ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы "европейской
валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы.
Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных
группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР,
а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов",
создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам
ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.
Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта
СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного
резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов,
создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской
валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь
прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма),
то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной
системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально
большую роль.
Раздел 5. Валютная интеграция в
Европе
5.1. Исторический опыт
Первой попыткой создания
валютного союза в Европе является Австро-германский валютный союз
(1857- 1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с членами Германского
таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе
условленным постоянным обменным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск
единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было
наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования
спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя
обязательств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной
систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные обменные
курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Пруссией перерос в
войну и союз распался.
По
инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865-
1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла
в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза
приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между
серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью
договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были
взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное
средство. Эмиссия ограничивалась в соответствии с формулой, основанной на
относительном размере населения каждой страны.
Союз
не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование
банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение
стоимости серебра по отношению к золоту. Непредвиденный наплыв серебра
"зажал" Францию и ее партнеров в серебряные "тиски". В
1878 г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что
фактически означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую
войну.
Скандинавский
валютный союз (1875- 1917 гг.) образовался в результате заключения
соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых монет.
Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя
последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее их
центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их
для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на
операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм,
союз успешно просуществовал до первой мировой войны.
Первая
мировая война расстроила экономическую и финансовую системы скандинавских
стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота
привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей
их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях
исключительно золота, что привело к краху союза.
Бельгийско-люксембургский
экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан
к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны
оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но
пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость
бельгийского и люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное
соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках
данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным
средством платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты
не служат законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без
потерь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них
одинаковая. Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится
на основе взаимного соглашения. Несмотря на то что экономические показатели
свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действует уже
в течение 70 лет.
5.2. План перехода к
единой валюте
и критерии
конвергенции
В декабре 1991
года, наконец, были замечены реальные подвижки к реализации заключительной
стадии создания Европейского Валютного Союза. Маастрихтский Договор закрепил
обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития
к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году
наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах ЕЭС. Параллельно
проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но
и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества.
Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую
ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской
валюты.
В 1994 году во
Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого
явилось подготовка создания системы Центрального Банка Сообщества.
Определяющим стал 1995 год,
когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В декабре на
заседании Европейского Совета в Мадриде было принято решение о введении с 1
января 1999 года единой валюты, а также решен вопрос относительно ее названия.
Главы государств и правительств достигли политического компромисса, назвав
единую валюту «евро». По мнению всех 15 стран ЕС, оно отражает историческую и
культурную общность региона и в то же время является достаточно нейтральным, не
вызывая никаких национальных ассоциаций. Против сохранения названия экю
решительно выступала Германия, утверждая, что за ним в общественном сознании
будет тянуться шлейф прошлых неудач европейской валютной интеграции, валютных
кризисов и инфляции. Существовала и другая веская причина: аббревиатура
совпадала с названием старинной французской монеты, чеканившейся в золотом и
серебряном исполнении с XIII до первой трети XIX в. и имевшей широкое хождение в
Западной Европе. Евромарка также не подошла, так как Французы увидели в этом
названии «что- то слишком германское».
Для наличного
обращения решено выпускать семь банкнот достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200,
500 евро, а также восемь монет достоинством в 1/100, 2/100, 5/100, 1/10, 2/10,
5/10, 1 и 2 евро. Долгое время в ЕС шли дискуссии о виде будущих европейских
денег. Были предложения поместить на банкнотах изображение «отцов» Европы и
выделить на них участки для национальных символов. Однако и то, и другое могло
бы закрепить доминирующее положение крупных стран, а также задеть национальные
чувства малых народов и даже навеять воспоминания о столь многочисленных в
европейской истории войнах.
В конце 1996 г.
Европейский валютный институт одобрил вариант художественного исполнения
банкнот евро, основанный на архитектурных стилях Западной Европы. На банкнотах
будут изображены не конкретные архитектурные памятники или сооружения, а их
собирательные образы и детали, характерные для европейских архитектурных
стилей различных эпох - от древних до современности. Помимо этого, бумажные
знаки будут иметь надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение
флага ЕС, реквизиты эмитента и подпись президента ЕЦБ. Они также будут снабжены
соответствующей системой защиты от подделки.
Монеты планируется печатать в разных
государствах: на обратную сторону каждое из них будет помещать изображение,
которое, по их мнению, достойно быть отображенным на единой европейской
валюте.
Было решено вводить
валюту только в тех странах ЕС, которые будут удовлетворять следующим
требованиям:
1. Уровень инфляции не превышает
более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким
уровнем инфляции.
2. Государственная задолженность
не должна составлять более 60 % от ВВП.
3. Государственный дефицит не
должен составлять более 3 % от ВВП.
