Погребение умерших у славян и в
древней Руси было, разумеется, обставлено многообразной обрядностью, о которой
дает приближенное представление известный рассказ Ибн-Фадлана, иллюстрированный
не менее известным полотном Семирадского . Судя по тому, что в этнографическом
материале вплоть до начала XX в. сохранялись пережитки древнего трупосожжения
(разведение в некоторых губерниях костра на могиле), описания русских,
украинских и белорусских похоронных обрядов, примет и суеверий, сделанные
этнографами, могут быть в значительной степени ретроспективно углублены и в
изучаемое нами время. Эту обрядность нужно подразделить на три группы:
во-первых, обряды, связанные с приведением в надлежащий вид самого умершего и с
изготовлением гроба-домовины. Во-вторых, процесс захоронения и, в-третьих,
ежегодное поминовение умершего на его могиле (кургане). Из обрядов первой
группы нам известны возрастные различия в женском уборе: девочек хоронили с
очень скромными украшениями, девушек и молодых женщин хоронили в богатом
подвенечном уборе; пожилых женщин (вероятно, от времени появления у них
внуков?) убирали в последний путь скромно.
Свадебный обряд и его связь с поминальным
обрядом.
"М. Фасмер возводит слово
"невеста" к единственному значению – "неизвестная" от
не-вед (ведать), видя в данном слове только табуистическое название, которое
должно было защитить женщину, вступающую в брак, от злых сил."
С момента просватывания невеста
оказывается на особом положении: она становится в своем доме гостьей, ничего не
делающей и обязанной казаться грустной.
Существует достаточное число
внешних и даже весьма показательных данных, которые, если не прямо, то во
всяком случае косвенно свидетельствуют в пользу предположения об общих
представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного ритуалов. К ним
относится, например, хорошо известный факт, что в досвадебный период невеста
ходит в темной, "печальной" одежде, т.е.совершенно так, как того требуют
траурные обычаи. Невеста венчалась иногда в девичьем сарафане и в легком
шерстяном кафтане черного цвета с белым платком на голове, которые обычно
надевали при трауре.
Невесту обычно
"закрывали" черной фатой, всю неделю до свадьбы невеста сидит с подругами
"завешанная". Обычай "закрывания" невесты считался не
только семейным, но и родовым. Суть его, безусловно, охранительная, но этот
оберег имел двойственную природу. С одной стороны голова невесты покрывалась, и
это было необходимым средством от вредоносной силы, исходящей от лиминального
существа, с другой – это был оберег самой невесты от внешних враждебных сил.
Женщина, если она нарушает этот обычай навлекает на себя "укоры"
вплоть до изгнания из рода.
Часто перед женихом выводили
несколько девушек, одинаково одетых, а жених должен был угадать невесту. При
сохранении исконного смысла данного обычая особая форма скрывания невест среди
одинаково одетых, безликих (лица закрыты) девушек получала дополнительную и
очень существенную нагрузку. Обезличивание, одинаковость связывались с
представлением о "нездешнем", потустороннем временном их пребывании.
Во время свадебной церемонии у
славян были отмечены случаи ритуального обмывания (кропления) не только
молодых, но и всех, кто присутствовал на свадьбе. Здесь прямая аналогия с
"очищением" всех участников похорон.
Смерть, роды и вступление в брак
сопровождались особым ритуалом "прощания". Обряды "прощания с
умирающим" и "прощание невесты перед вступлением в брак" были
опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования
свадебными и похоронными причитаниями.
Всевозможные одноплановые запреты,
налагаемые на невесту, - табу видеть, говорить, есть, физическое удаление
невесты от сторонних глаз, саван в качестве свадебного подарка – все это вместе
взятое говорит о том, что истоки этих запретов ведут к определенному моменту
системы инициации ( в данном случае женской), связанной с обязательным
временным укрыванием посвящаемого, с одеванием "смертной одежды".
Девушка, достигшая половой зрелости,
впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную
категорию. По древним представлениям, такой переход был возможен только через
прекращение добрачного существования, то есть через "умирание". Таким
образом, совершенно очевидна функциональная близость положений невесты в
свадебном обряде и посвящаемого в обряде инициации. Несмотря на то, что древние
славяне, по-видимому, не знали инициации как ритуального действа в целом,
основные представления этого комплекса тем не менее получили у них отражение в
различных обрядах и фольклоре.
