмы........................................................................................... 5
2.3. Цели и
задачи................................................................................................. 6
2.4.
Продукт (услуга)............................................................................................ 9
2.5. Анализ
рынка................................................................................................. 9
2.6. План
маркетинга........................................................................................... 11
2.7. План
производства....................................................................................... 13
2.8.
Управленческий персонал........................................................................... 14
2.9.
Источники и объем требуемых средств...................................................... 14
2.10.
Оценка риска.............................................................................................. 15
2.11.
Финансовый план (бюджет)....................................................................... 15
Выводы................................................................................................................... 17
Литература.............................................................................................................. 18
Приложение
Бизнес-план сегодня - не
просто модное в России слово. Это официальный документ, который является одним из
основных инструментов по добыванию денежных средств. Однако, это не является
единственной функцией этого документа. Кроме вышеуказанной бизнес-план
выполняет следующие основные функции:
· непосредственно разработка бизнес-плана
заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, в первом
приближении оценить его.
· бизнес-план является тем инструментом,
который позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять
предприятием в ходе реализации плана, что в свою очередь является основой
успеха.
Таким образом,
бизнес является основой для ответа на следующие вопросы ; целесообразно ли
вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все
затраты сил и средства.
Вопросам разработки
бизнес-плана посвящено большое количество литературы, как отечественной, так и
зарубежной. Однако это вовсе не означает, что существуют какие-то жесткие
рамки, под которые должен попадать вновь разрабатываемый бизнес-план. Но
существуют некоторые правила, которые, в принципе, обязательны для каждого
бизнес-плана. Одно из таких негласных правил говорит, что бизнес-план должен
быть хорошо оформлен. Безупречное оформление безусловно будет положительно
оценено потенциальным инвестором, и, возможно, будет основополагающим для него
при принятии решения, так как по оформлению он может решить об отношении к делу
и профессионализму составителя. Во-вторых, бизнес-план должен быть кратким. В
бизнес-плане не желательны второстепенные по значению схемы, таблицы и графики;
оставлять рекомендуется только самые необходимые.
Рекомендуемая, но не
обязательная, структура бизнес плана может быть следующей:
1. Резюме.
2. Описание фирмы.
3. Цели и задачи.
4. Продукция/услуга.
5. Анализ рынка.
6. Маркетинг.
7. План производства.
8. Управленческий персонал.
9. Источники и объем
требуемых средств.
10. Оценка риска.
11. Финансовый план (бюджет).
Бизнес-план начинается с
краткого изложения сути проекта, то есть с резюме или выводов. Они обычно
пишутся в самую последнюю очередь, но именно они являются первым пунктом
бизнес-плана. Выводы рекомендуется делать краткими - не более 1-2 страниц.
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные
положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут
читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего
узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые
сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные
средства есть.
В данном разделе отражаются
основные виды деятельности и характер фирмы (проекта), производственная и
другая деятельность. Указываются следующие данные о фирме.
1. История фирмы:
· дата и место создания фирмы, ее
юридический статус к настоящему времени;
· имена основателей фирмы, директоров,
· основные изменения, произошедшие в
структуре фирмы, ее руководстве, юридическом статусе с момента основания.
· основные достижения фирмы в той области
деятельности, которая подлежит анализу в бизнес-плане.
2. Сведения о предприятии и
предпринимателе;
· основные технико-экономические и
финансовые показатели, характер производимой продукции, рынок сбыта, партнеры,
клиенты, ближайшие цели и перспективы развития, наличие лицензий.
3. Социальная направленность
и масштабность проекта:
· указывается направленность на решение
местных проблем;
· возможные перспективы развития, выход на
зарубежный рынок и т.п. Также в этом разделе проводится анализ сферы
деятельности фирмы.
План должен раскрывать
заявленные цели и задачи предприятия. В этом разделе должен быть приведен
анализ перспективности идеи или SWOT-анализ.
SWOT - аббревиатура
английских слов:
Strenth - сила;
Weakfnesses - слабость:
Opportunities - возможность;
Troubles - опасности;
Этот анализ также называют
ситуационным анализом. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики
идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он
может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь рассматриваются
следующие факторы:
- организационные (организационно-правовая
форма, наличие помещений собственных или арендованных):
- маркетинговые (место расположения,
маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты; чем продукт (услуга)
будет отличаться от конкурентной),
- технические (производственные фонды:
состояние и ресурсы),
- финансовые (наличие собственных средств);
- кадровые (навыки и профессиональные
недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).
Например, к
сильным сторонам можно отнести такие факторы как:
·
дешевое сырье;
·
высокий
профессионализм;
·
дешевый продукт
(услуга);
·
новизна продукта
(услуги);
·
хорошая упаковка.
Слабые стороны
могут быть следующие:
· нет склада:
· большие издержки и, как следствие,
высокая цена;
· слабая реклама.
Возможности и опасности - это
те характеристики, которые находятся вне контроля предпринимателя и могут
повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:
· экономическая среда (государственная
поддержка малых форм, налоговое законодательство):
· политическая среда;
· социально-культурная среда;
· технологическая среда;
· демографическая среда.
Необходимо проанализировать
факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательности. Как они будут
развиваться в дальнейшем?
