• основываясь на
ценах начального запаса покупных расходных ресурсов, намечаемой длительности
технологического цикла, а также на данных об ожидаемых первых продажах и
условиях их оплаты (с учетом возможных предоплаты и авансов), определить
норматив остатка денежных оборотных средств в исчислении на начало и конец
первого квартала и первого года работы предприятия (этим дополнив
расчет стартовых инвестиций и пассивов);
• на базе анализа
величины средств, подвергаемых в среднем в момент текущего времени
неминимизированным рискам, наметить величину резервного фонда,
входящего в стартовые активы предприятия и на формирование которого также
потребуются стартовые инвестиции (обеспечение пассивами);
• с учетом
желательности, а также стоимости мероприятий по минимизации остальных
неприемлемых рисков предусмотреть проведение тех мер по минимизации
бизнес-рисков, которые должны быть осуществлены уже до получения первых
доходов предприятия, включив их финансирование в планируемые текущие издержки
начального убыточного периода работы предприятия, но одновременно еще увеличив
на их величину размер потребных стартовых капиталовложений;
• оценить
необходимые текущие затраты по оплате труда работников и услуг контрагентов,
которые придется произвести в начальный период отсутствия на предприятии
каких-либо доходов (одновременно показав, что состав работников и контрагентов,
а также уровень оплаты их услуг в этот период максимально возможно сокращены);
• для того же
периода предусмотреть объем средств, которые придется выплатить в
качестве фиксированных (не зависящих от выпуска и продаж) налогов и
платежей (налог на имущество, приобретенное в собственность, арендные платежи,
платежи за природные ресурсы), источником для которых еще не могут быть доходы
предприятия.
Все это в
совокупности наиболее отчетливо оформляется в виде стартового баланса
предприятия, в котором актив отражает, на какие основные и оборотные
фонды будут потрачены привлекаемые средства, а его пассив описывает, из каких
источников эти средства планируется мобилизовать.
Одновременно
информация, используемая при составлении стартового баланса, вкупе с планами по
продажам продукции в определенных объемах и по определенной цене и планами
закупки расходных материалов и услуг, графиком и величиной арендных платежей,
амортизации собственных основных фондов, начисления заработной платы, других
текущих издержек (в том числе затрат на страхование и минимизацию рисков), а
также уплаты налогов сделает возможным скалькулировать плановый счет прибылей
и убытков по состоянию на конец первого календарного (балансового) периода. Им
может быть первый квартал и/или год начинаемого делового проекта в зависимости
от предполагаемой длительности технологического и сбытового циклов осваиваемого
продукта, а также от срока окупаемости инвестиций в проект. Очевидно, что если
эти сроки короткие, то желательно характеризовать уже и первый квартал — как
минимальный из существующих периодов финансового планирования и отчетности.
Подобный документ
покажет венчурному инвестору, с чего планирует начинать предприятие, что и
почему необходимо для начала работы, что в том числе требуется от инвестора
(помимо максимума, который способен вложить в начинаемое дело его инициатор),
так будет разворачиваться предприятие в первом периоде его существования, с
какими финансовыми результатами (при данных стартовых инвестициях) оно придет к
концу этого периода.
Теперь очередь за
отражением последующих финансовых планов предприятия, из которых инвестору
будут видны возможности получить отдачу с вложенного капитала либо в виде
дивидендов (если будут намечаться соответствующие прибыли), либо в форме
рыночного выигрыша от продажи своего участия в предприятии (если финансовое
состояние предприятия с точки зрения соотношения структур его активов и
пассивов будет достаточно привлекательно).