"Уходом" невесты в
"иной" мир заканчивается первый период свадебного обряда. За
"временной смертью" следует ее воскрешение в новом качестве. Траурные
одежды предсвадебного периода меняются на праздничные, светлые.
"Горемычную" поневу замужняя женщина меняет на праздничную.
"Срезана" девичья коса, волосы убраны под повойник, у многих народов
женщина меняет и свое имя, которое как бы воплощала в себе рождение новой души.
Рождение нового человека (
замужней женщины) получило и специфическое обрядовое оформление – "поиски
молодой", которую разыскивают на другой день после свадьбы.
Послебрачный ритуал поисков
молодой сопоставим с другим обрядом, который носит название "поиски
покойника" и представляет собой ритуальный обход жилых и хозяйственных
помещений, предшествующий поминальному пиру "в современной записи этот
обряд зафиксирован уже в упрощенном виде: "умрет кто – в доме все
переворачивают. Ходят везде, и говорят: "Был и нету, был и нету".
«Родители» и «нечистые»
Умершие делились на две категории.
Это "чистые" покойники, умершие естественной смертью: от болезни,
старости, - их называли обычно, безотносительно к возрасту и полу, родителями;
другая – "нечистые" умершие ( мертвяки, заложные), те, кто погиб неестественной,
насильственной или преждевременной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники,
опойцы (те, кто умер от пьянства), колдуны. Отношение к этим двум категориям
умерших было также различно: "родителей" почитали, смотрели на них
как на покровителей семьи, а "мертвяков" боялись и старались
обезвредить.
Если покойник, по народным
верованиям, был чем-то обделен во время похорон (например, не был соблюден
обычай обязательной жертвы ему), то он "не простит, а свое возьмет".
"В быличке рассказывается, что когда умер отец, бычка по традиции не
закололи – тощий он был после зимы ошло то подавится скотина, то сдохнет"
Поминальный пир
Поминальный пир, в котором
возлиянию (поливанию) отводилась одна из основных ролей, был известен почти
всем народам мира. Для славянских язычников, если следовать рассказам
"Повести временных лет", было характерно его совершение как до, так и
после погребения (тризна).
Возлияние до погребения служило,
по-видимому, символом скорого неизбежного перехода в мир иной. У угорских
словенцев, когда человек умирал, ему лили на лицо воду. Во многих местах Старой
Руси умирающего омывали заживо, что должно было способствовать легкому и
безболезненному переходу в из жизни в смерть.
Если сведения о допогребальном
языческом возлиянии отрывочны и не до конца прояснены, то представления о
посмертной жертве мертвому в форме погребального пира сохранились значительно
полнее. Поминальный пир, который совершался после погребения был многоплановым
по своей сути. Цель языческой тризны состояла в необходимости отогнать злые
силы от живущих.
Благодаря сохранившемуся описанию
погребальных обрядов, радимичей, вятичей, северян, кривичей, сделанному в свое
время Нестором, мы располагаем достаточными сведениями. "Б. А. Рыбаков в
статье "Нестор о славянских обычаях" воспроизводит и комментирует
текст Нестора. Понятие "тризна" сводилось к представлениям о боевых
играх, ристаниях, т. е. Особых обрядах, призванных отогнать смерть от
оставшихся в живых, демонстрировавших их жизнеспособность".
Таким образом, языческую тризну
нужно рассматривать прежде всего как оберег. Если допогребальные возлияния
должны были облегчить переход в "новую" жизнь (и служили символом
этого перехода), то послепогребальная тризна способствовала тому, чтобы уберечь
живущих от злого влияния мертвых. Со временем обе формы объединились в
послепогребальный поминальный пир.
Земля, что рожает, была для
древнерусского народно-языческого сознания, "доподлинной матерью" ей
и мертвым (тем для кого земля стала новым домом) приносились жертвы. Обрядовая
устойчивость "кормления" мертвого и творимых в его честь возлияний,
сохранение цели ритуала (дух мертвого нужно задобрить, чтобы получить от него
желаемое) характерна для славян. "В "Повести временных лет" под
983 г. рассказывается о жертвоприношениях в Киеве: "И сказали старейшины и
бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем
в жертву богам".
