Результаты
кропотливой оперативной деятельности позволили синтезировать три важных
практических вывода:
во-первых,
решать совместные боевые задачи можно успешно с командных пунктов ПВО
государств-участников (большинство из этих КП еще при единых Вооруженных Силах
выполняли аналогичные функции);
во-вторых,
координация действий всех сил и средств ПВО объединенной системы наиболее
целесообразна с ЦКП ВВС РФ (по тем же причинам);
в-третьих,
состояние вооружения и военной техники, средств связи, уровень автоматизации
пунктов управления частей ПВО Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана и
Украины уже сейчас позволяет организовать совместное боевое дежурство по охране
воздушных рубежей Содружества.
Таким
образом, вполне логично, что очередным шагом интеграции в рамках объединенной
системы ПВО на основании двусторонних договоренностей между Министерствами
обороны России, Беларуси и Казахстана стала организация совместного боевого
дежурства по противовоздушной обороне с целью охраны внешних границ
государств-участников СНГ.
С
1 апреля 1996 года на совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне с
Россией заступили войска ПВО Республики Беларусь.
С
1 мая 1996 года совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне внешних
границ СНГ организовано с Республикой Казахстан.
К
совместному боевому дежурству по ПВО ежесуточно привлекаются: командные пункты,
зенитные ракетные и радиотехнические подразделения, экипажи истребителей и
боевых вертолетов.
В
интересах объединенной системы ПВО этими силами и средствами решаются следующие
задачи:
передача
радиолокационной информации о воздушной обстановке над территориями Беларуси и
Казахстана на ЦКП ВВС России и КП взаимодействующих объединений ПВО (ВВС и
ПВО);
контроль
за соблюдением порядка использования воздушного пространства иностранными
воздушными судами и фиксация фактов пересечения ими внешних границ СНГ;
обнаружение
и классификация неопознанных воздушных целей, пресечение действий
судов-нарушителей правил использования воздушного пространства подъемом на
перехват дежурных истребителей;
совместные
действия по предотвращению угона самолетов с аэродромов стран СНГ.
При
несении совместного боевого дежурства управление дежурными силами и средствами
осуществляется с командных пунктов ПВО государств-участников, а координация
действий сил и средств ОС ПВО осуществляется с Центрального командного пункта
(ЦКП) ВВС РФ.
В
настоящее время на ЦКП ВВС Российской Федерации выдается информация оповещения
о воздушной обстановке, одновременно осуществляется автоматизированный сбор данных
о воздушных объектах, боевой готовности, боевых возможностях, состоянии и
результатах боевых действий Войск ПВО Беларуси, Украины, Казахстана и
Узбекистана. С ЦКП ВВС РФ на КП ПВО (ВВС и ПВО) данных государств выдается
информация оповещения о воздушной обстановке.
Автоматизированный
обмен информацией обеспечивается наличием на КП ПВО Беларуси, Украины и
Узбекистана комплексов средств автоматизации (КСА), а на КП ПВО Казахстана-
комплекса средств отображения информации (КСОИ) и КСА. Между этими пунктами
управления (кроме КП ПВО Казахстана) имеется возможность организовать
автоматизированный обмен оперативной информацией в виде текста или таблиц.
На
КП ПВО (ВВС и ПВО) остальных государств-участников СНГ отсутствуют средства
автоматизации. Выдача информации на эти КП возможна по телеграфным каналам с
последующим нанесением информации на планшеты воздушной обстановки.
Дальнейшее
совершенствование автоматизированной системы управления объединенной системы
ПВО государств СНГ представляется целесообразным на основе использования
средств АСУ национальных войск ПВО с наращиванием их возможностей путем
внедрения перспективных средств автоматизации, создаваемых
государствами-участниками СНГ, при соблюдении единой технической политики.
Следующим
практическим шагом в становлении и совершенствовании объединенной системы ПВО
стало проведение тактических учений с боевой стрельбой.
