Понятия: документ, управленческий документ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Экономики
Кафедра «Информационные системы
управления и Информатика»
Специальность 350800
«Документоведение и ДОУ»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине «Организация и
технология документационного обеспечения управления»
на тему:
«ПОНЯТИЕ:
ДОКУМЕНТ,
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
ДОКУМЕНТ»
Выполнила: студентка
гр. ДФД-31
Байрамалиева А.Ш.
Проверила:
Маркушина А.Н.
АСТРАХАНЬ 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение- 3
I. Теоретические основы--- 6
1.1.
Понятия «документ», «управленческий документ»- 6
1.2.
Юридическая сила документа-- 9
1.3.
Функции документа-- 10
1.4.
Основные правила составления и оформления документов- 11
II. Требования к составлению и оформлению документов-- 16
2.1.
Требования к оформлению реквизитов документов- 16
2.3
Требования к бланкам документов- 29
Заключение- 32
Список
использованной литературы--- 33
Приложения-- 34
В настоящее время объемы информации удваиваются
каждые три года. Общество переживает информационный бум. Любая организация, так
же как и каждый человек в отдельности, может существовать, только обмениваясь
информацией. В нынешних экономических условиях, когда очень быстро меняются и
ситуация, и законодательство, предприятия могут выжить только в том случае,
если они вовремя узнают, что, где, когда и почем. Другими словами, кто владеет
информацией, тот владеет ситуацией.
Носителем информации выступает документ.
Организации работы с информацией и документами в
экономически развитых странах уделяется большое внимание. Например, в США
принят и действует Закон о документе. В нашей стране принят закон «Об
информации, информатизации и защите информации», которым установлены правовые
нормы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения
и представления информации.
Создание законодательной основы использования
информации является фактом существенного изменения отношения общества к
организации информационных ресурсов, осознания того, что информация и документ
как ее носитель, пронизывая все аспекты управления, влияют на функционирование
различных структур и в конечном итоге приводят к достижению экономических
результатов.
Документы используются в различных областях
деятельности, отраслях знаний, сферах жизни и являются объектом исследования многих
научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно и зависит
от того, в какой отрасли и для каких целей он используется. Так, для юристов
документ является прежде всего способом доказательства или свидетельства
чего-либо, для историка — историческим источником, кибернетика-документалиста
— носителем информации, а специалисты в области управления считают его
средством фиксации и передачи управленческих решений.
Ядро
учрежденческой (служебной) документации составляют управленческие документы.
Именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего государства,
так и в отдельной организации. Этот тип документов, в свою очередь, представлен
комплексом систем, основными из которых являются:
организационно-правовая
документация;
плановая
документация;
распорядительная
документация;
информационно-справочная
и справочно-аналитическая документация;
отчетная
документация;
документация по
обеспечению кадрами (по личному составу);
финансовая
документация;
документация по
материально-техническому обеспечению;
договорная
документация и другие системы документации, включая и те, которые отражают
основную деятельность учреждения.
Общим для всех
видов и типов служебных бумаг является требование четкого соблюдения правил
оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. [1]
Все названные
вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения. Этим объясняется выбор
темы курсовой работы, целью которой является систематизация,
накопление и закрепление знаний о понятиях «документ», «управленческий
документ».
Основные задачи курсовой работы:
- изучение понятия «документ», «управленческий
документ»;
-исследование основных правил составления и
оформления документов;
- анализ требований к оформлению реквизитов
документов;
- изучение требование к бланкам документов.
Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее
структуры. Курсовая работа состоит из введения, двух частей и
заключения, списка использованной при написании работы литературы и приложений
к работе.
В первой части работы «Теоретические основы» изучены
изучение понятия «документ», «управленческий документ», проанализированы
требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов,
исследованы основные правила составления и оформления документов.
Во второй части работы «Требования к
составлению документов» исследованы специфика требований к оформлению
реквизитов документов, бланкам документов.
В заключении подведены основные итоги
курсовой работы.
Формирование
официально-деловой письменной речи во всех языковых культурах обусловлено
развитием государственности, аппарата управления и связано с необходимостью
документально закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. Интернациональные
свойства делового письма — следствие универсальности задач, которые оно
призвано решать, а именно — служить инструментом делового общения, языковым средством
фиксации (документирования) управленческой, деловой, служебной информации. К
служебной информации предъявляются общие требования: достоверность
(объективность), актуальность (необходимость, новизна, своевременность),
убедительность (аргументированность), полнота (достаточность
информации).
Документирование
— регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе,
обеспечивающий ее юридическую силу. В деловом общении документирование имеет
особое значение. Действительно, ссылка на какую-либо устную договоренность или
распоряжение может быть опровергнута или подвергнута сомнению, но если данная
договоренность или распоряжение имеют форму документа, то ссылка на него
обоснована юридически. Правила документирования устанавливаются правовыми
актами каждого государства или вырабатываются традицией.
Итог документирования — создание документа.
В Федеральном законе «Об информации,
информатизации и защите информации» закреплено следующее определение понятия
«документ»:
Документ — это зафиксированная
на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать[1]
Это же определение дано и
в государственном стандарте на термины и определения «Делопроизводство и
архивное дело». Для более полной характеристики понятия «документ» следует раскрыть
и понятие «реквизит».
