Правда,
в новейшем гражданском законодательстве этот признак в известной мере размыт,
поскольку лица, которым принадлежит гражданские права, все эти права (а не
только право собственности) осуществляют по своему усмотрению (см. п.2 и п.1
ст.9 ГК). Полагаем, однако, что поскольку указанный признак в отношении права
собственности закреплен специально (см. п.2 ст.209 ГК), задача состоит в том,
чтобы выявить присущее ему содержание применительно к праву собственности, что
и было сделано. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в
отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие
закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом
интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения,
пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять
его другими способами, распоряжаться им иным образом (п.2 ст.209 ГК).
Право
собственности относится к числу исключительных прав. Это значит, что
собственник наделен правом исключать воздействие всех третьих лиц на
закрепленную за ним в отношении принадлежащего ему имущества сферу
хозяйственного господства, в том числе и с помощью мер самозащиты.
Сказанное, однако, не означает,
что власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. В
соответствии с дозволительной направленностью гражданско-правового
регулирования, собственник действительно может совершать в отношении своего
имущества любые действия, но только не противоречащие законам и иным
правовым актам. Собственник обязан принимать меры, подтверждающие ущерб
здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении
его прав. Он должен воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам, и
тем более от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить кому-то
вред. Кроме того, собственник не должен выходить за общие пределы
осуществления гражданских прав, установленных ст.10 ГК. На собственника также
возлагается обязанность в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных
законом и иными правовыми актами, допускать ограниченное пользование его
имуществом другими лицами. Указанные обстоятельства подлежат учету при
формулировании общего определения права собственности. Наконец, давая
определение права собственности, следует опираться на общее определение
субъективного гражданского права, которое распространяется и на право
собственности. Применительно к праву собственности это общее определение
должно быть конкретизировано с учетом присущих праву собственности
специфических признаков.
Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность
и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь
не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства,
права частного (или государственного) собственника в самом деле неограниченны.
При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за
пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями.
Поэтому понятие права собственности включает в себя все общественные
отношения, а не только экономические и социальные.
Исходя из ранее
изложенных положений, дадим определение субъективного права собственности.
СУБЪЕКТИВНОЕ
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ - это система правовых норм, регулирующих отношения по
владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по
усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства
всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.
В тех случаях, когда
собственник сам владеет и пользуется вещью, ему для осуществления своего
права обычно достаточно того, чтобы третьи лица воздерживались от
посягательств на эту вещь. Но так бывает далеко не всегда. Чтобы распорядиться
вещью (продать ее, сдать в наем, заложить и т.д.), собственник, как
правило, должен вступить в отношение с каким-то конкретным лицом (например,
с тем, кто хочет купить вещь, получить ее в наем или в залог). Хотя путем
установления отношений с конкретным лицом собственник и осуществляет свое
право, их регулирование выходит за пределы права собственности, а сам
собственник выступает в качестве продавца, наймодателя, залогодателя и т.д.
Если же право собственности нарушено, то все зависит от того, сохраняется
это право или нет. Если сохраняется, то восстановление нарушенного отношения
происходит при помощи норм института права собственности. Если же право
собственности не сохраняется (скажем, вещь уничтожена), то для восстановления
нарушенных прав придется прибегнуть к нормам других правовых институтов
(например, обязательств из причинения вреда или страхового права). Таким
образом нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном
контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, как
гражданско-правовых, так и иной отраслевой принадлежности. Указанное
обстоятельство подлежит учету при выборе правовых норм, регулирующих тот
или иной участок имущественных отношений, в том числе и отношений
собственности.
1.3 Формы собственности
Все формы собственности защищаются одинаково1
– так гласит ст.8 , п.2 Конституции Российской Федерации.
Ст.212-215
ГК закрепляют подразделения частной собственности на принадлежащую частным
лицам и юридическим лицам, а государственную собственность на федеральную, принадлежащую
субъектам Российской Федерации, муниципальную - принадлежащую муниципальным
образованиям. Укрупнив эти понятия, можно выделить государственную,
муниципальную и частную собственность. Отсюда характеристика собственников.
В неравенстве государственно-административного отношения к
отдельным формам собственности и заложена основная причина различий в
хозяйственной эффективности имущественных прав как таковых. Единственным
преимуществом, пожалуй, обладают групповые и коллективные формы собственности.
Они дают возможность более масштабной и быстрой мобилизации денежных капиталов
и потому лучше приспособлены к решению задач научно-технического прогресса и
массового производства. Как арбитр последней инстанции именно государство
определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а,
следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Любой хозяйственник
(менеджер) подчиняется не только “невидимой руке” рыночной конкуренции, но и
постоянно осязаемой властной руке государства в лице правительства,
производства и администрации. Развитое рыночное хозяйство неотделимо от
развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы
общественной жизни. Имущественное право и право собственности как части общего
правопорядка играют предназначенную им роль.
2. Общие положения о праве собственности
2.1 Общие положения о праве собственности
на природные ресурсы в
России
Согласно ч.2 ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные
ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности.
Однако необходимо заметить, что право собственности на
землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности
на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия нуждаются в
дополнительном комментарии. Их можно условно объединить в две группы:
Отличия по отношениям использования земли и других
природных объектов как объекта собственности.