В
интересах реализации этого шага 27 марта 1996 года было подписано Соглашение
между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны
Республики Беларусь "О порядке предоставления Российской Федерацией
Республике Беларусь военных полигонов для проведения стрельб воинскими частями
войск ПВО Республики Беларусь". Это позволило 6 сентября 1996 года и 14-21
августа 1997 года частям Войск ПВО Республики Беларусь выполнить боевые
стрельбы на полигоне Ашулук (Российская Федерация).
В
период с 5 по 12 сентября 1996 года на полигоне Сары-Шаган (Республика
Казахстан) зенитными ракетными дивизионами С-300 и С-75 из состава одной зенитной
ракетной бригады и одного зенитного ракетного полка Войск ПВО Республики
Казахстан также проведены боевые стрельбы.
Результаты
учений обнадежили: мастерство союзников растет, а отдельные недостатки
коллективными усилиями можно устранить уже в ближайшее время.
В
соответствии с Планом проведения совместных мероприятий объединенной системы
ПВО государств-участников СНГ на 1998 год в период с 31 августа по 4 сентября
1998 года на полигоне Ашулук впервые проведены совместные тактические учения с
боевыми стрельбами частей и подразделений Войск ПВО Республики Беларусь, Сил
Воздушной обороны Республики Казахстан, Войск ПВО Кыргызской Республики и ВВС
Российской Федерации.
Несомненно,
один из самых сложных и болезненных вопросов в создании ОС ПВО СНГ- финансирование
этой работы. Вот почему на заседаниях Совета глав правительств были определены
основные принципы финансирования, приняты документы, регламентирующие порядок
оказания помощи в восстановлении и совершенствовании национальных систем ПВО.
Дальнейшей
интеграции государств Содружества послужило образование первой в СНГ
Межгосударственной финансово-промышленной группы на основе российского концерна
"Гранит" с кооперацией 28 государственных предприятий из ближнего
зарубежья. Это позволит вести более согласованную деятельность государств
Содружества по финансированию расходов на развитие ОС ПВО СНГ, снизить затраты
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на разработку,
серийное производство и ремонт вооружения и военной техники, поддержание ее в
постоянной боевой готовности, а также на подготовку военных специалистов.
19
января 1996 года Советом глав государств Содружества была принята Концепция
охраны воздушного пространства государств-участников СНГ, которая
предусматривает поэтапную реализацию замыслов дальнейшего развития ОС ПВО СНГ.
По
вопросам совершенствования ОС ПВО СНГ было сделано 3 поручения Президента РФ.
Данные вопросы неоднократно выносились на обсуждение Совета государств, Совета
глав правительств, Совета министров обороны.
Результатом
этой кропотливой работы явилось утверждение Основных направлений
совершенствования охраны воздушного пространства. К таким основным направлениям
отнесены:
создание
систем противовоздушной обороны Грузии, Кыргызской Республики, Республики
Таджикистан, совершенствование систем противовоздушной обороны Республики
Армения, Республики Казахстан, Республики Узбекистан;
совершенствование
системы боевого управления силами и средствами ПВО государств-участников
Соглашения во взаимодействии с органами Единой системы управления воздушным
движением (ЕС УВД) и ее национальными органами в интересах неприкосновенности
воздушного пространства и внешних границ Содружества;
создание
объединенной системы боевого дежурства по охране воздушных границ СНГ;
разработка
и принятие трехлетней Программы создания (совершенствования) ЕС УВД государств
СНГ в интересах координации действий по согласованию порядка использования
воздушного пространства и его контроля;
совершенствование
системы контроля за воздушным движением на балтийском, черноморском, каспийском
и южном направлениях.
К
основным направлениям военно-технического сотрудничества относятся:
разработка
и принятие трехлетней Программы оснащения вооружением и военной техникой войск
и сил ПВО государств-участников СНГ на 1998-2000 годы;
разработка
и принятие (на тот же срок) Программы модернизации и ремонта существующего
вооружения и военной техники;
разработка
и принятие Программы кооперации государств в разработке и производстве
перспективных образцов вооружения и военной техники для оснащения войск и сил
ПВО на период до 2005 года.
В
рамках дальнейшего развития ОС ПВО СНГ были спланированы основные мероприятия
по подготовке офицеров для войск противовоздушной обороны. Одним из основных
направлений взаимодействия в данной области стало обучение командных и
инженерных кадров для войск ПВО стран СНГ в военно-учебных заведениях
Российской федерации.
