Поведение потребителя в комплексе маркетинга
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Агентство
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Тюменский государственный нефтегазовый
университет»
Технологический институт
Кафедра экономики торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Поведение покупателей и
маркетинговые
исследования в торговле»
на тему: Поведение потребителя в
комплексе маркетинга.
Выполнил: студент гр. ЭПТ - 02 -
1,
Михайлов Александр Петрович
Научный руководитель:
Дебердиева Надежда Павловна
Тюмень, 2005г
Содержание
страницы
Введение
3
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга.
4
1.1 Сущность мотивации потребителя.
4
1.2 Поведение потребителя и классификация спроса.
7
2. Анализ поведения потребителя на бренд.
15
Заключение.
32
Приложение.
33
Список
литературы.
35
Введение.
Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во
всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся
междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и
предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое
поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную
важность.
Поведение потребителя – это
деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и
распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые
предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Целью данной работы является
влияние на потребителя окружающей среды. Человек – существо социальное. Это
утверждение особенно верно в отношении поведения потребителя. Наше поведение в
основном диктуется – генетической предрасположенностью, средой или неким,
единственным в своем роде, сочетанием множества факторов. Это и делает его
уникальным.
Поэтому основопологающим
является понимание характера и значения культуры, особое внимание необходимо
уделить воздействию этнических факторов на поведение потребителя. Не менее
существенным является и влияние индивидуальных особенностей личности, семьи и
ситуации.
1. Поведение потребителя в комплексе маркетинга.
1.1 Сущность мотивации потребителя.
Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного
сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента
на предмет потребности). Или, мотивация (как механизм) – это внутренний
психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета
соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению
этого предмета (если он соответствует потребности).
В любой момент жизни человек
испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу,
возникают при определенном физиологическом состоянии организма - голоде, жажде,
дискомфорте. Другие носят психологическую природу и являются результатом таких
состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании,
уважении или духовной близости. Большая часть потребителей не требует
немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда
она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает
психологическое напряжение.
Психологами разработано
несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них -
теории З.Фрейда, А.Маслоу и Ф.Герцберга - приводят своих сторонников к
совершенно разным выводам относительно исследований потребителей и стратегии
маркетинга.
Теория
мотивации по Зигмунду Фрейду.
Великий психолог полагал, что
люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят
поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих
действий.
Для выяснения
глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают "подробные
интервью", используя технику, позволяющую отключить сознательное
"Я". В результате психологи пришли к целому ряду интересных и
странных заключений: потребители не хотят
покупать
чернослив по той причине, что он сморщенный и напоминает стариков; мужчины курят
сигареты потому, что это подсознательно напоминает им сосание пальца во
младенчестве.
Теория
мотивации Абраама Маслоу.
5
Потребности в
самоутверждении
(саморазвитие и
самореализация)
---
4 Потребности в
уважении
(самоуважение, признание статус)
----
3 Социальные
потребности (чувство
духовного родства, любовь)
-----
2 Потребность в
защищенности (безопасность,
уверенность)
------
1 Физиологические
потребности (пища, жилье, тепло)
Рис 1.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу
Абраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное
время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму
времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой
стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? А.Маслоу объясняет это
тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке
(см. рис 1.1), в соответствии со степенью значимости ее элементов. Индивид в
первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это
удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек
стремится к насыщению следующей по значимости.
Теория А.Маслоу помогает
производителям понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют
планам, целям и самой жизни потенциальных потребителей.
Теория
мотивации по Фредерику Герцбергу.
Ф. Герцберг развил теорию двух
факторов мотивации, один из которых вызывает недовольство человека, а другой -
его удовлетворение. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия
фактора недовольства - требуется активное присутствие фактора удовлетворения.
На практике теория двух факторов
применяется двояким образом. Во-первых, продавец должен избегать появления
факторов недовольства (например, непонятная инструкция к компьютеру или плохое
обслуживание). Такие вещи не только не способствуют росту продаж, но и могут
сорвать покупку. Во-вторых, производитель должен определить основные факторы
удовлетворения или мотивацию покупки товара и проследить, чтобы их наличие у
товара не осталось незамеченным покупателем.
1.2 Поведение потребителя и классификация
спроса.
"Поведение
потребителей" (ПП) - это прикладная научная дисциплина. Это означает, что
она служит своего рода посредником между фундаментальными науками и практикой,
переводя их очень широкие, абстрактные категории на более конкретный уровень.
Поведение потребителя – это
деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и
распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые
предшествуют этим действиям и следуют за ними.
В основе курса "Поведения
потребителей" лежит ряд фундаментальных научных дисциплин: социология,
психология и социальная психология, общая экономическая теория, антропология,
социальная история и история культуры.
Курс "Поведения потребителей" тесно
переплетается еще с двумя прикладными дисциплинами: маркетингом и менеджментом.
Особенно сильно он связан с маркетингом. По крайней мере одна глава по
поведению потребителей содержится в каждом учебнике маркетинга. По существу
маркетинг - это взгляд на рынок с точки зрения работающей на нем
фирмы.
Проблема поведения на нем потребителей
является ключевой: весь курс маркетинга - это разработка технологий реакции
фирмы на потребительское поведение. Курс маркетинга представляет собой вводный
курс. "Поведение потребителей" - это развитие, углубление одного из
разделов вводного курса (так же, как и целый ряд специальных дисциплин,
разворачивающих одну или несколько глав общего курса маркетинга).
Любая научная дисциплина имеет
объект и предмет. Объект - это то, на что направлена данная дисциплина.
