·
внутренние (представляющие
его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного
общества);
·
внешние (деятельность за
ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с
другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно
связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими
государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного
государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства
следует делить на основные и не основные. Тут нужно заметить, что, конечно,
такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного
разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция
государства, как правило, является объективно необходимой для данного
государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не
исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных
направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот
эти направления становятся тогда для государства основными.
К числу критериев также можно отнести принцип
разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на
основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
·
законодательные
(правотворческие);
·
управленческие;
·
правоохранительные (в том
числе судебные);
·
информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что
она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно
с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей
государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной,
судебной, но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических
целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию,
которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой
информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и
структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых
способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность
населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому
могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках
средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи
информации создают необходимые условия для существования и функционирования
других ветвей власти, всего государства.
Классификация функций государства, опирающаяся на
разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело
состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не
функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей
власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и
государственной власти.
Основные внутренние функции государства:
1. Обеспечение народовластия.
Теория государства и права до самого
последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в
политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический
характер, однако в политической области действует целая система политических
институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и
уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране,
органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти
непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной
организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках
государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти,
защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
1.
реализация волеизъявления
народа в форме законодательства (правотворчества).
2.
обеспечение
государственного суверенитета, определение правового положения конкретных
территорий и управление ими.
3.
официальное
представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти,
государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с
тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие
правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от
общества, ответственность перед ним.
4.
защита конституционного
строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом),
так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой
попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного
строя.
2. Экономическая функция.
В ней наиболее полно проявляется современная роль
государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная
реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция
государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от
полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”)
до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех
вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и
усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается
наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую
политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую
политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы
предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм
собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно
сводится, как правило, к следующему:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями,
составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен
важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной
энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой
политики, в частности, стимулированию государственными средствами
предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм
собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения
монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.
г) регулированию внешнеэкономических отношений
государства
3.Социальная функция.
Содержание этой функции многозначно: государство
призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи,
материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, устанавливать
государственные пенсии и пособия. Главное ее назначение - обеспечить
общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его
достижении.
Так в Конституции Российской Федерации в частности
сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются
федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры
по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
В реализации социальной функции большое место
принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки,
культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция
осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной,
программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так
же учреждений культуры. Общество в целом, и государство заинтересованы в том,
чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту.
Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает
для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного,
процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и
культурного наследия.
4. Экологическая
функция.
Функция охраны природы и рационального использования
природных ресурсов.
Основное содержание экологической функции составляют
государственное управление и координация деятельности в области охраны
окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической
безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды
Охрана природы, окружающей среды - насущная
необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной
деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду,
чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия
обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство,
обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
Чем разумнее использовать богатства, тем
больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы
выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой
одну из важнейших общегосударственных задач.
Многие нормы, регулирующие
природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного
законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и
водных кодексах.
5. Функция налогообложения и взимания налогов.
Эта функция тесно связана с экономической, но вместе с
тем она выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Её содержание
составляют формирование и пополнение казны, за счет всех видов налогов.
6. Функция охраны прав и свобод граждан.
Это функция государственной деятельности проявляется в
обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране
прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных
противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,
слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали
возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни,
здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и
общественного имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система
общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера
(нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком,
специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые
складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают
свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные
условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов,
предприятий, учреждений, организаций.
Основные внешние функции государства:
1. Функция интеграции в мировую экономику.
Проблема экономической интеграции играет
важную роль в сохранении мирового порядка и установлению стабильных отношений
между государствами. Поэтому стремление государства к интеграции в мировую
экономику приводит к созданию в стране нового механизма внешнеэкономической
деятельности.
2. Функция сотрудничества и укрепления связей.
Несовместимость экономических систем различных
типов общества, а так же ограничения торговли отдаляют государства друг от
друга. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях ставит перед
государством новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные
из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в стране.
3. Функция обороны страны.
Данная функция является важнейшим направлением
деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда,
суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом
играют вооруженные силы государства.
Практическое исполнение функции обороны так же
возложено на особые государственные вооруженные организации. Особые вооруженные
организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер
задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает
особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.
4. Функция обеспечения мира и поддержки
мирового порядка.
Функция поддержки мирового порядка
предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны,
разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной
обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь
реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др.
Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства
с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной
преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.
Ни одно государство не в силах в одиночку
справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий
государств по борьбе с международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой
области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.
Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих
преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это
позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Функция поддержки мирового порядка охватывает
и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных
конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются
нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что
требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии, в Израиле и
Палистине – яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в
урегулировании межэтнических конфликтов.
5.
Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем.
В основе этой функции заложены интересы каждого
государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и
сотрудничества со всеми странами.
В современных условиях развитие государств
определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни.
Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает
интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации
деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и
культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано
с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.
