Понятие государственного лесопользования
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ
2.
Понятие государственного регулирования
эколого-правового режима лесопользования и его особенности
ü
Ведение
государственного учета лесов и государственного лесного кадастра
ü Лесной мониторинг
ü Планирование использования и
охраны лесов
ü
Лесоустройство — территориально-пространственная
организация лесов для их рационального использования
ü Правовое регулирование
распределения и перераспределения лесов
ü Организация восстановления лесов и
лесоразведение
ü
Государственный
контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой
лесов
3.
Право лесопользования и его виды
4.
Ответственность за нарушение лесного
законодательства
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Все взаимосвязано со всем — гласит первый
экологический [1]
закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо
из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки
погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные
пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в
текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за
возрастания нагрузок на природную среду.
Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения
экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если
человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель,
как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.
Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению
окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в
неблагоприятном для природы и общества направлении:
а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый
экологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своих
ведомственных интересов;
б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию,
вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи и
природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.
Что же касается контроля за состоянием и
пользованием лесного фонда РФ, то он относится к федеральной государственной
собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом
находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской
Федерации.
В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думой
сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных
видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы,
биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации,
субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования
лесных отношений.
После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с ним
федеральным законам.
По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено
больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты
лесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых при
взимании платежей за пользование лесным фондом и др.
Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную
функции.
В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, в
том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины 81,6
млрд. куб. м.
В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные
рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава
лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному
(ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению
разработок мягколистных и лиственных лесов России.
За последние двадцать лет переруб (ежегодный)
расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели
к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.
Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ,
выбрасываемых в атмосферу.
За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно
ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно
вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса
за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России
осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что
экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в
действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.
Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не
покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.
С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа
восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и
стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс
обезлесения принимает характер экологического бедствия.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный
переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.
Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый
ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы
за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на
финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это
делается в большинстве стран мира.
Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений
свидетельствует о необходимости централизованного государственного управления
лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и ресурсового
потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных
интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ
устанавливает и регламентирует такое управление.
Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник
Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных. Ему
принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в
предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую
роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в установлении
климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на
Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие вещества, обладающие
бактерицидными свойствами), которые убивают болезнетворных микробов.
Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные,
водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет большое значение при
проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.
«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последний
важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас от
наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с
глобальным парниковым эффектом».
Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником
древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения
потребностей народного хозяйства и населения.
Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его
составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также
земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд
лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые
россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель.
Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки,
гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги и другие)[2].
Не считаются лесами и не входят в лесной фонд
небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и
не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса, а
именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая
растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные
насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также каналов;
лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов,
поселков, сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на
приусадебных, дачных и садовых участках На данную растительность не
распространяется правовой режим, установленный для лесов.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным
фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на соответствующих
территориях, так и всех граждан Российской федерации.
Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может
расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в
другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение
территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных
государственных и общественных надобностей.
Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности
и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они
произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и
прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой.
Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой
самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также
техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса,
добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Понятие государственного регулирования
эколого-правового режима лесопользования и его особенности
Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования —
это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному
использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению
продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и
населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.
Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со
стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны
лесопользователей.
Государственное регулирование является формой осуществления функций,
вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно
подразделяется на общее и специальное. Государственное
регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты
лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными
органами.
Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию
эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного
хозяйства[3]
и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством
в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки,
лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти органы
обеспечивают реализацию государственной политики в области использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов
В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной
лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с
утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и
пресечению нарушений лесного законодательства
В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее
субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция
органов местного самоуправления в этой сфере
Основными функциями регулирования эколого-правового режима лесопользования
являются государственный учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг,
государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления
лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о
лесопользовании
Ведение государственного учета
лесов и государственного лесного кадастра
Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства,
охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными
изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном
фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного
самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан проводится
государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой
системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и
земли лесного фонда
Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению
государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования
земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный
лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и
иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные
государственного лесного кадастра используются при управлении и организации
ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении
платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности
лесопользователей и владельцев лесного фонда
Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение
количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за
изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти
сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и
организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация
государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5
лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес
Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и
лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность
объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности отдельных
леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет
сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это
направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса
Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и
землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому
пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и
обязанности
Лесной мониторинг
В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собой
систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в
целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны
и защиты лесов и повышения их природоохранных функций Структура, содержание и
порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается совместно федеральным
органом управления лесным хозяйством и государственным органом охраны
окружающей среды Российской Федерации.
Планирование использования и охраны лесов
Планирование использования лесов включает мероприятия в области рационального
использования лесов, восстановления, лесоразведения, повышения продуктивности
лесов, их охраны и зашиты
Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесного
хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого
лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по
лесовосстановлению.
Разработка и составление годовых и перспективных планов использования и
охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляется
федеральным органом управления лесным хозяйством.
Функция планирования осуществляется через
программирование, разработку совместно с субъектами РФ федеральных программ по
рациональному использованию лесного фонда России, повышению доходности,
продуктивности, экономической, экологической и социальной значимости лесов,
обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их
финансирования и организация выполнения; разработку основных направлений
государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и
защиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек, определение и
утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти
субъектов РФ и др.
Страницы: 1, 2, 3
|