Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности реформирования мировой валютной системы

        ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы  "европейской валютной змеи",  но и  от  ныне  действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок,  ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных,  но  регулируемых паритетов", создание  группировки,  основные  элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы,  представлялось маловероятным.

        Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение  стандарта ЭКЮ  вместо стандарта СДР,  использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива,  поддержание относительно  стабильных валютных курсов,  создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы  в  значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар,  который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.  





Раздел 5. Валютная интеграция в Европе

5.1. Исторический опыт

 

        Первой попыткой создания валютного союза в Европе  является  Авс­тро-германский валютный союз (1857- 1866 гг.). В 1857 г. Австрия зак­лючила договор с членами Германского таможенного  союза,  по  которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обмен­ным курсом и общей единицей учета.  Однако выпуск единых денег  вместо национальных валют  не предполагался.  Не было наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования спорных вопросов  в случаях, когда  одна  из сторон не выполняла взятых на себя обязатель­ств. При отсутствии реальной интеграции банковской и  денежной  систем союз оставался  формальным обязательством поддерживать условленные об­менные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Прусси­ей перерос в войну и союз распался.


          По инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865- 1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль.  Три остальные страны  ко времени создания  союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет,  которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограни­чивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном разме­ре населения каждой страны.

          Союз не мог быть успешным,  так как не были учтены  расширяющееся использование банкнот,  о  которых в договоре не упоминалось,  а также временное падение стоимости серебра по отношению к  золоту.  Непредви­денный наплыв  серебра  "зажал"  Францию  и  ее партнеров в серебряные "тиски". В 1878 г.  союз согласился приостановить  чеканку  серебряных монет, что  фактически  означало его конец,  хотя формально он пережил первую мировую войну.


          Скандинавский валютный  союз  (1875- 1917 гг.) образовался в ре­зультате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о вы­пуске одинаковых монет.  Конвенция не содержала положений,  касающихся обращения банкнот,  хотя последние уже широко  использовались  в  этих странах. Тем  не  менее  их  центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм,  союз  успешно  просу­ществовал до первой мировой войны.

          Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую систе­мы скандинавских  стран.  Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным  последствиям  для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота,  что привело к краху союза.


          Бельгийско-люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны оккупированный  Люксембург  стал частью немецкой  валютной  зоны,  но пересмотренный в 1944 г.  договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и люксембургского франков. В 1981 г.  более детализированное соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в Люксембурге,  тогда как люксембургские банкноты и монеты  не  служат законным средством  платежа в Бельгии,  но могут быть обменяны без по­терь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая  политика  по  отношению  к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения. Несмотря на то что экономи­ческие показатели  свидетельствуют  о  различиях между этими странами, валютный союз действует уже в течение 70 лет.


5.2. План перехода к единой валюте

 и критерии конвергенции

 

В декабре 1991 года, наконец, были замечены реальные подвижки к реализации заключительной стадии создания Европейского Валютного Союза. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах ЕЭС. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты.

В 1994 году во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания системы Центрального Банка Сообщества.

          Определяющим стал 1995 год, когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Европейского Совета в Мадриде было принято решение о введении с 1 января 1999 года единой валюты, а также решен вопрос относительно ее названия. Главы государств и правительств достигли политического компромисса, назвав единую валюту «евро». По мнению всех 15 стран ЕС, оно отражает историческую и культурную общность региона и в то же время является достаточно нейтральным, не вызывая никаких национальных ассоциаций. Против сохранения названия экю решительно выступала Германия, утверждая, что за ним в общественном сознании будет тянуться шлейф прошлых неудач европейской валютной интеграции, валютных кризисов и инфляции. Существовала и другая веская причина: аббревиатура совпадала с названием старинной французской монеты, чеканившейся в золотом и серебряном исполнении с XIII до первой трети XIX в. и имевшей широкое хождение в Западной Европе.  Евромарка также не подошла, так как Французы увидели в этом названии «что- то слишком германское».

Для наличного обращения решено выпускать семь банкнот достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро, а также восемь монет достоинством в 1/100, 2/100, 5/100, 1/10, 2/10, 5/10, 1 и 2 евро. Долгое  время в ЕС шли дискуссии о виде будущих европейских денег. Были предложения  поместить на банкнотах изображение «отцов» Европы и выделить на них участки для национальных символов. Однако и то, и другое могло бы закрепить доминирующее положение крупных стран, а также задеть национальные чувства малых народов и даже навеять воспоминания о столь многочисленных в европейской истории войнах.

В конце 1996 г.  Европейский валютный институт одобрил вариант художественного исполнения банкнот евро, основанный на архитектурных стилях Западной Европы.  На банкнотах будут изображены не конкретные архитектурные памятники или сооружения, а их собирательные образы и детали, характерные для европейских архитектурных стилей  различных эпох - от древних до современности. Помимо этого, бумажные знаки будут иметь надпись «евро»  латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента и подпись президента ЕЦБ. Они также будут снабжены соответствующей системой защиты от подделки.

