Особенности журналистского текста
Содержание
Введение
Глава 1 Проблемы журналистского текста
1.1
Понятие
текста
1.2
Специфика
журналистского текста
1.3
Особенности
организации журналистского текста-
1.4
Проблемы
композиции
1.5
Важность
вывода -
1.6
Роль заголовка
1.7
Признаки
хорошо написанного текста
Глава 2 Проблемы текстов местной прессы
2.1 Анализ журналистских текстов
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Вам
придется написать, а затем выбросить или сжечь массу материала, прежде чем вы
начнете чувствовать себя в этой среде свободно.
Можно
начинать прямо сейчас. И я верю, что, в конце концов, количество перейдет в
качество.
Рэй
Брэдбери
Падение профессионального
уровня журналистики в России бесспорно. С одной стороны,
оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота
доставки информации неизмеримо выросли по сравнению с советским
периодом, но с другой — обработка этой информации проводится на низком уровне. В журналистских текстах нередки стилистические, грамматические,
грубые фактические ошибки, искажения
фактов, неточности в освещении
исторических, географических, этнических реалий. Вот почему тема данной
курсовой работы представляется нам как нельзя актуальной.
Целью данной
курсовой работы является выявление основных проблем современных журналистских
текстов (в частности в материалах местных СМИ). В своей работе мы опирались на
работы следующих исследователей: Лазутиной Г. В., Д. Рэндалл, Кубряковой Е. С.
и др. Для достижения поставленной цели мы должны:
- рассмотреть
структуру текста;
- выявить
специфику журналистского текста;
- изучить
основные ошибки, возникающие при создании журналистского произведения;
-
проанализировать журналистские тексты местной прессы.
В ходе работы мы
планируем применить следующие методы исследования:
- анализ
литературы по данной проблеме;
- анализ текстов общероссийских
и местных газет.
Глава1 Особенности
журналистского текста
1.1 Понятие
текста
Удивительно, но главный
объект нашего исследования не имеет общепринятого определения. Почти каждое
исследование в данной области начинается с размышлений о том, что же такое
текст и какие признаки или свойства характеризуют то, что обозначается данным
термином.
Нельзя не
согласиться с Л. Г. Бабенко и ее соавторами, которые в специальной работе о
лингвистическом анализе художественного текста [Бабенко и др., 2000, 1]
признают, что общепризнанного определения текста до сих пор не существует и
что, отвечая на этот вопрос, разные авторы указывают на разные стороны этого
явления: Д. Н. Лихачев - на существование его создателя, реализующего в тексте
некий замысел; О. Л. Каменская - на основополагающую роль текста как средства
вербальной коммуникации; А. А. Леонтьев - на функциональную завершенность этого
речевого произведения и т. д. [9]. В заключение ими приводится определение И.
Р. Гальперина, данное в 1981 г. как "емко раскрывающее природу текста и
наиболее часто цитирующееся в литературе по вопросу". Согласно этому
определению, "текст - это произведение речетворческого процесса,
обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа
произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц
(сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической,
грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную
целенаправленность и прагматическую установку" [5]. Ничуть не умаляя
достоинств пионерской книги И. Р. Гальперина о тексте как объекте
лингвистического исследования, хотелось бы вместе с тем отметить, что все выделенные
здесь критериальные признаки текста (кроме последних) могут быть поставлены под
сомнение и оспорены. Про целый ряд текстов мы можем сказать, что они так и не
были завершены авторами и остались незаконченными; нередко текст отдельного
стихотворения завершается многоточием, предполагающим, очевидно, что окончание
стиха следует додумать. Наряду с письменными текстами можно, по всей видимости,
выделить и тексты устных выступлений (про них часто говорят "текст
доклада/сообщения/речи и т. п. так и не был опубликован"), а также тексты,
записанные на звукозаписывающей аппаратуре и предназначенные для прослушивания.
Далеко не у всех текстов есть заголовки (отдельные стихотворения, рекламные
тексты, объявления, анонсы). Наконец, не все тексты могут быть представлены в
виде последовательности сверхфразовых единств - во всяком случае, если
признавать, что и надписи типа "Вход воспрещен" или "Рвать цветы
категорически запрещается" тоже являют собой особые тексты.
