Планирование развития рекркационно-туристической деятельности в регионе
МIНIСТЕРСТВО ОСВIТИ I НАУКИ УКРАIНИ
ХАРКIВСЬКИЙ ТОРГОВЕЛЬНО-ЕКОНОМIЧНИЙ IНСТИТУТ
КНТЕУ
Реферат
на тему: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ»
Виконала:
Студент
групи ТР-07
Перевiрила:
Доцент
Божко
Л.Д.
Харкiв 2007
План
1.
Введение.
2.
Постановка проблемы.
3.
Результаты
исследования.
Введение.
Рекреация направлена на удовлетворение жизненно необходимых потребностей
человека: отдых, оздоровление, культурное развитие. Кроме того, во многих
странах рекреационно-туристическая деятельность является отдельной отраслью
экономики, становится важнейшим фактором стабилизации и дальнейшего ее
развития. Среди основных ее видов выделяются курортно-оздоровительный отдых и
туризм.
Существенную роль эта сфера экономической деятельности играет в обеспечении
независимости и суверенитета нашего государства, включения хозяйства Украины в
мировую экономику, интегрирование его в международную экономическую систему
через различные формы сотрудничества с зарубежными партнерами, в частности
через развитие международного туризма.
Проблемы развития туризма и оздоровления трудящихся, а также направления
их решения изучены и представлены в работах В.К. Мамутова, Б.В.Буркинского,
В.К.Симоненко, М.И.Долишнего, А.Г.Бобковой,
Г.М.Алейниковой, А.И.Серебрякова, А.П.Юрьева, Е.А.Желудковского,
П.В.Гудзя,
И.В.Бережной, С.К.Харичкова и др. В Институте экономико-правовых исследований
НАН Украины в области организации туризма, отдыха и оздоровления трудящихся,
разработаны концептуальные подходы к решению социально-экономических и правовых
проблем рекреационной деятельности в регионах. Тем не менее, многие проблемы, в
частности, стратегия развития курортной и туристической деятельности раскрыты
не полно и требуют дальнейшего исследования и, в некоторой мере, переосмысления
с учетом сложившихся реалий, когда общественный спрос на рекреационные услуги
изменяется в сторону повышения качества и расширения ассортимента.
Постановка проблемы.
В статье ставится цель показать исследование вопросов комплексного
планирования туризма, отдыха и оздоровления в единстве с социальными,
экономическими и правовыми проблемами развития территорий, где осуществляется
рекреационная деятельность.
Результаты исследования.
Развитие рекреационной деятельности, связанное непосредственно с
производством курортно-туристических услуг, в настоящее время является
важнейшим и преуспевающим сектором экономики развитых стран. Эксперты считают,
что в XXI веке туризм станет двигателем мировой экономики. Но уже в ХХ-ом
столетии “отрасль впечатлений”, как иногда называют туристический бизнес,
превратилась в одну из самых прибыльных, ознаменовалась увеличением прибылей
многих государств за счет развития туризма. По своей прибыльности сегодня
экспорт и импорт туристических услуг занимает третье место в мировом
товарообороте. На туризм приходится 4,4% мирового ВВП. Во многих странах туризм
превратился в одну из ведущих отраслей экономики, являясь надежным источником
пополнения бюджета. Более чем в 80% стран туризм входит в пятерку ведущих
статей экспорта, почти в 40% стран туризм является основным источником
поступлений в иностранной валюте [1].
Как показывает мировая практика, развитие рекреационно-туристической
деятельности, наряду с развитием промышленности и сельского хозяйства является
одним из приоритетных направлений возрождения экономики. Окупаемость затрат
здесь составляет в среднем два – четыре года, а затраты на создание одного
рабочего места в 20 раз меньше, чем в промышленности [2]. Этот вид деятельности
имеет мультипликативный эффект – возникновение одного рабочего места
непосредственно в туризме создает в сопутствующих отраслях два, а возрастание
прямых доходов увеличивает непрямые доходы втрое [3].
