·
обеспечение
информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за
соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением
обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в
соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
·
предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление
внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
·
Предметом
бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, а
объектами (составными частями предмета) – капитал, активы организации и источники
их формирования (см. рис.1,2).
I. Внеоборотные активы (основной капитал)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активы
организации
(капитал)
|
|
|
Материальные оборотные средства
|
|
II. Оборотные активы (оборотный капитал)
|
|
Рис.1.
Состав имущества организации
|
|
|
|
|
|
Добавочный,
резервный капитал
|
|
Рис.2.
Источники формирования имущества организации
По составу и функциональной роли (характеру использования) капитал
организации подразделяют на: внеоборотные активы, оборотные и отвлеченные
средства.
Внеобороные активы включают основные средства (средства труда), оборудование к
установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения,
долгосрочные финансовые вложения и другие.
Основными средствами называются средства труда, за исключением малоценных и
быстроизнашивающихся предметов (МБП), к которым относят предметы стоимостью
свыше 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу и более
года от срока их службы.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической
основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (права пользования
землей, природными ресурсами, патенты лицензии, «ноу-хау», программные продукты,
монопольные права и привилегии, товарные знаки и др. Как и основные средства, нематериальные
активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно,
частями, по мере амортизации.
В состав капитальных вложений включают затраты на
строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента и др.
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в
государственные ценные бумаги (облигации и долговые обязательства), ценные
бумаги и взносы в уставные капиталы других организаций. Финансовые вложения на
срок более 1 года являются долгосрочными, на срок до 1 года – краткосрочными.
Оборотные средства целиком потребляются в течение одного периода (цикла0 производственного
процесса. Их стоимость полностью входит в затраты на производство продукции. В
состав оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты,
незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства и средства в
расчетах.
К отвлеченным средствам относятся убытки и дебиторская
задолженность длительное время не возвращенная.
По источникам формирования и целевому назначению капитал организаций
подразделяют на собственный и заемный (созданный за счет обязательств).
Собственный капитал – это чистая стоимость активов, определяемая как разница между
стоимостью активов организации и его обязательствами. Он может состоять из уставного,
добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, нераспределенной
прибыли, целевых финансирований и поступлений.
Заемный капитал – часть стоимости активов организации, сформированной за
счет обязательств (заемных средств) организации перед другими организациями,
физическими лицами, своими работниками. К обязательствам организаций относятся
кратко- и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и
обязательства по распределению.
Оссновными хозяйственными процессами организации являются снабжение, производство
и реализация продукции, товаров и услуг. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных
операций, содержание которых составляют движение средств или смена одной формы
средств другой, для объяснения которой подходит известная из экономической
теории формула товарно-денежных отношений (Товар-Деньги-Товар).
Хозяйственные
операции могут быть различными, однако основное содержание ее работы общее.
Все процессы взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами
бухгалтерского учета.
Вопрос 4 Общие положения правового регулирования
бухгалтерского учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию
бухгалтерского учета в Российской Федерации основными из которых являются:
Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129 – ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2, 1996 года;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации от 29 07.1998 года;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий от 31.10.2000 года и другие.
Действующим законодательством установлены четкие требования по ведению бухгалтерского
учета:
1.
бухгалтерский
учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в
валюте Российской Федерации – в рублях;
2.
бухгалтерский
учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве
юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
3.
организация
ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем
двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в
план счетов бухгалтерского учета;
4.
данные
аналитического (детализированного, складского и др.) учета должны
соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
5.
все
объекты бухгалтерского учета подлежат обязательной фактической проверке –
инвентаризации;
6.
основанием
для записей в учетных регистрах являются первичные документы, которые должны
составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно
после их окончания и содержать обязательные реквизиты;
7.
содержание
регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является
коммерческой тайной, которую обязаны хранить лица получившие доступ к такой
информации. Порядок истребования указанных данных правоохранительными органами
регламентируется федеральным законодательством;
8.
формирование
учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и
требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации»;
9.
Принятая
в конкретной организации Учетная политика (т.е. порядок ведения бухгалтерского
учета) утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за
организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом, к контексте Учетной политики, подлежат утверждению: рабочий
план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета; формы первичных учетных
документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций; порядок
проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации (формы
бухгалтерского учета) и др.