В качественных
бизнес-планах принято представлять на рассмотрение венчурного инвестора
плановые счета прибылей и убытков, а также плановые балансы за ближайшие
два-три календарных года и по кварталам первого года работы предприятия (по
состоянию на конец соответствующего финансового периода). При этом должно быть
отслежено и прокомментировано, почему и в результате каких мероприятий по
развитию предприятия и изменению его маркетинговой политики, вследствие
действия каких прогнозируемых факторов его внешней среды стартовый баланс фирмы
и балансы каждого из предыдущих периодов преобразуются в плановые балансы
последующих периодов. Точно так же должно поясняться, почему ожидаемые счета
прибылей и убытков в эти периоды изменяются по сравнению со счетами прибылей и
убытков, намечаемыми на конец стартового и по окончании последующих периодов.
Очевидно также,
что балансы активов и пассивов в любом конкретном плановом периоде должны будут
корреспондироваться со счетами прибылей и убытков данного периода.
В итоге
венчурному инвестору необходимо дать материал для того, чтобы он мог:
• из сальдо
планируемых счетов прибылей и убытков (с учетом ожидаемых налогов) видеть,
какой в конкретном будущем календарном периоде (на который венчурный
инвестор имеет свои потребительские и инвестиционные цели) может быть прогнозируемая
величина прибылей (убытков) предприятия и, значит, какие в это время
максимально возможные дивиденды (даже если не реинвестировать прибыли в
дальнейшее финансирование инвестиционного проекта) предприятие (пусть оно и
станет контролироваться венчурным инвестором) будет в состоянии выплатить или,
напротив — в случае убытков, потребует, возможно, добавочных инвестиций;
• судить
из планируемых по будущим периодам балансов предприятия о том, какова может
быть рыночная стоимость участия венчурного инвестора в данной фирме, можно
ли с выгодой продать приобретенные ее акции (паи) или выданные ей кредиты.
Чем больше и
более структурированного материала дать венчурному инвестору (для финансового
анализа), тем больше шансов — при условии уверенности инициаторов начинаемого
проекта в его эффективности — получить от инвестора необходимые фонды. Очень
существенно также, что ясность, вносимая таким образом в финансовые планы и
ожидания инвестора, позволит привлекать только тех инвесторов, кто после
выявления объективно ожидавшейся поначалу небольшой прибыльности либо даже
убыточности инициируемого предприятия не «запаникует» и
не примется извлекать свои
инвестиции, не говоря уже о прекращении дальнейших ранее планировавшихся
капиталовложений.
Конечно, подобный
подход сужает круг возможных инвесторов предприятия, зато увеличивает
вероятность добиться притока капиталовложений и сохранить их, а также выдержать
график поступления средств во времени.
В
завершение бизнес-плана целесообразно включить так называемый анализ условий
безубыточности предприятия (восьмой вопрос), который должен свидетельствовать о том,
что в основе представленных плановых счетов прибылей и убытков по будущим
периодам работы предприятия лежит не просто произвольно выбранная политика
предприятия по поводу цены осваиваемого продукта, динамики наращивания объема
его выпуска и структуры затрат на его выпуск и реализацию, а оптимизированные
(в целях максимизации массы прибылей) планы в отношении этих параметров.
Причем анализ условий безубыточности (break-even analysis) предприятия можно дополнить анализом
условий его платежеспособности (solvency analysis),
нацеленным на то же самое, но проводимым не в терминах бухгалтерски отражаемых
затрат, доходов, прибылей и убытков, а в парных им (но не совпадающих с ними)
терминах платежей, поступлений, положительного или отрицательного «кассового
сальдо» (остатка «кассы» в широком смысле, что то же самое, что остаток средств
на расчетном счете вкупе с остатком наличности).
Ясно, что оба эти
анализа особенно важны применительно к первым, самым тяжелым периодам
деятельности предприятия. Анализ условий безубыточности предприятия направлен
на создание и использование инструментария, позволяющего смоделировать (пусть и
простейшими линейными уравнениями либо графически) взаимосвязь и найти возможно
лучшее сочетание задаваемой цены продукта предприятия, объема его выпуска и
реально планируемых продаж, доли и размера фиксированных (не зависящих от
объема выпуска продукта) затрат предприятия
(типа арендной платы, амортизации,
тарифов и окладов работников, налогов на имущество, выплат за поддержание в
силе патентов и лицензий и пр.) и величины планируемых потребных стартовых и
последующих инвестиций в производственные и торговые мощности.
