Особенности учета издержек обращения торговли
Агентство
по образованию
ГОУ
ВПО «Тверской государственный университет»
Курсовая
работа по дисциплине
«Особенности калькулирования и бюджетирования в
отдельных отраслях производственной сферы»
«Особенности учета
издержек обращения торговли»
Выполнил: слушатель III курса
специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Булатова С.А.
Руководитель:
Тверь
2007
Содержание
1. Понятие издержек обращения торговли. 3
2. Нормативно-правовые и методологические основы
формирования издержек обращения торговли. 4
3. Номенклатура калькуляционных статей затрат и их
содержание. 7
4. Учет издержек обращения торговли. 14
5. Расчет издержек обращения на остаток товаров. 17
Список использованной литературы.. 19
Особенностью
учета затрат в торговых организациях является то, что себестоимость товаров не определяется. В то же время в указанных организациях
товары подлежат учету по стоимости приобретения, когда помимо покупной цены
товаров в эту стоимость включают транспортные и подобные им расходы.
В
сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением
своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до
потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли.
«Издержки
обращения – это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе
снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой
продукции, а также по покупке-продаже товаров».[1]
Издержки
обращения торговли – это затраты живого и овеществленного труда торговых
организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки
(транспортировки), хранения и продажи товаров[2].
Основные задачи
управленческого учета издержек обращения торговли заключаются в следующем:
·
своевременное
обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией
о фактических расходах;
·
осуществление
действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежный
ресурсов.
В настоящее время
учет затрат в торговых организациях осуществляется в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Налоговый
кодекс Российской Федерации.
2. Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом
Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.
Ст. 320 НК РФ
определяет порядок определения расходов по торговым операциям[3].
В соответствии с данной статьей в течение текущего месяца издержки
обращения (расходы на реализацию) формируются в соответствии с главой 25 НК РФ.
При этом в сумму издержек обращения включаются также
расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров,
складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением,
если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих
товаров. К издержкам обращения не относится стоимость
приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом
налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с
учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость
товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1
статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но
не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав
расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.
Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется
налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в
течение не менее двух налоговых периодов.
Расходы текущего
месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость
приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и
суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада
налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в
цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, осуществленные в
текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от
реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных
расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по
среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало
месяца в следующем порядке:
1) определяется
сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на
начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется
стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость
приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается
средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1) к стоимости
товаров (пункт 2);
4) определяется
сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как
произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
ПБУ 10/99
определяет состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства
организаций торговли, и порядок учета расходов по элементам затрат.
Многие бухгалтеры
торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие
Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и
производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного
питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 №
1-550/32-2 (далее — Методические рекомендации). В связи с введением в действие
главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса
Российской Федерации с 1 января 2002 года данные Методические рекомендации были
признаны утратившими силу. Однако Минфин России разъяснил, что организации, как
и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями
(указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете
показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с
принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме
Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных
документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции (работ, услуг)»[4].
Для управленческого учета затрат, учитываемых на
счете «Расходы на продажу», устанавливается номенклатура калькуляционных статей
затрат, формирующих издержки обращения на предприятиях торговли и общественного
питания.
В качестве базовой используется следующая
номенклатура калькуляционных статей затрат[5]:
Транспортные расходы.
Затраты на оплату труда.
Отчисления на социальные нужды.
Расходы на аренду и содержание зданий,
сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
Амортизация основных средств.
Расходы на ремонт основных средств.
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для
производственных нужд.
Расходы
на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
Расходы
на рекламу.
Оплата
процентов за пользование кредитом банка.
Потери товаров и технологические отходы.
Расходы на тару.
Прочие расходы.
К издержкам обращения относят транспортные
расходы по доставке и продаже товаров, материальные затраты (электроэнергия,
топливо и т. д.), оплату труда работников, расходы по управлению
(командировочные расходы, услуги связи, банков и т. д.), недостачи и потери
товаров и другие. Вышеперечисленный калькуляционный состав затрат
распространяется на торговые, посреднические и другие организации, хотя в них и
не организуется учет издержек обращения в разрезе экономических элементов и не
исчисляется себестоимость проданных товаров.
Торговые
организации самостоятельно устанавливают перечень калькуляционных статей затрат
(п.8 ПБУ 10/99)[6].
