ВМГ-2
(1/693, 2/429, 2/503 мсп, 1493 оисб, 405 обе, 344 орвб, 1096 обмо, 135 омедб,
21 бррхбз, 26 оброн, 7 оСпН, подразделения ОМОН и СОБР) провела операцию по
уничтожению бандформировании, занимавших укрепленные позиции в районе
населенных пунктов Бамут, Орехово, Старый Ачхой, при поддержке группировки
войск СКО ВВ блокировала отряды боевиков в Серноводске .
ВМГ-З
(оперативная группа 67 АК, 131 омсбр, пдо 104 вдд, 94 оброн, подразделение
СОБР) провела специальные операции в Шелковском районе.
Таким
образом, это привело к изменению тактики НВФ, которые перешли к действиям
мелкими группами, устройству засад и проведению террористических и диверсионных
актов, что затруднило борьбу с ними.
В
целом состав сил для проведения специальной операции был различен и, в
зависимости от объема задач, включал 2-4 части внутренних войск (пон или оСпН),
2-4 усиленных мсб от армии, подразделения обеспечения, формирования органов
внутренних дел. Общая численность составляла от 300 до 2,5 тыс. чел.,
бронетехники - до 100 ед., орудий и минометов - от 20 до 70 ед.
2. Особенности подготовки специальной операции
Подготовка
специальной операции осуществлялась, как правило, заблаговременно и включала:
создание
группировки войск (сил), организацию действий (принятие решения, постановку
задач соединениям и частям, рекогносцировку, организацию взаимодействия, при
необходимости - огневого поражения НВФ, организацию всестороннего обеспечения
и управления, планирование действий); подготовку сил к предстоящим действиям,
подготовку района операции, организацию и проведение воспитательной работы с
личным составом, работы с населением, практическую работу руководителя
специальной операции, его заместителей, штаба (оперативных групп), начальников
служб в воинских частях и подразделениях, другие мероприятия.
Подготовка
операции осуществлялась в соответствии с календарным планом, в котором
отражались: решаемые задачи, проводимые мероприятия, доведение задач до войск
(сил), организация подготовки войск (сил) и района операции, организация
обеспечения и управления.
Решение
на операцию принималось, как правило, по карте или схемам населенных пунктов.
При проведении специальных операций в Ачхой-Мартановском районе в 1995 году, в
Гудермесском районе в 1996 году использовались схемы, подготовленные с
аэрофотоснимков.
При
определении замысла учитывалось отношение населения к мероприятиям федеральных
войск. Так, в ходе специальной операции в Гудермесском районе в феврале 1996
года, при действиях в Нижнем и Верхнем Суворов-Юртах войска ограничились
поисковыми мероприятиями, а в Новогрозненском осуществлялись наступательные
действия в связи с упорным сопротивлением боевиков.
Для
уточнения решения проводилась рекогносцировка. Могла осуществляться с воздуха
(облет района проведения операции и уточнение задач на местности).
На
рекогносцировке изучались местность, особенности застройки населенных пунктов в
район пунктов вокруг него на господствующих высотах, автомобильных дорогах;
-
проведение переговоров с местной администрацией, старейшинами, духовенством о
вводе войск в населенный пункт, сдаче оружия, ликвидации оборонительных
сооружений, выдаче боевиков и др.;
-
ввод в район операции подразделений внутренних войск, ОМОН, СОБР, проведение
оперативно-розыскных мероприятий по проверке паспортного режима, изъятию
оружия, боеприпасов, задержанию лиц, подозреваемых в причастности к НВФ;
-
разблокирование района операции, перемещение войск в новый район.
Наиболее
часто специальные операции в Чечне проводились способом поиска в блокированном
районе. Как правило, каждая операция включала три этапа: подготовку,
блокирование населенного пункта, действия по разоружению НВФ.
Успех
операции в значительной степени определяло блокирование района ее проведения.
