Понятие идеологии Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ
2. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАСРВТЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИИ,
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Идеология (от идея и ...логия), система
взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к
действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также
содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на
закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом
обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного
класса, классовые интересы.
В
культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит
и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов
материального и духовного мира. До того как древнегреческие философы ввели в
оборот понятие идеи, роль и значение общих мыслей и ценностей в жизни человека
и общества уже понимали создатели древних мифов и исторических традиций. Сегодня
слово «миф» чаще всего отождествляют со сказкой. Важно подчеркнуть, что
состоявшие из обобщенных мыслей и ценностей древние мифы не являлись сказками в
современном значении этого слова. Первобытные люди верили в них. Мифы как
комплексы идей способствовали и способствуют объединению людей, были и являются
стратегиями человеческой деятельности, или, пользуясь более современной терминологией,
«руководством к действию». Показателен и удобен для изучения в этом отношении
древнегреческий миф о Прометее. Главный герой данного мифа - Прометей был
персонификацией совокупности идей ловкости и прогресса, промышленного
производства и свободы. Не одобряя роскошных жертвоприношений богам, Прометей
ввел в заблуждение верховного бога Зевса (Юпитера), разделив приносимого в
жертву олимпийским богам быка на две части: меньшую, представлявшую собой
сочную мякоть, прикрытую малопривлекательным желудком животного, и большую,
состоявшую из костей и жира. Обман при жертвоприношении заметил Зевс, который в
гневе лишил людей необходимого для их существования огня. В ответ на это
легендарный герой украл с Олимпа божественную искру и передал ее людям. Обратим
внимание на важные свойства идей, раскрывающихся в мифе. За обман Зевса люди
лишились огня, а у его похитителя - Прометея, прикованного за данный проступок
Зевсом к скале, орел каждый день клевал печень и рвал острыми когтями тело. Из
ящика Пандоры, доставшегося брату Прометея - Эпиметею, на род человеческий
обрушились болезни, голод, злоба и т.д. Следовательно, идеи могут играть не
только позитивную, но и деструктивную, разрушающую общественный организм роль.
В отличие от специально сконструированных философских идей укорененные в
глубинных структурах человеческой повседневности мифологические идеи
изменились. Раскрывая идейные предпосылки человеческой цивилизации и культуры,
миф о Прометее выполнял несколько функций. Он помогал, во-первых, усваивать представления
о сверхъестественном характере основ человеческой цивилизации, во-вторых,
глубже уяснять смысл неотвратимости наказания за разрушение устоев жизни
общества, за ее дестабилизацию, в-третьих, осознавать важнейшую и ничем другим
не заменимую роль идей в преодолении затруднений в повседневной личной и
государственной жизни. Миф о Прометее формировал убеждение в том, что идея
свободы является ценностью, способной возвышать человека над традиционным
страхом наказания и неотвратимости возмездия со стороны сверхъестественных сил.
Роль идей в жизни человека и государства еще более глубоко была раскрыта в
религии и теологии (от греч. слов «теос» — Бог и «логос» — учение, т.е. учение
о Боге). История православной религии на территории Беларуси насчитывает уже
более тысячи лет. Менее короткой по историческим меркам является история
католицизма, иудаизма и ислама. Еще короче история лютеранства, на которую
приходится всего около 400 лет. Религиозные идеи исторически были тесно связаны
с мифологическими: общей для них является вера в сверхъестественное. Однако по
сравнению с мифологическим религиозное сознание является более организованным,
структурированным и исторически зрелым. Это не исключает того известного факта,
что многие религиозные идеи излагались еще в форме мифов-повествований. Таковы,
например, христианские повествования о Каине и Авеле, Давиде и Голиафе. Если
эти и подобные им виды религиозных идей были предназначены в первую очередь для
«индивидуального потребления», то идеи о святой Земле, на которой
разворачивалась жизнь Иисуса Христа в реальной истории, становились мощными
массовыми мобилизационными факторами. Эти идеи подвигли и полоцкую княжну
Предславу, получившую при пострижении в монахини имя Ефросиньи Полоцкой (1104(?)—1167),
оставить организованные ею в родном городе школу и библиотеку и отправиться в
долгое и роковое для нее путешествие к гробу Господню в Иерусалим. Христианские
идеи «святой Земли» и «гроба Господня» во времена Ефросиньи Полоцкой — игуменьи
монастыря Святого Спаса — были кратким выражением организационно-мобилизующей
функции христианской религиозной идеологии. Переведенные теоретиками
христианской церкви на язык лозунгов, они побуждали к действию большие массы
людей.
