Планирование инвестиционной деятельности
Тверской
Государственный Университет
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Планирование инвестиционной
деятельности»
Выполнила:
Тверь
П Л А Н:
I. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса……………………………..3
II. Методика оценки инвестиционных
проектов……………………………....4
II.1. Показатель чистого приведенного
эффекта (дисконтированного дохода)…...4
II.3. Норма рентабельности
инвестиций………………………………………………..5
II.4. Срок окупаемости
инвестиций……………………………………………………..5
II.5. Коэффициент эффективности
инвестиций……………………………………….6
III. Порядок и методика составления
плана инвестиций…………………….6
III.1. Формирование стратегии
предприятия………………………………………….7
III.2. Оценка выбранной
стратегии, выявление в ней "узких" мест,
разработка
системы мероприятий, направленных на их расшивку"………………7
III.3. Составление
бизнес-плана………………………………………………………….8
III.4. Сводное планирование
инвестиций……………………………………………..10
Используемая
литература………………………………………………………………………12
I. Сущность
инвестиций и
инвестиционного процесса
Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования, которое
должно обеспечить согласование
долгосрочных целей предприятия и использование
ресурсов, направляемых на достижение целей.
Следует
отметить, что связи стратегического планирования с инновационным и
инвестиционным процессами малоизучены.
Поскольку инвестиции подразумевают долгосрочное вложение ресурсов, то
инвестиционные решения должны быть ориентированы на
долгосрочную перспективу. Инвестиционные решения,
по своей сути, всегда являются стратегическими решениями.
Реализация стратегии предприятия, как
правило, связана с инвестициями, особенно если речь идет о
стратегиях роста. Под инвестициями понимаются ресурсы, вкладываемые в объекты
предпринимательской
и других видов деятельности для получения прибыли
или социального эффекта.
Необходимость инвестиций при реализации
стратегии предприятия может быть обусловлена различными
причинами, которые можно объединить в следующие группы:
обновление материально-технической базы предприятия; увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности; освоение новых видов деятельности; повышение качества продукции.
Планирование инвестиций относится к
наиболее сложной и ответственной области принятия решений, что обусловлено следующими
факторами: различными видами инвестиций и стоимостью инвестиционных
проектов; множественностью альтернативных вариантов инвестиционных проектов;
ограниченностью ресурсов; огромным риском, связанным с принятием инвестиционных
решений; необходимостью скорейшего получения отдачи от инвестиций и т.п.
Проблема состоит в том, что степень риска и ответственности за принятие
инвестиционного решения может быть различной. Например, если речь идет о
замене имеющихся производственных мощностей, то решение может быть найдено
достаточно просто и принято безболезненно, поскольку альтернативные варианты решений
обусловлены техническими параметрами оборудования и требованиями продукции.
Сложность здесь состоит только в том, чтобы обеспечить их соответствие. Иначе
выглядит задача, если необходимо инвестировать процесс освоения новых видов деятельности.
В данном случае при принятии решения необходимо учесть целый ряд трудно
поддающихся оценке факторов: возможность освоения рынка; изменение положения
фирмы на рынке; цену товара, объем продаж, финансовое положение и многое
другое.
Работа предприятия по формированию и
реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной
деятельностью.
Величина
инвестиций определяется стоимостной оценкой ресурсов и ценностей, направляемых
в предпринимательскую деятельность. Инвестиции могут быть реализованы в
основные производственные фонды (долгосрочные активы), ноу-хау (нематериальные
активы), материалы и оснастку (текущие активы). Активы, используемые для
производства товаров и услуг, составляют капитал - главное имущество
предприятия. Его номинальная величина совпадает с величиной инвестиций,
трансформируемых в активы.
Инвестиционная
деятельность служит для воспроизводства капитала. Капитал используется в
хозяйственной деятельности предприятия для получения прибыли. На основе прибыли
вновь формируются инвестиционные ресурсы.
Инвестиционные
ресурсы представляют собой специфический товар, за пользование которым инвестор
взимает плату. Минимальная плата за инвестиции эквивалентна доходу от хранения
инвестиций на депозитном счете в банке.
II. Методика оценки
инвестиционных проектов
При всем разнообразии показателей, по
которым можно оценить экономическую эффективность инвестиций, их можно объединить
в две группы:
а) основанные на дисконтированных
оценках;
б) основанные на учетных оценках.
Рассмотрим показатели эффективности
инвестиций, применяемые в рыночной экономике.