4. На протяжении, по меньшей мере,
двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные
механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других
стран-членов ЕЭС.
5. Долгосрочные процентные
ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с
наиболее низким уровнем инфляции.
Условия
действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на
единую валюту бесполезно, ибо начнется перекачка национального богатства из
более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание и в
перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической
системы союза в целом.
Основной
же сценарий перехода к новой валюте предусматривает три фазы.
Фаза
А началась 2 мая этого года с принятием Советом Европы решения о первом
составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям.
Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных
экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии,
Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии
решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяет утвержденным
критериям. Дания решила не участвовать в
валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное
отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за
собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от
участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям.
Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживает фазу
подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше
только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в
случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности
"перегрева" экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания
будет стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить
возможность оказывать влияние на ситуацию в Европе. Швеция пока тоже
воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей
громоздкой системой социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на
повышение уровня конкуренции в валютном союзе.
После
определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе в начале
мая текущего года было принято решение о создании Европейского центрального
банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц
валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью
исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться
при определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в
евро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.
Фаза
В начнется 1 января 1999 г. Для валют всех стран- участниц будет
установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, которая будет
равна 1 экю, существование которой прекратиться с введением евро.
Во
время переходного периода (начало 1999-начало 2002 гг.) евро будет
использоваться в банковских операциях наряду с национальными валютами. Банки
будут иметь возможность осуществлять сделки и предоставлять услуги клиентам в
евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро станет обязательным только с
начала 2002 г.
С
экономической точки зрения валютный союз будет существовать уже с 1 января 1999
г., хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обращение только через 3
года. В этот период евро будет использоваться только для безналичных
расчетов, причем на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г. многие
европейские компании объявили, что с 1 января 1999 г. по собственному желанию
переведут свои безналичные расчеты на евро.
Фаза С начнется 1 января 2002 г. с
введением в обращение евробанкнот и евромонет, которые в течение первого
полугодия 2002 г. будут являться законным средством платежа наряду с национальными
банкнотами и монетами, которые выйдут из обращения и потеряют статус законного
платежного средства после 1 июля 2002 г., но и далее будут беспрепятственно
обмениваться национальными центральными банками.
5.3. Обеспечение функционирования евро.
5.3.1. Европейский Валютный Институт
Циркулирование
единой валюты на территории нескольких стран, несомненно, должно каким-то родом
контролироваться. В рамках одной страны и одной валюты (пусть даже резервной)
особых сложностей не возникает. В США основным, надзирающим за этой сферой
органом, является Федеральная Резервная Система. Такая же система центральных
банков существует и в Европе. Но в случае с евро вопрос сильно усложнился.
Нельзя поручать какому-то национальному банку (или нескольким национальным
банкам) эмиссию европейской валюты. Слишком большие полномочия оказываются в
одних руках. Сильно ограничивать полномочия главного руководящего органа также
нельзя, иначе его работа будет попросту неэффективной.
Когда после
Маастрихта в Европе стали отчетливо вырисовываться перспективы будущего ЭВС, с
новой силой встал вопрос о Европейском Центральном Банке (ЕЦБ) – именно к
такому решению пришли страны ЕС относительно центрального финансового органа
союза. Естественно, такой банк должен быть независимым и построенным на
принципах Совета Европы и прочих общеевропейских организаций. Для подготовки
фундамента ЕЦБ, определения принципов его функционирования, разрешения
возникающих вопросов при разработке проекта перехода на единую валюту в 1994
году в немецком городе Франкфурте-на-Майне был создан Европейский Валютный
Институт.
Европейский
Валютный Институт, ЕВИ (European Monetary Institute (EMI)), созданный в
соответствии со статьей 109f (3) Соглашения о Европейском Сообществе,
предназначен для определения организационной и функциональной структуры
Европейской Системы Центральных Банков, ЕСЦБ (European System of Central Banks
(ESCB)), состоящей из Европейского Центрального Банка, ЕЦБ (European Central
Bank (ECB)) и национальных Центробанков государств-членов Сообщества. ЕСЦБ
предназначена для реализации третьей стадии проекта Экономического и Валютного
Союза, ЭВС (Economic and Monetary Union (EMU)).
Чем же занимался
данный Институт? По сведениям, опубликованным на сервере Европейского
Центрального Банка (www.ecb.int), в задачи ЕВИ входило следующее:
·
подготовка
инструментов и процедур осуществления единой валютной политики на территории
государств, в которые предполагается перевести на режим евро с 1999 года;
·
анализ
вариантов проведения единой валютной политики;
·
упорядочивание
сбора, подготовки и распространения в будущем евро-пространстве статистической
информации, касающейся финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей
финансовой информации;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|