Особенности народной музыки Китая
ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ КИТАЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Характерные особенности культуры
Древнего Китая. 5
Глава 2. Отличительные особенности народной
музыки Древнего Китая. 11
2.1. Основные виды и идейно-эмоциональное
содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. -
2.2. Характерные черты древнекитайской
народной музыки. 14
Глава 3. Китайский театр как воплощение
народной музыкальной культуры средневековья 19
3.1. История возникновения, национальные
особенности и эстетические принципы китайского театра. -
3.2. Особенности музыкальной стороны китайской
оперы.. 23
Заключение. 25
Источники и литература. 28
ВВЕДЕНИЕ
Китай – это
многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую
историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной. Роль китайской
культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов
Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом
для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до
наших дней науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Оказала влияние
на соседние народы и китайская традиционная музыка.
Более, чем какая-либо
древняя культура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием
и замкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без изменений
просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э.
Господствовавший в
течение трех тысячелетий феодальный строй замедлил экономическое, политическое
и культурное развитие китайского народа, поэтому традиционные черты культуры и
искусства Китая вплоть до середины XIX века сохраняли
своеобразие и особенности, свойственные древнейшему периоду китайской культуры.
Это важное обстоятельство позволяет нам установить особенности музыки Древнего
Китая и на основании народных песен, записанных в сравнительно недалеком
прошлом.
О китайской народной музыке можно сказать, что
она сохранила свою самобытность с глубокой древности вплоть до наших дней,
обогатившись в период средневековья народными традициями китайского
музыкального театра.
В процессе длительного развития постепенно
сформировалось пять основных видов традиционной китайской музыки: песни;
танцевальная музыка; музыка песенных сказов; музыка местных опер; инструментальная
музыка. Все они продолжают жить в современной китайской музыкальной культуре,
постепенно завоевывая мировую известность и популярность.
Современный Китай сегодня переживает период
бурного расцвета в экономике, общественной и духовной сферах жизни. Современный
Китай занял лидирующие позиции на международной арене. Идет мощный процесс
экспансии китайской культуры в мировую культуру. Россия, как ближайший сосед
Китая, особенно чутко реагирует на этот процесс. У нас в стране китайская
культура и ее многовековые традиции сегодня очень популярны. Народное искусство
Китая, в том числе и музыкальное, в современной России завоевывают умы и сердца
их почитателей. Этим обусловлен мой интерес к теме особенностей народной музыки
Китая и актуальность выбранной темы.
Объект исследования
– народная музыка Китая.
Предмет исследования
– отличительные особенности китайской народной музыки.
Целью исследования
является рассмотрение национальных особенностей китайской народной музыки.
Поставленная цель предопределила следующие задачи:
Ø
рассмотреть особенности культуры Древнего Китая;
Ø
охарактеризовать основные виды народной музыки
Китая;
Ø
раскрыть идейно-эмоциональное содержания
древнекитайского музыкально-поэтического искусства;
Ø
рассмотреть историю возникновения, национальные
особенности и эстетические принципы китайского театра;
Ø
охарактеризовать особенности музыкальной стороны
китайской оперы.
Хотя культурная
история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство
складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен
сыном Неба и его единственным земным воплощением, тем самым сохранялась
преемственность в сакрализации власти правителя, как это наблюдалось в Шанский
период, и создавались основы для этнического самосознания. «К середине I тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический
комплекс средних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве
над остальной периферией «варваров четырех стран света»[1].
Период
формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает
так называемую эпоху «Воюющих царств» V—II в. до н.э., когда в конгломерате сражающихся между собой государств
выделяются «семь могущественнейших», эпоху Цинь (когда была создана огромная
империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь ши хуанди — первый
император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань
смогли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г.
н.э.). Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся
уже в первую из этих эпох — Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох
позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации,
который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой
системой административно-хозяйственного управления, т.е. централизованной
властью и бюрократической системой управления, сакрализацией власти императора
— Сына неба.[2]
Создание единой
системы ирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти,
которая обеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного и
административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной
период, чем это было в гидравлических цивилизациях Малой Азии. Существенные
изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и наметились
значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в
осевое время и, хотя его знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в
создании гидротехнических сооружений), это было время рождения личностного,
рефлексивного сознания, его перехода от магического к рациональному, создания
системы рационального управления, организации строительных работ, обоснования
социально-политических систем и индивидуального образа жизни.
Культ Неба и
сакрализация власти правителя шли от культурной архаики, но уже создание
административной системы предполагало рациональный принцип ее формирования, а
не опору на существующие дворцовые и храмовые хозяйства, как это было в
ближневосточных культурах. «Поскольку в Древнем Китае культ верховного божества
— Неба — принял в основном форму почитания «Сына Неба», т.е. священной особы
чжоуского правителя, а важнейшие культы предков были сосредоточены внутри
патриархальной семьи, здесь не создалось сколько-нибудь значительных храмовых
хозяйств, которые стали бы основой для создания гражданско-храмо-вых общин. Не
выработалось здесь и городской автономии в тех масштабах, как в Средиземноморье
и даже на Ближнем Востоке»[3].