Развитие рекреации и туризма активизирует развитие общественного производства,
влияет на улучшение его структуры, повышение продуктивности труда во многих
отраслях экономики, иногда прямо не связанных с данной индустрией: развитие
туризма, курортно-оздоровительной сферы провоцирует строительство, торговлю,
сельское хозяйство, транспорт, связь, модернизацию дорог, гостиниц,
кинотеатров, реконструкцию памятников, способствует общему благоустройству
городов, обеспечивает охрану лесов, водоемов и т.д. Организация отдыха и туризм
являются рекордно большой индустрией современногомира, занимая в то же время
первое место по темпам роста. Это самая прибыльная, экологически чистая отрасль
в системе бизнеса. Доходы от мирового туризма в настоящее время превзошли
поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования,
автоэкспорта, почти в 3 раза превысили доход от экспорта теле- и
радиоаппаратуры [4]. Туристический бизнес может и должен стать в рекреационных
регионах Украины выгодным видом вложения капитала, дающим прямой и выгодный
экономический эффект. Его нужно сделать в Украине доходной отраслью в самые
короткие сроки, с возможно меньшими затратами.
Украина располагает всем необходимым для развития современной туристической
индустрии. Находясь в центре Европы на перекрестке транспортных сообщений, наша
страна имеет, к тому же, благоприятные природно-климатические условия и богатое
историко-культурное наследие. Однако, на сегодня Украина для иностранных туристов
мало привлекательна. Прежде всего, через “ненавязчивый“ наш сервис, отсутствие
отелей высокого класса, устаревшую материально-техническую базу, никчемное
состояние наших дорог и др. Не в лучшем состоянии находится и наш внутренний
туризм. Через незначительное число отдыхаюших, материально-техническая база
туристической инфраструктуры за годы кризиса в экономике пришла в упадок.
Главная причина - увеличение стоимости путевок, которые под налоговым прессом,
разнообразными отчислениями во внебюджетные фонды, повышением стоимости
отельных услуг и др., становятся недоступными даже работающим людям. Но и при
таком состоянии, вопреки большому количеству нерешенных проблем, уже сегодня
отечественный туризм является одной из отраслей хозяйствования, где в последние
годы наблюдается рост объемов производства. В течение последних четырех лет
развитие туристической и курортной отрасли характеризуется положительной
динамикой. Ежегодно увеличивается приток иностранных туристов. В 2002 г. их
прирост составил 14,6%, а в 2003 – 19,0% [5]. По рентабельности туризм может
занимать в сфере производства не ниже третьего места, но для этого отрасли
нужно создать особые условия – признать ее приоритетность на государственном
уровне в социально-экономической структуре общества и сформировать рациональную
систему регулирования туристической деятельностью на различных уровнях.
Необходимость воздействия государства на развитие туризма соответствует мировой
практике. В развитых странах туристическая отрасль рассматривается как дело государственной
важности, поэтому высокий ее уровень постоянно поддерживается государством, ибо
она обеспечивает постоянные и значительные поступления в бюджет и, прежде
всего, валютные. Рекреация и туризм - это один из видов хозяйственной
деятельности, где государственное регулирование является обязательным, что
получило уже закрепление в законах, касающихся этого вида деятельности.
Формирование общих правовых, организационных, социально-экономических
принципов, а также органов реализации государственной политики Украины в
области туризма, отражено в принятых Верховной Радой в сентябре 1995г. Закона
Украины „О туризме” и в октябре 2000г. – Закона Украины „О курортах”.
Сформированная, стабильно работающая в посткоммунистическом обществе, система
управления туризмом за годы экономического кризиса была разрушена и
функционировала с 1991 года практически стихийно до момента создания в августе
1993г. Государственного Комитета Украины по туризму.
Как центральный орган государственной исполнительной власти, подведомственный
Кабинету Министров Украины, он был сформирован в целях координации
туристической деятельности с учетом общегосударственных интересов, в
соответствии с законодательством и нормами международной туристической
практики. В то же время недостаточно была проработана система влияния
центрального туристического органа и методов управления на государственном,
региональном и низовом уровне, вплоть до туристических фирм. В дальнейшем
система управления рекреационно-туристическими услугами постоянно совершенствуется.