Контроль за соблюдением законности в процессе реализации хозяйствующими
субъектами учетной политики и организации бухгалтерского учета осуществляется
государственными органами. Государственный контроль проявляется в надзоре за
законностью и целесообразностью действий в образовании, распределении,
использовании и учете фондов всех уровней для эффективного развития государства
и экономических субъектов.
В зависимости от контролирующих органов выделяют следующие его виды: президентский;
контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
органов исполнительной власти; финансово-кредитных органов; ведомственный;
внутрихозяйственный; аудиторский и некоторые другие.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, обе
палаты Федерального Собрания – Государственная Дума и Совет Федерации –
образуют Счетную палату, назначая по половине состава аудиторов (ст.101
Конституции РФ). Государственная Дума также рассматривает и утверждает отчет об
исполнении федерального бюджета (ст.114 Конституции РФ).
Важная роль в системе государственного финансово-хозяйственного контроля
отводится Главному контрольному управлению Президента России, имеющему в своем
составе территориальные подразделения в Федеральных округах.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Закона «О
Совете Министров – Правительстве Российской Федерации» контролирует составление
и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и
денежной политики.
В системе государственного контроля главенствующее место занимает
Министерство финансов России, действующее на основании утвержденного
Постановлением Правительства РФ Положения от 06.03.98 г. №273 (в редакции от
18.06.99).
В соответствии с указанным Положением Минфин России (в том числе через контрольно-ревизионные
органы в центре и на местах, через Федеральное казначейство) рассматривает и
анализирует бухгалтерскую отчетность, осуществляет методическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью организаций, утверждает план счетов, типовые
формы учета и отчетности, инструкции по их применению, руководит работой по переоценке
товарно-материальных ценностей, устанавливает порядок ведения бухгалтерского
учета и составления отчетности.
Функции государственного финансового контроля в пределах их компетенции выполняют
и иные федеральные органы: Центробанк, Министерство РФ по налогами и сборам,
налоговые инспекции, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный
комитет, Госкомстат и др.
В акционерных обществах, общественных организациях контрольную функцию в
рассматриваемой сфере в соответствии с учредительными документами юридического
лица вправе выполнять ревизионные комиссии. Существуют и на практике
применяются также иные формы финансово-хозяйственного контроля (по срокам
проведения, по источникам данных, по обследуемым деятельности и т.п.).
Заключительная
часть
Судебная (правовая) бухгалтерия – специальная прикладная наука и
дисциплина, которая изучает основанные на законе и формализованные в
нормативных актах способы применения бухгалтерских знаний в разнообразной
юридической (в том числе следственной и судебной) практике. Она включает в
себя: теоретические основы бухгалтерского учета; основы документальной ревизии,
аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы, деятельности бухгалтера в качестве
процессуальной фигуры специалиста; положения процессуальных отраслей права,
регулирующие порядок использования учета и его данных правоприменителем (в
частности, оперативным работником, следователем и судом).
Литература:
1. Федеральный Закон Российской
Федерации «О бухгалтерском учете».
2.
Практикум по судебной бухгалтерии .- Белгород, 2004.
3.
Голубятников С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия. – М., 2002.
4.
Попова Л.В., Исакова Р.Е., Шибаева Н.А. Бухгалтерский учет и
судебно-бухгалтерская экспертиза. – М., 2003.
5.
Толкаченко А.А., Харабет К.В. Правовая (судебная) бухгалтерия. –
М., 2002.
6.
Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. – Н.
Новгород, 1995.
7.
Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия. М., 1998.
8.
Климович Л.П. Судебная бухгалтерия. – Красноярск, 2000.
Дополнительная
1. Федеральный Закон Российской
Федерации «О бухгалтерском учете».
2.
Практикум по судебной бухгалтерии.- Белгород, 2004.3. Голубятников
С.П., Леханова Е.С. Судебная бухгалтерия. – М., 2002.
3.
Попова Л.В., Исакова Р.Е., Шибаева Н.А. Бухгалтерский учет и
судебно-бухгалтерская экспертиза. – М., 2003.
4.
Толкаченко А.А., Харабет К.В. Правовая (судебная) бухгалтерия. –
М., 2002.
5.
Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики. – Н.
Новгород, 1995.
6.
Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия. М., 1998.
7.
Климович Л.П. Судебная бухгалтерия. – Красноярск, 2000.
Страницы: 1, 2
|