Китай не заложил
основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и создал тип городской
рациональной культуры, но он рационализировал административное управление,
сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Рационализм как культура
управления был неискореним в истории Китая, в определенной степени с ним была
связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»).
Синтез прежней
архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности
состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных
нормах, но в то же время стал частью общего рационального миропонимания, в
основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального
и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия, как
органического, самовоспроизводящегося порядка. Задачей разума было не его
изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (дао), распознание этого
порядка как вычитывание его в книге человеческой жизни, в природе, приобщение
человека к нему, гармоническое единство человека и Неба.[4]
Соответственно,
Император удерживал мировой порядок, «смотря па все четыре стороны света» и не
вмешиваясь в события, где естественный порядок должен лишь поддерживаться. И
долг каждого человека (а император подобен главе большой семьи) следовать
должному. Значимость этого культурного образца запечатлена в словах великого
китайского мудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный —
подданным, отец — отцом, сын — сыном»[5].
Несмотря на
деспотический строй, достижения древнекитайской культуры и искусства, в том
числе музыкального, были значительны.
Достижения
китайской культуры, оформившейся на основе культурного переворота в эпоху
осевого времени и получившей исходные импульсы к последующему развитию,
поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д. Но Китай не только
в области культуры добился успехов, без которых немыслим сегодняшний мир, ему
принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж.
Нидам называет «организмической» в отличие от европейской «механистической».[6]
Можно также
подчеркнуть свойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение
природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с
рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы,
способность видеть в ее малейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной
системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной
полноте и рациональной устроенности.[7]
Практические потребности вызвали появление
письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась
в глубокой древности. Уже в надписях на костях (II тысячелетие
до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно
более раннее появление письменности.
Развитие китайской иероглифики в общих чертах
сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном
письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических
эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок»,
«женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов
позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два
иероглифа дерева дают понятие «лес»).
В дальнейшем (в конце II —
начале I тысячелетия до н. э.) китайцам удалось
усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе
ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие,
выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его
произношение.
С установлением первой централизованной
монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с
введением нового материала для письма — шелка, а затем бумаги (до этого писали
на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями,
известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что
китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по
горизонтальным строкам.
Составление календаря, необходимого для
ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых
древним китайским ученым удалось добиться больших успехов. Так, за 200 лет до
Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т. е.
передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии
был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был
применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним
китайцам была известна периодичность солнечных затмений.[8]
Китаю принадлежит честь открытия компаса.
Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в
частности знали свойства квадратного и кубического корней. До наших дней дошли
сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений
древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре
различных растений, советы земледельцам.
Высокого совершенства достигли китайские
ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа,
кости, лака и самоцветов.
В области изобразительного искусства китайские
мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений,
скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры
указывают на высокое мастерство древних мастеров.
Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней
произведения художественной литературы. В конце IV—начале III
века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся
государственный деятель царства Чу-Цюй Юань. Прочная связь с народной
поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в
могучие силы народа. Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань-Гу в
течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их
произведениях (Шицзин, Цяньханьшу) обработаны народные легенды, предания,
собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен.
Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка.
Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой
популярностью.
До наших дней дошли многие суждения ученых и
философов с сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной
общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных
ценностей был могучий и яркий талант китайского народа, который на протяжении
своей истории создал огромное количество трудовых, лирических и обрядовых
песен, своеобразные инструментальные и танцевальные наигрыши.
В процессе длительного развития постепенно
сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная
музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.
Значительное место в этом ценнейшем наследии
занимают трудовые производственные песни, нередко связанные с земледелием, а
также песни городской бедноты, рабочих, кули, лодочников и ремесленников. Во
многих песнях отображены исторические события. Разнообразны также жанры бытовых
и лирических песен., отображающих обычаи, образ жизни трудового люда, отношение
к семье, любовь к родной стране. Встречается немало и шуточных песен,
пронизанных народным юмором.
К древним видам
бытующих китайских песен относятся песни и инструментальные пьесы обрядового
характера. Многие мелодии культовых песен проникли в народ.
Большое место в
китайской песне занимают картины природы. Это связано с отмечавшимся выше гилозоизмом
– видением природы как живого организма, одухотворением природы. Как отмечалось
выше, человек в этой культурной системе стремится к жизни во всей ее природной
полноте и рациональной устроенности.
Среди песен,
отражающих гилозоизм древних китайцев, «Свечи под ветерком» (для хуциня),
«Когда растают на полях последние снега» (для ансамбля пипаистов), «Летающие
куропатки» (соло для флейты ди), «Весна на озере», «Когда золотистыми искорками
играют ветви ивы», (соло для флейты сяо) и т. п.
Широкое распространение музыки в повседневном
быту отражено в древнекитайской поэзии. Без музыки не обходятся ни свидание, ни
разлука, ни описание пейзажа.
Страницы: 1, 2
|