Обряд «мнимых» похорон
Существовали также обряды
"мнимых" похорон, которые часто выполняли матери у которых болело
дитя. Обряд часто заключался во вхождении в контакт со смертью. Этот контакт
осуществлялся в разных формах – это могло быть охраняющее действие, слово или
песня. Оберег возник как следствие более раннего оберега от злого влияния,
которое способно оказать существо, находящееся в стадии "перехода".
Страх перед вредоносной силой новорожденного вызвал к жизни самые различные
формы противодействия этой силе.
Священный характер имела пляска
смерти и ритуальные танцы вокруг нее. Танцуя у колыбели умирающего ребенка,
мать вступает в контакт со смертью, отгоняет и убивает ее. У белорусов в момент
приступа родимца "мать покрывает дитя белым покровом и, держа над ним
зажженную свечу, курит ладаном. Устраивается обстановка, при которой кажется,
что кто-то скончался.
Еще со времен пастушеского быта и
вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения
было курганное.
Хороня умерших, славяне клали с
мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы,
сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу.
Тела умерших возлагали на краду
(костер), веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир.
Когда хоронили знатного человека,
вместе с ним убивали несколько его слуг, причем только единоверцев – славян, а
не иноземцев.
Вслед за умершим супругом
отправляли и одну из его жен – ту, которая добровольно соглашалась сопровождать
мужа в загробный мир.
Готовясь к смерти, она наряжалась
в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в
небесном мире.
Во время погребальной церемонии
женщину подносили к воротам, за которыми на дровах, лежало тело ее мужа,
поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и
велит поскорее вести ее к ним.
Похороны завершались стравой –
пиром-поминками и тризной – воинскими состязаниями.
И то и другое символизировало
расцвет жизни, противопоставляло живых – умершим.
Обычай обильного угощения на
поминках дожил до наших дней.
Обряд
соумирания.
Обрядовое соумирание жены с мужем
понималось языческими народами как вторичное вступление в брак через смерть. По
данным советских археологов, у восточных славян обычай сжигать вдов на
погребальном костре существовал начиная со II – III в.
н.э. Ряд арабских и византийских источников свидетельствуют об устойчивости
этой брачной нормы в мире славянства: в 6-10 вв. вступление девушки в брак
означало для нее и обязанность умереть вместе с мужем даже в случае его ранней
смерти.
"По обычаям многих народов,
славян в том числе, покойника хоронили в венчальном платье. Этот факт в
современном историко-этнографическом Атласе канонизирован четким указанием –
"в чем венчали – в том и хоронят". Вдова в подвенечном платье
сопровождала умершего до могилы, где и исполняла "танец смерти", или
"танец невесты". Для языческой погребальной обрядности похоронный танец
вдовы представляет собой явление типологическое. Венгерский ученый Ласло
Фелфёлди, специально изучавший похоронные танцы, пришел к выводу, что
"танец" вместе с пищей, напитками, музыкой является символом свободы
покойного или покойной.
Веселье на похоронах (танец одна
из его форм) так же, как и инсценированный разгул, играет особую роль. Смеху
приписывалась особая магическая сила, которая должна была способствовать
поднятию и усилению производительных сил природы и обеспечению уходящему новое
возрождение, новое возвращение к жизни, воплощенное в любой новой форме.
Обряд обручения умершей
подвергался как упрощению, так и одновременному переосмыслению, поскольку
пришел в конце концов в соприкосновение с верой "в заложных
покойников", то есть умершие до брака начинают преследовать живых, во
избежании чего последние и прибегают к символическому венчанию покойников Этот
охранительный смысл становится весьма актуальным именно тогда, когда акт
сопогребания уже ушел в прошлое.