Например, объектом макроэкономики является экономическая сфера жизни общества,
политологии - политическая, медицины - организм человека и т.д. Объектом
"Поведения потребителей" в индивидуалистической традиции является
человек. В этом смысле объект данной дисциплины тот же, что и у медицины,
психологии, частично - социологии, политологии, экономической теории и т.д. В
социологической традиции объектом является одна из сфер общественной жизни -
процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением.
Предмет - это та сторона объекта, на которой
концентрируется данная научная дисциплина. Так, человек является объектом
целого комплекса наук, каждая из которых изучает одну из его сторон. Физиология
изучает человека как природный механизм, медицина изучает лечение этого
механизма, психология изучает психическую организацию человека, психиатрия -
лечение психических заболеваний, социология - поведение человека в социальных
системах и т.д. Имеется целый комплекс так называемых "поведенческих
дисциплин", изучающих те или иные механизмы поведения человека.
"Поведение потребителей" - одна из многих. Ее предметом является не
весь человек, а лишь его поведение, но не во всех его проявлениях, а только на
рынке и только в качестве потребителя. В социологической традиции предметом
является поведение различных социальных общностей в процессе потребления.
Что такое потребление?
Традиционно оно рассматривалось как способ удовлетворения базисных человеческих
потребностей посредством разового или длительного потребления-уничтожения
товаров. Так, потребляя хлеб, вы его уничтожаете, потребляя одежду, вы ее
изнашиваете.
Однако изучение потребления в
развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что
потребление становится для широких масс населения прежде всего производством
символов (Baudrillard 1996). Человек покупает модную одежду, чтобы все видели
его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т.д.
Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то
информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст.
В науках об обществе конца ХХ в.
потребление рассматривается как социальный и культурный процесс, включающий культурные
знаки и символы, а не просто экономический утилитарный процесс. Как в развитых
капиталистических, так и в преимущественно аграрных странах достаточно много
групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим
положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией
современного потребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать
товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению. Таким
образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько базовыми
потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества
вкладывает в вещи.
Правда, не стоит от одной
крайности (потребления только предметов) переходить, как это часто делается, к
другой (пониманию потребления как исключительно производства символов). Люди
потребляют и для того, чтобы просто выжить (даже самые богатые испытывают
чувство голода и холода), и для того, чтобы общаться друг с другом через
производимые в процессе потребления символы. Сказать, что автомобиль - это
только средство передвижения, значит так же далеко отойти от реальности, как и
утверждая, что это только предмет роскоши. Самый элементарный предмет
потребления, удовлетворяющий базовую потребность, символичен, а самая
символическая вещь несет печать утилитарности. Автомобиль не только облегчает
жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или
невольно передается информация о владельце: его экономическом положении,
вкусах, часто претензиях, а то и комплексах.
Потребление - это процесс,
включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги,
покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение.
На рынке имеет место много видов
поведения. Предметом данной дисциплины является лишь один из них - поведение
человека, решающего проблему покупки предметов для удовлетворения своих
потребностей. Здесь человек выступает как конечный потребитель, то есть
приобретение машин, оборудования для производства или торговли выходит за
пределы данного предмета. В то же время ПП изучает поведение человека только в
рыночном контексте. Это означает, что процесс приготовления, потребления пищи
выходит за рамки предмета данной дисциплины.
Итак, предметом ПП является
рыночное поведение человека как потребителя конечной продукции.
От конечного потребителя надо
отличать покупателей -производителей и посредников. Логика их поведения
совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных
потребителей.
Клиент - это тот, кто покупает
товары или услуги определенной компании. Понятия потребителя (англ. - consumer)
и клиента (англ. - customer) очень близки. Отличие состоит в том, что клиент -
это потребитель продукции определенной фирмы. Клиент - частная разновидность
потребителя.
Потребность на рынке
трансформируется в покупательский спрос. Спрос конкретизирует потребность,
очерчивает ее границы, делает измеримой. Объем спроса выражается количеством
продуктов и услуг, которое может быть приобретено потребителями за какой-то
период при определенном уровне цен и дохода. Спрос - движущая сила рынка.
Рыночный механизм приводит к сбалансированию спроса и предложения, важную
регулирующую роль в этом процессе играет маркетинг. В основе маркетинговой
системы регулирования лежит закон спроса, распределение товара между
потребителями.
Классификация спроса:
• по формам образования: потенциальный (закрытый) -
существующий на фазе разработки товара, когда товар еще не выведен на рынок, но
уже сформировалась группа потребителей, готовых покупать его; формирующийся -
возникающий на этапе выведения товара на рынок, когда складываются взгляды,
мнения потребителей: сложившийся - когда у большинства потребителей сложилось
устойчивое положительное отношение к товару, сезонный - постоянные, повторяющиеся
колебания спроса; отложенный - спрос на дорогие товары, деньги на приобретение
которых откладываются покупателями; панический (ажиотажный) - покупка любых
товаров с целью истратить деньги (бегство от денег) в условиях инфляции или из
опасения исчезновения товара (дефицит).
·
по тенденциям: растущий
( интенсивный), стабилизировавшийся, угасающий (сокращающийся, спад).
·
по покупательским
намерениям: твердосформулированный (жесткий) когда покупатель намерен
приобрести определенный вид или марку товара и отказывается от альтернативных
предложений: альтернативный (мягкий, компромиссный) - когда покупатель
согласен заменить один вид товара другим (эта категория покупателей очень
восприимчива к рекламе и уговорам продавца); спонтанный (импульсивный) - спрос,
возникающий неожиданно, в момент знакомства с товаром, в форме активной
реакции на магазинную (витринную) демонстрацию товаров, хотя покупатель не
планировал подобной покупки ( по некоторым подсчетам, так совершается 1/4 всех
покупок).
Страницы: 1, 2, 3
|