II.1. Показатель чистого приведенного
эффекта (дисконтированного дохода)
Данный показатель основан на
сопоставлении величины исходной инвестиции (1C) с общей суммой
дисконтированных чистых денежных поступлений от этой инвестиции в течение
планируемого периода.
Критериями эффективности проекта
служат два показателя: общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV), рассчитываемые по следующим
формулам:
где Рк - годовой доход от
инвестиции в к-м году (k = 1,2,
3,..., к); n - количество лет, в течение
которых инвестиция будет генерировать доход.
Очевидно, что если NPV >0, то проект эффективен; NPV< 0, то проект неэффективен; NPV= 0, то проект не прибыльный, но и неубыточный.
Основным показателем эффективности
инвестиций в данном случае является показатель рентабельности, рассчитываемый
по формуле
Если: РI >1, проект эффективен; РI< 1, проект неэффективен; PI = 1 - проект ни прибыльный, ни убыточный.
В отличие от чистого приведенного
эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает
его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких
альтернативных.
II.3.
Норма рентабельности инвестиций
Под нормой рентабельности инвестиций (IRR) понимают значение коэффициента
дисконтирования, при котором величина NPV проекта равна нулю.
Данный показатель указывает
максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть
инвестированы в конкретный проект. Например, если проект полностью финансируется
за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской
процентной ставки, превышение которого делает инвестиционный проект
убыточным.
Базой для сравнения нормы
рентабельности при планировании инвестиций является так называемая "цена
авансированного капитала" (СС), которая отражает сложившийся на
предприятии минимум возраста на вложенный в его деятельность капитал
(рентабельность) и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной
по всем источникам внешнего финансирования.
Таким образом, при планировании
инвестиций эффективными являются такие проекты, уровень рентабельности которых
будет не ниже текущего значения показателя СС.
Следовательно, если:
IRR > СС, проект следует включить в план;
IRR < СС, проект следует отвергнуть;
IRR = СС, проект является ни прибыльным,
ни убыточным.
II.4.
Срок окупаемости инвестиций
Срок окупаемости - это количество лет, в
течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистого дохода.
Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения
планируемых доходов, получаемых от реализации инвестиции. Здесь возможны два
варианта.
Первый
- доход распределяется по годам равномерно. В этом случае срок окупаемости
рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода:
Второй вариант предусматривает, что
доход от инвестиции по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В
этом случае срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в
течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом:
II.5.
Коэффициент эффективности инвестиций
Коэффициент имеет следующие
особенности. Во-первых, он определяется по показателю "чистой"
прибыли (балансовая прибыль за минусом платежей в бюджет, осуществляемых из прибыли).
Во-вторых, при его расчете не производится дисконтирование дохода.
Коэффициент эффективности инвестиций (ARK) рассчитывается по формуле
где PN- среднегодовая чистая прибыль от
реализации инвестиции, руб.; RV— остаточная
(ликвидационная) стоимость проекта, руб.
Данный показатель сравнивается с
коэффициентом рентабельности авансированного капитала, который рассчитывается
делением общей чистой прибыли по предприятию на общую сумму средств,
авансированных в его деятельности.
Недостатки коэффициента эффективности
такие же, как у срока окупаемости.
III. Порядок и методика
составления плана инвестиций
Планирование инвестиций на
предприятии предполагает принятие решений по следующему кругу проблем:
• формирование стратегии предприятия,
ориентированной на повышение эффективности деятельности фирмы в долгосрочной
перспективе;
• оценка выбранной стратегии,
выявление в ней "узких мест", разработка системы мероприятий,
направленных на их "расшивку" (планирование инноваций);
• составление бизнес-плана;
• принятие решений об источниках
финансирования мероприятий бизнес-плана и сводное планирование инвестиций.
Рассмотрим
указанные процедуры более подробно (рис.).
III.1.
Формирование стратегии предприятия
Выбор стратегии и ее реализация
составляют основную часть стратегического и тактического планирования. Характер
делового и стратегического развития определяет все разделы тактического плана,
включая планирование продаж, производства, материально-технического
обеспечения, персонала, оплаты труда, издержек и т.д.
Принятие решения об инвестициях -
одна из наиболее важных и сложных задач стратегического и
технико-экономического планирования. При этом затрагиваются интересы как
собственника предприятия, так и инвестора. Задача планирования инвестиций
-обеспечить их баланс. А это возможно только на основе долгосрочной стратегии
и политики развития предприятия.