3. Принцип разделения властей в государстве
Наиболее остро для процесса формирования
государственности стоит проблема разделения властей. Решение ее определенным
образом формирует факторы либо стабилизирующего, либо деструктивного характера
для самого аппарата государства, а, следовательно, и для эффективности
реализации его роли во внешних и внутренних функциях.
Государственная власть осуществляется на
основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех
ветвей власти самостоятельны.
"Разделение властей" - весьма
сложная, многогранная и, вместе с тем, довольно противоречивая доктрина. На
всем протяжении процесса ее развития и совершенствования никогда не было
единого понимания, толкования, а тем более единого подхода к практике
применения этой концепции.
Можно выделить следующие постулаты. В каждой
стране, именующей себя демократической, законодательная, исполнительная и
судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным
механизмом, но и относительно самостоятельны.
Между высшими государственными органами,
осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует
некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов. Система сдержек
и противовесов подразумевает, что происходит уравновешивание властями друг
друга в процессе деятельности государственных органов, только если изначально
это равновесие заложено в их правовом статусе. Взаимодействие властей
необходимо, поскольку необходимо единство государственной власти как формы
существования единого государства.
Все три власти действуют обычно на постоянной
правовой основе.
Среди общих постулатов теории разделения
властей следует выделить также верховность законодательной власти. Она
сохраняется всегда, несмотря на относительную самостоятельность других властей
и существующие пределы ее деятельности.
Основной и конечной целью осуществления на
практике теории разделения властей является предотвращение узурпации всей
государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности
государственного механизма и всего общества.
Разделение властей - это такая
институционально-функциональная форма организации государственной власти, при
которой выражением народного суверенитета и, следовательно, суверенитета
государства являются высшие органы народного представительства, закрепляющие
силой закона общие интересы и потребности общественного развития. А
профессиональный государственный аппарат (правительственно-административный и
судебный), как правило, лишь выполняет решения представительных органов власти,
применяет законы.
С точки зрения правовой метатеории
государства, основные требования разделения властей заключаются в следующем.
Во-первых, правовые нормы должны
устанавливаться только законом, то есть должны быть легитимированы
демократически ориентированной на общественные потребности процедурой
законотворчества. Особая роль принадлежит процедуре конституционного контроля,
предназначенного для защиты от возможных законодательных нарушений всеобщей и
равной меры свободы, которая уже зафиксирована или должна быть зафиксирована на
уровне конституционного права.
Во-вторых, и это следует уже из первого
условия, исполнительные органы не должны заниматься нормотворчеством, но должны
действовать во исполнение закона и в рамках бюрократических процедур,
регламентированных законом. Если правительственные органы все же издают
нормативные акты, а в современном обществе издание таких актов по частным
вопросам нормативного регулирования может быть более целесообразным, нежели
детальная законодательная регламентация, то это может делаться не в силу
какой-то общей нормотворческой компетенции правительственных органов, а на
основе полномочий, специально делегированных законодателем по конкретному
вопросу. Кроме того, сам факт издания такого акта еще не придает ему силу
закона, поскольку нормативный акт не легитимирован демократической процедурой
законотворчества.
В-третьих, любой спор о праве по желанию одной
из сторон должен решаться в рамках надлежащей правовой процедуры.
Административная процедура (обжалование решения в вышестоящий орган
исполнительной власти) - это противоположность судебной, поскольку в ее рамках
спорящие стороны остаются в отношениях повеления - подчинения, в то время как
право предполагает формальное равенство сторон. В условиях разделения властей
суд служит основным гарантом законности - как правоохранительный институт,
подчиненный только конституции и правовым законам.
В фундамент конституционной системы правовых
государств - федераций Запада положены три основных принципа - разделение
властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Создатели конституций
нового и новейшего времени никогда не помышляли о создании некоего троевластия
- системы трех полностью независимых друг от друга властей. Они понимали, что
власть государства едина и должна быть действенна. Для практического
осуществления этой власти они и образовали механизм взаимодействующих органов,
который при помощи "сдержек и противовесов" препятствует сосредоточению
власти в одних руках и тем самым не допускает появления тирании, - власти до
некоторой степени должны осаждать, охлаждать друг друга, даже тормозить, и в
результате получится согласное движение вперед.
Оценивая в общем реальную роль парламента и
традиционно присваемое ему верховенство, нельзя не видеть, что "разделение
властей в конституции" и "разделение властей в жизни" далеко не
совпадают.
Мировой опыт показывает, что и в
парламентарных и в президентских республиках в последние десятилетия
наблюдается одна тенденция во взаимоотношениях парламентов и правительств -
резкий крен в сторону централизации власти, возрастание роли исполнительной
власти за счет прерогатив парламента.
Постоянные политические трения между
исполнительной и законодательной ветвями власти, преобладание какой-либо из них
сделали неизбежным вмешательство третьей - судебной, как высшей аппеляционной
инстанции.
На органы конституционного контроля
возлагается задача надзора за соблюдением основного закона в стране,
обеспечение стабильности правопорядка и правовых устоев государства. Будучи
окончательной аппеляционной инстанцией, органы конституционного надзора, играют
роль важного противовеса во всей системе разделения властей, обеспечивая
стабильность правопорядка и правовых устоев государства.
Страницы: 1, 2
|