По
каждой калькуляционной статье затрат внутри синтетического счета 44 «Расходы на
продажу» ведется бухгалтерский управленческий учет по видам затрат. Информация
о видах затрат, включаемых в каждую из статей калькуляции, была обобщена нами в
таблице, приведенной ниже.
Торговые организации самостоятельно организуют
управленческий учет издержек обращения с помощью многографных карт или
ведомостей, в которых для каждой статьи расходов имеется самостоятельная графа.
За отчетный период по каждой графе подсчитывается сумма расходов, а затем в
итоговой графе показывается общая величина издержек обращения. Управленческий
учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри
них – по калькуляционным статьям затрат. Итоги по указанным первичным
документам используются для учета издержек обращения торговой организации по
счету 44 «Расходы на продажу».
Виды затрат, включаемые в калькуляционные статьи затрат,
формирующих издержки обращения
Наименование статьи
|
Виды затрат
|
Транспортные
расходы
|
1.
Оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и
продуктов (оплата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.).
2.
Оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные
средства и выгрузке из них, плата за экспедирование и другие услуги.
3.
Стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств
(щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина
и т.п.).
4. Плата за временное хранение грузов на
станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных
сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными
договорами.
5.
Плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования,
включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
|
Примечание. Расходы связанные с доставкой (включая
погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом
предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие калькуляционные
статьи затрат (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и
другие).
|
Затраты
на оплату труда
|
1. Оплата труда основного
торгово-производственного персонала организации за фактически выполненную
работу по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в
соответствии с принятыми формами и системами заработной платы с учетом премий
за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты
(включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией
доходов в пределах предусмотренных
законодательством
норм).
2.
Компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до
определенного законодательством возраста.
3.
Оплата труда работников несписочного состава, занятых в основной
деятельности.
4.
Другие выплаты, предусмотренные законодательством о труде.
|
Примечание. В издержки обращения не включаются: премии,
выплачиваемые за счет средств фонда специального назначения и целевых поступлений;
материальная помощь, беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий,
обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности; оплата
дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх установленных
законодательством) отпусков работникам.
|
Отчисления на
социальные нужды
|
Отражаются
обязательные отчисления по установленным законодательством нормам.
|
Расходы на
аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
|
1.
Плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений,
сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных
средств, причитающаяся арендодателю.
2.
Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие
коммунальные услуги.
3.
Расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков
территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора.
4.
Стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика,
мешковина, щетки, метлы, веники и т. п.).
5.
Стоимость электроэнергии, потребленной на приведение в движение подъемников,
лифтов, транспортеров, торговых автоматов, контрольно-кассовых машин и т.п.
6.
Расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электро-, газовых счетчиков
и других измерительных приборов.
7.
Расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств; расходы на
проведение противопожарных мероприятий; плата сторонним организациям за
пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т. п.).
8.
Расходы на обслуживание подъемно-транспортных механизмов и другого
оборудования сторонними организациями.
|
Амортизация
основных средств
|
Отражаются суммы амортизационных
отчислений на полное восстановление основных средств, начисленные исходя из
их балансовой стоимости и утвержденных норм амортизации, включая суммы,
исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации в соответствии с
законодательством.
В
торговых организациях, осуществляющих свою деятельность на условиях
долгосрочной аренды, отражаются амортизационные отчисления на полное
восстановление как по собственным, так и по арендованным основным средствам,
а также амортизация помещений, предоставляемых бесплатно торговым
организациям, обслуживающим трудовые коллективы.
|
Расходы на
ремонт основных средств
|
Включают
расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных)
основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных
средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. В
случае неравномерного осуществления ремонта основных средств в течение года торговые
организации могут образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за
счет ежемесячных отчислений. Излишне образованный в отчетном году резерв
сторнируется в конце отчетного года. При превышении фактических расходов над
суммой образованного резерва сумма превышения относится на издержки
обращения.
|
Расходы на
топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
|
1.
Фактическая себестоимость дров, угля, нефти, торфа и других видов топлива,
потребленных на технологические и иные производственные нужды. В фактическую
себестоимость включаются покупная цена, расходы на перевозку,
погрузочно-разгрузочные работы, распиловку, колку и укладку дров.
2.
Стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические
цели, на приведение в движение оборудования и механизмов.
|
Примечание. Данная статья в большей мере используется на
предприятиях общественного питания.
|
Расходы на
хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
|
1.
Фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата,
гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при
подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров.
2.
Плата за услуги сторонних организаций за фасовку и упаковку товаров.