Завершающим этапом в этом трансформационном
процессе оказался особо выделившийся обряд похорон молодых. Показательно, что
именно этот обряд лучше всего и сохранился. Ограничение похорон как свадьбы
только для незамужних было связано и с последующим изменением окружающих его
представлений. Если раньше речь шла об удовлетворении инстинкта продолжения
жизни в ином мире и потому покойному предоставлялось все, что он имел при жизни
в том числе и жена, то теперь он должен был получить от жизни последние блага,
взять с собой то, чем не сумел воспользоваться на этом свете. Смысловое
ограничение похорон как свадьбы только для молодых вызывало еще большее, чем
раньше, расширение свадебных атрибутов-символов и привело в конечном итоге к
созданию полной инсценировки свадьбы на похоронах. Таким образом наиболее
полный и красочный, основанный на достижении эффекта правдоподобия вариант
похорон как свадьбы есть вместе с тем и один из наиболее поздних моментов в
развитии начального ритуала соумирания.
Загробный мир
Чтобы попасть в языческий рай
славян, не нужно было никакого искупления грехов и запаса добрых дел. Туда
попадали все, независимо от образа жизни и социального положения. Славянский
рай — это загробный мир вообще. У славян не было оппозиции рай — ад (место, где
обитают души добрых, место блаженства — место, где находятся души злых,
грешников, место мучений). Идея посмертного воздаяния у славян-язычников,
видимо, еще была не развита. Единственным препятствием, из-за которого душа
умершего могла не попасть в рай, являлось неисполнение родственниками или
соплеменниками покойного надлежащих погребальных обрядов, и тогда душа его
скиталась по земле.
Божеством мира мертвых у славян
считался, по всей видимости, Велес. Он — пастырь душ умерших на вечнозеленых
райских лугах .После крещения Руси христианская концепция рая как-то легко,
безболезненно заместила собой прежние представления о загробном мире, может
быть, в силу их разрозненности, бессистемности. Можно сказать, что христианское
учение о загробной жизни на уровне народного сознания органично соединилось с
древними языческими представлениями славян о загробном мире, дополнив их идеей
посмертного воздаяния и изменив способ погребения.
Обряды, связанные с поминовением умерших
Первым звеном этой системы будут костры из соломы,
зажигаемые весной, в интервале от 19 марта до 22 апреля (в зависимости от
пасхального диапазона: 22 марта - 25 апреля) в "великий четверг"
страстной недели, упомянутый Грозным. Разведение костров сопровождалось
"кликанием мертвых", т. е. теми самыми действиями, которые приписывались
Карне, богине погребального плача и причитаний. Этнографическими материалами
подтвердилась даже такая упомянутая царем-этнографом деталь, как то, что
четверговые костры разжигались "порану": на Севере, "чтобы
заговорное слово было крепко, ходят в лес (в "великий четверг") до
солнечного восхода за вересом или можжевельником... ранним же утром, до восхода
солнца зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи скачут
через этот огонь...".
Вторым звеном системы молений предкам была "родоница"
(радуница), проводимая через 12 дней после имитации погребального костра, во
вторник на фоминой неделе. Вторник - день ничем не примечательный и, по всей
вероятности, здесь играл роль отсчет 12 дней от костра, а число 12 во всех
магических операциях всегда связано с 12 месяцами солнечного года. Неясна
этимология слова "родоница". Возможно, что первоначально оно было
связано с "родичами", "дедами" и лишь впоследствии
превратилось в радуницу. А может быть, этот термин как-то связан с небесным
верховным богом Родом?
Обряд поздравлений молодоженов,
повенчавшихся в январе - феврале этого года (в марте и апреле не венчали из-за
великого поста) оказался присоединенным к празднику "красная горка",
к новомy циклу бракосочетаний и был приурочен к дню предков "родонице".
Культ предков был очень многогранен: дедов молили и о сохранности дома, и о
целости скотины, о здоровье людей и об урожае и о семейном благополучии вообще.
Поэтому вполне логично, что "вьюницы" были приурочены к главному дню
поминовения родичей, носившему специальное наименование "родоницы" -
предки должны были освятить новую семью, которая поручалась их заботам.
Третьим звеном системы годичных общесельских молений
предкам являются необычные по форме празднества, описанные в 23-м царском
вопросе.
Празднество происходило накануне
известных "зеленых святок" (троицын день и пятидесятница) в интервале
между 5 мая и 9 июня, в самый разгар весенних молений о росте и благополучии
взошедших на полях хлебов.
