2. Туристский потенциал
На территории парка Победы и на близлежащих территориях можно выделить
ряд природных и культурно-исторических объектов достойных того, чтобы их
включили в программы экскурсий и маршрутов, как по самому городу Екатеринбургу,
так и по парку Победы.
Экологическая туристская тропа им. Героя Советского Союза Николая
Ивановича Кузнецова
Возможности развития туризма в парке мы хотим рассмотреть на примере
маршрута по экологической туристической тропе им. Героя Советского Союза
Николая Ивановича Кузнецова, которая проходит по рассматриваемой нами
территории.
Открытие тропы состоялось 27 июля 1986 года. В день 75-летия со дня
рождения Н.И. Кузнецова.
Тропа насыщена не только природными объектами, но и историческими
памятниками от древней эпохи до наших дней. Раскопки на берегах озера Шувакиш
выявили стоянки древнего человека, обитавшего здесь 3000 лет тому назад. Далее
– руины одного из первых железоделательных заводов на Урале, танковая дорога,
Белая Башня, Дворец Культуры, памятник Н.И.Кузнецову.
Тропа начинается у памятника Герою Советского Союза Николаю Ивановичу
Кузнецову. Он построен на средства, собранные уралмашевцами, и открыт 7 мая
1985 года на бульваре Культуры. Тропа проходит с левой стороны Дворца культуры
ПО «Уралмаш» к Белой башне, являющейся памятником архитектуры промышленного
строительства 1930 года. Это водонапорная башня, выполненная по проекту М.
Рейшера, архитектора по строительству промышленных зданий и сооружений
Уралмаша.
Маркировка тропы начинается с левого угла сосновой рощи, расположенной
сразу за Белой башней. Здесь в лесу расположена лыжная база, благоустроенны
пешеходные дорожки и спортивная площадка. Знак звезды героя ведет к танковой
дороге, пересекает ее и идет вправо рядом с танковой дорогой.
Первые два километра тропа проходит по культурной зоне микрорайона
Уралмаш. От Белой башни до берегов озера Шувакиш – уральский лес из стройных
сосен, которые раньше покрывали всю промышленную площадку Уралмашзавода.
Основной массив леса между жилым массивом и озером в послевоенные годы
превращен в парк с пешеходными дорожками, уголками отдыха, детскими игровыми
площадками, беседками, спортивными снарядами. Этому участку леса в 1975 году
присвоено имя «Парка Победы».
За танковой дорогой продолжается преимущественно сосновый лес. Местами
эти участки леса покрыты глубокими ямами. Это следы деятельности человека.
Земля на берегах озера Шувакиш и реки Пышмы имел золотосодержащие пески, и даже
золотые жилы в кварцевых породах. Золотоискатели в годы промышленного освоения
Урала десятилетиями вели разработку золотоносных песков. Пески и добытую
каменную породу с вкраплениями золота отвозили на конных повозках к рекам и
ручьям для дробления, промывки и сбора золота.
На расстоянии одного километра от северной петли танковой дороги тропа
проходит по западному краю карьера для добычи глины Шувакишского кирпичного
завода. Кирпичи, изготовленные на этом заводе, использовались на строительстве
цехов Уралмаша, жилых домов, школ, больниц и учреждений. В настоящее время
основной карьер закрыт. Добыча глины ведется в новом карьере к северу от
завода.
С левой стороны тропы видно полотно заводской железной дороги, идущей на
станцию Красное.
Перед станцией Садовая тропа проходит под железной дорогой через тоннель.
Здесь имеется отметка 5 км. За тоннелем тропа идет по дороге вправо, пересекает
железнодорожную колею от Кирпичного завода на станцию Шувакиш, а так же просеку
с высоковольтной линией электропередачи.
На просеке и на берегах озера Шувакиш расположены коллективные сады
работников Уралмашзавода. Здесь прилегающий к озеру лес, преимущественно
сосновый с редкими березами по опушке леса и в глубине его. Ближе к озеру есть
березовые рощи.
У станции Садовая тропа резко поворачивает влево и уходит на запад
лесными просеками.
На расстоянии 3 км от станции Садовая тропа пересекает железную дорогу,
идущую от станции Шувакиш на предприятия города Верхняя Пышма. За ней скромным
ручейком в неглубокой долине протекает река Пышма.