3.
Расходы на содержание холодильного оборудования – стоимость электроэнергии,
воды, смазочных материалов.
4.
Оплата услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного
оборудования.
5.
Фактическая себестоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и
продуктов.
6.
Плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций.
7. Расходы на дезинфекцию (уничтожение
вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов).
8. Другие расходы на создание условий
для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение,
активная вентиляция и т. п.).
|
Расходы на
рекламу
|
1.
На оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров.
2. На разработку и печатание рекламных
изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов,
проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.).
3. На разработку и изготовление эскизов
этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т. д.
4. На рекламные мероприятия через
средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио,
телевидению).
5. На световую и иную наружную рекламу;
на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию
рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.
6. На изготовление стендов, муляжей, рекламных
щитов, указателей.
7. На уценку товаров, полностью или
частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в
витринах, торговых залах магазинов и на выставках.
8. Стоимость образцов товаров,
переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами
непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не
подлежащих возврату.
9.
На проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой
деятельностью.
|
Примечание. Расходы на торговую рекламу, включаемые в
состав издержек обращения, при налогообложении принимаются по нормам,
утвержденным в законодательном порядке.
|
Оплата
процентов за пользование кредитом банка
|
1.
Платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки Центрального
банка РФ плюс 3%.
2.
Оплата процентов по кредитам поставщиков – производителей работ, услуг,
включая оформление долгового обязательства векселями, за приобретение товаров
и других материальных ценностей, проведение работ, оказание услуг сторонними
организациями.
3.
Оплата процентов за пользование средствами Федерального фонда государственной
финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности в пределах установленных сроков
возврата средств и других аналогичных региональных фондов.
|
Потери товаров
и технологические отходы
|
1.
Потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных,
автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих
норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Списание
товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях,
если при ее приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача. Для
равномерного включения таких расходов в издержки обращения ежемесячно
начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах
действующих норм. Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются по
покупным ценам.
|
Расходы на тару[7]
|
1.
Амортизация (износ) тары-оборудования; расходы на ремонт тары-оборудования.
2.
Амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с
условиями поставки товаров.
3.
Расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в
части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования).
4.
Стоимость тары, списанной из-за естественного износа.
5.
Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую
сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим
организациям.
6. Расходы на очистку и обработку
(дезинфекцию) тары.
7. Разница между приемными ценами при
оприходовании тары и сдаточными ценами при возврате порожней тары.
8.
Другие расходы на тару.
|
Прочие расходы
|
1.
Налоги, сборы, отчисления в бюджет и в специальные внебюджетные фонды,
производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за
счет издержек обращения.
2.
Вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения.
3.
Износ по нематериальным активам.
4.
Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности:
текущие расходы на устройство и содержание вентиляторов, ограждений машин и
их движущихся частей, люков, отверстий, прочих видов устройств некапитального
характера, плата медицинским учреждениям (поликлиникам,
санитарно-эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников
торговли и общественного питания, стоимость мыла, аптечек, медикаментов,
перевязочных средств и другие.
5.
Расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, баков,
умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и
другого оборудования (где предоставление этих услуг работающим связано с
особенностями производства и предусмотрено коллективным договором).
6.
Расходы по ведению реестра акционеров.
7.
Расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки,
кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски
для печатающего механизма контрольно-кассовых машин, расходы на инкассацию
денежной выручки, плата сторонним организациям за обслуживание, технический
надзор и уход за контрольно-кассовыми машинами) оплата консультационных,
информационных и аудиторских услуг.
8.
Компенсации (в пределах установленных законодательством норм) за
использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
9.
Оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи.
10.
Расходы на содержание и эксплуатацию собственных телефонных станций,
коммутаторов, телетайпов, диспетчерской связи и радиосвязи.
11.
Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков, на
типографские и переплетные работы.
12.
Расходы на подписку периодических изданий для служебного пользования,
приобретение справочной литературы, прейскурантов, каталогов, инструктивных и
других служебных материалов.
13. Оплата информационно-вычислительных
услуг, оказанных по договорам с вычислительными центрами, не состоящими на
балансе предприятия.
14. Расходы на служебные разъезды
работников в пределах пункта нахождения предприятия торговли.
15. Расходы на командировки, связанные с
торгово-производственной деятельностью.