Взятое само по себе, вне системы
молений предкам, это празднество выглядит очень странно: происходит оно на
кладбище, на жальнике (в Новогородчине жальники сменяют древние курганные
могильники) и состоит из трех этапов:
1. Плач и "великий
вопль" по умершим.
2. Ритуальные действия
("бесовские игры"), производимые специально прибывшими заранее
("... егда учнут ...") скоморохами.
3. Общие пляски и пение всех,
пришедших помянуть предков.
По всей вероятности, это
своеобразное сочетание надгробных плачей с плясками вызвано стремлением
противопоставить мертвенномy началу начало жизнеутверждающее.
Исступленные публичные плачи-вопли
по мертвым вызывали протесты русского духовенства еще в XIV в., когда появилось
поучение "О желеющих", приписанное святому Дионисию.
Под "желением" здесь
понимается комплекс поминальных обрядов, сопровождаемых "многымь плачемь и
рыданиемь горкымь" и самоистязанием: "Дьявол учить желению тому. А
другыя по мертвемь резатися и давитися и топитися в воде". "Последнее
есть горе - желя и ведеть таковыя во тму кромешнюю" тех людей, которые
"в желений ходяща бес приимаеть". В этом случае "желение"
обозначает то же, что и "игрище", т. е. специально устроенное
действо.
В этнографическом материале есть
еще и четвертое звено системы молений предкам, отсутствующее в царских
вопросах Стоглавомy собору. Это - знаменитая "дмитровская (родительская)
суббота", предшествующая (или совпадающая с ним) Дмитрову дню 26 октября
старого стиля.
Исследователь приводит поговорку:
"Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут - живых
блюдут". Далее он говорит о "кормлении земли".
Празднование родительской субботы
начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол
новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. На Дмитров день пекут и
готовят 12 блюд из зерен и мяса. Поминовение вновь совершалось на кладбище и
тоже завершалось разгулом.
Эту последнюю стадию,
проводившуюся после обмолота урожая и завершения всех, мужских и женских,
сельскохозяйственных работ (и хлеб и лен уже сложены) следует рассматривать как
благодарение предкам-дедам за дарованные блага.
Итак, перед нами система годичных
молений предкам, в которых тема отдельной семьи и её дома связана с темой всего
селения; наиболее заметные действия происходят на общем сельском погосте, иной
раз с наймом целой труппы скоморохов. Экстраполяция поминаний на все 12 месяцев
года явствует из частого счета на 12 в этих поминаниях. Вся система годичных
поминаний, расставленных в календарном порядке, представляется мне как бы
растянутым во времени воспроизведением этапов древних языческих похорон по
обрядy трупосожжения:
1. Сожжение костра из соломы, как
имитация погребальной "крады великой". Одновременно сожжение хвойных
веток в доме для очищения жилища и живущих в нем.
2. "Родоница". Воззвание
к умершим, плач по ним. Призыв предков к охране дома и двора, к покровительству
молодым семьям. Кормление земли яйцами и брагой.
3. Еще один плач по умершим,
сменяемый буйной тризной с ритуальными "сатанинскими" плясками,
пением и играми, а иногда и драками.
4. Благодарение предкам. Поминки
на кладбище с приносом ритуальной еды. Угощение "дедов" каждой
отдельной семьи в её доме.
Моления предкам открываются
имитацией погребального костра, получают развитие в начале аграрного цикла
работ весною (родоница-радуница), достигают кульминации в "зеленые святки",
когда земледельцы озабочены своими нивами, и завершаются благодарственными
приносами из нового урожая осенью, перед зимним замиранием природы. Все это
происходит в двух различных пространствах: одна часть молений предкам связана с
домом, с местом, где они, предки, строили, жили, трудились, праздновали, а
другая часть проходит на месте упокоения их праха, в "городе
мертвых", где стоят рядами, как избы в селе, деревянные избушки-домовины,
покрывающие урны с сожженными костями (в раннее время) или истлевшие костяки
погребенных предков.
