Создание
и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На
разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия
отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от комплекса
обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и
масштабности ее национальной экономики. Кроме того, к важнейшим факторам такого
рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в
определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных
экономических организациях.
В
создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь
экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе
означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и
специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для
развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического
роста.
Именно
экономически развитые страны внесли наибольший вклад в создание современного
хозяйства с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в
основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой
модели состоят в том, что главным регулятором международных взаимосвязей должен
быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию
национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание
узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению
экономическими процессами и передачу этих функций международным учреждениям.
Несомненно,
что в условиях организации мирового хозяйства по неолиберальной модели
экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку
именно они играют ведущие роли в международных экономических организациях (в
МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наибольшие преференции на стихийных
мировых рынках.
В
отличие от развитых стран вхождение в мировое хозяйство развивающихся стран
является более сложным и противоречивым процессом.
Вместе
с тем процессы интеграции и создания мирового хозяйства носят объективный
характер. Они неизбежны и не зависят от того, какая модель экономического
развития в конкретном случае реализуется. Поэтому ни навязанная миру Западом
модель, ни более значимые преимущества от участия в мировом хозяйстве развитых
стран не могут означать, что для развивающихся стран участие в мировом
интеграционном процессе противопоказано и имеет только отрицательный смысл.
Практика доказывает, что вхождение развивающихся государств в единый
экономический союз с экономически сильными государствами придает их развитию
дополнительный импульс.
Следствием
вступления развивающихся стран в мировое экономическое сообщество, как правило,
является их ускоренный экономический рост. Экономической основой данного
феномена во многом служит иностранный капитал, к которому эти страны получают
относительно свободный доступ и который обеспечивает развитие национальной
экономики этих стран. Кроме того, целенаправленность в специализации
национальных экономик развивающихся стран, ставшей возможной благодаря мировому
хозяйству, делает их экономически конкурентоспособными, а, следовательно, и эффективными.
Именно эта причина заложена во все возрастающем стремлении развивающихся стран
интегрироваться в те или иные международные экономические объединения. И такой
процесс уже дает конкретные результаты.
По
оценке Всемирного банка, глобализация мировой экономики привела в движение
процесс перераспределения богатств от индустриальных государств в пользу
развивающихся, в которых проживает 80% населения мира и вырабатывается лишь 18%
мирового ВВП. Через 25 лет их доля в мировом производстве, по прогнозам, должна
возрасти до 30%.
Экономический
эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет
множества факторов. Выделим основные из них:
Во-первых, интеграция во всемирные
экономические организации способствует углублению специализации данной страны
и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими
для роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Во-вторых, страны-участницы пользуются
преимущественным правом получать от стран-союзниц на самых льготных условиях
необходимые для их развития экономические ресурсы. Это могут быть значительные
инвестиции в экономику, приобретение новейших технологий, ранее недоступной
информации и др.
Известно,
что результаты участия страны в мировом хозяйстве, активность ее деятельности в
мировой экономике неоднозначны. Для определения итогов такого участия в мировой
практике используется система показателей, среди которых центральное место
занимает платежный баланс страны, состоящий из четырех балансовых групп
А, Б, С, Д.
А. Баланс текущих операций,
включающий:
1)
торговый баланс, сальдо которого представляет разность между экспортом и
импортом товаров;
Таблица
2
Оборот внешней торговли республики Узбекистан, (млн. долл.
США)
|
2005
год
|
2006
год
|
2007
год
|
I полуг. 2008
|
Экспорт, всего
|
5408,8
|
6389,8
|
8991,5
|
6129,9
|
В
том числе:
|
Страны
СНГ
|
1722,6
|
2685,5
|
4273,0
|
2015,6
|
Страны
дальнего зарубежья
|
3686,2
|
3704,3
|
4718,5
|
4114,3
|
Импорт, всего
|
4091,3
|
4395,9
|
5235,6
|
3682,7
|
В
том числе:
|
Страны
СНГ
|
1680,8
|
1970,8
|
2721,8
|
1774,0
|
Страны
дальнего зарубежья
|
2410,5
|
2425,1
|
2513,8
|
1908,7
|
Сальдо торгового баланса
|
+ 1317,5
|
+ 1993,9
|
+ 3755,9
|
+ 2447,2
|
2)
баланс услуг, сальдо которого равно разности между экспортом и импортом
технологических лицензий, инноваций, патентов, услуг международного туризма и
страхования, транспорта, связи и др.;
3)
баланс процентных платежей, сальдо которого определяется как разность между
платежами по национальным кредитам, размещенным в других странах, и выплатам
процентов по заимствованному страной капиталу;
4)
баланс трансфертов, сальдо которого есть разность от частных и государственных
платежей из-за границы и за рубеж. Сюда относятся прямые инвестиции, которые
дают право контроля над фирмой, портфельные инвестиции, т.е. капиталы, вложенные
в облигации, акции и другие ценные бумаги иностранными фирмами без права
приобретения контрольного пакета акций.
В. Баланс движения долгосрочных капиталов.
Его сальдо представляет разность между экспортом и импортом капиталов
(инвестиций). Сюда относятся прямые и портфельные инвестиции.
С. Баланс движения капитала. Его
сальдо отражает результат всех международных сделок с активами (валютой,
ценными бумагами). Положительное сальдо этого баланса свидетельствует о чистом
притоке капитала в страну, а отрицательное – о чистом оттоке.
Д. Баланс, представляющий группу статей,
корректирующих ошибки в статистических данных по предыдущим разделам.