16. Представительские расходы и расходы
по проведению заседаний совета (правления) торговых организаций и их
ревизионных комиссий в пределах утвержденных советом (правлением) смет на
отчетный период, разработанных исходя из установленных законодательством норм
и нормативов.
17. Расходы на экспертизу
и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи.
18. Расходы, возмещаемые работникам в
соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при
переводе, приеме вновь и направлении на работу в другую местность.
19. Расходы по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров (кроме расходов на оплату
труда, учтенных на калькуляционной статье затрат «Затраты на оплату труда», и
отчислений на социальные нужды, учтенных на калькуляционной статье затрат
«Отчисления на социальные нужды», а также расходов на эти цели, произведенных
за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговых организаций) в пределах
установленных законодательством норм.
20. Оплата услуг банков.
21. Расходы по обслуживанию посетителей
в предприятиях общественного питания.
22.
Другие затраты, подлежащие включению в состав издержек обращения, но не
относящиеся к ранее перечисленным калькуляционным статьям.
|
Учет издержек обращения ведется на активном счете
44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета отражаются издержки обращения
торгового предприятия за отчетный период, а по кредиту они списываются на
проданную продукцию.
Делаются следующие бухгалтерские записи[8]:
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»,
К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»,
05 «Амортизация нематериальных активов» - на сумму амортизационных
отчислений соответственно по основным средствам и нематериальным активам;
К-т сч. 04 «Нематериальные активы» - на стоимость
части нематериальных активов;
К-т сч. 10 «Материалы» - на стоимость
сырья и материалов;
К-т. сч. 19 «Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям» - списываются суммы НДС по
приобретенным основным средствам, нематериальным активам,
материально-производственным запасам, выполненным работам и услугам;
К-т сч. 41 «Товары» - стоимость
товаров, использованных при продаже других товаров;
К-т сч. 50 «Касса» и 51 «Расчетные
счета» - соответственно наличные выплаты и безналичная оплата за
предоставленные услуги, например, консультации, проценты за кредит, услуги
банка и др.;
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» - услуги поставщиков, лизинговые платежи, комиссионные
вознаграждения, расходы на рекламу, хранение, погрузку и разгрузку товаров;
К-т
сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
относящиеся на издержки обращения, например, налог на пользователей автодорог,
земельный налог, налог за право пользования недрами и др.;
К-т
сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - начисление на
заработную плату единого социального налога: по субсчету 1 «Расчеты по
социальному страхованию»; субсчету 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
субсчету 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»;
К-т
сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - заработная плата
работников торговых организаций;
К-т
сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - хозяйственные и
командировочные расходы, произведенные подотчетными лицами;
К-т
сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - расходы по
обязательному страхованию имущества;
К-т
сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» - резервы на ремонт основных средств, на
предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодных вознаграждений за
выслугу лет сотрудникам;
К-т
сч. 97 «Резервы будущих периодов» - доля расходов будущих периодов,
списанная в текущем отчетном периоде.
В конце отчетного периода с кредита счета 44
«Расходы на продажу» общая сумма издержек обращения торговой организации
списывается на проданные товары в дебет счета 90 «Продажи».
Для обобщения информации о суммах недостач и
потерь от порчи товаров предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей». Аналитический учет к счету 94 организуется по видам и
разновидностям товарных потерь. По дебету счета 94 собираются сведения об
учетной стоимости недостающих и утраченных товаров с кредита счетов 41
«Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. По кредиту
отражается списание недостач и потерь после принятия руководителем организации
соответствующего решения. Сальдо счета 94 показывает сумму недостающих и
утраченных товаров, по которым еще не принято решение о списании[9].
Недостачи, возникшие при продаже товаров,
отражаются следующей бухгалтерской записью:
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»,
К-т сч. 44 «Расходы на продажу».
Потери товаров, возникшие в результате стихийных
бедствий, пожаров, аварий и т.п. чрезвычайных ситуаций, списываются на дебет
счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 44 «Расходы на продажу».
Отнесение
издержек обращения к прямым или косвенным торговые организации осуществляют по
следующим правилам. К прямым расходам торговой организации относятся
транспортные расходы, но не все, а только расходы по доставке товара до склада
организации при его покупке, если эти расходы по условиям договора не включены
в цену покупки. Все остальные расходы торговых организаций, связанные с
приобретением и реализацией покупных товаров, включая другие транспортные
расходы, относятся к косвенным расходам. Косвенные расходы полностью уменьшают
доходы от реализации текущего месяца. Прямые расходы уменьшают доходы от
реализации, за исключением части, относящейся к остатку товаров на складе.
