При нормальных и пониженных
температурах они устойчивы ко всем без исключения органическим растворителям,
слабым кислотами основаниям.Полиформальдегиды имеют хорошую сырьевую базу и в
перспективе являются интересным конструкционным материалом.В настоящее время
стоимость ПФ высока, что ограничивает их применение.К недостаткам этих
материалов следует отнести невысокую стойкость к воздействию УФ-лучей и светостойкость.Основной
метод переработки- литьё под давлением.
В автомобильной
промышленности применяются полиформальдегиды марок ПФ-Л-1, ПФ-Л-2, ПФ-Л-3.Из
них изготавливают корпуса жиклёра омывателя, поводок пружины замка капота,
кольца распорные, втулки, кулачки, поршни, толкатели, корпуса клапанов, детали
карбюратора(муфты и др.), топливных насосов, трубопроводов, ручки дверей,
переключатели.
б)Термореактивные пластмассы (реактопласты)
Фенопласты
Фенопласты(фенольные
пластики) -
пластмассы основе фенолоформальдегидных смол.В зависимости от
наполнителя фенопласты подразделяются на порошкообразные, волокнистые, слоистые
материалы.Фенопласты, содержащие порошкообразные наполнители(древесную муку, минеральные
наполнители.), наз. – пресс-порошками.Фенопласты, содержащие наполнитель в виде
хлопчатобумажных волокон, наз. – волокнитами, а в виде стеклянных волокон –
стекловолокнитами.Если фенопласты имеют в качестве наполнителя ткани,то –
текстолиты, если бумагу - гетинаксами. Отличительной особенностью фенопластов
является хорошие диэлектрические показатели, высокие механические свойства,
низкое водопоглощение, хорошие химические свойства.В автомобилестроении для
производства деталей применяются следующие фенопласты:
Пресс-порошки
типа О – общего
назначения – рекомендованы для ненагруженных и неармированных деталей общего
назначения, к механическим свойствам которых не предъявляются высокие
требования. Из пресс-порошка типа О изготавливают держатели фланцев,
изолирующие втулки, шайбы, ручки.
Пресс-порошки
типа Вх – для
изготовления деталей электротехнического назначения, работающих в условиях
повышенной влажности и высоких температур.
Волокниты типа
У- Особенность
изделий из Волокнит — высокая ударная
прочность, кроме
того, они стойки к действию воды, минерального масла, бензина, слабых кислот и
растворителей; разрушаются растворами щелочей, сильных кислот, хлора, применяются
для изготовления деталей технического назначения, к которым предъявляются
требования повышенной прчности на ударный и статический изгиб, кручение,
например кожух радиатора отопителя, крышки аккумкляторов, втулок, шкивов,
маховиков.
Стекловолокнит
АГ-4В – отличаются
высокой прочностью, тепло- и морозостойкостью, хорошей ударноу вязкостью и
электротехническими свойствами.Из стекловолокнита изготавлиают кожух
вентиляторв отопителя, крушку аккумуляторной батареи, корпус вентилятора
отопителя задка, стакан фильтра.
Текстолиты - материалы с хорошими
механическими, электротехническими и теплофизическими свойствами.Применение
этого материала ограничено необходимиостью получения изделия из отпрессованной
заготовки механической обработкой.Из текстолита изготавливают шестерни
распределительного вала, крыльчатка водяног насоса, шайбы уплотнительные и
изолирующие, кнопки клапанов топливного насоса, изолирующие покладки, а так же
некоторые детали антифрикционного назначения. . Из текстолит-крошки
изготовляют детали с хорошими механическими и антифрикционными свойствами
(сальники, ролики, шестерни, втулки, вкладыши подшипников и др.).
Асбоволокниты
– обладают
хорошими фрикционными(тормозными) свойствами и теплостойкостью.
Дозирующие
стекловолокниты - по сравнению с материалом АГ-4В имеют улучшенные технологические
свойства, и более однородны по механическим свой свам.Из дозирующих
стекловолокнитов прессуют детали электроизоляционного назначения – кожухи
вентиляторов, крышки аккумуляторных ботарей.
.
