Подготовка и принятие управленческих решений: задачи и механизмы
БАШКИРСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кафедра
менеджмента
Группа:
ГМУ, IV курс (1-е высш.)
КУРСОВАЯ
РАБОТА
«ПОДГОТОВКА
И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:
ЗАДАЧИ
И МЕХАНИЗМЫ»
Слушатель:
Гайфуллина Р.Р.
БГАУ,
секретарь
Руководитель:
Андреева С.А.
к.соц.н.,
доцент
Уфа
2007 год
Содержание
Введение
1. Понятие управленческого
решения и его виды
2. Механизм выработки, принятия
и реализации управленческих решений.
3. Процесс принятия решения в
организации (на примере факультета заочного обучения Башкирского
государственного аграрного университета)
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одной из характерных особенностей современного менеджмента
является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая
интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера —
обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание
организации.
Внешняя и внутренняя среда, в которой функционирует
организация, подвержена непрерывным изменениям, степень значимости которых
различна. Чтобы не оказаться в ситуации водителя, не заметившего резкого
поворота дороги, контроль за состоянием внешней и внутренней среды организации
должен осуществляться непрерывно.
Разработка
управленческого решения — один из наиболее важных управленческих процессов. От
его эффективности в значительной степени зависит успех дела. Только профессиональный
менеджер владеет технологиями выработки, принятия, реализации управленческих
решений, без которых эффективное управление организацией в сложной
экономической обстановке практически невозможно.
Процесс
принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много
тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее
решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в
себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем
человека.
Решение в сфере управления представляет собой обдуманный
вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот,
воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением
стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся
альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной для
решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный
теоретический вопрос или практическую ситуацию (например, разница между
фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях
получить желательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем
принятия управленческого решения.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих
решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих
решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее
деятельности, ее организационной структурой, действующей системой
коммуникаций, внутренней культурой. Современную организацию отличают масштабы
управленческой деятельности, ее отделение от непосредственного процесса
производства или оказания услуг. Благодаря современным коммуникационным
технологиям резко возросли информационные потоки, возможности оперативной
работы с большими массивами информации. В связи с этим разрабатываются
эффективные интеллектуальные системы сопровождения, а также поддержки процесса
выработки и принятия управленческих решений. Тем не менее, имеется общее,
характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся.
Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия
решений, используемую в любой организации.
1. Понятие управленческого
решения и его виды
Управленческое
решение как категория управления выражает сущность процесса воздействия на
персонал средствами и методами, адекватными возможностям организации и
обеспечивающими наилучшие целевые результаты деятельности.
В середине XX
столетия сформировалась «новая школа» управления, приоритетные идеи которой
были связаны с выявлением и оценкой факторов, воздействующих на экономические
и управленческие процессы. При этом особо выделялись факторы внешней
(макроэкономические, микроэкономические, региональные) и внутренней, или
внутрисистемной, среды. Разнообразие факторов и разнонаправленность интересов
субъектов хозяйственной деятельности обусловливали использование разных
вариантов действий менеджера в процессах управления.
С позиций технологии процесс управления стал рассматриваться
как определенная последовательность действий менеджера и аппарата управления
по выработке, принятию и реализации управленческих решений, содержание которых
обусловлено реальными производственно-хозяйственными проблемами. [5, стр. 134-135]
Управленческое решение рассматривается как вид управленческой
деятельности, посредством которой обеспечивается активизация совместной
деятельности людей, ее целенаправленность и результативность. Ключевой
категорией процесса управления выступает функция или вид управленческой
деятельности, отражающей совокупность управленческих отношений по формированию
воздействия на персонал. Поэтому функция выступает как объективно необходимая
область процесса управления, имеющего целевую, временную, пространственную
определенность и конечную результативность и является важнейшей функцией
управленческого цикла. Управленческое решение представляет собой наиболее
оптимальный вариант из возможных прогнозных альтернатив, принимаемый в
установленном порядке, имеющий обязательное значение, определяющий средства
достижения цели, организующий деятельность субъектов и объектов управления.
Процесс
разработки решения, сочетая в себе формальные и неформальные аспекты,
различается степенью участия в нем человека. В связи с этим выделяется два
основных подхода к принятию управленческого решения: [1, стр.128]
·
Н о р м а
т и в н ы й п о д х о д, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на
то, как мы должны думать, а не то, что мы думаем на самом деле. Чем больше
количественной определенности изучаемого явления, тем больше доля формальной
стороны при разработке и принятии решений. Данный подход позволяет принимать рациональные
решения, в которых учитывается не прошлый опыт, а лишь объективный
аналитический процесс. Идея усиления значимости формальных аспектов в
разработке решений может в будущем привести к тому, что в противостоянии
«человек — искусственный интеллект» (сотрудник или компьютер) менеджер может
отдавать предпочтение машинам и технологиям, игнорируя значимость человеческого
фактора.
·
Д е с к р
и п т и в н ы й п о д х о д, основанный на том утверждении, что в конфликте
чувства и разума всегда побеждает чувство, поэтому процесс принятия решения
венчает неформальный аспект. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству
решений менеджеру не позволяет социальная среда, в которой осуществляется
процесс управления. Чем менее определенно происходящее, хуже количественные
представления о проблемной ситуации, тем больше доля творчества людей.
Данный подход
позволяет принимать следующие типы решений:
Ø
Интуитивные
решения —
это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием
«за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании
ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или шестым
чувством, и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек
указывает, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме
может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего
звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться
на интуитивные суждения. Более того. ЭВМ позволяют руководству уделять больше
внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого
интуитивного ноу-хау».