Между тем текст
относится к наиболее очевидным реальностям языка, а способы его интуитивного
выделения не менее укоренены в сознании современного человека, чем способы
отграничения и выделения слова, и основаны они на разумном предположении о том,
что любое завершенное и записанное вербальное сообщение может
идентифицироваться как текст, если, конечно, и сама завершенность текста
подсказана нам тем или иным формальным способом. Одновременно не может не
поразить то разнообразие и многообразие самих речевых произведений, по
отношению к которым мы легко используем обозначение "текст", и не
случайно лексикографы довольствуются указанием на то, что текстом является
"всякая записанная речь", и перечисляют в качестве примеров документы,
сочинения, литературные произведения и т. п.
Но если с
определением понятия текста существуют такие трудности, то с определением более
узкого понятия журналистского текста таких сложностей не возникает. Вот какое
определение дает Черникова Е. В.: журналистский текст –
это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных
(оформление) [16]. Мы соглашаемся с данным определением, хотя не можем
не отметить его предельную краткость. В чем же специфика журналистского текста?
1.2 Специфика
журналистского текста
Многие
исследователи выделяют актуальность как главнейший признак журналистского
произведения. Актуальность, действительно, важное свойство журналистских
материалов, однако оно присуще многим видам текстов. К чертам специфическим, на
наш взгляд, его относить ошибочно. Но главное в том, что оно является
производным от семантики, от семантических и прагматических особенностей того
или иного вида произведений, а это значит: в каждом из них секрет актуальности
свой.
Чем зорче увидел
журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже
понял ее и получил о ней более ценное новое знание, осваивая конкретный
материал, тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она
вызовет.
Найти хорошую
тему для журналиста – значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает
новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее
решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не
осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая
разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего
числа людей они коснутся, тем ценнее материал. К примеру, нельзя не заметить то
новое, что появилось в тематических решениях материалов всех средств массовой
информации: как расширился круг проблем; сколько новых зон действительности,
закрытых прежде для журналистики, оказалось представлено конкретными реальными
ситуациями; насколько изменился подход к их воспроизведению. Серьезные перемены
произошли и в разработке идей.
Изменения
обусловлены в основном отказом от тех идеологических положений, которые
исходили из приоритета классовых интересов и до недавнего времени выступали как
общепринятые ценности. Сегодня в нашем обществе, и у журналистов в том числе,
идет формирование системы ценностей, основанных на общечеловеческих
гуманистических идеалах. Поэтому в большинстве журналистских произведений
опорная идея заметно меняет окраску, свидетельствуя об определенных сдвигах в
сознании журналиста. В то же время некоторая часть работников СМИ обнаруживает
приверженность идеологии предшествующего периода, продолжая выдвигать в своих
материалах в качестве опорных идей постулаты, вытекающие из коммунистических
идеалов. Возникает политическая конфронтация внутри профессиональной общности
журналистов, часто усугубляемая экономическими обстоятельствами: в ходе
акционирования СМИ возникла зависимость многих из них от тех или иных
соперничающих друг с другом финансовых и промышленных группировок. Как следствие
в прессе возникает конкуренция опорных идей, существенно усиливающая процессы
«брожения» в массовом сознании.
Еще одним
признаком журналистского произведения является то, что журналистские материалы
в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от
того, имеют ли они диалогическую форму изложения (как в интервью, беседе) или
не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю,
или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору.
Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы
на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются
контрдоводы и т.д., что создает иллюзию обмена мнениями, происходящего между
партнерами по «живому» общению.
Журналистский
текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует
как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами. Как данный факт
сказывается на идее конкретно, надо смотреть, когда дело касается жанровых
характеристик материалов. Но суть в том, что при всем при этом направляющий,
подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского
текста. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том,
что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип
поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат
информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней.
Особенности
воздействия журналистского произведения – отсюда же. Вот почему есть основания
согласиться с утверждением профессора Е. И. Пронина, что журналистский текст
несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию [9]. Согласно его
исследованиям она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные
типы реакции на публикации. Их зафиксировано три:
1) реакции
вовлечения – действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя
отношение получателя информации к описываемым реалиям;
2) реакции
исполнения – действия, которые представляют собой непосредственное
осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским
текстом;
3) реакции
социальной гарантии – действия (готовность к действиям), в которых проявляется
ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия
публикации.