Таблица№5.Физико-механические свойства
материал
|
Плотность
|
Прочность,МПа
|
Ударная
вязкость,КДж/м*м
|
Модуль
упругост.МПа
|
Относ. Удлинение
при разрыве.%
|
Твёрдость по
Бринеллю,МПа
|
При растяжении
|
При статическом
изгибе
|
При сжатии
|
Без надреза
|
С надрезом
|
При растяжении
|
При изгибе
|
Пресс- порошки
типа О
|
1450
|
35-40
|
60-70
|
160-200
|
5,0-6,0
|
1,96
|
7500-8000
|
-
|
0,6-0,8
|
250-300
|
Пресс-порошки
типа Вх
|
1750
|
24
|
35-45
|
120-150
|
8
|
-
|
5600-8400
|
-
|
-
|
-
|
Волокниты
|
1450
|
35-35
|
80
|
100
|
9
|
4
|
6000-8500
|
-
|
0,38
|
250
|
Стекловолокнит
|
1700-1900
|
57
|
150
|
130
|
50
|
-
|
1400
|
14800
|
-
|
400-450
|
Текстолиты
|
1300-1400
|
85-100
|
140-150
|
1300-2300
|
35
|
-
|
4000-6500
|
-
|
1-1,5
|
250-350
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение.
Перспективы
применеия пластмасс в конструкции автомобиля
Применение
пластиков в конструкции автомобиля позволяет снизить массу, улучшить
эксплуатационные характеристики автомобиля, повысить его травмобезопасность и
комфортабельность.В среднем в одном легковом автомобиле применяется 45кг
пластмасс, в перспективе предусматривается увеличение этого количества до
80-110кг.В основном внедрение пластмасс в автомобиль происходит при разработке
новых конструкций базовых моделей.Основным направлением расширения применения
пластмасс в конструкции автомобиля является внедрение крупногабаритных наружних
деталей кузова из композиционных полимерных материалов, обеспечивающих снижение
массы и повышение долговечности за счёт коррозионной стойкости.Разработка
высокопрочных композиционных материалов с полимерной матрицей и стеклянными, углеродными
и другими волокнами позволила перейти к использованию их в нагруженных силовых
деталях, таких как карданные валы, рессоры, обода колёс.
Таблица№6.Рекомендация по выбору
полимерных материалов для изготовления основных узлов и деталей автомобиля.
Группы
узлов и деталей автомобилей
|
ПЭНД
|
ПЭВД
|
Полипропилен
|
Полистиролы АБС - пластики
|
Термопласты армированные стекловолокном
|
Стеклопластики
|
Полиуретаны
|
Полифениленоксиды
|
Полиамиды
|
Полиформальдегиды
|
Поликарбонаты
|
Фенопласты
|
Акрилаты
|
Полиэтилентрефталат
|
Лавсан
|
Детали
внешней облицовки: решётки радиаторов,спойлеры, колпаки колёс
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Детали
пассивной защиты: панель приборов, бамперы,рулевые колёса и др.
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Амортизационные
детали: прокладки, подушки и спинки сидений
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Емкостные
детали для хранения жидкостей: топливные баки, маслобаки, ящики
аккумуляторных батарей, бачки для тормозной жидкости
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Детали
зацепления и ременных передач: зубчатые и червячные колёса, звёздочки,
шкивы, храповики.
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
Детали узлов
трения: подшипники скольжения, втулки, вкладыши шарниров.
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
Детали,
подвергающиеся электромеханическим нагрузкам ,
электроизоляционного назначения: крышки распределителей, коллекторы,
катушки, переключатели, контактные колодки, платы.
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
Детали систем
питания, охлаждения и смазки двигателя: трубки, пробки, масленики ,
фильтры
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
Детали общего
назначения: рукоятки, щитки, кнопки, ручки колпачки.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
|
|
Крупногабаритные
детали кузовов : крылья, капоты, багажники, панели дверей.
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпусные
детали: кожухи, крышки корпусов, коробки, кожухи отопителей , корпуса
воздушных фильтров.
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Рабочие
органы крыльчатки вентиляторов, насосов, компрессоров.:
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
Светотехнические
детали: плафоны, рассеиватели , задние фонари, указатели поворотов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
Детали
информационного назначения: фирменные таблички, шкалы.
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Детали
внутренней отделки: салона кузова декоративные профили, прошвы.
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Детали
теплошумоизоляции кузова,пола,капота.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиографический список:
1. Материаловедение: Учебник для
высших технических учебных заведений, Б.Н.Арзамасов, И.И.Сидорин,Г.Ф.Косолапов.
2. “Химики автолюбителям” под
общей редакцией профессора А.Я. Малкина
3. Материаловедение под
редакцией Ю.П. Солнцева,Е.И. Пряхина
4. Материаловедение: Учебник 3-е
издание,Ржевсая С.В.
5. Материаловедение: Учебник для
вузов, Н.А Волгин,Л.Л Рыбаковский
Страницы: 1, 2, 3
|