Особенности принятия, изменения и пересмотра конституций в зарубежных странах
Содержание
Введение. 3
1. Порядок разработки проекта и принятия конституции в
зарубежных странах4
2. Порядок внесения изменений и
дополнений конституций в зарубежных странах 15
Заключение. 20
Литература. 21
Введение
В современной науке конституционного права
термин «конституция» употребляется в двух основных значениях: конституция
фактическая и конституция юридическая.
Фактическая конституция — это реально
существующие основы общественно-политического строя, действительное положение
личности в той или иной стране.
Конституция юридическая — это документ,
основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу,
принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем
объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового
статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.
Как синоним термина «фактическая конституция»
в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или
конституция в материальном смысле слова, а вместо термина юридическая
конституция» используется понятие «формальная конституция».
Высшая юридическая сила конституции означает,
что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны
соответствовать ей, иначе они недействительны.
Особый порядок принятия конституции обычно
предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным
собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным
большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом
или иными способами, обладающими особой авторитетностью.
Квалифицированным большинством голосов
осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда
для этого требуется и референдум.
Разработка проекта конституции. Новая конституция обычно принимается при
возникновении нового государства, смене политических режимов (особенно в
результате революционных событий), при существенных изменениях в общественном
строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствие с ними
путем принятия поправок. Однако во многих развивающихся, да и не только
развивающихся, странах принятие новых (особенно временных) конституций было
связано с военными и государственными переворотами, с приходом к власти новой
группы лиц, что не изменяло существенно общественный строй, а иногда и
политическую систему, с субъективными, а иногда и волюнтаристскими факторами
(например, в Африке). Поэтому в некоторых странах конституции заменялись новыми
в среднем через пять — семь лет, а то и чаще (Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд и
др.)[1].
Существуют различные способы подготовки
проекта конституции. В редких случаях проект от начала до конца создается
специально образованным учредительным собранием (конституционным собранием,
Народным собранием и т.д.) или действующим парламентом. В этих случаях ведущую
роль обычно играет конституционный комитет (комиссия), который создается
представительным органом и фактически разрабатывает проект. Во многих странах
роль учредительного собрания или парламента в подготовке проекта и в ходе его
обсуждения на пленарных заседаниях бывает весьма значительной. Так было при
разработке конституций Италии 1947г., Индии 1949г., Бразилии 1988г., Болгарии
1991г. и др. Иногда парламент принимает специальный закон о порядке подготовки
проекта. Так было во Франции, Польше. Нередко процесс подготовки проекта длится
долго: на Украине (при подготовке проекта Конституции 1996г.) и в Польше (при
подготовке Конституции 1997г.) он занял в первом случае пять, во втором — семь
лет.
В некоторых странах конституционные комиссии
для разработки проекта основного закона создавались не представительными
органами, а президентами или правительствами. Такими комиссиями были
разработаны проекты конституций Франции 1958г. (вынесенный затем на референдум,
минуя парламент), Греции 1975г. В ФРГ проект конституции 1949г. был подготовлен
Парламентским советом (основную работу провели профессора по конституционному
праву), состоявшим из представителей региональных парламентов (ландтагов),
земель, и утвержден командованием оккупационных войск. В Алжире проект
конституции 1989г. подготовила группа советников при президенте, и он также был
вынесен на референдум (эта конституция заменена другой в 1996г.). После военных
переворотов проекты новых конституций разрабатываются или их основные положения
формулируются обычно военными правительствами (например, конституции Турции
1982г., Нигерии 1989г.), но проект Конституции Фиджи 1990г. - после такого
переворота подготовила в основном группа племенных вождей.
При предоставлении независимости колониям
проекты конституций новых государств разрабатывались министерствами, колоний
(например, Великобританией для Нигерии в 1964г.; впоследствии уже
учредительными, хотя и своеобразно сформированными, собраниями в Нигерии были
приняты другие конституции), местными властями с участием советников метрополии
(например, конституция Мадагаскара 1960г.), в ходе переговоров на заседаниях
«круглых столов», в которых участвовали представители колониальной державы и
деятели национально-освободительного движения (Зимбабве, 1979г.).
При переходе от тоталитарного к либеральному,
полудемократическому, демократическому режимам конституции или их
принципиальные положения (включая новую редакцию) разрабатывались на
общенациональных конференциях представителей различных партий и различных сил
общества, на заседаниях гражданских комитетов, «круглых столов» и т.д. В них
участвовали и представители партий (коммунистических,
революционно-демократических, пробуржуазно-авторитарных), утрачивающих
господствующую роль, лидеры уходящих режимов (Венгрия, Чехия, Конго, Замбия и
др.).