1.3 Особенности
организации журналистского текста
В журналистике
поверхностные связи текста, будь это текст радийный, телевизионный или
печатный, в значительной степени задаются замыслом субъекта и осуществляются с
помощью монтажа. Поэтому монтаж можно рассматривать как средство организации
текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения
их последовательности. Эти правила не диктуют конкретных вариантов сочетания в
произведении элементарных выразительных средств. Их цель — сориентировать
творческий поиск журналиста в области формы как становящейся в ином сущности на
максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям
аудитории. Потому и оказывается, что вариантов монтажа множество: от простых,
как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде
последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными
эффектами. Но все эти варианты, если текст выполнен профессионально, служат
достижению прозрачности и точности смысла, доказательности и эстетической
целесообразности материала. Г.В. Лазутина [10] предлагает следующие правила монтажа журналистского текста:
1 соблюдать
четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.
Каждый текстовый
элемент – микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно
адекватно выразить.
2 необходимо
контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя
информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая
пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.
Нарушая это
правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в
фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в
беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо
аргументированы.
3 следует
выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных
монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.
Но монтаж – лишь
одно из средств организации журналистского текста. Второе, но не менее важное –
композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки
зрения его внутренней логики (недаром иногда композицию называют «внутренней
формой» произведения). В ней получают отражение глубинные связи текста.
Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его
построения с точки зрения сочетания подтем. [Лазутина Г.В., 10]
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:
необходимое и
достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать
количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с
адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем. Число
«четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика
задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с
адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная
специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях:
1) ввод в
ситуацию;
2) обозначение
проблемы;
3) предъявление
оценок и аргументов;
4) практическая
постановка вопроса.
Выявление этих
задач – серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции
журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех
одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое,
«композиционных блоков»), развернутое в работах Е. И. Пронина [9]. В этом
контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок»)
становятся синонимичными.
Второе правило
композиции журналистского текста связано с «расстановкой» подтем, с порядком
решения задач по организации контакта с читателем.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: последовательность «композиционных
подтем» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть
согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена
(оправдана) соответствующими монтажными приемами.
В зависимости от
значимости той или иной подтемы для автора он с помощью композиции акцентирует
ее. Есть композиционные решения, в основе которых – акцент на ситуацию. Есть
решения, подчиненные необходимости проакцентировать проблему. Есть такие, где
акцент – на оценках и аргументах. Есть – выдвигающие в фокус практическую
постановку вопроса. Есть, наконец, варианты, где авторское внимание распределяется
между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической
цепочки: ввод в ситуацию – обозначение проблемы – предъявление оценок и
аргументов – практическая постановка вопроса.
1.4 Проблемы
композиции журналистского текста
Композиция хорошего
журналистского текста – вопрос ясности, организации и эффективности, вопрос, по
идее, простой. Он и в самом деле прост, особенно для статей о последних
событиях, размер которых не превышает 12 абзацев. Как только вы изложите
наиболее интересную информацию в лиде, расположить остальную информацию будет
вовсе не сложной задачей. Для таких статей часто рекомендуют прием
“перевернутой пирамиды” – псевдо-техническая фраза, обозначающая элементарный
принцип организации материала по нисходящей степени интереса и важности.
Последуйте этому примеру – и доберетесь до конца статьи прежде чем осознаете
это.
Проблемы с
композицией возникают, когда статья занимает большой объем, не столь одномерна,
либо и то и другое вместе. Особенно это касается текстов, в которых нет
хронологической последовательности событий. Если она есть, то внутренняя
структура сюжета облегчает работу, накладываясь на материал статьи, как только
написан лид. Репортажи, написанные в очерковой манере, также представляют
сложность в этом плане, поскольку зачастую состоят из множества различных тем и
линий. Отдельные части подходят, но не стыкуются, а иные, на первый взгляд, не
подходят вовсе.
Страницы: 1, 2
|