С декабря 1999г. вместо Государственного Комитета Украины по туризму действовал
в Украине „Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма”. В
результате его реорганизации в декабре 2001г. была созданаГосударственная
туристическая администрация Украины, а также соответствующие подразделения в
структурах облгосадминистраций. Естественным, объективным процессом
регулирования общественных отношений является планирование. Позитивных
изменений в рекреационно- туристической сфере Украины и ее регионов можно
добиться при условии эффективного экономического механизма управления,
поддержанного нормативно-правовыми и законодательными актами, правильного
выбора стратегии ее развития, которая бы предусматривала не только сохранение сложившихся
традиций роста, но и определение возможных путей и направлений его
существенного ускорения. Длительный период времени экономические отношения в
Украине развивались на основе использования методов централизованного планового
управления всеми сферами хозяйственной деятельности: осуществлялось ежегодное
вертикальное и горизонтальное планирование, т.е., соответственно, отраслевое на
всех уровнях, начиная с предприятий, и территориальное, начиная с городов,
поселков, районов. Однако, при переходе к рыночным отношениям централизованная
плановая система была разрушена, нарушена сеть наработанных связей и туров.
Поэтому, если в 80-ых годах ХХ ст. Украину ежегодно посещало свыше 500 тыс.
иностранных туристов, то в 1992г. – только около 120 тыс. Вместе с тем, 10 млн.
украинских граждан выезжали за границу преимущественно по коммерческим вопросам
(по, так называемым, „шоп-турам”) [6]. Отрицание планирования привело в
последние годы к серьезному падению уровня не только производства и финансовой
деятельности, но и духовности, культуры, интереса к истории своего отечества,
опыту и образу жизни других народов. Это дает основание поднимать вопрос о
восстановлении принципов планирования для решения многих проблем на
государственном и региональном уровнях.
Все же в период 1997-2002 гг. понемногу начали возрождаться отдельные
принципы территориального и отраслевого планирования в Украине. В марте 2000г.
принят Закон Украины “О государственном прогнозировании и разработке программ
экономического и социального развития Украины”, который определяет правовые,
экономические и социальные основы формирования целостной системы прогнозных и
программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных
отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц как составной
части общей системы государственного регулирования экономического и социального
развития страны. Разработана программа экономического и социального развития
Украины до 2010 г. (Украина – 2010).Исходя из ее основных положений и с учетом
региональных особенностей и проблем разработана и Стратегия экономического и
социального развития Донецкой области (Донецкая область - 2010). Разработаны
аналогичные программы развития других областей. Начиная с 1997 года ежегодно в
областях разрабатываются перспективные программы экономического и социального развития
городов, административных районов.
В Гаагской декларации по туризму, принятой в 1989г., отмечено: „Туризм должен
планироваться Государственными властями, а также властями регионов и
туристической индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех
аспектов этого феномена” [7].
Наличие всесторонне обоснованного и детально разработанного плана позволит
активно развивать деятельность туристических предприятий и других объектов
туристической и санаторно-курортной специализации на рекреационной территории,
привлекать инвесторов и кредитные ресурсы, максимально использовать
конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки, оценивать
промежуточные и конечные результаты коммерческой туристической деятельности.
Регулирование процессов развития рекреационно-туристической деятельности в
рекреационных регионах невозможно без создания стройной системы
взаимоувязанного комплексного планирования на всех уровнях управления,
обеспечивающей в регионе необходимые туристические условия для всех слоев
населения. Намеченный законом порядок планирования предполагает возможность включения
в общегосударственную систему планирование и программирование развития
рекреации и туризма, а также комплекса мер стратегической трансформации
рекреационных территорий. В 1997 году разработана Программа развития туризма в
Украине до 2005 года (утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от
28 июня 1997 г. № 702).
Однако в большинстве случаев в ней отсутствовали мероприятия по реконструкции
инфраструктуры отдыха и упорядочению рекреационных территорий, что не
способствовало повышению рентабельности рекреационно- туристического
потенциала. Учитывая важное значение рекреационно-туристической отрасли для активного
развития экономики и социальной сферы в Украине, Кабинет Министров во
исполнение указа Президента Украины от 10 августа 1999г. своим постановлением
№583 утвердил 29 апреля 2002г. Программу развития туризма на 2002-2010 гг.,
определив при этом основные недостатки, которые тормозили развитие туризма и не
были устранены Программой-2005. Новая программа была призвана стимулировать
эффективное использование наличных рекреационных ресурсов, развитие рыночных
отношений в туристической сфере определить перспективы дальнейшего развития
туризма и рекреации на основе анализа их состояния во всех регионах. Программой
была также определена необходимость проведения работы по привлечению средств иностранных
и отечественных инвесторов для развития туристической инфраструктуры, наращиванию
объемов туристических услуг за счет расширения въездного и внутреннего туризма
[8]. Система планирования должна определять стратегию и тактику рекреационно-туристической
деятельности, сохранения природной среды и развитие туристических услуг, организацию
выработки туристического продукта. Развитие рекреационно-туристической
деятельности на конкретной территории может быть намечено программой на далекую
перспективу с учетом направлений развития туристических предприятий,
обеспечивающих регулирование процессов рекреационно-туристической деятельности
на рекреационной территории. Основное при разработке плана – постановка цели.