В этот анализ
вводятся также ограничения по емкости и эластичности спроса на продукт
предприятия (в зависимости и от намечаемых издержек на рекламу и на другие
формы продвижения товара на рынок) по максимально достижимому, с учетом
планируемых инвестиций объему выпуска продукта. В результате для разных
значений задаваемой цены и других приведенных параметров определяются предельно
возможные массы прибыли, объемы продаж, минимально допустимые фиксированные
текущие затраты или/и инвестиции, которые необходимо будет иметь, чтобы хотя бы
не допускать убыточности предприятия либо чтобы «выходить» на желательные
контрольные показатели по общим суммам прибыли и отдаче с капитала, вложенного
в предприятие.
Все это
моделируется в динамике для разных последовательных будущих периодов работы
предприятия и с учетом накопления им опыта деятельности. Получаемые из этого
анализа возможно лучшие сочетания рассматриваемых параметров должны давать
именно те величины сальдо текущих доходов и расходов, которые, применительно к
упомянутым будущим периодам, будут фигурировать в плановых счетах прибылей и
убытков, представляемых венчурному инвестору. Ранее сделанные расчеты этих
счетов, основывавшиеся, возможно, лишь на одном первоначально интуитивно
выбранном варианте сочетания исследуемых параметров, должны быть пересмотрены —
что, кстати, весьма выигрышно может быть «подано» в бизнес-плане.
Анализ условий
платежеспособности предприятия имеет целью обосновать для отдельных будущих
периодов наиболее близкий к оптимальному потребный размер его резервного фонда
и собственных оборотных средств. Это разновидность анализа условий
безубыточности предприятия, проведенного в терминах ожидаемых платежных потоков
по конкретным договорам, если они к моменту составления бизнес-плана уже
прорабатывались с точки зрения порядка оплаты закупок и продаж.
Иначе говоря,
параметры анализа условий безубыточности с учетом соответствующих реквизитов
проектируемых (либо уже заключенных) договоров должны быть скорректированы так,
чтобы превратить планируемые показатели выручки в показатели поступлений на
банковский счет и в кассу предприятия, а показатели затрат — в планируемые по
периодам суммы платежей с этого счета и из наличности предприятия.
Описанный
анализ —
очень тонкая, трудоемкая и тщательная работа, которая, как правило, осуществима
только применительно к самым первым, четко представляемым периодам деятельности
предприятия. Однако ее итог — минимизируемый текущий дефицит платежных средств
либо максимизируемый остаток денег на счете и в кассе предприятия — существенно
повышает финансовую устойчивость, а следовательно, привлекательность проекта
для инвесторов.
6.
Механизм контроля реализации бизнес-плана
Механизм контроля
реализации бизнес-плана необходимо создать до того, как вы приступите к его
составлению. Иначе получается, что бизнес-план не встроен в систему управления
и окажется «бумажным».
Однако создавать
систему контроля в связи с внедрением бизнес-планирования не очень эффективно.
Есть опасность, что на предприятии возникнут две системы учета и контроля: одна
«по жизни», а другая — отдельно для бизнес-плана. При несовпадении регламентов
этих двух систем или регламентов разных бизнес-планов речь опять пойдет о
«бумажном» варианте.
Секрет, который
позволяет избежать этой опасности, заключается в том, что системы контроля
бизнес-плана, а их две: контроль мероприятий и финансовый контроль — вводятся в
него автоматически, т.е. интегрируются существующими системами контроля на
предприятии.
Общий
бизнес-план предприятия должен формироваться осязательно. Пусть там будет хотя
бы финансовый блок.