III.2. Оценка выбранной стратегии,
выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий,
направленных на их расшивку"
Планирование инвестиций начинается с
анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того "узкого"
места, которое не позволяет реализовать стратегию. "Узким" оно
считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролироваться
самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы
стратегии. В рыночной экономике источником наибольшей неопределенности является
рыночный спрос. В условиях государств, появившихся на территории бывшего СССР,
из наиболее трудно прогнозируемых групп факторов является окружающая среда,
инвестиционный климат. Это связано с тем, что страны находятся в процессе
реформ. Зачастую невозможно проследить даже краткосрочные тенденции развития
экономики, что значительно осложняет процесс планирования инвестиций, особенно
если учесть, что срок действия большинства инвестиционных проектов - не менее
двух лет. К факторам внешней среды можно отнести: инфляцию; условия платежей;
налоговое окружение; условия предоставления займов и др.
Мероприятия стратегии в планировании
находят свое отражение в плане инноваций.
Инновации - качественные изменения в
производстве. Они могут относиться как к технике и технологии, так и к формам
организации производства и управления. Поиск идей является наиболее
ответственным этапом планирования нововведений. Источником идей могут быть
работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования
вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться,
разрешив выдвигать "сырые", недоработанные идеи и предоставляя
средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые
выглядят наиболее перспективными.
На стадии формулирования и отбора
проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сперва
прорабатываются некоторые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать
вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после
одобрения идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное
формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбору.
Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта,
поскольку их значительная часть может не дойти до стадии финансового анализа в
бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным
параметрам. Исключаются нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим
целям, физически неосуществимые.
На этой стадии каждый проект
оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки
бизнес-плана.
Эти предложения одновременно являются
заявками на разработку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в
соответствии с вышерассмотренной классификацией, является планом инноваций.
При необходимости составляется сводная таблица по всем мероприятиям плана,
содержащая основные показатели проектов.
Оценка целесообразности включения в
план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности.
Наиболее крупные мероприятия, требующие значительных объемов инвестиционных
ресурсов, должны пройти дополнительное технико-экономическое обоснование,
которое делается в "бизнес-
планировании".
III.3.
Составление бизнес-плана
Имеются 4 мотива, которые в процессе
планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана:
1.
Инвестирование
средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом
плане, всегда сопряжено с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание
идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на
предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому план способствует
предотвращению ошибок и снижению риска.
2.
Бизнес-план
является официальным документом, который используется для кредитования и
финансирования мероприятий стратегического плана.
3.
Бизнес-план
является рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы
технико-экономического плана предприятия. На его основе создается эффективная
система управления предприятием.
4.
Законченный
бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим
заинтересованным людям и субъектам хозяйствования, т.е. он является важнейшим
средством коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиентами,
покупателями и партнерами.
Объем бизнес-плана зависит от цели
его составления. Внутренний бизнес-план (для внутризаводского планирования) не
регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов.
Бизнес-план, предоставляемый с целью
получения небольших или средних объемов инвестиций (кредитов), не должен превышать
по объему 20-25 страниц. Бизнес-план, требующий привлечения значительных
объемов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать
крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50-80 страницах.
Следует отметить, что в указанный объем не включаются приложения, которые должны
дополнить бизнес-план и подтвердить его реальность. Основное требование к
бизнес-плану - его реальность.
Структура бизнес-плана. Бизнес-план
должен включать следующие разделы.
1. Резюме. Структура резюме
должна соответствовать структуре самого бизнес-плана, объем его не должен
превышать четырех машинописных страниц. Резюме должно быть написано кратко, ясно,
доступным языком, исключая сложную техническую терминологию, готовится оно
после завершения работы над основными разделами бизнес-плана.
2. Особо
следует отметить моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность,
надежность, своевременность и технологическую новизну проекта:
1.
Описание
предприятия.
2.
Продукция.
3.
План
маркетинга.
4.
Научно-исследовательские
и проектно-конструкторские работы
5.
Производственный
план
6.
Организационный
план управления предприятием
7.
Реализация
проекта
8.
Финансовый
план.
9.
Юридические
аспекты
3. Приложения. Это не
регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие
основные разделы материалы (спецификации, техническое описание сертификата,
патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также данные о
руководителе предприятия (инвестиционного проекта), инвесторах, экспертах,
консультантах проекта, рекламных материалах и пр.
III.4.
Сводное планирование инвестиций
Принятие решений по источникам
финансирования является важнейшим этапом инвестиционного планирования. Сюда
входят следующие процедуры.
1. Информационная работа
Одним из факторов, сдерживающим
инвестиционную деятельность, является неразвитость фондового рынка вообще и
его инфраструктуры в частности. В этих условиях получение точной информации
об объектах инвестирования приобретает огромное значение как для инвесторов,
так и для предприятий (эмитентов).