Продолжается
осуществление государствами-участниками Соглашения подготовки органов
управления и войск по решению боевых задач в ходе совместных оперативных учений
(тренировок) ОС ПВО СНГ и учебно-методических сборов, проводимых ежегодно с
участием заинтересованных сторон.
Так
в 1998 году в совместных командно-штабных учениях соединений ПВО Российской
Федерации, проводимых по плану Генерального штаба ВС РФ и главнокомандующего
Войсками ПВО (ВВС) приняли участие силы и средства Войск ПВО Республики
Беларусь и Республики Казахстан.
На
договорной основе в соответствии с межправительственными соглашениями
продолжалось использование полигонов и аэродромов государствами-участниками
СНГ.
2.2. Перспективы совершенствования
ОС ПВО СНГ
Складывающаяся
обстановка в отдельных регионах СНГ, необходимость дальнейшего укрепления основ
системы коллективной безопасности, ставят актуальным вопрос перехода от системы
координации применения сил и средств ПВО государств Содружества к системе
управления этими силами.
Возможность
такого перехода определяется следующими обстоятельствами:
организацией
совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне ряда государств
Содружества (России, Беларуси и Казахстана);
созданием
межгосударственной системы финансирования деятельности ОС ПВО СНГ;
образованием
Межгосударственной финансово-промышленной группы "Гранит" в интересах
развития объединенной системы ПВО СНГ;
развертыванием
деятельности по восстановлению и совершенствованию систем ПВО государств
Содружества по единому замыслу;
принятием
государствами-участниками Договора о коллективной безопасности Концепции охраны
воздушного пространства и Положения по ее реализации;
развернутой
и реализуемой в Тверском ВУ ПВО системой единой и комплексной подготовки
управленческих кадров для оперативного и оперативно-тактического звена войск
(сил) ПВО СНГ.
При
этом согласованное решение задач управления ОС ПВО СНГ предполагается
осуществить на следующих принципах коллективной безопасности:
централизованного
управления (единого руководства) в объединенной системе ПВО СНГ в порядке,
устанавливаемом главами государств-участников Договора о коллективной
безопасности в стратегическом звене в сочетании с сохранением национального
руководства в оперативно-тактическом звене;
коллективности
обороны, создаваемой на региональной основе;
оснащенности
органов управления средствами автоматизированного управления войсками, связи,
разведки и радиоэлектронной борьбы;
необходимости
обеспечения твердого и непрерывного руководства объединенной системы ПВО СНГ,
действующих в условиях динамичной и сложной обстановки.
Программу
дальнейшего совершенствования системы управления ОС ПВО СНГ предлагается
реализовать поэтапно, последовательным решением ряда практических задач:
1. Созданием региональных КП ОС ПВО СНГ в Республике Беларусь, в
Закавказье и регионе Средней Азии, с максимальным использованием инфраструктуры
оставшейся системы управления.
2. Совершенствованием структуры рабочих органов Координационного Комитета
по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ.
В
связи с утверждением общих программ по созданию и совершенствованию
объединенной системы ПВО СНГ назрела необходимость создания группы экспертов,
которые смогли бы в самое ближайшее время разработать задания на программы,
скоординировать усилия научно-исследовательских учреждений, предприятий,
ведомств по их разработке.
Кроме
того, данная группа сможет сформировать пакет нормативно-правовых документов,
определить структуру и функции Межгосударственного научно-технического центра
(МНТЦ) с целью реализации накопленного интеграционного потенциала.
2.3. Нерешенные проблемы интеграции
Несмотря
на определенные сдвиги в работе по созданию противовоздушного щита Содружества
и достигнутые результаты, нерешенные проблемы тоже имеются. Вот лишь некоторые
из них.
Экономический
потенциал Республики Армения, Грузии, Республики Таджикистан не позволяет в
ближайшей перспективе провести работы по восстановлению национальных систем ПВО
без помощи из вне, а из-за отсутствия реального финансирования
(предусмотренного бюджетом Российской Федерации) мероприятий по созданию и
развитию систем ПВО государств-участников Соглашения План выделения
ассигнований на создание и совершенствование объединенной системы ПВО
государств СНГ в 1996, 1997, 1998 годах не выполнялся.
