15. Матвеев С.В. Херодинов Б.И.
«Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». – СПб.: Сотис.
1999.
16. Обижесвет В.П. «Настольная
книга медицинской сестры детского сада» 1998 г.
17. Осокина Т.И. «Пособие для
воспитателей». М. 1988 г.
18. Олонцева Г.Н. «Учебное
пособие». М. 1985.
19. Скоролупова О.А. «контроль
как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном
учреждении». М. 2003 г.
20. Спешнев Ф.Ф.
«Спортивно-вспомогательная гимнастика». – М.: ФиС. 1957.
21. «Справочник по детской
лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г.
22. «Травматология и ортопедия».
/ Под ред. Г.С. Юмашева. – М.: Медицина. 1990 г.
23. Хухлаева Д.В. «Теория и
методики ОРВ детей дошкольного возраста». М. 1978 г.
24. Щербак А.П. «Тематические
физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». М. 1999 г.
25. Юмашев Г.С., Репкер К.
«Основы реабилитации». М.: Медина 1973 г.
Приложение
Комплекс
упражнений способствующих профилактике плоскостопия. Предупредить плоскостопие
можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению
мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их
выполнять босиком и по возможности и несколько раз в день: утром, как только
ребенок встал с постели и после дневного сна.
Врачи рекомендуют
ежедневно перед сном в течении пяти минут держать стопы ног в воде комнатной
температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по
земле, песку, маленьким не острым камешкам, воде. Для укрепления свода стопы
полезно лазание по гимнастической лестнице, канату, босиком. Ходьба по доске,
бревну, развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для
предупреждения плоскостопия и косолапия у детей. Полезно ходить по ребристой
доске, поставленной с наклоном 30 градусов (например на рейку гимнастической
лестницы).
Проводят
специальные занятия по предупреждению плоскостопия. Продолжительность занятий –
10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на
носках на одной, а затем на двух ногах.
I. Разминка.
1. Хождение на
высоких носочках.
2. Хождение на
пяточках.
II. Основной комплекс упражнений.
1. «Окно» -
ребенок, стоя на полу, разводи и сводит выпрямленные ноги не отрывая подошв от
пола.
2. «Каток» -
ребенок катет вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнения выполняются
сначала одной, затем другой ногой.
3. «Разбойник» -
ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не
отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями
пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на
которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
4. «Сборщик» -
И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы,
разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой.
Следует не допускать падания предметов при переноске.
5. «Художник» -
И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные
фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной,
затем другой ногой.
6. «Гусеница» -
И.П. – тоже. Сгибая пальцы ноги, ребенок подтягивает пятку вперед, затем пальцы
расправляются и движение повторяется. Упражнение выполняется обоими ногами
одновременно.
7. «Серп» - И.П.
– тоже. Подошвы ног на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног
сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки
остаются на одном месте.
8. «Мельница» -
И.П. – тоже. Ноги выпрямлены. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
9. «Барабанщик» -
И.П. – тоже. Стучим носками ног не касаясь его пятками.
10. «Веселые
прыжки» - И.П. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Поднять ноги,
перенести их через лежащий на полу брусок (высота 20 см.), положить на пол,
вернуться в И.П.
11. «Носильщик» -
поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на
пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.
12. И.П. – лежа
на животе руки в упоре, ноги вместе. Носки оттянуты, повернуты вовнутрь.
Перейти в упор лежа. С опорой на передний отдел стопы и кисти рук.
13. И.П. – лежа
на спине ноги врозь скользить стопой правой ноги по голени левой.
14. И.П. – стоя
на носках опускаться на пятки и снова подняться.
Приложение
Рекомендации.
Комплекс
упражнений для лечения плоскостопия.
Для того чтобы
исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы ног, лучше начинать с
упражнений, выполняемых в положении сидя или лежа. И только затем, по мере
укрепления мышечно-связочного аппарата, можно переходить к упражнениям в
положении стоя или в ходьбе.
Все упражнения
следует делать медленно, тщательно, до появления ощущения легкой усталости.
Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста
ребенка и его физического развития.
Упражнения,
выполняемые в положении сидя:
1. Сгибание и разгибание стоп
вместе или попеременно.
2. Круговые движения стопами по
максимальной окружности в оби стороны.
3. Вращение мяча средней величины.
4. Захват и набрасывание мелких
предметов.
5. Катание на велосипеде.
Упражнения,
выполняемые в положении стоя:
Эти упражнения
лучше делать держась за опору на уровне груди.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с носка на
пятку.
3. Приседания.
4. Отталкивание мяча тыльной
стороной стопы.
Игровые
упражнения для ног.
1. «Ходьба на носках».
2. «Пройти по линии».
Начертить мелом
на полу прямую линию. Предложить ребенку пройти по ней, ставя пятку к носку
впереди стоящей ноги, затем – обратно, спиной вперед, ставя носко к пятке.
Подвижные игры
при плоскостопии.
1. «Ловкие ноги». Дети сидят на
полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч.
Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.
2. «Великаны и Карлик».
«Великаны» ходят приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики»
передвигаются присев на корточки.
Приложение
Динамика
показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет,
регулярно посещавших ДОУ и детей редко посещавших ДОУ.
Количество
n
|
Группа
|
Период
эксперимента
|
Показатели
физического развития
|
Масса
тела
|
Длина
тела
|
Результаты
диагностики
|
10
|
Экспериментальная
|
До эксперимента
|
18,68
|
112,35
|
2,3
|
После
|
20,82
|
118,25
|
2,8
|
7
|
Контрольная
|
До эксперимента
|
19,72
|
109,8
|
2,3
|
После
|
21,8
|
114,2
|
2,5
|
Таблица .
МДОУ «Детский сад
«Журавушка».
Динамика
показателей заболевания плоскостопия у детей 5-7 лет
Период
|
Количество детей
|
Норма
|
Уплощенная стопа
|
Плоская стопа
|
2001-2002
|
50
|
35
|
5
|
10
|
2002-2003
|
73
|
62
|
2
|
8
|
2003-2004
|
80
|
71
|
6
|
3
|
Приложение
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский САД
«Журавушка»
Диагностическая
карта «Физическое развитие».
октябрь 2003 –
май 2004 г.
(старший
дошкольный возраст).
Двигательные
навыки детей.
№ п/п
|
ФИ ребенка
|
Прыжок
в длину с места
|
Гибкость
|
Динамическая
силовая выносливость
|
Челночный
бег 3*10 м.
|
н.э.
|
к.э.
|
н.э.
|
к.э.
|
н.э.
|
к.э.
|
н.э.
|
к.э.
|
1
|
Королев Саша
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
Перепелицина Ира
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
Протасова Ксюша
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
4
|
Касаткин Эдик
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
5
|
Антипин Сергей
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
6
|
Татаринова Настя
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
7
|
Пихо Павел
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
8
|
Иванов Ваня
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
9
|
Матвеев Сергей
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
10
|
Колесников Дима
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
Итого
|
2,3
|
2,8
|
2,2
|
2,7
|
2,2
|
2,9
|
2,5
|
2,6
|
Страницы: 1, 2, 3
|