4.
Подавленное
состояние финансовых рынков.
В настоящее время
оборот рынка ценных бумаг в долларовом выражении в десятки раз ниже
докризисного уровня. Дезорганизация рынка ценных бумаг лишает банки ликвидных
инструментов финансирования внутренних заемщиков, блокирует возможность
трансформации “коротких” ресурсов банков в “длинные” займы корпораций.
5.
Отсутствие
адекватного информационного и правового обеспечения процесса кредитования и
финансирования.
Речь идет о
информационной непрозрачности заемщиков, неэффективности правовых механизмов,
обеспечивающих взыскание задолженности, предоставление синдицированных
кредитов, отсутствии института кредитных историй и т.п. [35]
3.2.
Рекомендации по решению проблем функционирования
банковской системы РФ
Стратегия развития
банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г.,
способствующая реализации основных направлений совершенствования банковской
системы и укреплению российского банковского сектора. Высокие
и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая
стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка
Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение
поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его
устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций,
совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты
интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков. [30]
Для
достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным
банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года,
которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения
банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на
использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий
для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях
(прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов,
полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными
организациями услуг.
Правительство
Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и впредь
предпринимать активные совместные действия для формирования современного
конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим
интересам российской экономики. [6]
Приоритетом
государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и
устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в
экономике является одной из важнейших задач государства. [10,с.106] Динамика
решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени
зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата,
налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и
системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования
вкладов. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской
Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского
сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ
функционирования экономики страны.
Под
реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно
осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными
организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с
целью формирования развитого и эффективного банковского сектора,
ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей
клиентов в качественных банковских услугах.). [17,с. 2-9] Вместе
с тем остался нерешенным ряд задач. Банковский сектор в России остается
относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом
развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты
прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует
международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой
базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности
процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций. Основной целью
развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение
устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского
сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2005—2008 годы),
[26] прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за
счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. [6]
Основными
задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов
вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой
банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения
и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение
конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение
использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной
коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как
финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие
конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных
организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны
инвесторов, кредиторов и вкладчиков. После
достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на
следующем этапе (2009—2015 годы)
[6] Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной
задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на
международных финансовых рынках. Практические задачи, условия их решения и меры
по их реализации:
Основными
направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России
являются:
ü
совершенствование правового обеспечения
банковской деятельности;
ü
формирование благоприятных условий для участия
банков в финансовом посредничестве;
ü
повышение эффективности банковского
регулирования и банковского надзора;
ü
развитие конкурентной среды и обеспечение
транспарентности в деятельности кредитных организаций;
ü
укрепление рыночной дисциплины в банковской
сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций,
включая банки, контролируемые государством;
ü
повышение требований к качеству корпоративного
управления в кредитных организациях;
ü
развитие
инфраструктуры банковского бизнеса. [6]
В
сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь
создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии
с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского
комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного
банковского надзора", в том числе: укрепить
права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом; обеспечить
совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у
которых отозваны лицензии на совершение банковских операций; укрепить
правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы
коммерческой деятельности в банковской сфере; упростить
процедуры слияния и присоединения кредитных организаций; создать
условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных
историй; продолжить
работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.
По вопросам, относящимся
к сфере государственных финансов, Правительство Российской Федерации
дополнительно уделит внимание налогообложению кредитных организаций и примет
меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует,
при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг. [27,с.
14-17]
Развитие банковского
сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов
развития российской экономики, включая такие ключевые показатели, как объем
валового внутреннего продукта, динамика торгового и платежного баланса, уровень
инфляции, валютный курс, рыночные процентные ставки, доля наличных и
безналичных форм расчетов.
Правительство
Российской Федерации и Банк России исходят из того, что развитие банковского
сектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами.
Увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости
банковского сектора. [6]
Заключение
Подводя
итог, можно сделать вывод о том, что роль банковской системы в экономике любой
страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение
четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и
коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы
банковской системы, что поможет развитию экономики страны.
Российские коммерческие
банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и
стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики.
В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная
база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены
квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в
приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики,
разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное
взаимодействие с различными структурами власти – вот далеко не полный перечень
факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских
банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и
определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с
персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и
банковская система была способна и готова со временем их устранить,
ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский
финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской
банковской системе.