В странах тоталитарного социализма и
государствах социалистической ориентации, а иногда и в других государствах с
однопартийными системами подготовка проекта имеет свои особенности. Во-первых,
она начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило,
единственной) партии, который создает комиссию (она утверждается парламентом, а
иногда действует и без такого утверждения), устанавливает основные принципы
будущей конституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлении
парламенту или на референдум. Так разрабатывались конституции практически всех
стран тоталитарного социализма (Кубы 1976г., КНР 1982г., Вьетнама 1992г. и
др.), государств социалистической ориентации в прошлом (Бенина 1977г., Эфиопии
1977г.
Во-вторых, проект, подготовленный комиссией и
одобренный высшим партийным органом, выносится на общегосударственное
обсуждение с активным участием в нем массовых организаций. Обычно проводится
множество собраний, иногда предлагаются тысячи поправок и дополнений.
Практические результаты такого обсуждения, как правило, бывают не очень
значительными (хотя в проекты конституций Бенина 1977г., Вьетнама 1980г.,
Эфиопии 1987г. и других стран вносились существенные поправки), а само
обсуждение в ряде случаев приобретает характер парадного одобрения проекта (во
всяком случае, его основных положений). Тем не менее, эта стадия
конституционного правотворчества имеет важное значение для политической
активизации населения, служит формой его партиципации — участия в управлении
страной.[2]
В некоторых государствах капиталистической
ориентации также предпринимались меры для того, чтобы ознакомить население с
проектами конституций и учесть его мнение (Папуа — Новая Гвинея 1975 г.,
Либерия 1984 г. и др.). Однако круг лиц, принимавших участие в обсуждении, как
правило, ограничивался элитой общества. К тому же, согласно постановлениям
органов, выносивших проект на обсуждение, иногда оно могло касаться только
деталей, а не основных принципов (Шри-Ланка 1972 г.). Иногда для обсуждения
проекта или его основных положений созывались массовые собрания представителей
различных слоев населения (Ассамблея народов Казахстана в 1995 г. и др.),
заключались пакты и соглашения между различными политическими силами по поводу
основных положений проекта (Ливан, Испания и др.).
Принятие конституции.
Государственная практика зарубежных стран выработала ряд
способов принятия конституций, которые могут быть сведены к нескольким основным
видам. Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое
в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко:
представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью.
Эти три основных способа принятия писаной конституции могут быть применены как
в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях[3].
1. Одним из наиболее демократичных способов
принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным
собранием. В отличие от парламента, это обычно орган однопалатный (в Бразилии
он был двухпалатным) и после принятия конституции он нередко распускается,
уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда
продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента.
Первые писаные конституции - американская 1787
года и французская 1791 года были приняты представительными учреждениями,
соответственно конвентом (учредительным собранием) и Генеральными штатами
(парламентом). И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная
учредительная власть.
Когда речь идет об осуществлении производной
учредительной власти, имеется в виду принятие очередной, а не первой
конституции. Ныне действующая конституция США была принята конституционным
конвентом, который собрался в мае 1787 года в Филадельфии по решению
Континентального конгресса для пересмотра статей конфедерации 1781 года. Этот
орган формально не был наделен учредительной властью. 55 делегатов конвента,
представлявшие 12 из 13 тогдашних суверенных штатов, объединенных в
конфедеративный союз, сами присвоили себе учредительные полномочия. 17 сентября
1787г. 39 делегатов, остававшихся к этому времени в Филадельфии, подписали
проект конституции, который затем был направлен Континентальным конгрессом
штатам для ратификации. В штатах с этой целью также были избраны конвенты, т.е.
штатные учредительные собрания, на которые возлагалась задача "утверждения
и ратификации" проекта конституции. Для ратификации нужно было получить
одобрение 9 штатов. Одобрило конституцию 11 штатов, после чего 4 марта 1789г.
она официально вступила в силу. Таким образом, завершенная процедура принятия
американской конституции распадается на два этапа: разработка и одобрение
проекта конституции (филадельфийский конвент) и утверждение и ратификация
проекта конституции (конвенты штатов).
Французская конституция 1791 года была принята
Учредительным собранием. Одобренный им текст конституции был представлен королю
для получения санкции, однако этот акт имел чисто символический характер. Во
всяком случае, официальной датой вступления конституции в силу является 3
сентября, т. е. день одобрения конституции Учредительным собранием, а не 14
сентября, когда она была подписана Людовиком XVI. Таким образом. Учредительное
собрание фактически полностью завершило весь процесс принятия конституции.