При
проведении подобных операций войсками НКВД в 40-х годах на блокирование
отводилось от 3-х до 5 дней. Примером недооценки этого могут служить выход в
ночное время из села части боевиков в ходе специальной операции в Самашках в
апреле 1995 года, прорыв банды Радуева из блокированного района в районе
Первомайского в январе 1996 года и другие.
Блокирование
района операции осуществлялось силами армейских частей, а непосредственные
действия по поиску, разоружению (ликвидации) НВФ - силами внутренних войск и
подразделений ОМОН и СОБР.
Достичь
внезапности блокирования (с ходу, на всех участках и направлениях) в ходе
действий в Чечне практически не удавалось. Эффект давали нешаблонные,
творческие решения. Так, при проведении специальной операции в Новогрозненском
в феврале 1996 года войска блокировали поселок дважды. Первоначально по
шаблону, с соблюдением всех привычных для войск (и для боевиков) требований. Но
поиск не проводился, войска оставили рубежи. Второй раз они заняли их внезапно,
через три дня после своего ухода. В результате руководство НВФ не смогло
подтянуть резервы (собранные ранее отряды были распущены) и оказать, как
планировало, ожесточенного сопротивления.
В
зависимости от обстановки блокирование проводилось заслонами или взводными
опорными пунктами, подготовленными к круговой обороне. На маршрутах выхода
населения из района операции выставлялись КПП. В ночное время в составе
заслонов действовали осветительные посты. Район освещался и артиллерией. На
этапе блокирования проходили переговоры с администрацией населенных пунктов.
Основные требования – сдача оружия, ликвидация оборонительных сооружений,
разблокирование участков дорог, выдача боевиков, а в 1996 году - подписание
договоров о взаимном неоткрытии огня.
Проведение
поисковых мероприятий во второй половине суток позволяло боевикам втянуть
войска в ночной бой и, используя выигрыш в знании местности, наносить им
значительные потери (специальная операция в Самашках 7-8 апреля 1995 года).
В
ходе поиска штурмовые отряды в цепи с ходу уничтожали отдельные очаги
сопротивления, мелкие группы боевиков и, двигаясь вдоль улиц, последовательно
выходили на установленные рубежи, овладевали зданиями и кварталами.
Бронетехника и огнеметчики действовали в боевых порядках штурмовых
подразделений или за ними, уничтожая боевиков, в первую очередь, в укрытиях.
Заминированные
участки местности преодолевались по проделанным проходам или обходились.
Огневые
средства, назначаемые для ведения огня прямой наводкой размещались в местах,
обеспечивающих возможность ведения огня и перемещения.
При
ожесточенном сопротивлении боевиков штурмовые группы закреплялись на
достигнутом рубеже, или отводились на рубеж безопасного удаления. Объекты и
цели НВФ подавлялись и уничтожались огнем артиллерии, танков, противотанковых
средств и ударами авиации, после чего движение ШГ возобновлялось.
Поисковые
группы проводили осмотр зданий и сооружений, а в населенном пункте, кроме того,
и проверку документов. Как правило, все мужчины призывного возраста
задерживались и доставлялись на фильтрационный пункт с последующей их проверкой
на причастность к НВФ.
Артиллерийская
группа и подразделение вертолетов подавляли и уничтожали боевиков в опорных
пунктах (укрытиях), воспрещали подход резервов НВФ. Часть вертолетов
привлекалась для эвакуации раненых.
При проведении
специальных операций по проверке паспортного режима штурмовые, артиллерийские и
огневые группы не создавались, вертолеты, как правило, не привлекались. При
необходимости создавалась группа прикрытия, которая располагалась в местах,
обеспечивающих огневое прикрытие поисковых групп.
Таким
образом, в целом четкое соблюдение вышеназванных мероприятий позволяло
внутренним войскам МВД России успешно выполнять поставленные перед ними
служебно-боевые задачи и с наименьшими потерями личного состава.