Если организация
кроме торговли занимается другими видами деятельности, налоговый учет прямых и
косвенных расходов по разным видам деятельности следует вести раздельно[10].
В течение отчетного периода на дебете счета 44
«Расходы на продажу» собираются все издержки обращения торговой организации,
которые относятся как к проданным товарам, как и к товарам, которые остались на
складе не проданными в конце отчетного периода. Поэтому необходимо распределить
издержки обращения между данными товарами и их остатками (запасами) на складе.
Для этого делается специальный расчет издержек обращения на остаток товаров с
отдельным выделением в управленческом учете транспортных расходов и расходов по
оплате за кредит банка.
Другие расходы при расчете не выделяются и в
полном объеме списываются через счет продаж на финансовые результаты торговой
организации.
Величина издержек обращения на остаток товаров
определяется по их среднему проценту за отчетный период с учетом переходящего
остатка на начало отчетного периода в следующей последовательности:
1) определяется общая сумма издержек обращения
(И) путем сложения соответствующих сумм транспортных расходов и расходов по
оплате процентов за кредит банка за отчетный период (Ио) с их
остатком на начало отчетного периода (Ин);
2) определяется по данным учета стоимость
товаров, проданных в отчетном периоде (Со), и их остатков на конец
отчетного периода (Ск);
3) рассчитывается средний процент издержек
обращения к общей стоимости товаров:
Кср = И / С;
4) определяется величина издержек обращения,
списываемых на остатки непроданных товаров на конец отчетного периода (Ик),
путем умножения стоимости товаров на конец отчетного периода (Ск) на
средний процент издержек обращения:
Ик = Ск
• Кср;
5) рассчитывается величина издержек обращения,
списываемых в отчетном периоде на проданные товары (Ит):
Ит = Ин
+ Ио – Ик.
Пример. Все издержки обращения за
отчетный период составили 4800 тыс. руб.; общая сумма транспортных расходов и
расходов по оплате процентов за кредит банка за отчетный период равна 900 тыс.
руб.; транспортные расходы и расходы по оплате процентов за кредит банка,
относящиеся на остаток товаров на начало отчетного периода, составили 150 тыс.
руб.; продано за отчетный период товаров на 12200 тыс. руб.; стоимость остатков
непроданных товаров на конец отчетного периода составила 2400 тыс. руб.,
отсюда:
1) Кср = (150 + 900) / (12200 + 2400)
• 100 = 7,19%;
2) Ик = 2400 • 7,19 / 100 = 172,56
тыс. руб.;
3) Ит = 150 + 900 – 172,56 = 877,44
тыс. руб.;
4) Идр
= 4800 – 900 = 3900 тыс. руб. – издержки обращения за отчетный период по
другим калькуляционным статьям затрат;
5)
всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения 4777,44 тыс. руб.
(3900 + 877,44 или 150 + 4800 – 172,56).
Для торговых
организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, такой расчет осуществляется только по транспортным расходам.
Следует также
отметить, что транспортные расходы можно включать в стоимость приобретенных для
продажи товаров, а при осуществлении торговыми организациями закупок по импорту
помимо транспортных расходов в стоимость товаров включаются таможенные пошлины
и прочие расходы по заготовлению, которые отражаются на дебете счета 41
«Товары»[11].
1.
Налоговый кодекс РФ. Часть 2. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1"
title="">[1] Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства и
себестоимости продукции в отраслях экономики. - М., 2004: Бухгалтерский учет. –
с. 353
[2] Там же.
[3] Налоговый кодекс РФ. Часть 2. #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Болтовская А.А. Особенности учета транспортных расходов в торговле //
Российский налоговый курьер. – 2004. - №17. - #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Врублевский Н.Д.
Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях
экономики. - М., 2004: Бухгалтерский учет. – с. 353 – 354
[6] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное
Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н. #"#_ftnref7" name="_ftn7"
title="">[7] Ракитина М.Ю. Операции с многооборотной тарой на предприятиях торговли
// Российский налоговый курьер. – 2002. - №24. - #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Врублевский Н.Д.
Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях
экономики. - М., 2004: Бухгалтерский учет. – с. 362 – 363
[9] Валеева Ж.Р. Товарные потери // Российский налоговый курьер. – 2002. -
№12. - #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Педченко И.В. Прямые и косвенные расходы в торговле // Российский
налоговый курьер. – 2002. - №9. - #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек
производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. - М., 2004:
Бухгалтерский учет. – с. 365
|