Каждый документ состоит из ряда составляющих его
элементов, которые называются реквизитами (наименование, автор, адресат,
текст, дата, подпись и т.д.). ГОСТ закрепляет следующее определение:
Реквизит документа — обязательный
элемент оформления официального документа.[2]
Различные документы состоят из разного набора
реквизитов. Число реквизитов определяется целями создания документа, его
назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа. Для многих
документов число реквизитов строго ограничено. Для ряда документов число и
состав реквизитов установлены законодательными и нормативными актами. Но в любом
случае, как следует из определения, информация, зафиксированная на
материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления
необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом.
В документоведении документ рассматривается как
результат закрепления (отображения) фактов, событий, явлений объективной
действительности и мыслительной деятельности человека любым удобным способом
на специальном материале.
Документы, зафиксировав (отобразив) информацию,
тем самым обеспечивают ее сохранение и накопление, возможность передачи
другому лицу, многократное использование, повторное и неоднократное возвращение
к ней во времени. Они затрагивают различные сферы деятельности человека и
разделяются на текстовые и графические, традиционные (рукописные, машинописные)
и на машинных носителях, научные, технические, личные и официальные и др.
Официальные документы — это документы,
созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в
установленном порядке.1
Среди них особую категорию составляют служебные
(управленческие) документы, которые определяются государственным
стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности
организации.
Как носители информации документы выступают в
качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения,
предприятия, любой фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и
отдельных сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих
решений, служат доказательством их исполнения и источником для обобщений и
анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой
деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда. [3]
Многие формы управленческой деятельности
выражаются посредством соответствующих документов: распорядительная
деятельность — изданием различных распорядительных документов; планирование —
посредством подготовки различных планов; учет — в виде составления и обработки
статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль —
путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Поэтому документы можно
классифицировать в соответствии с их назначением как средства:
регламентации
деятельности (уставы, положения, регламенты, правила, инструкции и др.);
распорядительной деятельности (приказы, указания,
постановления, решения, распоряжения и др.);
накопления и обобщения информации (отчеты, акты,
доклады и др.);
передачи информации (письма, телеграммы, телефонограммы
и др.).
Документ возник прежде всего, чтобы зафиксировать
информацию и придать ей юридическую силу. Значение латинского слова
«документ» (documentum) — доказательство,
свидетельство. В настоящее время бесспорность документа также определяется
понятием «юридическая сила документа». Под юридической силой документа
понимается и авторитарность документа, основанного на законодательстве.
Для управленческой деятельности юридическая сила
документов чрезвычайно важна, так как означает, что документы могут служить
подлинным доказательством заключенной в них информации. Юридическая сила
официального документа предполагает его обязательность для тех, кому он
адресован, или для круга участников управленческих действий (органов
управления, их структурных подразделений, общественных организаций, должностных
лиц и граждан), которые руководствуются документом и основывают на нем свою
деятельность или воздерживаются от нее.
Юридическая сила
документа — это свойство официального документа,
сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа
и установленным порядком оформления[3].
Из этого определения следует, что орган управления
или должностные лица, выпускающие документ, обязаны:
соблюдать при его подготовке действующие нормы
законодательства;
издавать документы только в пределах своей
компетенции;
соблюдать действующие в определенное время
общегосударственные правила составления и оформления документов. К числу
наиболее юридически значимых реквизитов относятся: наименование организации,
дата и регистрационный номер документа, подпись, печать, грифы согласования и
утверждения.
Для удостоверения юридической силы в разных
документах используются различные реквизиты. Так, заявление должно быть
адресовано должностному лицу, содержать слово «заявление», текст (предмет или
причина составления заявления), дату и подпись. Приказ руководителя должен
быть составлен на бланке организации, содержать указание на вид документа
(приказ), текст, передающий распорядительные действия, визы согласования,
регистрационный номер, дату и подпись. Для штатного расписания организации
необходимы не только перечисленные реквизиты, но и гриф утверждения,
заверенный печатью. Для определенных видов документов в действующих правилах
оформления разработаны требования к реквизитам, удостоверяющим их юридическую
силу.[4]
В социальном
плане любой официальный документ полифункционален, т.е. одновременно выполняет
несколько функций, что и позволяет ему удовлетворить различные человеческие
потребности. Среди функций выделяют общие и специальные.
Общие функции
документа:
- информационная:
любой документ создается для сохранения информации;
- социальная:
документ является социально значимым объектом, поскольку порожден той или иной
социальной потребностью;
- коммуникативная:
документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами
общественной структуры, в частности между учреждениями;
- культурная:
документ — средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов развития
цивилизации. Так, например, в научно-технической документации находит отражение
уровень научного и технического развития общества.
Специальные
функции документа:
- управленческая:
документ является инструментом управления; этой функцией наделены так
называемые управленческие документы (плановые, отчетные, организационно-распорядительные
документы и др.), специально создаваемые для целей управления;
- правовая:
документ является средством закрепления и изменения правовых норм и
правоотношений в обществе. Правовую функцию выполняют законодательные и
правовые нормативные акты, а также документы, приобретающие правовую функцию
на время. Так, для использования в качестве судебного доказательства это
может, быть любой документ;
- функция
исторического источника: документ выступает в качестве источника исторических
сведений о развитии общества [6].
Указанные функции
имеют интернациональный характер и определяют основные правила составления и
оформления документов.
Так, например,
юридическая сила документа обеспечивается комплексом реквизитов —
обязательных элементов оформления документа. К ним относятся: наименование
автора документа, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения,
печать и др. Совокупность реквизитов и схема их расположения на документе
составляют формуляр документа.
Страницы: 1, 2, 3
|