Для целей экономического
анализа положения мира используется целый ряд показателей, характеризующих
динамику и состояние мирохозяйственных связей. Основными из них являются
национальный доход и валовый внутренний продукт (ВВП), выражающий конечный
общий объем товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории той
или иной страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих там
предприятий за конкретный период времени. Показатель ВВП используется
практически повсеместно для оценки общего экономического состояния государства,
на основании чего нетрудно сделать вывод о его месте в системе мирохозяйственных
связей, а также об отнесении его к категории развитых или развивающихся стран.
В отдельных государствах, как
например в США, используется показатель валового национального продукта /ВНП/,
величина которого определяется вычетом из ВВП части стоимости произведенных
товаров, и оказанных услуг от деятельности в данной стране иностранных граждан,
а также суммированием доходов, получаемых гражданами данной страны за ее
пределами. Как правило, разница в величинах ВВП и ВНП незначительны, и
составляют не более 1% суммарного объема показателей.
Большая разница существует
между величинами показателей реального и номинального ВВП, под которыми
соответственно понимаются стоимостная оценка ВВП, выражаемая в неизменных
/приведенных/ ценах, либо выражаемая в текущих ценах, подверженных влиянию
валютно-финансовых колебаний.
ВВП рассчитывается на основе
системы национальных счетов с учетом результатов производства, использования
произведенных продуктов и получаемым доходам.
С величиной ВВП тесно связан
показатель национального дохода, определяемый вычетом из ВВП амортизационных
отчислений и косвенных налогов, а также суммированием различного рода субсидий.
Для более точной оценки ВВП
конкретных стран в национальных валютах производится сравнение покупательных
способностей валют. Они показывают отклонения реальных соотношений цен от
действующих валютных курсов. Подсчет совокупного ВВП мира производится в единой
валюте - долларах США, что связано с особенностью уровней национальных валютных
курсов в послевоенное время, когда после разгрома гитлеровской Германии
наиболее твердой валютой оказался доллар. Таким образом, говоря о мировой
экономике и положении конкретных стран в системе мирохозяйственных связей,
общее заключение всегда базируется на оценки их ВВП.
Кроме
платежного баланса и ВВП в международной практике в качестве показателей,
характеризующих активность страны в мировом хозяйстве, используют такие
показатели, как структура экспорта-импорта, объем, структура и динамика
иностранных инвестиций и др.
Естественно,
что одни и те же страны не могут занимать одинаковые позиции в группировках
государств по признакам каждого из этих показателей. Например, США, Германия,
Япония и Канада первенствуют по объемам ВВП и иностранным инвестициям другие
страны, к примеру, Сингапур, Малайзия и Южная Корея могут опережать всех по
результатам платежного баланса и по прочим показателям.
Поэтому
на практике, при определении места каждой страны в табеле о рангах в мировой
экономике, как правило, основываются лишь на данных об объеме ВВП, платежного
баланса и резервов центрального банка страны.
Заключение
Переход
национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны.
Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью
преобразований является не только установление эффективной экономической
структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение
социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это
достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых
высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск
экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых
средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
СНС дает
согласованное описание экономического процесса в целом, показатели СНС
позволяют охарактеризовать следующие элементы:
1. Объем
произведенного национального продукта. Этот показатель часто интерпретируется
как показатель размеров рынка, так как он измеряет совокупную стоимость
конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за тот или иной период.
Показатель ВВП в расчете на душу населения обычно используется для
характеристики уровня экономического развития (по отношению к другим странам
или другим периодам времени).
2. Темпы
экономического роста, исчисляемые на основе показателей ВВП за разные периоды
времени в сопоставимых ценах; это один из критериев успеха экономической
политики, эффективности проводимых реформ и программ.
3. Отраслевую
структуру экономики. Для этой цели используются данные об отраслевой структуре
ВВП; они показывают, какая доля в экономике приходится на отдельные отрасли
народного хозяйства.
4. Структуру
использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт, и
многие другие макроэкономические показатели.
Однако
использование различных методов подсчета приводит к заметным различиям в темпах
ВМП. Азиатские развивающиеся страны, в которых сосредоточена большая часть ВВП
развивающихся стран, имеют более высокие темпы роста, чем остальной мир, и их
удельный вес при подсчете на базе паритета покупательной способности должен
быть выше, чем при подсчете на базе текущих курсов. Главная причина этого -
существующая тенденция занижения цен товаров и услуг в менее развитых странах в
связи с более низким уровнем зарплаты в них.
Различия
в оценках ВМП показывают, что нет единого показателя, который мог бы
учитывать различные виды экономической деятельности в разных странах идентично.
Пригодность каждого метода подсчета зависит от целей анализа. Использование текущих
валютных курсов при оценке ВМП обеспечивает полезные данные при определении
международных потоков товаров и услуг, движении капитала между
странами, уровней внешнего долга и платежей, которые часто производятся на
основе текущих валютных курсов.
В
статистике ООН при подсчете ВВП и ВМП используются валютные курсы, очищенные от
колебания цен. Этот метод позволяет получать показатели без учета относительных
колебаний валютных курсов и цен и более точно оценивать вклад каждой страны в
мировой продукт в сравнении с использованием текущего валютного курса. Метод
расчета ВВП на основе покупательной способности валют используется
Международным валютным фондом (МВФ) и Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР).
Список использованной
литературы:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:
Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.
2. Данилов А.С., Юлдашев З.Ю.
Национальная экономика: Учебное пособие, Т., 2003.
3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика:
Учебный курс. М., 1998.
4. Козырев В.М. Основы современной
экономики. Учебник. М., 1998.
5. Курс переходной экономики / Под ред.
акад. Л.И. Абалкина. М., 2002.
6. Основы экономической теории. Учебное
пособие / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3
|