3. Особенности подготовки личного состава в объединённой группировки
внутренних войск в Северо-Кавказском регионе
Боевая
подготовка соединений, частей и подразделений внутренних войск МВД,
направляемых для выполнения служебно-боевых задач в Чеченскую Республику, в настоящее
время приобретает все более стройную систему, наработаны планирующие документы,
накапливается опыт применения современных методов обучения. Проводимые в
настоящие время мероприятия по формированию и проведению боевого слаживания
«Грозненской бригады наглядно подтверждают возросшую способность офицерского
состава, за короткие сроки, разработать планирующие и программные документы,
организованно проводить боевое слаживание значительного количества
подразделений различного служебно-боевого предназначения.
Управлением
боевой подготовки совместно с другими управлениями и самостоятельными отделами
ГУКВВ, проделан определенный объем работы по анализу, обобщению и внедрению в
учебный процесс опыта действий войск в боевых условиях.
В
сжатые сроки переработаны:
- Программа командирской подготовки
офицеров внутренних войск МВД России;
- Программы боевой подготовки частей и
подразделений оперативного назначения, подразделений специального назначения,
боевого слаживания подразделений на 15 и 30 суток.[1]
Характер
служебно-боевой деятельности воинских частей оперативного назначения
предполагает особую роль подразделений, в первую очередь, мотострелковых рот
(взводов), в выполнении возложенных на них задач. Они нередко несут боевую
службу в отрыве от своих воинских частей, небольшими по численности войсковыми
нарядами и караулами. Это требует от их командиров, всего личного состава,
высокого профессионализма, особой ответственности, самостоятельности и инициативы.
Тактическая подготовка внутренних войск (ТПВВ) является основой специальной
выучки военнослужащих и подразделений воинских частей оперативного назначения.
Она наиболее полно обеспечивает комплексное обучение личного состава и
подразделений умелым и слаженным действиям при выполнении задач по служебному
предназначению.
Внедрение
новых программ боевой подготовки в войсках, позволило серьезно улучшить
подготовку подразделений и частей к ведению боевых действий. Изменилась
тематика, содержание и количество часов по тактической, военно-инженерной,
военно-медицинской, технической подготовке и военной топографии. Содержание
тактической подготовки внутренних войск и тактической подготовки дополнены
темами о способах ведения разведки, особенностями ведения боевых действий в
городах и населенных пунктах, горной к горно-лесистой местности. По
военно-инженерной подготовке - основное внимание обращено на умение вести
инженерное оборудование позиций и инженерную разведку местности, обнаруживать
мины и минные поля. Военно-медицинская подготовка ориентирована на выработку
навыков оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и травмах.[2]
Подготовка
подразделений и воинских частей оперативного назначения включает в себя их
обучение действиям в составе войсковых нарядов и караулов при выполнении
возложенных задач как самостоятельно, так и совместно с органами внутренних
дел, частями российской армии и другими воинскими формированиями Российской
Федерации.
Основными
задачами обучения взвода и роты по тактической подготовке внутренних войск
являются:
-
совершенствование знаний личным составом Федерального закона "О внутренних
войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", требований
уставов, полученных на занятиях по одиночной подготовке;
-
изучение порядка и правил несения боевой службы во всех видах войсковых нарядов
и караулов, наряжаемых от воинских частей оперативного назначения;
-
совершенствование умений и навыков личного состава в применении оружия, боевой
и другой техники, специальных, инженерных средств при выполнении
служебно-боевых задач;
-
обучение офицеров, прапорщиков и сержантов порядку организации боевой службы
подразделений и их умелому управлению, грамотному применению сил и средств
усиления;
-
последовательное слаживание подразделений;
-
формирование у личного состава высоких морально-психологических и боевых
качеств, понимания важности соблюдения законности при несении боевой службы.
Организация
занятий с личным составом взвода и роты, занятиям по тактической подготовке внутренних войск
с личным составом должны предшествовать занятия по общевоенным дисциплинам, в
ходе которых с личным составом изучаются навыки и приемы, применяемые при
несении боевой службы (тактическая, военно-инженерная, огневая,
военномедицинская и техническая подготовки), подход позволит более качественно
отработать учебные вопросы по тематике. Этому же будет способствовать
объединение занятий по двум-трем предметам обучения.
