Меню
Поиск



рефераты скачать Порядок исчисления уплата единого социального налога

p>B. Суммы, не подлежащие налогообложению в ограниченных

размерах

Пункт 2 ст. 238 Налогового кодекса РФ предусматривает, что не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

1) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

2) суммы возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

C. Суммы, не подлежащие обложению единым социальным налогом в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ

Отдельный порядок определения налоговой базы предусмотрен для исчисления единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.

Налоговая база в данном случае формируется по общим принципам, но с учетом одной особенности - в состав доходов, подлежащих налогообложению, в данном случае не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Данный порядок исчисления налоговой базы, действовавший до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ, сохраняется и в настоящий момент.

D. Освобождение от уплаты единого социального налога, предусмотренное Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год"

Дополнительное освобождение от уплаты единого социального налога на 2002 год предусмотрено Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

Согласно ст. 32 указанного закона предписано освободить в 2002 году Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральную службу охраны РФ, Службу внешней разведки РФ, Федеральную пограничную службу РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральную службу налоговой полиции РФ, Министерство юстиции РФ, Государственную фельдъегерскую службу РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Военную коллегию Верховного Суда РФ от уплаты единого социального налога в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и федеральный бюджет с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно- исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 33 указанного закона предписывается освободить в 2002 году федеральные суды, органы прокуратуры от уплаты единого социального налога с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой и уплачиваемой в федеральный бюджет.

Согласно ст. 34 указанного закона предписывается также освободить в 2002 году Федеральную службу налоговой полиции РФ и Государственный таможенный комитет РФ от уплаты единого социального налога с денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов РФ, переводимых с 1 июля 2002 года на условия оплаты труда федеральной государственной службы, исчисляемого и уплачиваемого в федеральный бюджет. Передача соответствующих бюджетных средств в Пенсионный фонд РФ в связи с изменением норм указанным лицам осуществляется во втором полугодии 2002 года в порядке, определяемом Правительством РФ.

Аналогичное освобождение также предусмотрено ст. 245 Налогового кодекса РФ.

4. Налоговая база

В соответствии со ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Как уже было нами рассмотрено в предыдущих главах, по единому социальному налогу предусмотрены две группы налогоплательщиков: налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам и налогоплательщики - индивидуальные предприниматели и адвокаты. Исходя из этого установлено два вида объектов налогообложения. Следовательно, необходимо выделять и два вида налоговых баз:

- налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;

- налоговая база налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей и адвокатов.

Так, в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 237 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые базы, предусмотренные для двух видов групп налогоплательщиков, определяются независимо друг от друга.

При определении налоговой базы налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, необходимо учитывать, что она не совпадает с объектом налогообложения. В данном случае налоговая база помимо объекта налогообложения включает в себя оплату за работника и членов его семьи. Следует отметить, что данная практика законодателя не может быть признана удачной. Как уже было указано выше налоговая база является всего лишь характеристикой объекта налогообложения. Поэтому налоговая база не должна устанавливать нового объекта налогообложения.

A. Налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам

1. Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Помимо указанных выплат в налоговую базу также включаются суммы оплат за работника и членов его семьи.

Таким образом, налоговую базу формируют следующие показатели:

- вознаграждения и выплаты, начисляемые в соответствии с трудовыми договорами;

- вознаграждения и выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям);

- вознаграждения по авторским договорам;

- суммы полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи.

В последнем случае имеется в виду, например, оплата за работника или членов его семьи: коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

При определении налоговой базы должны учитываться все выплаты, начисленные налогоплательщиком физическим лицам, за исключением тех, которые не подлежат налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 236 и ст. 238 Налогового кодекса РФ:

- в денежной форме;

- в натуральной форме;

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 и с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 Налогового кодекса РФ.

Например, вознаграждение автору научной разработки согласно договору составляет 5000 рублей. Расходы на создание таковой разработки автором документально не подтверждены. Данные расходы принимаются в пределах установленного норматива - 20% от суммы начисленного дохода.