Для совершенствования
российской банковской системы требуют своего решения следующие проблемы:
-
реструктуризация всей банковской системы страны
с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы
обслуживания клиентов;
-
рекапитализация банков и принципиальный поворот
в из взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную
экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;
-
повышение внимания банков к ограничению рыночных
рисков;
-
восстановление доверия к банковской системе всех
слоев населения России.
Реализация этих и других
мер позволит восстановить деятельность банковской системы и создать условия
для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить
ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей
деятельности по управлению банком.
Банки являются
неотъемлемым элементом современной экономической системы. Сущность банковского
дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными
средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой
экономического общества. Без них не может существовать современное общество,
так, как именно банки, являясь центром через которые осуществляются платежи,
формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и
расчетов.
Список использованной
литературы:
1.
Конституция РФ. – М., 2005. – 40 с. – (Б–ка
российского законодательства)
2.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части
первая, вторая и третья с изм. и доп. на 1 марта 2005. –М., Проспект., 2005. –
446 с.
3.
Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. N 86–ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря
2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г.). //
Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г., N
28, ст. 2790,
4.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N
177–ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» //
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
52, ст. 5029.
5.
Инструкция
ЦБР от 14 января 2004 г. N 109–И «О порядке принятия
Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и
выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России
от 20 февраля 2004 г. N 15.
6.
Стратегия развития банковского сектора
Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года // Материалы ЦБ РФ от
11.02.2004 г.
7.
Алексеев
М.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит / М.Ю. Алексеев. – М.: Финансы и
статистика, 2002. – 367 с.
8.
Алехин Б. Есть ли в России рынок ценных бумаг
//РЦБ. –2001. –№23. –С. 27 – 31.
9.
Анненская
Н.Е. Тенденции развития, актуальные бизнес–задачи и IT–технологии
на рынке ценных бумаг // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, №
7–8, 2004.
10.
Аскинадзи
В.М. Инвестиционные стратегии банков. Монография (Серия «Академическая серия»).
–М., Маркет ДС Корпорейшн. –2004. –106 с.
11.
Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии банков.
Монография (Серия «Академическая серия»). – М., Маркет ДС Корпорейшн. –2004.
–106 с.
12.
Банковское
дело / Под ред. Г.Г. Коробовой, И.Ю. Коробова, А.Ф. Рябова и др. – М.:
Экономист, 2004.
13.Баско В.Н., Писанова Л.Н.
Банки и предприятия: информационный обмен и сотрудничество // Деньги и кредит.
№ 11. 2003. C. 35 – 40.
13.
Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности
коммерческого банка: Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2001. – 344 с.
14.
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., Савинская
Н.А. и др. Банковское дело: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика,
2005. – 481 с.
15.
Валитов
Ш.М., Кириченко Е.Г. Региональные аспекты развития банковской системы и
реального сектора экономики // Финансы и кредит. 2003. № 24. C.
2 – 9.
16.
Деньги, кредит, банки. Учебник / Под редакцией
Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт–Издат, 2006. – 620 с.
17.
Ильясов C.М.,
Бацына C.Ю.,
Цапиева О.К. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики региона //
Деньги и кредит. № 7. 2003. C. 35 – 38.
18.
Как же будут гарантироваться вклады граждан //
Банковское дело. 2002. № 5. С. 40–43.
19.
Евпланов А. Россияне поверили банкам. //
Российская бизнес–газета. 17.01.2006.
20.
Тютюнник А.В., Турбанов А.В.
Банковское дело. – СПб: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.
21.
Пучкова
П. Банковский депозит: от информационного обеспечения к аналитическим решениям.
– М., 2003. – 132 с.
22.
Матюхин Г. Еще раз о стратегии банковской
реформы в России // Банковское дело. № 10. 2003. C. 22 –
25.
23.
Матюхин Г. Реформирование банковского сектора
следует начинать с Центрального банка // Банковское дело. № 12.
2003. C. 14 – 17
24.
Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом
банке. – М.: Консалтбанкир, 2005. – 320 с.
25.
Челноков В.А. Деньги, кредит, банки. – М.:
Юнити–Дана, 2005. – 368 с.
26.
Солнцев О.Г. Хромов М.Ю. Особенности российской
банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития //Проблемы
прогнозирования 2004, №1
27.
Шатковская Т. Развитие региональных рынков
банковских услуг в 2005-2009 годах// Банковское дела №12 за 2007 год
28.
Шульковский С.А. Депозитная политика и ее роль в
обеспечении устойчивости коммерческого банка. Автореферат диссертации.
– Саратов, 2001
29.
Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина. –
Барнаул, Изд–во ВЗФЭИ, 2002. – 123с.
30.
#"#">www.bank24.ru
33.
#"#">#"#">www.cbr.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|