Основными
организационными формами обучения взвода и роты являются теоретические
(классные), тактико-строевые и тактические занятия. Особенностью обучения
личного состава тактике внутренних войск является наличие разнообразных
дополнительных форм занятий, имеющих непосредственное отношение к боевой
службе. К ним относятся: инструктажи и инструктивные занятия, проводимые перед
наступлением личного состава на боевую службу; обучение в процессе
непосредственного несения боевой службы в войсковых нарядах и караулах
(тренировки, отработка нормативов, постановка задач и т. д.); самостоятельная
работа и другие.
Тактико-строевые
занятия являются первой и необходимой ступенью практической выучки и слаживания
войсковых нарядов и подразделений. На таких занятиях отрабатывается техника
выполнения приемов и способов действий солдат и подразделений в войсковых
нарядах (караулах), осуществляется первоначальное слаживание, офицеры и
сержанты получают практику в управлении подразделениями. Они не должны носить
характер натаскивания подразделений по какому-то одному варианту, им
противопоказано механическое перенесение освоенных приемов на действия в иной
обстановке и на другой местности.
Основной
метод обучения на тактико-строевых занятиях - упражнение (тренировка) в
выполнении приемов и способов действий. Каждый прием и способ действий сначала
отрабатывается по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах
времени, установленного нормативами.
Тактическая
обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно
и может не связываться единым замыслом. Она должна быть несложной и содержать
только те данные, которые необходимы для качественной отработки вопроса.
Нецелесообразно
отрабатывать вопросы, которые не содержат элементов практических действий
подразделений. Например: уяснение задачи, оценка обстановки, принятие решения и
т. д.
Тактико-строевые
занятия призваны помочь командирам подразделений научиться творчески,
нешаблонно применять различные приемы и способы действий в зависимости от
создавшейся обстановки. Поэтому на них отрабатываются несколько приемов и
способов действий, которые наиболее вероятны в сложившейся обстановке. В ходе
занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными
подразделениями (войсковыми нарядами) путем отдачи кратких распоряжений,
команд, сигналов, а также определяют уровень и качество подготовки
военнослужащих и слаживания подразделений.
Недостатки,
выявленные при подготовке малочисленных войсковых нарядов (отделений),
устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке
взводов на начальном этапе подготовки рот и т.д.
Тактико-строевые
занятия могут проводиться для отработки вопросов организации и осуществления
взаимодействия между штатными, приданными, поддерживающими подразделениями
(артиллерийскими, зенитными, инженерными, кинологическими, радиационной,
химической и биологической защиты, расчетами водометных машин и др.). Часть
занятий проводится как совместные тактико-строевые занятия роты (взвода) со
средствами усиления. Первые такие занятия целесообразно планировать как
показные, под руководством командира воинской части.
Тактико-строевые
занятия организуют и проводят, как правило, непосредственные командиры. В том
случае, когда на ротные тактико-строевые (тактические) занятия привлекается
личный состав (расчеты) других подразделений воинской части, а также когда они
проводятся как контрольно-проверочные, руководит ими соответственно командир
батальона или командир воинской части.
Для
большей эффективности часть тактико-строевых занятий по взводной тематике
целесообразно провести в составе роты. В этом случае при подготовке занятия
командир роты разрабатывает план проведения занятия, а командиры взводов -
план-конспекты проведения занятия на учебных местах.[3]
Тактические
занятия предназначаются для слаживания взвода, pоты, совершенствования навыков командиров в организации
боевой службы и управлении подразделениями при ее несении. Все учебные вопросы
отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической
обстановки. Каждая тема такого занятия охватывает, как правило, один из видов
служебно-боевого применения мотострелкового взвода (роты).
Страницы: 1, 2, 3
|