Основы бухгалтерии
Принципы бухгалтерского
учета
Бухгалтерский учет
ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе
многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:
1) принцип сохранения
информации;
2) принцип взаимосвязи
событий и явлений;
3) принцип сопоставления
ценностей и операций;
4) принцип остановки;
5) принцип
минимальности.
Принцип сохранения
информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она
обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс
предприятия.
Например, одному из
сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных
ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед,
скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным
в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название
подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок
приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник
не представил отчета об использовании авансовой суммы.
Выдача денежной суммы
была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым
ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая
проводка:
Д 71 - К 50,
где: по дебету - счет 71
"Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50
"Касса".
Поскольку авансовый
отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская
задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно
налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в
бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного
налога.
Принцип взаимосвязи
событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает
две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно
появится в другой статье, записанной в этой проводке.
Например, оплачено
поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:
Д 60 - К 51.
Сумма со счета 51
"Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается
кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту
счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Принцип сопоставления
ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием
общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.
Натуральные единицы:
штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.
Трудовые единицы: часы,
дни, сутки и т.п.
Денежные единицы: рубли,
доллары, марки, фунты и т.п.
Принцип остановки
гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги
деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана
предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды
делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются
административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние
устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть
произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством
- это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год.
Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом.
Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:
налоговой инспекции;
органам статистики;
внебюджетным фондам;
банкам и другим
кредитным организациям;
налоговой полиции (по
требованию).
5. Принцип минимальности
гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять
минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество
счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное
условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы
провести проверку финансовой деятельности предприятия.
Примечание. Представленный перечень
основных принципов бухгалтерского учета будет расширен и дополнен в дальнейшем
при рассмотрении российских и международных стандартов бухгалтерского учета и
финансовой отчетности (см. главу 22). К этому
времени будет усвоен важный материал и накоплен определенный объем знаний.
Счета - это важный инструмент
бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка
бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду
хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и
действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер,
которому поставлено в соответствие название определенных
финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств,
обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и
определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде
таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".
Счета бывают активными,
пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные
счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению.
У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для
описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет
означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних
случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном
для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги
покупателей (заказчиков).
Активные счета
подразделяются на следующие:
инвентарные, описывающие
имущество предприятия;
денежные, учитывающие
деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;
затратные
(калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение
работ, оказание услуг;
собирательно-распределительные,
регистрирующие накладные расходы;
отдельно регулирующие
(контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;
расчетные, фиксирующие
расчеты, в том числе по авансам и претензиям.
Схема активного счета
─────────────────┬──────────────────
Дебет │ Кредит
─────────────────┼──────────────────
1. Сальдо (оста-│
ток) на начало│
периода (Сн) │
─────────────────┤
2. Увеличение │3. Уменьшение
объема за отчет-│объема за отчет-
ный период (при-│ный период (рас-
ход). Оборот по│ход). Оборот по
дебету (Од) │кредиту (Ок)
─────────────────┤
4. Сальдо (оста-│
ток) на конец│
периода (Ск) │
─────────────────┤
Ск = Сн + Од - Ок│
Пассивные счета
подразделяются на следующие:
фондовые, описывающие
источники средств;
отдельно регулирующие,
отражающие амортизацию активов;
ссудные, учитывающие кредиты
и заемные средства.
Схема пассивного счета
──────────────────┬─────────────────
Дебет │
Кредит
──────────────────┼─────────────────
│1. Сальдо (остаток)
│на начало периода
│(Сн)
──────────────────┤
2. Уменьшение │3. Увеличение
объема за отчет-│объема за отчет-
ный период (рас-│ный период (при-
ход). Оборот по │ход). Оборот по
по дебету (Од) │по кредиту (Ок)
──────────────────┤
│4. Сальдо (оста-
│ток) на конец
│периода (Ск)
──────────────────┤
│Ск = Сн + Ок - Од
│
Выявление вида счета
(активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает
проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных
бухгалтеров это деление не считается существенным.
По степени обобщения
счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические
счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например:
01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41
"Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.
Субсчета (счета второго
порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств.
Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению" имеются следующие субсчета:
69-1 "Расчеты по
социальному страхованию";
69-2 "Расчеты по
пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по
обязательному медицинскому страхованию".
Аналитические счета
(иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным
объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов",
71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными
лицами").
Рассмотрим пример
определения сальдо (остатков) по счетам. Пусть на начало отчетного периода в
учете по счетам были следующие остатки:
10
"Материалы" 20 "Основное 50
"Касса"
производство"
────────┬─────────
──────────┬─────────
──────────┬─────────
Дебет │ Кредит Дебет │
Кредит Дебет │ Кредит
────────┼─────────
──────────┼─────────
──────────┼─────────
Сн =600│ Сн = 1600│
Сн = 2000│
│ │
│
51 "Расчетные 60
"Расчеты с 71 "Расчеты с
счета"
поставщиками и подотчетными
подрядчиками" лицами"
───────┬─────────
────────┬─────────
────────┬─────────
Дебет │ Кредит Дебет │
Кредит Дебет │ Кредит
───────┼─────────
────────┼─────────
────────┼─────────
Сн = │ │Сн
= 1000 Сн = 0 │Сн = 300
53 000│ │
│
│ │
│
(Первые четыре счета
активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)
Предположим, что мы уже
владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности
сделали следующие бухгалтерские проводки:
1. Д 50 - К 51 1 700
руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;
2. Д 10 - К 60 2 500
руб. - получены материалы от поставщика;
3. Д 20 - К 10 1 400
руб. - материалы направлены в производство;
4. Д 60 - К 51 2 500
руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;
5. Д 60 - К 50 1 200
руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;
6. Д 10 - К 60 1 000
руб. - получены материалы от поставщика;
7. Д 50 - К 51 3 000
руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;
8. Д 71 - К 50 1 600
руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;
9. Д 10 - К 71 600 руб.
- получены материалы от подотчетного лица;
10. Д 50 - К 71 500 руб.
- возвращено в кассу подотчетным лицом;
11. Д 51 - К 50 400 руб.
- сдана наличная выручка в банк из кассы.
Разнесем эти проводки по
соответствующим счетам.
Примечание. При разнесении бухгалтерских
проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции.
Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.
10
"Материалы" 20 "Основное 50
"Касса"
производство"
──────────┬─────────
──────────┬─────────
──────────┬─────────
Дебет │ Кредит
Дебет │Кредит Дебет │Кредит
──────────┼─────────
──────────┼─────────
──────────┼─────────
Сн = 600 │ Сн =
1600│ Сн = 2000│
├─────────
├───────── ──────────┤
Страницы: 1, 2, 3
|