5 мая 1789г. королем были созваны Генеральные
штаты. 17 июня того же года депутаты третьего сословия провозгласили себя
Национальным собранием, а после революции 14 июля Национальное собрание
преобразовало себя в Учредительное собрание.
В новейшей политической практике зарубежных
стран принятие конституций представительными учреждениями широко
распространено. Осуществление учредительной власти предоставляется как
учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и
парламентам, образованным на основании положений предшествующих конституций.
Как правило, вся процедура принятия новой конституции - от разработки проекта
до его окончательного утверждения - осуществляется самим представительным
учреждением и создаваемыми им вспомогательными органами.
Только учредительными собраниями (с разными
названиями) были приняты конституции Италии 1947г., Индии 1950г., Боливии
1967г., Бангладеш 1972г., Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991г.
Учредительное собрание не всегда формируется
только путем выборов. В Нигерии в 1978г., в Гане в 1979г., в Турции в 1982г.
оно частично избиралось на корпоративной основе из представителей различных
групп населения, а частично назначалось военными властями. Такие учредительные
собрания обычно играют роль консультативных (в Турции в 1982г., в Нигерии в
1978г. они так и назывались консультативными), поскольку их решения
утверждаются уходящими при переходе к гражданскому правлению военными властями.
Консультативное учредительное собрание приняло Конституцию Кувейта 1962г.,
утвержденную королем (эмиром).
Некоторые конституции приняты парламентами, иногда
провозглашавшими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке
1972г., Папуа — Новой Гвинее 1975г., Пакистана 1973г., Таиланда 1974г., Греции
1975г., Танзании 1977г., Нидерландах 1983г., Бразилии 1988 г., в Замбии
1992г.). Парламентами без переименования их в учредительные собрания приняты
конституции Китая 1982г., Мозамбика 1990г., Вьетнама 1992г., Грузии 1995г.,
Украины 1996г., Польши 1997г.
В отдельных странах конституции приняты надпарламентскими
органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты
(например, Народным консультативным конгрессом в Индонезии в 1945 г., Великой
джиргой в Афганистане в 1987г., Великим народным хуралом в Монголии в 1992г.).
Конституции нередко принимаются путем референдума
общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958г., Египет 1971г.,
Филиппины 1986г., Йемен 1991г., Алжир 1996г., Белоруссия 1996г., Швейцария
1999г. и др.). Референдум — демократический институт, но на нем избиратель
может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию;
предложить, же какие-то поправки он не может. Однако без предварительного
обсуждения проекта населением или хотя бы в парламенте гражданину очень нелегко
разобраться в таком сложном документе, как конституция. В ряде случаев путем
референдума принимались реакционные конституции (в Греции, колониальной Родезии
и др.).
Иногда на референдум выносятся конституции,
подвергавшиеся предварительному обсуждению в представительных органах, уже
принятые парламентами или учредительными собраниями (Греция в 1975г., Испания в
1978г., Польша в 1997г.), а иногда конституции, уже принятые референдумом,
затем утверждаются избранными на основе этих конституций парламентами (Бирма в
1974г., Эфиопия в 1987г.). Этот комбинированный способ: высший представительный
орган плюс референдум получает все более широкое распространение.
2. В некоторых случаях учредительное собрание
лишь разрабатывает и одобряет проект конституции, а окончательное решение о его
принятии передается избирательному корпусу. Так, конституция IV Республики
Франции 1946 года была разработана учредительным собранием и одобрена
всенародным голосованием (референдум).
Принятие конституции избирательным корпусом
складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное
его одобрение, после чего она вступает в силу. Совершенно естественно, что сам
избирательный корпус разработать проект конституции не может. Это делает либо
специальный конституционный комитет, либо учредительное собрание.
Так, предварительный проект конституции
Франции 1958г. был разработан правительством в соответствии с указаниями
генерала Шарля де Голля. Затем он был направлен консультативному
конституционному комитету, созданному в соответствии с конституционным законом
от 3 июня 1958г. Этот комитет состоял из 39 членов, из которых 26 были избраны
парламентскими комиссиями обеих палат, а 13 назначены правительством.
Конституционный консультативный комитет представлял собой чисто
правительственный орган. Во время своих закрытых заседаний с 29 июля по 14
августа он не внес ничего существенного в предварительный проект. Окончательный
проект был утвержден советом министров и опубликован 4 сентября. Исход
референдума 28 сентября был фактически предрешен, так как все влиятельные
политические партии, кроме коммунистов, призвали своих избирателей
проголосовать, "за". 4 октября 1958г. конституция V Республики была
промульгирована.
Страницы: 1, 2
|