Там, где река проходит через реку Пышму, имеется невысокая дамба с трубой
для стока воды. Ниже по течению, в 50 метрах от дамбы, на правом берегу есть
небольшой ключик в деревянном срубе. Возле него на высоком берегу можно сделать
привал на обед и разжечь костер на имеющихся костровищах.
За дамбой маркировка нанесена на деревья, растущих по левому берегу реки
и ведет на лесную дорогу в направлении на север. Через два километра дорога
пересекает просеку. Здесь маркировка указывает направление движения на запад.
На восточном направлении в просвете просеки видны предприятия Верхней Пышмы.
Там, в районе Медного рудника, 1919 году при освобождении Екатеринбурга велись
ожесточенные бои с колчаковскими войсками. От ключика просека ведет по
незначительно всхолмленной местности к шоссе Свердловск-Серов. При выходе из
леса к шоссе маркировка четка выделяется на срезе бетонной трубы диаметром
более метра, проложенной для стока паводковых вод под шоссе. Дно в трубе сухое.
Для безопасности пересечения шоссе туристам следует проходить под шоссе по
трубе.
Справа за шоссе возвышается над лесом лесистый холм – Голубая горка. До
нее от трубы 500 метров. Можно совершить восхождении на холм и с
тригонометрической вышки осмотреть окружающие леса и поселки Верхнюю Пышму и
Среднеуральск. На западе четко выступают волнистые линии отрогов Уральского
хребта.
Зимой Голубая горка – место массового катания на лыжах многих
уралмашевцев.
От бетонной трубы тропа идет строго на запад просекой. Здесь красивые
березовые леса с просторными полянами, на которых можно организовать отдых и
игры. Через 3 км березовый лес редеет. У столба с отметками 50/60 на
пересечении просек следует повернуть налево по отметкам на березах, пересечь
высоковольтную линию и идти по редкому лесу, следя за маркировкой до очередной
просеки. Через 2 км тропа пересекает железную дорогу на СУГРЭС, построенную в
1930 году на берегу озера Исетское.
Через 1 км от железной дороги тропа выходит на опушку леса и идет вдоль
нее. Справа, посреди поля, на расстоянии одного километра от тропы возвышается
поросший березовым лесом холм. Это Лисья горка. Здесь имеется щебеночный
карьер. С вершины Лисьей горки великолепный образ волнистой линии Уральского
хребта и Исетского отрога.
За Лисьей горкой тропа пересекает высоковольтную линию, а за ней старое
болото, поросшее березами и густой крапивой. Болото можно обойти справа до
следующей высоковольтной линии или пройти прямо по компасу на запад. За болотом
река Исеть с низкими болотистыми берегами. Переправа через Исеть к станции Гать
тропа идет по гребню горного массива, расположенного между станцией Гать и
Чертовым Городищем. Первый маркированный знак тропы находится на большом камне,
лежащем сразу за полотном железной дороги.
Тропа от камня идет по высоковольтной линии вверх между дачами и
огородами. На вершине горки, за дачами, тропа сворачивает с высоковольтной
линии вправо, в лес, и идет почти 6 км по гребням небольших горок, поросших
сосновым лесом. Местами попадаются могучие лиственницы со стволами в два-три обхвата.
При спуске с последней горки открывается вид на громадное старое болото,
а за ним – массив Чертова Городища. Скал не видно, они скрыты высокими соснами.
У кромки болота просторные площадки каменного карьера. Здесь можно поставить
палатки, сделать костер у каменных глыб. Близко вода для чая и супа.
Чертово Городище – удивительное создание природы – вертикальное
нагромождение гранитных плит высотой до 39 м с отвесной на восток и пологим
подъемом с запада. Городище имеет смотровую площадку с перилами. С нее
великолепный обзор лесистых холмов на севере, озера Исетского на востоке, на
западе частично Волчихинского водохранилища и горы Волчихи
Переправа к Чертову Городищу через болото довольно трудная. Основная
дорога по болоту находится под водой на глубине от 0,5 до 0,7 м. В теплое время
затопленный участок дороги можно преодолеть вброд. Весной и осенью преодолевать
болото следует только в сапогах, слева от дороги вдоль телефонной линии. За
болотом тропа идет вправо по лесовозной дороге, ведущей к поселку и станции
Исеть.