Современные
ученые чаще всего объединяют мифологию и религию и отличают единый
мифологическо-религиозный подход к идее от философского, т.е. основанного не на
вере в сверхъестественное, а на мышлении и критике, анализе идей.
Понятие идеологии изменялось и
уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление
французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801).
Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто
«идеология» - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения
идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики,
воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж. Кабанис и другие
поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В
наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок.
«Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с
точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах
реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и
позднейших работах под идеологией понимали:
1) идеалистическую концепцию,
согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов;
2) соответствующий этой
концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не
сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов
и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно
воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;
3) вытекающий отсюда метод
подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой
реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя
немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности
оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее
самой, а из представления».
Таким образом, действительность
предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеология оказывается
иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия
и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В
противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на
почве действительной истории...». Методы научного анализа и критики идеологии
даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является
осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального
жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного
сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии идеологии накапливается
определённый запас понятий и представлений - мыслительный материал, и каждая
новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по
форме примыкает к предшествующей идеологии. Поэтому в сфере идеологии
существует преемственность и влияние новых социально-экономических условий
состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося
мыслительного материала. Вместе с тем, если в идеологии люди и их отношения
оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление
точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, - подобно тому,
как обратное изображение предмета на сетчатке глаза проистекает из
непосредственного физического процесса их жизни. Анализ реального исторического
процесса показывает, что идеологические иллюзии - не просто случайные
заблуждения, что идеология выполняет определённые социальные функции,
вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и
поведения или даже программы социального действия.
К. Маркс и Ф. Энгельс не
применяли термин «идеология» к собственной системе воззрений, но они
характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с
освободительной классовой борьбой пролетариата. Распространение марксизма и
быстрый рост его влияния на рабочее движение привели к новому переосмыслению
понятия идеология в марксистской литературе. В.И. Ленин расширил понятие идеология,
введя категорию «научной идеологии» и указав, что в предшествующих марксизму
системах идеологии имелись научные элементы, но лишь марксизм в подлинном
смысле является научной идеологией. Ленин отметил такую важнейшую особенность
марксизма, как соединение в теории высшей и строгой научности с
революционностью, вытекающей из научного анализа капитализма, открытия его
преходящего характера, познания законов и движущих сил общественного развития,
Ленин показал, что в лице марксизма общественная наука впервые сознательно
ставит перед собой задачу содействовать угнетённым массам в их борьбе, то есть
стремится выразить интересы и практические задачи класса угнетённых с помощью
научной теории и выработанных на её основе лозунгов борьбы - программы,
стратегии, тактики, политики. Тем самым марксизм практически выступает как
научная идеология. С разработкой концепции научной идеологии само понимание идеологии
стало более цельным и завершенным, были обобщены и методы её анализа на основе
сочетания социального и гносеологического подходов. Поскольку идеология -
духовное явление, то она должна оцениваться в гносеологических категориях - как
научная или ненаучная, истинная или ложная, правильная или иллюзорная и т. п.