В
сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. Предприятие
с достаточным количеством денег может, к примеру, выпускать любую продукцию.
Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь некоторые ее
виды. Более того, в ряде случаев руководитель вначале даже не знает возможных
вариантов выбора. Так, менеджер, полагающийся исключительно на интуицию,
сталкивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на
правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
Ø
Решения,
основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку
логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это
выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание
о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат
альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый
смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Суждение как
основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в
организациях имеют тенденцию к частому повторению. В этом случае ранее принятое
решение может сработать снова не хуже, чем прежде (это основное достоинство
запрограммированных решений).
Поскольку
решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает
таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. Оно
опирается на здравый смысл, но истинный здравый смысл встречается очень редко.
Это тем более верно, когда приходится иметь дело с людьми, т.к. зачастую
ситуация искажается потребностями людей и другими факторами. Вероятно, более
важно, что одного лишь суждения будет недостаточно для принятия решения, когда
ситуация уникальна или очень сложна.
Суждение
невозможно соотнести с ситуацией, которая, в самом деле, нова, поскольку у
руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор.
Поскольку
суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает
решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за
такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна
была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора. Еще важнее, что
руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может
сознательно или бессознательно избегать использования возможностей вторжения в
новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер
деятельности может кончиться катастрофой.
Кроме
того, существуют и рациональные решения. Главное различие между
решениями рациональными и основанными на суждении заключается в том, что первое
не зависит от прошлого опыта. Данный вид состоит из пяти основных этапов:
диагноза проблемы, формулировки ограничений и критериев для принятия решения,
выявления альтернатив, оценки альтернатив и окончательного выбора. [4, стр.
199-202]
Управленческие
решения оказывают непосредственное влияние на все виды управленческой
деятельности. Качество и эффективность управленческих решений выступают
характеристиками деятельности менеджера и аппарата управления: разработки и
реализации программ и планов деятельности; функционирования системы
управления; достижения целей и стратегий управления; осуществления
инновационных, инвестиционных, производственных, маркетинговых процессов
управления.
Перечисленные методологические признаки позволяют выделить некоторые
виды управленских решений.
Наиболее важные решения, касающиеся функционирования
организации в целом, осуществляемые периодически и охватывающие длительный
период развития, сопровождаемые прогнозным обоснованием и расчетами рисков.
Данный тип решений относится к сферам целеполагания, стратегополагания;
выработке инновационной, образовательной, маркетинговой, финансовой, кадровой
политики корпораций; длительным инвестиционным проектам, реструктуризации или
отдельной сфере деятельности организации. Такие решения свойственны для
крупного и среднего бизнеса и принимаются менеджерами высшего уровня в
соответствии с формальными полномочиями (генеральным директором, советом директоров,
главным менеджером, председателем правления).
Важные специальные решения, касающиеся актуальных хозяйственных проблем,
осуществляемые периодически и рассчитанные на конкретные сроки (средне- или
краткосрочные). Решения такого типа обусловлены инновационными прорывами,
резкими изменениями конъюнктуры на международных рынках, финансовыми
кризисами, чрезвычайными ситуациями (катастрофами, несчастными случаями,
природными катаклизмами). Эти решения принимаются на высшем и среднем уровне
управления менеджерами высокой квалификации с большим опытом работы.
Повторяющиеся решения с малой долей неопределенности, обусловленной
отклонениями от принятой технологии по известным причинам. Решения этого типа
принимаются на низшем уровне нередко самими исполнителями, что отражается в
должностных инструкциях или в соответствующих указаниях. Такие решения
касаются учетных и контрольных процедур, обслуживания производства и
регламентов деятельности, социальных процессов. Они основываются на
рациональной организации управления производством, регламентах и универсальных
процедурах выполнения технологии управления.
Перечисленные
типы не исчерпывают многообразия управленческих решений, однако их
универсальность пригодна для определения типа решения, прежде чем
разрабатывать его варианты. [3, стр. 146-150]
Итак,
решение — это выбор одного из возможных альтернативных вариантов,
осуществляемый лицом, принимающим решение, и направленный на достижение
поставленной цели. Решение может рассматриваться и как организационный акт, и
как одна из центральных составляющих процесса управления организацией. В работе
описаны два подхода к принятию управленческих решений. Один из подходов был
рассмотрен американским экономистом М.Х. Месконом, второй — А.Г. Поршневым.
2. Механизм выработки, принятия и реализации управленческих
решений
Принятие
решений — многостадийный организационный процесс, имеющий сложные прямые и
обратные связи, сочетающий интеллектуальную деятельность членов организации с
применением различных моделей и методов, а также современной техники сбора, передачи
и обработки информации.
Как свидетельствуют опросы руководителей в деловых
организациях, лишь 20—25% затрат их рабочего времени уходит на непосредственное
принятие решений в явном виде. Хронометраж рабочего времени руководителей,
сделанный специалистами по организационному поведению, показывает, что эти
действия занимают даже меньшую долю: в среднем 10—15% их общего рабочего
времени.
На самом деле собственно выбор решений может занимать доли секунды,
однако все процессы, взаимосвязи, действия, связанные с ним, заставляют
расширять границы процесса принятия решений.
Процесс выработки и реализации управленческого решения — это
деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием
различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из
определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации
воздействия на объект управления.
В
организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность
закономерно следующих один за другим в определенной временной и логической
последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные
связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные
на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято
называть технологией процесса выработки и реализации решений, которую можно
представить в виде алгоритма. [3, стр.
146-150]
Страницы: 1, 2
|