Стоянку можно сделать на расстоянии 1 км от Чертова Городища, у ручья. У
скал Чертова Городища стоянки делать не разрешается, можно совершать только
обзорные экскурсии.
От Чертова Городища до станции Исеть расстояние 5 км. Тропа идет по холмам
с крутыми подъемами и спусками.
Рекомендуются варианты прохождения туристских маршрутов: от болота –
влево на стации Перегон, Палкино, а от Чертова Городища – тоже влево, по дороге
за лесным кордоном, на озеро Песчаное и станцию Северка. [4,с.7-19]
Помимо маршрута по экологической туристской тропе им. Героя Советского
Союза Николая Ивановича Кузнецова в парке и на близлежащих территориях есть
также природные и культурно-исторические ресурсы, достойные особого внимания.
Эти объекты можно включать в программы экскурсий, как по самому микрорайону
Уралмаш, так и по парку Победы. [7,с.7-17]
Водонапорная башня завода УЗТМ
Особого внимания заслуживает архитектурное сооружение, находящееся через
дорогу от парка, напротив лыжной базы, называемое в народе «белой башней». Эта водонапорная башня завода Уралмаш (1928-31 гг.) построена по
проекту архитектора М. Рейшера. По замыслу автора, помимо своего утилитарного
предназначения, башня исполняла роль пространственной доминанты, завершающей
бульвар Культуры, одну из улиц «классического трехлучия», которые, расходясь от
главной площади соцгорода Уралмаша, формировали планировочную структуру всего
района. Сегодня башня с площади больше не просматривается, ее видно лишь с
периферийных улиц Донбасской и Бакинских Комиссаров. C самого момента своего
появления водонапорная башня стала архитектурной достопримечательностью
Уралмаша и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого
сооружения неординарная история.
Свердловск,
1928 год. Гигант социалистической индустрии, Уральский завод тяжелого
машиностроения, только начинает переход с чертежей на стройплощадку. Для
строящегося рядом жилого образования требуется водоснабжение. Проблемы
отопления поселка были уже решены при помощи завезенного мазута, электричество
поступало с ВИЗа, а вот вопрос с водопроводом решить, поначалу не удавалось.
Воду на Уралмаш привозили в бочках, на лошадях. Поселку была нужна водонапорная
башня для поддержания постоянного напора в водопроводных сетях поселка.
В конце 1928 г
И. Робачевский, архитектурный руководитель Машиностроя, несмотря на поджимающие
сроки проектирования и финансовые ограничения, предложил строить водонапорную
башню по индивидуальному проекту. Идея была одобрена главным инженером В.
Фидлером. Сразу после этого, архитекторам проектного отдела был объявлен
экспресс-конкурс сроком в одну неделю. Вызов приняли трое: П. Оранский, В.
Безруков и М. Рейшер. Не установлено как выглядели эскизные проекты Оранского и
Безрукова, известно только, что один из них комбинировал инженерное сооружение
с жилыми квартирами. Победил эскиз М. Рейшера за «оригинальное, логичное и
выразительное решение промышленного объекта», по мнению жюри. «Оригинальное
решение» победитель придумал за одну ночь перед сдачей, все остальное его время
уходило на работу по заводским цехам.
Проектное
предложение Рейшера было гениальным в своей простоте. Оно основывалось на
пересечении двух геометрических тел: призматической пластины лестничной клетки
и цилиндра бака, поднятого приблизительно на 1/2 высоты призмы. Этим приемом
автор пытался достичь предельной динамичности облика сооружения, а также
продемонстрировать подтверждение своих идей о минимуме опорных точек,
необходимом для “фиксации тела в пространстве”. На вершине башни Рейшер
предусмотрел две смотровые площадки, на кровле бака и в маленьком консольном
объеме, венчающем лестницу и бак. Эта функция была логична в проекте башни, не
только исходя из высоты самого объекта, приблизительно равняющейся 29 м., но и
места его нахождения на самой высокой точке рельефа.
Выразительной
была также и композиция фасада: вертикальные тяги оконных проемов в торцах
лестницы контрастировали с двумя разновысокими стеклянными прорезями по низу и
верху объема бака, глухая бетонная стена которого дополнительно перфорирована
цепочкой круглых окошечек в уровне обходной галереи. Маленький приплюснутый
объем верхней смотровой площадки с обходным балкончиком нависает несколько
глубже центра окружности бака, чем лестничная клетка, поэтому консоль этого
объема также поставлена на две тонкие опоры. Горизонтальная щель окна в трех
его стенах придает ему легкость, отчего композиция башни получает элегантное
завершение.