Монеты планируется печатать в разных государствах: на обратную сторону каждое из них будет помещать изображение, которое, по их мнению, достойно быть отображенным на единой европейской валюте. 

Было решено вводить валюту только в тех странах ЕС,  которые будут удовлетворять следующим требованиям:


1.   Уровень инфляции не превышает более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.

2.   Государственная задолженность не должна составлять более 60 % от ВВП.

3.   Государственный дефицит не должен составлять более 3 % от ВВП.

4.   На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.

5.   Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.


          Условия действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на единую валюту бесполезно, ибо начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.


          Основной же сценарий перехода к новой валюте предусматривает три фазы.

          Фаза А началась 2 мая этого года с принятием Советом Европы реше­ния о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным  условиям. Решение было принято,  как и предусматривалось,  на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах:  Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в  июне 1992 г.  продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз),  но  оставила  за собой право  изменить это решение.  Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим  со­ображениям. Последние заключаются в том,  что в настоящее время страна пе­реживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из са­мых высоких  в ЕС (выше только в Греции).  Она не может позволить себе их снижение,  что неизбежно в случае присоединения к валютному  союзу, из-за опасности  "перегрева"  экономической  конъюнктуры.  Но аналитики считают, что Великобритания будет стремиться вступить в валютный  союз до 2002 г.,  не желая упустить возможность оказывать влияние на ситуа­цию в Европе.  Швеция пока тоже воздерживается от участия  в  валютном союзе,  опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспе­чения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня  конкуренции в валютном союзе.

          После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе в  начале  мая  текущего года было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и  фиксации  двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного союза.  Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить  спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определе­нии безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в ев­ро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.


          Фаза В начнется 1 января 1999 г.  Для валют всех стран-  участниц будет установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро,  ко­торая будет равна 1 экю, существование ко­торой прекратиться с введением евро.

          Во время  переходного  периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными ва­лютами. Банки  будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г.  Ведение операций в  евро станет обязательным только с начала 2002 г.

          С экономической точки зрения валютный союз будет существовать уже с 1 января 1999 г.,  хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обра­щение только через 3 года.  В этот период  евро  будет  использоваться только для безналичных расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г.  многие европейские компании объявили, что с 1 ян­варя 1999 г. по собственному желанию переведут свои безналичные расче­ты на евро.


            Фаза С начнется 1 января 2002 г.  с введением в  обращение  евро­банкнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными  банкнотами и монетами, которые  выйдут из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002 г., но и далее будут беспрепятственно обмениваться национальными центральными банками.

5.3. Обеспечение функционирования евро.

5.3.1. Европейский Валютный Институт


Циркулирование единой валюты на территории нескольких стран, несомненно, должно каким-то родом контролироваться. В рамках одной страны и одной валюты (пусть даже резервной) особых сложностей не возникает. В США основным, надзирающим за этой сферой органом, является Федеральная Резервная Система. Такая же система центральных банков существует и в Европе. Но в случае с евро вопрос сильно усложнился. Нельзя поручать какому-то национальному банку (или нескольким национальным банкам) эмиссию европейской валюты. Слишком большие полномочия оказываются в одних руках. Сильно ограничивать полномочия главного руководящего органа также нельзя, иначе его работа будет попросту неэффективной.

Когда после Маастрихта в Европе стали отчетливо вырисовываться перспективы будущего ЭВС, с новой силой встал вопрос о Европейском Центральном Банке (ЕЦБ) – именно к такому решению пришли страны ЕС относительно центрального финансового органа союза. Естественно, такой банк должен быть независимым и построенным на принципах Совета Европы и прочих общеевропейских организаций. Для подготовки фундамента ЕЦБ, определения принципов его функционирования, разрешения возникающих вопросов при разработке проекта перехода на единую валюту в 1994 году в немецком городе Франкфурте-на-Майне был создан Европейский Валютный Институт.

Европейский Валютный Институт, ЕВИ (European Monetary Institute (EMI)), созданный в соответствии со статьей 109f (3) Соглашения о Европейском Сообществе, предназначен для определения организационной и функциональной структуры Европейской Системы Центральных Банков, ЕСЦБ (European System of Central Banks (ESCB)), состоящей из Европейского Центрального Банка, ЕЦБ (European Central Bank (ECB)) и национальных Центробанков государств-членов Сообщества. ЕСЦБ предназначена для реализации третьей стадии проекта Экономического и Валютного Союза, ЭВС (Economic and Monetary Union (EMU)).

Чем же занимался данный Институт? По сведениям, опубликованным на сервере Европейского Центрального Банка (www.ecb.int), в задачи ЕВИ входило следующее:

·                           подготовка инструментов и процедур осуществления единой валютной политики на территории государств, в которые предполагается перевести на режим евро с 1999 года;

·                           анализ вариантов проведения единой валютной политики;

·                           упорядочивание сбора, подготовки и распространения в будущем евро-пространстве статистической информации, касающейся финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.