Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города
Белорусский
Государственный Университет Культуры и Искусства
Курсовая
работа
по
предмету «Культурно-досуговая деятельность»
на
тему «Особенности организации
культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города»
Выполнила: студентка ФЗО
Группа 311
Серкова Ольга Александровна
Научный руководитель Сморгович
Ирина Леонидовна
Минск
2006
Содержание:
Введение
3
Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности
5
подростков в условиях небольшого
города. 1.1 Социально-психологические
особенности
подросткового возраста.
5
1.2 Досуговая деятельность подростков.
8
1.3 Формы организации культурно-досуговой
деятельности подростков в условиях небольшого города
11
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности
в г.п. Уречье. 14
Заключение
21
Список используемых интернет-сайтов и литературы
22
Введение.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом
научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве
пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет
истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим,
его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и
статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание
свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его
наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и
мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том,
что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит
физическое и духовное развитие человека. (6)
Объектом курсовой работы является культурно-досуговая
деятельность подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков
отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем
неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им,
нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой
деятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального внимания
уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом
там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только
развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой
квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят
от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все
сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом
возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков
различных областей жизни и отраслей знаний.
Хочется отметить, что предметом данной работы является
организация культурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье Любанского
района Минской области. Численность населения данного посёлка насчитывает 3989
человек, из них детей и школьников до 18 лет – 732. В это число не входят студенты
и школьники, приезжающие на каникулы к родственникам. На территории посёлка
функционируют две школы, две библиотеки (из них одна детская), детская
музыкальная школа, дом культуры, спортивно-оздоровительный комплекс. Эти
организации занимаются работой с подростками, организовывают досуг детей,
подростков и молодёжи.
Подростковый возраст
— это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей
энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как
несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить,
поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один из
этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его
возрастом "второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала
всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается,
больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что
подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего
для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда.
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера —
настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и
трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к
отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя
настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в
других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной
импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической
избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим
становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных
сенситивных изменений подросткового возраста — формирования логических
структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью
является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность
этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого
мышления.(4)
Культуре досуга
необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при
целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение
подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая
задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению
ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и
продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о
рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того
чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному
времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций,
необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное
управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного
овладения подростками навыками САМООРГАНИЗАЦИИ. Досуг подростков, как уже было
замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея
возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди
часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих
полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в
выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены
определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с
одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга,
подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем
не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического
развития.
С другой,
предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают
потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в
процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между
потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации,
полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением
реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны
взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков
азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения
в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека
культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни
подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные
возможности по формированию культуры досуга.
Целью данной курсовой работы является выявление
специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях
небольшого города на примере г.п.Уречье.
В связи с этим можно определить задачи моей
курсовой работы:
1.Исследовать особенности социально-психологического
развития подростков.
2. Выявить особенности досуговой деятельности подростков.
3.Выявить специфику организации КДД подростков в условиях
небольшого города на примере г.п.Уречье.
Теперь, когда определена цель и задачи, рассмотрим всё это
более подробно.
Глава
1 Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города.
1.1.Особенности
подросткового возраста
…в структуре личности подростка нет
ничего
устойчивого, окончательного, неподвижного…
Л.С.Выготский
Подростковый возраст
– это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой
период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период,
поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
В подростковом
возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения
познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное
большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например,
высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная,
механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки
для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти.
Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается
представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном,
наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают
произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют
уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение
подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной)
деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения.
Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе
необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеет
множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С
одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они
демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и
другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных
проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при
обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики
поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается
удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. (12)
В ходе бурного роста и
физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство
тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих
особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная
неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.
Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. (8)
Центральным
психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится
формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного
переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает
подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется.
И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что
непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис
подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные
этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция
эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция
представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается
высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность
высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как
личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм,
правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего
поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем
лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт
и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома,
бродяжничество.(23)
Реакция группирования со
сверстниками.
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со
сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать
авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно
отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников,
предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.(8)
Реакция увлечения. Для
подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную
особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к.
благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные
способности подростков.
Они делятся на следующие
виды:
1. Интеллектуально-эстетические
увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2. Накопительные
увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3. Эксцентрические
(желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной
одеждой). (10)
Знание подростковых
увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков,
улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте
весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные
процессы. (22) Становится возможным научение подростка самым различным видам
практической и умственной деятельности.
Главная новая черта,
появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного
возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя
как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет
главный итог переходного возраста. (5)
В этом возрасте создаются неплохие условия для
формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и
других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том
числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах,
распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут
развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен
подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд,
игра.
Страницы: 1, 2, 3
|