Выбор
материала был особенно смелым – башня задумывалась в железобетоне, материале до
тех пор в Свердловске не используемом. Рейшер как раз в это же время
разрабатывал первые в СССР цеха из железобетонных элементов. За неимением опыта
работы с железобетоном, башню в первоначальном виде сочли технически
невыполнимой, и при дальнейшей разработке проекта у резервуара “выросли ножки”,
четыре тонкие бетонные опоры, распределенные по радиусу. Опасаясь за
устойчивость сооружения, инженер Фидлер лично подрисовал “ножки” под баком. Он
же настоял на том, чтобы, во избежание риска, бак был выполнен в металле.
Железобетонные
конструкции башни были разработаны московским бюро Техбетон, под руководством
инженера Прохорова, осуществлявшего также контроль над строительством. Проект
металлического бака-резервуара “Инце” (по системе немецкого инженера-гидравлика
и архитектора Otto Intze) емкостью 750 кубометров был разработан в бюро
металлических конструкций под руководством С. Короткова. Впервые в Свердловске,
при сборке бака, техника склепки была заменена электросваркой. Последний
сварной шов был наложен спустя пять месяцев от начала работ, 5 июня, 1931 г.
Качество сварки получило высокую оценку специалистов из Москвы. Особым
обстоятельством было еще и то, что бак уралмашевской башни в то время был самым
крупным в мире.
Вероятно, по
этой причине, резервуар не выдержал первого испытания: “Через час после
заполнения бака водой и подписания акта о приеме башни в эксплуатацию произошло
неожиданное – днище бака выгнулось, оборвалось, и сотни кубометров воды хлынули
вниз по улице, смыв на своем пути все случайные преграды, в том числе и вооруженного
постового, пронеся его на 15-20 метров от башни”. Разумеется, после этого
происшествия инженеру В. Фидлеру пришлось объясняться с НКВД. Однако эта
встреча произошла не раньше, чем все последствия аварии были ликвидированы.
Новое днище для бака решено было делать в железобетоне. «Инженера Прохорова
вызвали в Свердловск, и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми
за 4-5 дне он произвел расчет нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к
исполнению». Такими же рекордными темпами проект был осуществлен. Новое днище
бака оказалось надежным. Так были развеяны остатки предрассудков о прочности
железобетона.
По завершении
строительства башня была окрашена белой известью, благодаря чему за ней
закрепилось имя “Белая башня”. Это имя осталось даже тогда, когда в годы
Великой Отечественной войны 1941-45 башню покрыли защитным цветом, как
военно-стратегический объект.
С момента
открытия вплоть до начала войны водонапорная башня УЗТМ значилась во всех
строительно-технических справочниках как образец промышленного зодчества. Таким
образом, башня стала прототипом для ряда объектов аналогичного назначения.
В 1960-е годы
башня перестала функционировать как инженерное сооружение. Тогда же впервые
встал вопрос о ее дальнейшем использовании. М. Рейшер при сотрудничестве группы
художников, разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом
на 50 мест, расположенном на высоте 24 м. На верхних уровнях предлагалось
размещение киоска “Мороженое, воды” и обзорная площадка. Проект был одобрен дирекцией
Уралмаша, но не получил поддержки главного архитектора.
В 1970-е годы
в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, построенное в
комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на
себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, носящий уже
тогда статус памятника, был выключен из жизни города, и обречен на жалкое
существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания. В настоящее
время ведутся обширные дискуссии о дальнейшей судьбе Белой Башни. [9]
Танковая дорога
Спустившись
немного вниз по улице Бакинских комиссаров и повернув на Кировоградскую, мы
выходим на аллею, ведущую к Танковой дороге – бывший полигон Уралмашзавода для
обкатки изготовленных танков и самоходок. Сходящие с заводского конвейера в
годы Великой Отечественной войны танки требовали обкатки для притирки деталей.
Грунтовые дороги быстро разбивались под тяжестью тридцатитонныой машины.
Поэтому, постановлением Государственного Комитета Обороны от 4 июля 1943 г.
Было принято решение о строительстве танковой дороги на Уралмаше.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|