Обеспечение охраны правопорядка
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра «Уголовного процесса»
Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме: «Обеспечение охраны правопорядка»
Автор:
Адъюнкт
кафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.
Белгород – 2008
План
|
Вступительная часть
|
1. Обеспечение охраны правопорядка.
|
2. Милиция, как составная часть ОВД: ее задачи, структура,
права и обязанности.
|
3. Иные структурные подразделения Министерства внутренних
дел Российской Федерации.
|
4. Внутренние войска Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
|
Заключительная часть (подведение итогов).
|
Литература:
1.Основная:
1.Правоохранительные
органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 9-10.
2.Правоохранительные
органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.
-М., Щит-М. 2000.
3.
“О борьбе с терроризмом” Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г.// СЗ.1998.
№31. Ст.3808.
4.
“Об органах федеральной службы безопасности РФ” Федеральный закон РФ от 3
апреля 1995 г.// СЗ. 1995 . №15. Ст.1269.
5.
“О государственной охране” Федеральный Закон РФ от 27 мая 1996 г.// СЗ. 1996.
№22. Ст.2594.
II.Дополнительная:
1.
“О внутренних войсках МВД РФ” Федеральный Закон РФ от 6 февраля 1997 г.// СЗ.
1997. №6. Ст.711.
2.
“О внешней разведке” Федеральный Закон РФ от 10 января 1996 г.// СЗ. 1996. №3.
Ст.143.
3.
Положение о министерстве внутренних дел: Указ Президента РФ от 18 июля 1996
г.// СЗ. 1996 . №30. Ст.3605.
4.
Положение о федеральной службе безопасности РФ: Указ Президента РФ от 6 июля
1998 г.// СЗ. 1998 . №28. Ст.3320.
5.
Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ: Указ
Президента РФ от 12 февраля 1993 г.// СЗ. 1993.г, №7. Ст.5б2.
Введение.
Конституция
Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным
путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном
соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с
возложением на государство обязанности из признания, соблюдения и защиты (ст.2
Конституции РФ). Осуществлять защиту прав и свобод граждан вне общества
невозможно, поэтому одной из задач правоохранительных органов является
обеспечение охраны правопорядка.
На
лекции будут рассмотрены вопросы, касающиеся охраны правопорядка, а также
компетенция, структура органов, осуществляющих данный вид деятельности.
1.
Обеспечение охраны правопорядка.
Одно
из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации
занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают
значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод
человека, охране законных интересов государственных и негосударственных
предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов,
по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.
Положением
о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные
задачи:
-
разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод
человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности,
обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
-
организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и
административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию
преступлений;
-
руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения
возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
-
совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних
дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые
другие.
Систему
органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской
Федерации. Основными структурными звеньями этой системы
являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления
внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и
других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на
железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и
отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах),
региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме
того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные
следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах
внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте,
Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные
управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС),
образовательные учреждения (Академия управления, Санкт- Петербургский
университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения),
Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие
научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия,
учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на
органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние
войска.
Правовой
основой деятельности МВД являются: Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и
распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие
нормативные акты МВД РФ.
Свою
деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения
прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с
органами государственной власти и управления, общественными объединениями,
гражданами, средствами массовой информации.
В
соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные
направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует
комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в
формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере
охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
МВД
организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного
порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений,
безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности
внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и
проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки,
техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.
В
органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения
законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются
предложения по совершенствованию действующего законодательства,
подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности
органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание
подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по
всем вопросам, отнесенным к их компетенции.
Реализуя
свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации:
оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об
оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность
органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и
предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным
уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел;
обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных
обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной
безопасности и другими службами, в ходе, которого оказывает помощь
подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании
преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по
выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих
межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение;
осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией,
незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий
по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы,
обеспечению безопасности представительств иностранных государств.
Министерством
внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц,
совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда,
уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц
в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных
трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует
деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных
правонарушений, охране общественного порядка.
Структурными
подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и
разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и
транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и
лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов
собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной
детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.
МВД
Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН),
специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного
порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба.
Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими
компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового
режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории
Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах
участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.
На
Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной
службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами
органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных
аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т.
е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по
выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует
тушение крупных пожаров.
Структурными
подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов
в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей
компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и
предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации
межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного
сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных
средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом;
руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Органы
внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц,
отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.
Работе
по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в
значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством
общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные
банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних
дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика
преступлений и административных правонарушений.
По
вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД
налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных
государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с
правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с
зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам,
отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке
проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по
вопросам, относящимся к ведению МВД.
МВД
подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его
компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а
также Правительству Российской Федерации.
Министерство
внутренних дел возглавляет министр, который, как и его
заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и
освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению
Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в
соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют
заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками.
В
МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей,
главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников
органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ.
Состав
коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные
вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения
коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра
внутренних дел Российской Федерации.
Решения,
принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств
Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел
и руководителей соответствующих министерств и ведомств.
Таким
образом, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов
(субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют
соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы
МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы.
Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в
порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД УВД УВДТ
назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами
местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел
назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД по
согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов
внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.
2. Милиция, как составная часть ОВД: ее задачи,
структура, права и обязанности.
Одним
из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция,
осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в
Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18
апреля 1991 г. Закон РСФСР «О милиции». В этом Законе впервые комплексно
урегулирован правовой статус милиции, определены ее организационная структура,
а также место и роль милиции в обществе и государстве. На уровне нормативного
акта высшей юридической силы получили правовое регулирование общественные
отношения, касающиеся правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан,
всех видов собственности, а также интересов общества и государства от
преступных и иных противоправных посягательств. С принятием этого Закона в
деятельности правоохранительных органов, и прежде всего милиции, произошел ряд
кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции, можно сказать, означает, что
«процессы демократизации привели, наконец, к широкому осознанию давно уже
признанного международным сообществом положения, в соответствии с которым
должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть свободны в своей
деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых условиях
"политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу».
Страницы: 1, 2
|