Возможности:
· повышение профессионального уровня;
· вероятность получения нового продукта;
· использование новых материалов, нового
сырья:
· благоприятная налоговая и кредитная
политика.
Опасности:
· таможенное оформление:
· появление конкурентов.
Успех в мире
бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
1. Понимания состояния дел на
данный момент;
2. Ясного представления того
уровня, которого собирается достичь предприятие;
3. Планирование процесса
перехода из одного состояния в другое. Все эти аспекты должны быть представлены
в анализе идеи.
Проанализировав и оценив
идею, в конечном итоге определяем свое состояние (сильные и слабые стороны,
возможности и опасности) на данный момент.
Закончив оценку, можно
приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из 2-х этапов.
Во-первых, следует установить, какой именно бизнес будет вестись, и затем
определить главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие
стремления в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.
Решив проблему с целями и
задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого
вырабатывается стратегия и формулируются оперативные планы.
Формулировка цели бизнеса
должна прежде всего содержать основные направления деятельности фирмы. Они
очерчивают границы бизнеса, определяемые его сильными и слабыми сторонами.
Формулировка основных
направлений деятельности фирмы должна быть, с одной стороны, достаточной узкой,
чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на
главном, а с другой стороны - охватывающей достаточную область, чтобы оставить
простор для роста.
В конечном счете здесь
показывается то, что коренным образом будет отличать фирму от ее конкурентов.
Также сюда включают определенные элементы, отражающие то, каким руководитель
хочет видеть свой бизнес в будущем. Эти элементы могут включать в себя рост,
прибыльность, какие-то другие показатели. Они должны передавать некий образ
бизнеса, к которому фирма могла бы стремиться.
Цели должны быть также
выражены количественно и отражать не только то, что хотелось бы достичь в
бизнесе, но также и то, что можно достичь в данной экономической ситуации.
Поставленные цели должны
быть: конкретными, количественно определенными, достижимыми, реальными.
Основные направления и цели
говорят о том, чего предприятие хочет достичь. Следующая стадия - сформулировать
их так, чтобы они показывали как оно хочет этого достичь, определив при этом
задачи, которые необходимо решить. Скоординированная совокупность задач,
направленная на достижение поставленных целей, составляет стратегию. Необходимо
рассмотреть несколько вариантов стратегии, дать им оценку и выбрать то
необходимое, что может помочь в осуществлении поставленных задач, эти варианты
должны включать в себя различные подходы к ценообразованию продукции, работе с
персоналом, финансовым вопросам. Необходимо выбрать наиболее приемлемую для
данного бизнеса стратегию. Стратегия не должна быть слишком сложной и
перегруженной, она должна состоять из серии простых задач.
В этом разделе дается
определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены
на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для
производства продукции или услуг. Эта часть пишется ясным, четким языком,
понятным для неспециалиста.
Здесь необходимо описать основные
характеристики продукции, которую фирма собирается производить. При этом надо
сделать акцент на преимуществах, которые данная продукция несет потенциальным
покупателям.
Очень важно, чтобы была
подчеркнута уникальность продукции или услуг. Это может быть выражено в разной
форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то
особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо,
подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции (услуг), так как инвесторы
редко прибегают к сотрудничеству с компанией, специализирующейся на
единственном виде продукции, не имея при этом доказательств возможности его
совершенствования
Рынок и маркетинг являются
решающими факторами для всех компаний. Самые совершенные технологии могут
оказаться бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка -
одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес - плана,
посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.
Самые первые сведения,
которые потребуются при написании данного раздела: кто будет покупать у фирмы
товары, где ее ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и
найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить
продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2-х лет. Такой поиск
должен проходить поэтапно.
Первый этап - оценка
потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели
определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта
зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных
климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов
потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие
ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.
Второй этап - оценка
потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую фирма в принципе
можете надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации,
на которую она можете рассчитывать.
В итоге такого анализа
(маркетингового исследования), можно определить примерное количество клиентов
за месяц, на которое можно рассчитывать. Но чтобы их получить реально, нужен
третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж.
На этом этапе предстоит
оценить, сколько реально можно продать или выручить за оказание услуг в
конкретных условиях деятельности фирмы, при возможных затратах на рекламу и том
уровне цен, который руководство фирмы намерено установить, а главное - как этот
показатель может изменяться месяц за месяцем.
Подготовка такого прогноза
возможна с помощью различных методов. Для мелкого бизнеса вполне возможно
ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный
профессиональный опыт разработчика бизнес-плана или опыт специалистов.
Естественно, что при этом
будет собрана информацию о возможных конкурентах: их товарах, качестве
продукции, примерных ценах и условиях продаж. Это тоже должно быть отражено в
бизнес-плане, чтобы инвестор мог оценить полноту представления разработчика о
рыночной конъюнктуре и продуманности проекта. Для этого надо ответить на
следующие вопросы:
·
Кто является
крупнейшим производителем аналогичных товаров?
·
Много ли внимания и
средств они уделяют рекламе?
·
Их продукция:
основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
·
Какой уровень цен на
их продукцию? Какова их политика цен?
Страницы: 1, 2
|