Отличия, вытекающие из самого содержания права
собственности на данные природные объекты
2.2 Понятие права
частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные
ресурсы
Под понятием права собственности на землю и иные природные
объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих
данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36,
72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах, т.е. право
собственности в объективном смысле. Во-вторых, совокупность правомочий
лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности – то есть
право собственности в субъективном смысле. В-третьих, правоотношение,
возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не
являющимися собственниками. На основании всего вышесказанного целесообразно
сделать вывод, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой
любого другого правоотношения собственности.
Структура любого регулятивного правоотношения включает в
себя три основных элемента:
-
объект правоотношения;
-
субъект правоотношения;
-
содержание правоотношения.
Не всякий объект собственности может быть природным
объектом собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним
признаком природного объекта.
Внутренним признаком природного объекта является
совокупность его свойств, которую можно условно разделить на три элемента:
Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для
данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие
почвенного плодородного слоя.
Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в
результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность
сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и т.п.
Природные процессы, происходящие в природном объекте,
например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.
Внешним признаком природного объекта является наличие его
экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
Итак, объектами права частной,
государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты
являются: отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.); только те,
которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические
взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); при условии, если они находятся
в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в
водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной
переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с
природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского
права).
Немаловажное значение для характеристики природного
объекта имеют его полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они
служат для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экономическую
ценность объектов природы.
Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для
эксплуатации человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в
горах.
Природные объекты должны находиться в пределах
государственных границ и континентального шельфа России[1].
Таким образом, можно сказать, что природа –
интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой
экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и
околоземное пространство.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной
и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы Росси,
проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы
используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.
Однако, следует особо заметить, что в законе народам не
предоставлено статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и
распоряжению природными ресурсами осуществляется соответствующими органами
государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и
физическими лицами.
Общий анализ российского законодательства показывает, что
в Российской Федерации введена множественность субъектов права государственной
и иной собственности на землю и иные природные ресурсы.
2.3 Содержание права частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
Содержание права частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты
выражается в трех правомочиях:
1.
праве владения;
2.
праве пользования;
3.
праве распоряжения.
Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также
удержание в обладании.
Владение землей и природными объектами может быть полным и
частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект
находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если
же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов
РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а
при необходимости – с участием РФ.
Право владения землей и иными природными объектами
является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные
объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации.
Собственником право владения реализуется через право
хозяйственного ведения экологопользователей.
Право пользования землей и иными природными
объектами выражается в хозяйственной и иной их
эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей
удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землей и иными природными объектами
осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция
которых введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», и которые
конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и
охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.
Здесь важно отметить, что право пользования землей и
иными природными объектами имеет две основные стороны:
-
установление для экологопользователей определенных
правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле
за их соблюдением;
-
взимание доходов с экологопользователей, полученных
в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных
платежей.
Право распоряжения собственника землей и иными
природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в
цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять
юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие
несколько сужено, и к нему больше подходит термин «определение юридического
статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет
состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не
всегда может оказать решающее влияние.
В заключение всего сказанного необходимо отметить, что
владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие
собственности осуществляются собственником с учетом не только природных
объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно
экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм
собственности на природные объекты.
2.4 Право
государственной и муниципальной собственности на прочие объекты собственности
В
настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг
ее субъектов1 отражен в Конституции нашей страны (ст.
71, 72) и в гражданском законодательстве.
Государственная собственность подразделяется
на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, собственность,
принадлежащую субъектам – республикам, краям, округам, городам и т.д. Этот вид
собственности характерен своим единством в пределах своего собственника.
Муниципальная собственность как отдельная
форма закреплена в Конституции РФ (ст.8, ст.9) и в ГК (ст.212, 215). К
числу субъектов могут быть отнесены города, поселки, села, деревни и т.д.,
причем единство фонда в этом случае также наблюдается. Особое место среди
объектов данных форм собственности выделяются объекты недвижимости (п.1, с.130
ГК).
Субъективность
права собственности в рассматриваемых конструкциях полностью реализуется в во
владении, пользовании и распоряжении, который собственник осуществляет
по своему усмотрению. С одной стороны, каждый член общества входит в состав
народа как собственника, и в тоже время выступает как обязанное лицо, которое
не должно посягать на целостность государственного и муниципального имущества.
Но приоритеты таких видов имущества не должны влиять на отношения с участниками
гражданского правооборота, что отражено в положении о равенстве всех форм
собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ). Субъекты права государственной и
муниципальной собственности представляют собой сложные образования,
действующие через специально созданные органы – администрации, советы,
управления , ведомства и т. д, к осуществлению права собственности могут также
привлекаться юридические лица и граждане, наделенные собственником
определенными полномочиями, в т.ч. правом хозяйственного ведения (ст.294, 295,
299, 300 ГК) либо оперативного управления (ст.296-300 ). Эти права относятся к
вещным правам, как и право собственности. При осуществлении этих прав
собственник оставляет за собой возможность определять цели и предмет
деятельности предприятия, назначать и контролировать деятельность руководителя,
получать часть прибыли от деятельности. Право хозяйственного ведения и право
оперативного управления являются довольно ограниченными видами прав, так как
оставляют очень мало возможностей для маневра. Правомочия по распоряжению основными
средствами значительно ограничены, недвижимое имущество не подлежит ни сдаче в
аренду, ни продаже, ни залогу, и даже прибыль от деятельности может полностью
контролироваться собственником, как в случае с казенными предприятиями,
основанными на праве оперативного управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|