Нуждается
в улучшении система контроля за использованием воздушно-космического
пространства на южном направлении. При этом установлению более тесных связей и
скоординированных действий между военными ведомствами государств СНГ затрудняет
неприсоединение к Соглашению о создании ОС ПВО Азербайджана, а также
наметившийся отход на позиции двустороннего сотрудничества с Россией
Туркменистана, Узбекистана и Украины.
Из-за
целого ряда проблем таможенного, налогового и финансового характера не
достигнуто тесной кооперации при разработке, производстве и поставках военной
техники. В том числе и по причине отсутствия Концепции военно-технического
сотрудничества государств-участников СНГ, долгосрочной Программы такого
сотрудничества. До настоящего времени эти проблемы не нашли необходимого
прикладного характера. Не ратифицированы нормативные документы по созданию и
совершенствованию объединенной системы ПВО государств-участников СНГ, принятые
на Совете глав правительств 12 апреля 1996 года:
1. Положение о ежегодном финансовом планировании, финансировании создания,
восстановления и совершенствования объединенной системы ПВО государств СНГ;
2. Положение о порядке размещения и использования заказов вооружения,
военной техники и других материальных средств для создания и совершенствования
ОС ПВО СНГ;
3. Положение о предоставлении таможенных и других льгот и освобождении от
нетарифных ограничений вооружения, военной техники и других материальных
средств при создании и совершенствовании ОС ПВО СНГ
Так,
задержка с ратификацией последнего Положения уже приводила к срыву поставок
вооружения и комплектующих узлов в Кыргызстан, что отнюдь не способствует нашей
интеграции. Причем, право на таможенные льготы находит поддержку и в
Государственной Думе, и в Правительстве Российской Федерации. Но вопрос об
окончательном принятии решения наталкивается на какие-то необъяснимые
препятствия в администрации Президента РФ.
Не
прибавило авторитета нам (российской стороне) и происшедшее в 1998 году
изменение официального статуса основного военно-учебного заведения по
подготовке специалистов войск ПВО. Даже простое переименование Тверской
военной академии ПВО им. Г.К. Жукова в военный университет ПВО не вызвало
одобрения у офицеров стран СНГ, которые по-прежнему предпочитают иметь по
выпуску диплом академии. А наметившаяся тенденция дробления данного
военно-учебного заведения и передачи ряда специальностей и специализаций в
другие ВВУЗы не способствует становлению и восприятию будущей ОС ПВО СНГ как
единого целого организма, построенного и управляемого на общих принципах и
одинаково понимающими организацию ПВО офицерами-управленцами.
В
качестве возможной и пока лишь желаемой перспективы можно было бы видеть
преобразование военного университета в военную академию воздушно-космической
обороны СНГ. Такой надвидовой и надведомственный статус военно-учебного
заведения мог бы способствовать его ограждению от частых и не всегда
продуманных шагов, проводимых в области реформы военного образования.
Несмотря
на непросто складывающиеся отношения между странами СНГ, мы с оптимизмом
смотрим в будущее, надеемся, что все эти трудности - временные. Преодолеть их
можно сообща.
Приоритетными
направлениями дальнейшего сотрудничества на 1999-2000 годы являются сохранение
и содержание необходимой инфраструктуры для решения задач объединенной системы
ПВО, оказание помощи Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана
и Узбекистана в строительстве национальных систем ПВО, организация совместного
боевого дежурства с остальными государствами-участниками Соглашения по ОС ПВО
СНГ, проведение многосторонних командно-штабных тренировок с реальным
обозначением воздушной обстановки. Проводится подготовка к очередным боевым
стрельбам частями Войск ПВО государств-участников СНГ на полигонах России.
Таким
образом, объединенная система противовоздушной обороны нашего Содружества, хотя
и с трудом, крепнет. Более того, по сути дела, ОС ПВО СНГ- это пока
единственная составляющая Договора о коллективной безопасности, нашедшая свое
практическое воплощение.
Страницы: 1, 2
|