Заключение
Выполнение этапа
разработки бизнес-плана в предынвестиционной фазе инновационного проекта
призвано обеспечить данные, необходимые для принятия заинтересованными лицами
решения об инвестировании. Коммерческие, технические, финансовые, экономические
предпосылки и состояние окружающей среды по отношению к проекту должны быть
определены и тщательно проверены на основе рассмотрения альтернативных решений,
изученных в предварительном ТЭО.
Результатом
является бизнес-план, фоновые условия и цели которого четко определены по
отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям, достижимой доле
рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению предприятия,
существующим сырью и материалам, подходящим технологии и оборудованию, оценке
влияния на окружающую среду. Финансовая сторона исследования касается
масштаба инвестирования, включая оборотный капитал, производственных и
маркетинговых затрат, доходов от продаж и прибыли на вложенный капитал.
Окончательные
оценки инвестиционных и производственных затрат и последующие расчеты
рентабельности проекта имеют значение лишь в том случае, если размеры проекта
определены однозначно.
При одинаковой
структуре и форме построения не существует каких-либо обязательных образцов
бизнес-плана. Более того, глубина и приоритетность рассмотрения различных
вопросов варьируют от проекта к проекту. Для большей части бизнес-планов форма,
предлагаемая в этом издании, общеприменима, но следует помнить, что чем крупнее
проект, тем более сложной будет требуемая информация.
Бизнес-план
следует разрабатывать с максимальной точностью как оптимизационный процесс с
обратной связью, взаимосвязью отдельных частей, а также оценкой коммерческого,
технического и предпринимательского рынков.
При возникновении
узких мест или неадекватной рентабельности бизнес-плана нужно внимательно
проанализировать такие чувствительные параметры, как размер рынка,
производственная программа, оборудование, и попытаться найти лучшие
альтернативы с тем, чтобы повысить осуществимость проекта и его эффективность.
Все допущения, использованные данные и выбранные решения должны быть описаны и
обоснованы в бизнес-плане для того, чтобы он стал более понятным инвестору,
проводящему собственный анализ.
Последнее,
однако, не отменяет того, что неоднократно нами здесь подчеркивалось: при всей
стандартной логике и документированности бизнес-планирования (объемности
соответствующих приложений к бизнес-плану) следует как можно более творчески
подходить к форме изложения бизнес-плана, сообразуясь с вероятными
предпочтениями, требованиями и вкусами конкретных привлекаемых в проект
венчурных инвесторов.
В
заключение отметим, что никакую структуру бизнес-плана нельзя абсолютизировать, она должна быть лишь канвой
для наиболее выигрышно представленного и продуманного в своих логических
внутренних взаимосвязях, в вольной форме излагаемого материала, который в
состоянии на уровне здравого смысла и, конечно, продемонстрированной
профессиональной управленческой компетентности) убедить инвестора в
перспективности вложения средств в проект. В этом и состоят вся наука и
все искусство бизнес- планирования.
Список использованной литературы:
1)
Валдайцев С.В. Анализ
условий безубыточности и платежеспособности при освоении нового продукта. –
СПб.: Международный центр экономики, техники и технологий,1993
2)
Валдайцев С.В. Управление
инновационным бизнесом. – М.: Юнити, 2001.
3)
Ильенкова С.Д.
Инновационный менеджмент, - М.: ЮНИТИ, 2000
4)
Ильин Н.И., Лукманова
И.Г., Намчин А.М. Управление проектами.-СПб.: Два Три, 1996
5)
Миндели Л.Э. Инновационный
менеджмент. Справочное пособие. – М.: Центр исследований и статистики науки,
1998.
6)
Попов В.М. Финансовый
бизнес-план.-М.: Финансы и статистика, 2001
7)
Румянцева Н.А. Управление
организацией. – М.:ИНФРА-М,1998
Страницы: 1, 2, 3, 4
|