Она должна быть всегда реальной. Должна учитывать сложившуюся ситуацию, ставить
проблемы, которые должны быть решены в плановый период и определять меры для
достижения цели, а, главное, исходить из наличия трудовых, материальныхресурсов
и финансовых средств для реализации намеченных мероприятий и возможных их
поступлений из других источников. Целью комплексной долгосрочной (сроком не
менее чем на 20 лет) региональной программы, должно быть поэтапное превращение
региона в курорт международного класса, путем устойчивого развития рекреации и туризма.
Ее комплексность заключается не только во взаимосвязи внутренних процессов
системы, но и во взаимной увязке с социально-экономической ситуацией в регионе
и в Украине в целом, определять приоритетность рекреационной деятельности и
развитие других отраслей хозяйствования, сопутствующих рекреации. Она должна
разрабатываться на основе глубокого социально-экономического анализа развития
соответствующей территории и характеристики основных проблем развития на ней
туристического комплекса. Уточнение стратегических целей осуществляется при
разработке пятилетнего прогноза, в котором ставится более скромная цель,
учитываются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При разработке краткосрочных
(годовых) программ должны уточняться и корректироваться прогнозные (пятилетние)
задания с учетом их выполнения в предыдущие годы.На этом этапе планирования
обеспечивается тактика выполнения долгосрочной целевой программы и создания в
рекреационном регионе необходимых условий для устойчивого развития
рекреационно-туристической деятельности, ставя более близкие цели достижения
главного результата. В зависимости от первоочередности и значимости мероприятия
могут финансироваться из бюджетов различных уровней: государственного, областного,
районного и поселкового в зависимости от того, задачи какого значения
(государственного, регионального или местного) решаются при реализации данного
мероприятия. Поскольку ни одна отрасль мирового хозяйства не работает так интенсивно
и стабильно, как туризм, во всех развитых странах придается исключительное
значение укреплению ее материально-технической базы и расширению инфраструктуры.
Идеальный вариант: государство и регион создают инфраструктуру туризма,
поскольку нормальный инвестор легче идет на готовую инфраструктуру, созданную
государством, получая более быструю отдачу от вложенных средств, хотя
инвесторам могут предлагаться и отдельные площадки с готовым проектом их
обустройства, выделяя землю в аренду с последующим (после обустройства) ее
выкупом. Для этого в программах следует сосредоточить внимание и государственных,
и региональных органов управления на создание рекреационно-туристической
инфраструктуры: строительство высококлассных гостиниц, открытие сети
ресторанов, кафе, ночных клубов, создание индустрии развлечений на уровне
мировых стандартов. Во многих регионах этому должна предшествовать большая
подготовительная работа: прокладка инженерных коммуникаций; строительство дорог
с учетом современных требований высокоскоростного движения; проведение
инвентаризации основных рекреационно-туристических фондов и оценка условий
содержания отдыхающих, оказания необходимых условий для решения вопросов смены собственников.