Это позволяет инвесторам оценить
перспективность вложений, а для эмитентов наличие точной и достоверной
информации служит предпосылкой к повышению ликвидности акций, росту их
курсовой стоимости, получению кредитов и прямых инвестиций.
Чтобы принять решение о вложении
средств в "дело", инвестор должен знать об эмитенте практически все.
Для этого ему нужен не только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о
поставщиках и покупателях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия
на рынке производимого им товара и о многом другом.
Возможности эмитентов в
предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему:
• опубликование в средствах массовой
информации сведений о самых общих показателях, ориентированных на массовых
акционеров;
• опубликование статей и проспектов в
аналитических изданиях;
• издание специальных
"инвестиционных паспортов".
Инвестиционный паспорт — это
документ, подготовленный, как правило, независимым экспертом (аудиторской
фирмой), который содержит всеобъемлющую информацию о работе предприятия за
последние три-пять лет.
2. Выбор источников финансирования
Источники финансирования инвестиций
могут быть классифицированы по следующим признакам: внешние; внутренние
(рис.).
Внешнее финансирование предполагает
поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит
внешнее собственное и внешнее заемное финансирование.
Внешнее
собственное финансирование предполагает поступление средств как от имеющихся
собственников, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление
инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии (выпуска
акций), а также неэмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей
(паев) и расширением круга собственников).
Внешнее заемное финансирование предполагает использование
средств заемных инвесторов (банков, инвестиционных фондов, других предприятий
и т.п.).
Оно охватывает:
1) кредитное финансирование, которое
включает следующие виды кредита:
• долгосрочный (облигации, ссуды под
долговые обязательства, долгосрочные ссуды);
• краткосрочный (кредит поставщиков;
кредит клиента; контокоррентный кредит; кредит по учету векселей);
• особые формы кредита (лизинг,
факторинг, форфетинг).
2) финансирование с помощью
ассигнований или уступок:
• субсидирование (дотирование);
• ссуды под инновационную
деятельность со стороны государства и из внебюджетных специализированных
фондов;
• дарение;
• отречение от требований и претензий
на имущество;
• отсрочка требований (например,
долга или налоговых платежей);
При внутреннем финансировании
инвестиционные ресурсы формируются за счет внутренних источников предприятия.
При внутреннем собственном
финансировании инвестиционные ресурсы могут формироваться из прибыли,
амортизационных отчислений, средств, получаемых от ликвидации излишних производственных
фондов. На эти цели также могут использоваться средства различных целевых
фондов предприятия или полученные от размещения облигаций среди своих работников
(заемное внутреннее финансирование).
Соотношение собственного и заемного
капитала характеризует структуру капитала предприятия, которая является
важнейшим показателем его деятельности. Выбор источников финансирования
инвестиций предполагает анализ возможности получения средств из всех
вышерассмотренных каналов.
На предприятии одновременно может
осуществляться несколько инвестиционных проектов. Сводное планирование
предусматривает определение по каждому инвестиционному проекту и в целом по
всей их совокупности следующих показателей:
• общих объемов инвестиций на
планируемый период всего и в том числе по годам жизненного цикла проекта;
• структуры инвестиций (объемов
инвестиций в разрезе направлений использования);
• источников финансирования инвестиций
в разрезе внутренних и внешних;
• денежных потоков;
• показателей эффективности;
• конечных финансовых результатов.
Расчет денежных потоков предприятия,
возникающих в результате осуществления инвестиционных проектов, имеет целью
определение плановых объемов продаж, плановой суммы прямых и
общепроизводственных затрат в себестоимости реализованной продукции, чистой
прибыли и чистых денежных поступлений.
Расчет показателей эффективности
предусматривает расчет следующих аналитических коэффициентов: чистого приведенного
эффекта; индекса рентабельности инвестиций; нормы рентабельности; срока
окупаемости проекта и коэффициента эффективности.
Расчет конечных финансовых
результатов позволяет определять и планировать размеры избытка и недостатка
денежных средств предприятия, предусматривать на этой основе размеры
привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения,
выплаты процентов по кредитам.
Развернутый расчет конечных
финансовых результатов производится на стадии тактического планирования. На
данной стадии формируются исходные данные для подготовки финансового плана.
Используемая литература:
·
Ильин
А.И. Планирование на предприятии: Уч. пособие. В 2 ч. Ч.1 Стратегическое
планирование.– Мл.: ООО «Новое знание», 2000 – 312 с.
|