2.
Сертификаты
или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с
грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для
получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. В
исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать
разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд
конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или
свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации
данной продукции на территории Российской Федерации.
3.
Порядок ввоза
на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной
сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по
таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ;
НГР:Р9803588>
Статья
15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной
сертификации и за сертифицированной продукцией
1.
Государственный
контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями),
испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил
обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
сертификации иными специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в пределах их компетенции. <В ред. Федерального закона
от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
2.
Непосредственно
государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и
сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими
государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований
государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют
государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за
сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом
Российской Федерации "О стандартизации".
Статья
16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору
1.
Обязательному
государственному финансированию подлежат: разработка прогнозов развития
сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной
информацией в области сертификации; участие в работе международных
(региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными
национальными органами по сертификации; разработка и (или) участие в разработке
международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации; разработка
проектов актов законодательства в области сертификации; проведение
научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих
общегосударственное значение; проведение государственного контроля и надзора за
соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; ведение
Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение
материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков
соответствия; другие работы по обязательной сертификации, определяемые
законодательством Российской Федерации.
2.
Оплата работ
по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в
порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной
власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены
организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств,
израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей
продукции, относится на ее себестоимость. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
1.3 ДОБРОВОЛЬНАЯ
сертификация
Статья
17. Добровольная сертификация
1.
Добровольная
сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов,
исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям
стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых
заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между
заявителем и органом по сертификации.
2.
Добровольная
сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить
обязательную сертификацию такой продукции. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Статья
18. Организация добровольной сертификации
1.
Добровольная
сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в
систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом,
зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации
в установленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть
юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также
юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации
на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по
добровольной сертификации: осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты,
а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение
знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных
сертификатов.
2.
Юридическое
лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила
проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и
определяет участников системы добровольной сертификации.
3.
Добровольная
сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если
это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в
данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия
добровольной сертификации. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N
154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Статья
19. Права заявителя
При
заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от
органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах
сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
1.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья
20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность
Юридические
и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в
нарушении правил обязательной сертификации, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо
гражданско-правовую ответственность. <В ред. Федерального закона от 31 июля
1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Президент
Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ
2.1 Введение: Стандартизация
является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного
аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо
от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и
международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной
экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации во
многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные
предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но
и на внутреннем.
Стандартизация основывается на последних
достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а
также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых
и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и
прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему
внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает
организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции,
специализации и кооперирования производства, придает ему свойства
самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель
принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как
нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил,
требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы
(продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного
характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с
присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет
специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в
своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров,
работ и услуг.
2.2 Понятие стандартов и стандартизации.
Система стандартов Российской Федерации
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение
упорядочения в определенной области посредством установления положений для
всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и
потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании
применении стандартов.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения
в той или иной области посредством широкого и многократного использования
установленных положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач.
Аспект стандартизации
– направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее
определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.
Так, аспектами
стандартизации конкретной продукции являются:
- Термины и определения;
- Условные обозначения и
сокращения;
- Классификация,
требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или
функционального назначения);
- Требования к основным
показателям уровня качества (полезности);
- Требования к основным
показателям уровня экономичности;
- Требования к
комплектности продукции;
- Требования к методам и
средствам хранения и транспортировки;
- Требования безопасности
продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и
потреблении;
- Требования охраны окружающей
природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при
ее производстве, обращении и потреблении);
- Требования к правилам и
средствам приемки продукции;
- Требования к маркировке
продукции;
- Требования к упаковке
продукции, транспортной и потребительской таре.
Основными результатами деятельности
по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг),
процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в
международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и
сотрудничество в различных областях.
Стандартизация осуществляется на
разных уровнях:
·
международная
стандартизация;
·
региональная
стандартизация;
·
национальная
стандартизация – в одном конкретном государстве;
·
административно-территориальная
стандартизация.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на
основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным
органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы,
характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов
стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в
определенной области.
Виды стандартов:
·
государственные стандарты;
·
международные стандарты;
·
отраслевой стандарт;
·
стандарты предприятий;
·
стандарты общественных
объединений (научно-технические общества)
·
(стандарты на новые
продукции и услуги);
Объектом
стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах
регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.
Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и
регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах
устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых
позволяет считать эту продукцию качественной.
Показателями
стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с
помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в
виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных
качеств, экономичности, надежности, долговечности.
В настоящее время
сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации
(ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения
стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Нормативные документы по стандартизации делятся на
следующие разновидности:
- государственные стандарты России (ГОСТ);
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты научно-технических и инженерных
объединений;
- технические условия (ТУ);
- стандарты предприятий.
Государственные стандарты России содержат обязательные
и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
- требования, обеспечивающие безопасность
продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и
взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний
этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены
труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
- метрологические нормы, правила, требования и
положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
- положения, которые обеспечивают техническую
совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Рекомендационные требования государственных
стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
-
это предусмотрено
соответствующими законодательными актами;
-
эти требования включены в
договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
-
изготовителем
(поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим
стандартам.
Обязательные требования
государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами
государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями,
организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на
деятельность которых распространяется действие стандартов.
Отраслевые стандарты разрабатываются на
продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае
необходимости установления требований, которые превышают или дополняют
требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых
стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и
организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.
Страницы: 1, 2, 3
|