Поднятие качества оказываемых рекреационно-туристических услуг до мирового
уровня и их диверсификация заинтересует иностранных туристов, повысит их
посещаемость в регионе, обеспечивая в перспективе Украине в регионах выход на
мировой рынок рекреационно-туристических услуг, развивая въездной туризм, как
одно из приоритетных направлений турбизнеса. На первых этапах положительных
результатов уже можно добиться, сосредоточив усилия на развитии внутреннего и
въездного туризма. Не случайно свои лидирующие позиции относительно приема
иностранных туристов в рейтинге ведущих туристических адресатов в течение
многих лет сохраняют Франция, США, Испания, Италия, а в 1996 году в пятерку
лидеров стремительно ворвался Китай, переместившись с 12-го места в 1990 году. Украина
по этому рейтингу находится в конце пятого десятка [9]. Рекреационные системы
функционируют в сфере отдыха и туризма, т.е. формируются и развиваются при
взаимодействии групп людей с природными ресурсами, хозяйствующими структурами,
культурно-историческими комплексами. В процессе развития их особи оказывают
свое влияние при взаимосвязях с большими, сложнымии развивающимися динамически хозяйственными,
социальными, экологическими и другими системами. При этом возникают проблемы,
присущие общим социально-экономическим территориальным системам, поскольку в
основе рекреационных систем лежит хозяйственная деятельность по производству
услуг в сфере отдыха, оздоровления, туризма и другие виды хозяйствования,
призванные обеспечить необходимый уровень жизнедеятельности на данной
территории. В то же время следует учитывать их специфичность, связанную с решением
социально-экономических проблем не только для постоянных жителей данной
территории, но и для отдыхающих. Очевидно, что если схема функционирования
региональных систем включает, как минимум, три взаимозависимых блока:
“экономика”, “население”, “природная среда”, то рекреационная система должна
включать четвертый блок – “отдыхающие”, который становится основополагающим в
хозяйственной деятельности данной системы. Следовательно, комплексную
взаимосвязь функционирования и развития рекреационной системы обеспечивает
основная центральная подсистема – группа отдыхающих, играющая роль интегратора
состояния других подсистем. Их рекреационные потребности являются двигателями развития
системы. На территориальную организацию, управление, планирование отдыха и туризма
влияет множество факторов, среди которых особое место занимают социально-экономические.
Их можно разделить на две группы:
а)порождающие потребность в организации и устойчивом функционировании
рекреационной отрасли;
б) обеспечивающие (реализующие) динамические возможности организации
лечения и отдыха населения, – рекреационно-хозяйственная деятельность.
Влияние и эффективность этих взаимосвязанных факторов будут
проявляться в организации рекреационной деятельности в целом по Украине и
в территориальной локализации системы отдыха и туризма в зависимости от уровня
развития производительных сил страны. Таким образом, с позиции значения
рекреационно-туристической деятельности для экономики Украины и ее регионов, в
статье обосновывается необходимость государственного регулированияее развития
на всех уровнях управления. Поскольку, естественным, объективным процессом
регулирования общественных отношений является планирование, положительных
изменений в рекреационно-туристической сфере Украины и ее регионов можно
добиться при условии эффективного экономического механизма управления, поддержанного
нормативно-правовыми и законодательными актами, правильного выбора стратегии ее
развития, которая бы предусматривала не только сохранение сложившихся традиций
роста, но и определение возможных путей и направлений его существенного
ускорения. Система планирования должна определять стратегию и тактику рекреационно-туристической
деятельности, сохранения природной среды и развития туристических услуг,
организацию и развитие туристического продукта. Стратегия развития
рекреационно-туристической деятельности на конкретной территории может быть намечена
программой на далекую перспективу с учетом направлений развития туристических
предприятий, обеспечивающих регулирование процессов развития рекреационно- туристической
деятельности на рекреационной территории.
Применение разумных методов планирования на государственном, региональном
и местном уровнях во взаимосвязи с отраслевым планированием поможет заложить
основу для обеспечения на рекреационной территории устойчивого развития
рекреационно-туристической деятельности.
Список литературы
1. Ткаченко Т.,
Мельниченко С. Тенденції розвитку світового туризму //
„Вісник КНТЕУ”. –
2004.- №6. – С. 80-85.
2. Яновский.
Въездной туризм: нереализованные возможности // „Бизнес-
информ”. - 1997.
– № 11. - С. 50-52.
3. Бойко М.,
Гопкало Л. Засади формування пріоритетних напрямків
туристичної
політики України // Регіональна економіка. – 2005. - №1. – С.222.
4. Конфергенция
по албенски. – Зеркало недели, № 32, 8 августа 1998.
5. WWW.tourism.gov.ua.
6. Федорченко
В.К., Дьорова Т.А. Історія туризму в Україні. – К.: Вища шк.,
2002. – 195с.
7. Тихонова. Н.И.
Аспекты стратегического планирования в туристическом
бизнесе. –
Симферополь: ”Экономика Крыма”, 2003. - №10. – С.37-39.
8. Шаптала О.
Організація державного управління сферою рекреаційного
обслуговування в
Україні // Збірник наукових праць Національної академії
державного
управління при Президентові України. – К., 2003. - №2. – С.357.
9. Чудновский
А.Д. Менеджмент туризма: Учебник /А.Д. Чудновский,
М.А. Жукова. -
М.: Финансы и статистика, 2002. - С.9.
|