Однако чисто гносеологический подход при анализе и оценке идеологических
явлений необходим, но недостаточен. Противостояние научной и ненаучной
идеологии имеет и социальное значение, ибо выражает противоположность классовых
интересов. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер и
потому характеризуется в категориях социально-политических как революционная
или реакционная, прогрессивная или консервативная, либеральная или радикальная,
интернационалистская или националистическая и т. д. Связь между этими двумя
рядами оценок выявляет принцип партийности идеологии, всесторонне разработанный
в трудах В. И. Ленина. Принцип партийности связывает познание социальной
действительности с интересами класса. Он исходит из той предпосылки, что класс
прогрессивный стремится строить свою идеологию на основе более полного
использования объективных знаний (например, буржуазия в период её восходящего
развития). Но этот тезис выражает лишь общую тенденцию, которая может сильно
видоизменяться под влиянием конкретных исторических условий, особенно в период
добуржуазного развития. Полностью этот тезис оправдывается применительно к
рабочему классу, субъективные интересы которого совпадают с объективными
потребностями общественного развития, делают его заинтересованным именно в
научной идеологии, во всестороннем использовании объективного научного знания
для решения встающих перед ним социальных проблем. Это обстоятельство и
выражается в совпадении партийного, классового и научно-объективного подхода к
действительности в рамках марксизма-ленинизма.
Буржуазные идеологи в борьбе
против научного коммунизма предпринимают также попытки опровергнуть марксистско-ленинское
понимание идеологии. Значительным влиянием на Западе пользуется концепция
немецкого философа К. Манхейма («Идеология и утопия», 1929), который, заимствуя
в искажённой форме идеи марксизма о социальной обусловленности всякой идеологии,
ложно истолковывал положения марксистской критики иллюзорного сознания. Он
выступил с отрицанием познавательной ценности всякой идеологии, рассматривая её
как совокупность идей, направленных на сохранение существующего порядка и
поддерживаемых определённой общественной группой. Утверждения об
иррациональности, мифологическом характере всякой идеологии, принципиальное
отрицание самой возможности научной идеологии, широко используются в буржуазной
литературе для борьбы против прогрессивных взглядов и, прежде всего против
марксизма-ленинизма. Продолжением этой критики идеологии явилась концепция
«деидеологизации» (Д. Белл, «Конец идеологии», 1960), согласно которой
современные развитые индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами,
требующими «технических решений», а не идеологии, и потому влияние идеологии
якобы постепенно сходит на нет. Однако действительность опровергает эту
концепцию. После 2-й мировой войны 1939—45 произошёл резкий упадок влияния фашистской
идеологии в связи с военно-политическим разгромом фашистских держав. Однако
реакционные империалистические круги стремятся возродить эту идеологию в виде
различных систем неофашистских взглядов, включающих расизм, шовинизм,
антигуманизм, идеи милитаризма и т. п. Характерным как для консервативной, так
и для либеральной буржуазной идеологии является антикоммунизм — главное
идейно-политическое оружие империализма. Разнообразные антивоенные,
антиимпериалистические, национально-освободительные движения сопровождаются
сложными идеологическими процессами, в которых отражается
антиимпериалистическая направленность и социальная природа этих движений
(некоторые течения «африканского социализма», идеология «новых левых» и т. д.).
В науке идеология выполняют различную роль. Они не только
подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но
служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль
активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей
решения проблемы. В зависимости от своего содержания идеологии, отражающие
общественное бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные
идеологии, искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены
классам, выступают тормозом общественного прогресса. Идеологии, верно и глубоко
отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых
общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют эти
классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.
В
советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось
первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его
основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и
государственного строительства. Система целенаправленного идеологического
воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и
области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно
социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций
выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических
системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как
выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли
Губерского Л. В., "идеология - то, прежде всего, система взглядов и идей,
отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также
теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в
обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе
общественно-исторического процесса". В русле социологического подхода,
акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее
рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические,
в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли
вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии
как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и
воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей,
включенная активно в практику", Биккенин Н. Б.). Идеология, как по своему
содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную
принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической
деятельности является партийность"). Вместе с тем ситуация идеологического
противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ
(построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции "ускорения"
и "демократизации" и т.д.), порождали необходимость постоянного
контроля за состоянием идеологии, а также ее развития. Одним из путей ее
развития было создание "научной теории идеологии", в рамках которой
идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления,
включающий в себя:
Страницы: 1, 2
|