Налоговая база для исчисления единого социального налога составляет:

5000 - 5000 х 20% = 4000 рублей.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты.

Стоимость полученных товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из рыночных цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги).

При государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) их стоимость определяется исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При определении стоимости товаров (работ, услуг) рыночные цены (тарифы) и государственные регулируемые розничные цены включают в себя сумму налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующую сумму акцизов.

Необходимо отметить, что порядок определения рыночных цен в ст. 237 Налогового кодекса РФ не установлен. Следовательно, расчетные механизмы определения рыночной цены, предусмотренные ст. 40 Налогового кодекса РФ, в данном случае не применяются. Для целей исчисления единого социального налога рыночные цены должны быть обоснованы налогоплательщиком или налоговым органом (при проведении проверки) на основе данных о рыночных ценах, сложившихся в конкретный период на конкретной территории.

День выплаты определяется в соответствии со ст. 242 Налогового кодекса РФ, которая будет рассмотрена позднее.

При определении налоговой базы организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, следует учитывать два момента:

1) согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ:

- выплаты организаций не включаются в налоговую базу, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- выплаты индивидуальных предпринимателей не включаются в налоговую базу, если они не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

2) согласно ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению а, следовательно, и не включаются в налоговую базу выплаты, перечисленные в данной статье.

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При расчете налоговой базы налогоплательщики должны учитывать все категории физических лиц, выплаты которым включаются в налоговую базу.

Если работник имеет несколько мест получения доходов, то каждый из работодателей исчисляет налоговую базу самостоятельно, не учитывая суммы доходов, полученные работником от других работодателей и (или) суммы доходов, полученные этим работником от собственной предпринимательской или иной профессиональной деятельности.

2. Налоговая база физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты иным физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, за налоговый период в пользу физических лиц.

Никакие иные выплаты у данной категории налогоплательщиков в налоговую базу не включаются.

При определении налоговой базы должны учитываются выплаты, производимые как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, в порядке, установленном для организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный порядок был рассмотрен ранее.

При определении налоговой базы также необходимо учитывать следующее:

1) согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ выплаты физических лиц не включаются в налоговую базу, если они не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

2) согласно ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, а следовательно, и не включаются в налоговую базу выплаты, перечисленные в данной статье.

B. Исчисление налоговой базы налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями и адвокатами

Налоговая база налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса РФ.

При определении налоговой базы должны учитываться выплаты, производимые как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты.

Стоимость полученных товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из рыночных цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги).

При государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) их стоимость определяется исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При определении стоимости товаров (работ, услуг) рыночные цены (тарифы) и государственные регулируемые розничные цены включают в себя сумму налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующую сумму акцизов.

Необходимо отметить, что порядок определения рыночных цен в ст. 237 Налогового кодекса РФ не установлен. Следовательно, расчетные механизмы определения рыночной цены, предусмотренные ст. 40 Налогового кодекса РФ, в данном случае не применяются. Для целей исчисления единого социального налога рыночные цены должны быть обоснованы налогоплательщиком или налоговым органом (при проведении проверки) на основе данных о рыночных ценах, сложившихся в конкретный период на конкретной территории.

День выплаты определяется в соответствии со ст. 242 Налогового кодекса РФ, которая будет рассмотрена позднее.

5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога

A.   Исчисление и уплата налога налогоплательщиками –

работодателями.

Исчисление налога

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет (в 2001 году данная сумма перечислялась в Пенсионный фонд РФ) и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (например, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и т.д.).

Платеж в ФСС = Налог - Расходы

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяются в соответствии Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Платеж в Федеральный бюджет = Налог - Страховой взнос

При этом необходимо учитывать, что если начисленная сумма страхового взноса не будет уплачена (полностью или частично), то она фактически признается недоимкой по единому социальному налогу.

Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что:

"В случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога".

Данное положение применяется до 1 января 2003 года. С 1 января 2003 года применяется другое правило, согласно которому в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.