Культ предков, постоянно
поддерживаемый новыми похоронами уходящего поколения и овеществленный
домовинами на кладбище, был очень важной составной частью древних языческих
представлений. Его аграрно-магическая и апотропеическая, охранительная
направленность еще более укрепляла его и позволяла противостоять порицаниям
духовенства.
Заключение
Смерть — это последний земной удел
каждого человека. Славяне видели смерть как возрождение. Представление об этом
возрождении было различно – от перехода в мир предков, до нового рождения в
теле тотемного животного. Итак, смерть, по древним представлениям, - это всегда
метаморфоза. Славяне уподобляли смерть жизни, она была для него лишь границей.
После которой начиналась "новая жизнь" в "новом мире".
Предки и потомки составляли единую
сакральную общину. Мир по ту и по эту сторону мало чем отличался один от
другого. Он мог совпадать полностью, быть тождественным земному. Тогда
покойный, покинув этот мир находит своих ранее умерших сородичей и начинают
жить вместе с ними. Поскольку загробный мир подобен земному, то и там возможно
умирание с последующим возрождением на земле.
У всех славян был распространен
культ предков, постоянно поддерживаемый новыми похоронами уходящего поколения и
овеществленный домовинами на кладбище. Земля, что рожает, была для
древнерусского народно-языческого сознания, "доподлинной матерью" ей
и мертвым (тем для кого земля стала новым домом) приносились жертвы. Обрядовая
устойчивость "кормления" мертвого и творимых в его честь возлияний,
сохранение цели ритуала (дух мертвого нужно задобрить) характерна для славян.
Поминальный пир, в котором возлиянию (поливанию) отводилась одна из основных
ролей, был известен почти всем народам мира. Для славянских язычников, если следовать
рассказам "Повести временных лет", было характерно его совершение как
до, так и после погребения (тризна).
У древних славян были тесно
связаны три события – рождение, свадьба, смерть Смерть, роды и вступление в
брак сопровождались особым ритуалом "прощания". Обряды "прощания
с умирающим" и "прощание невесты перед вступлением в брак" были
опоэтизированы и доведены до высокой степени художественного совершенствования
свадебными и похоронными причитаниями. Девушка, достигшая половой зрелости,
впоследствии в свадебном обряде – невеста, переходила в новую социальную
категорию. По древним представлениям, такой переход был возможен только через
прекращение добрачного существования, то есть через "умирание". Таким
образом, совершенно очевидна функциональная близость положений невесты в
свадебном обряде и посвящаемого в обряде инициации. Несмотря на то, что древние
славяне, по-видимому, не знали инициации как ритуального действа в целом,
основные представления этого комплекса тем не менее получили у них отражение в
различных обрядах и фольклоре. Послебрачный ритуал поисков молодой сопоставим с
другим обрядом, который носит название "поиски покойника" и
представляет собой ритуальный обход жилых и хозяйственных помещений,
предшествующий поминальному пиру "в современной записи этот обряд
зафиксирован уже в упрощенном виде: "умрет кто – в доме все
переворачивают. Ходят везде, и говорят: "Был и нету, был и нету".
Тайна смерти и посмертного
существования была одной из определяющих идей языческого мировоззрения. Не
случайно "со времени появления человека и до настоящего времени ни одно
явление не вызывало в нем столько сильных эмоций и такого напряженного процесса
мысли, как смерть, это странное, непонятное явление.
Список литературы
1.
Нечистая, неведомая и
крестная сила. СПб., 1903,
2.
«Советская этнография»,
1945
3.
Рыбаков Б. А. «Язычество
древней Руси» М., 1994
4.
Летописец Нестор «Повесть
Временных лет» (электронная книга)
5.
В. А. Еремина «Ритуал и
фольклор» М.,1994
6.
Народный месяцеслов М.,
Современник 1991
7.
“Энциклопедия славянской
мифологии”, изд. “Астрель”, 1996.
8.
Вернадский Г. В. «История
России. Древняя Русь» Москва – Тверь 1996
9.
Костомаров И. «Славянская
мифология», М. 1995
10.
Соловьев С.М. «Об истории
Древней России» М. 1993
11.
Токарев С.А. «Ранние формы
религии» М. 1992
Интернет-ресурсы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|