Основы техники управления автомобилем
Днепропетровский
государственный университет
внутренних
дел
Кафедра
тактико-специальной подготовки
Реферат
с
предмета «Автомобильная подготовка»
на
тему: «Основы техники управления автомобилем»
Выполнил:
курсант 301 уч. гр.
рядовой милиции
Кравчук А.В.
Проверил:
преподаватель кафедры
тактико-специальной
подготовки
Макаревич В.В.
Днепропетровск, 2007
План
1. Причины пробок.
2. Проезд пробок
3. Перестроение
4. Объезд препятствий
5. Регулируемые
перекрестки
6. Выезд на главную
7. Особенности управления
в пробке
Литература
1. Причины пробок.
Основная причина пробок – это несоответствие ширины улиц
количеству автомобилей. В крупных городах в час пик любое препятствие (авария,
ремонт дороги, неправильно припаркованные машины) приводит к пробке.
Значительную часть проблем водители создают себе сами. Даже в сплошном потоке
машин обязательно найдется желающий проехать быстрее всех. Он будет
перестраиваться из полосы в полосу, выискивать «окно», подрезать соседей по
потоку, объезжать пробку по тротуару или полосе встречного движения, а затем
вклиниваться в поток. Довольно часто это заканчивается столкновением, и тянучка
превращается в глухую пробку. Даже если обошлось без аварии, такой водитель
встраивается в поток перед узким местом и задерживает едущих сзади еще на
некоторое время. Но оказавшись в ряду, из которого вырваться невозможно, он
искренне возмущается.
2. Проезд пробок
Лучший вариант избежать пробки – выбрать другой маршрут. Если уж
попали в пробку, самое главное – спокойствие. Попытки перестраиваться и
выезжать на встречную ни к чему хорошему не приведут. Едем плавно, без необходимости
полосу движения не меняем. На подъеме оставляем место до стоящей впереди машины
больше, чем обычно (не все умеют трогаться на подъеме – могут скатиться назад).
Остерегаемся водителей маршруток, новичков (со знаком «У») и иногородних. Резко
не тормозим, подкатываемся к стоящей машине, лишь слегка прикасаясь к педали
тормоза (чтобы сработали стоп-сигналы).
Если вы решили развернуться, чтобы выбраться из пробки, убедитесь,
что вас не обгоняют по встречной! А если увидите желающего выехать из встречного
потока, пропустите его, немного притормозив.
3. Перестроение
Иногда при движении в сплошном потоке нужно перестроиться для
поворота. Далеко не всегда следующие по соседней полосе позволяют совершить
такой маневр (и формально они правы!). Водитель нервничает, сбавляет скорость,
чтобы не пропустить поворот, и задерживает едущих сзади. То и дело бросая
взгляд в правое зеркало, он отвлекается от обстановки впереди и может не
заметить резкого торможения лидера. А это уже создаст аварийную ситуацию и
неминуемую пробку.
Поэтому в интересах всех участников движения дать возможность
этому водителю занять соответствующую полосу. Тот, кого пропустили, обязательно
должен поблагодарить поднятой рукой или миганием «аварийкой». Но не
злоупотребляйте вежливостью окружающих, меняя полосу без необходимости.
4. Объезд препятствий
Следующий важный момент – объезд возникшего препятствия
(неправильно припаркованная машина, участники аварии, ремонт дороги и т. п.)
Конечно, движущиеся по свободной полосе, по правилам, не должны
никого пропускать. Но тем, кому мешает препятствие, тоже нужно ехать, и они
любыми способами пытаются перебраться на соседнюю полосу, отвоевывая
пространство по сантиметрам. Нередко это заканчивается новой аварией. В Европе
в таких ситуациях те, кто едет по полосе с препятствием, и те, кто движется по
соседней, проезжают узкий участок «елочкой» – по очереди с одной и другой
стороны (см. схему). Если перестроение начать своевременно, общая скорость
движения двух полос будет лишь немного ниже, чем в обычной ситуации. Проехав
узкое место, водители возвращаются на свои полосы движения, и скорость потока
восстанавливается.
Аналогично можно поступать и в случае, если широкая улица
перетекает в узкую или выходит на мост (путепровод, эстакаду) с меньшим
количеством полос.
5. Регулируемые перекрестки
При проезде регулируемых перекрестков проблемы мы создаем себе
сами. ПДД запрещают выезжать на перекресток, если за ним образовался затор,
который вынудит машину остановиться на пересечении улиц. Но обязательно находятся
водители, которые считают, что правила – не для них. В результате через
некоторое время регулируемый перекресток превращается в иллюстрацию к лекции о
броуновском движении молекул. В таких ситуациях поможет только строгое
выполнение требований ПДД.
6. Выезд на главную
Если на главной дороге образовалась пробка, едущие по
второстепенной рискуют остаться на ней на ночь. Ведь ПДД требуют пропускать все
автомобили, едущие по главной дороге, и пешеходов, переходящих улицу. А
медленное вклинивание в сплошной поток нередко заканчивается столкновением.
Чтобы выручить коллегу в данной ситуации, слегка притормозите и оставьте ему
«окно», пригласив проехать коротким миганием фарами. Время, потраченное на жест
доброй воли, компенсируется хорошим настроением, к тому же уменьшится шанс
столкнуться. Есть одно «но»: таким образом пропускают один автомобиль, а не
колонну. Поэтому, если машину впереди вас пропустили, не вклинивайтесь в это же
«окно», пропускающий на это не рассчитывает. А в случае столкновения виноваты
будете вы (все-таки второстепенная дорога).
Не создавайте дополнительных рядов. Поворачивая направо из второго
ряда, вы можете столкнуться не только с тем, кто едет по главной, но и с
соседом справа. Если на главную будут въезжать из одного ряда, поток будет
двигаться быстрее.
7. Особенности управления в пробке
Готовьтесь к троганию с места заранее, как только у машин впереди
погаснут стоп-сигналы.
Глушите двигатель только в том случае, если нет проблем с
его запуском. На автомобилях с «механикой» двигайтесь на первой передаче
и не стойте с включенной передачей и выжатым сцеплением.
На старых машинах при угрозе перегрева двигателя заранее
включите вентилятор отопителя и максимально откройте подачу жидкости в печку.
Лучше греться самому (открытое окно немного поможет), чем «закипеть» в пробке!
Литература
1.
Безсмертний
В.О., Дерех З.Д., Іщенко В.В. Основи керування автомобілем і безпека руху. –
К.: Вища школа, 1996. – 201 с.
2.
Журнал
«Водитель», 05.2007 г.
|