Меню
Поиск



рефераты скачать Основы бухгалтерии

Основы бухгалтерии

Принципы бухгалтерского учета


Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:

1) принцип сохранения информации;

2) принцип взаимосвязи событий и явлений;

3) принцип сопоставления ценностей и операций;

4) принцип остановки;

5) принцип минимальности.

Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.

Например, одному из сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед, скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник не представил отчета об использовании авансовой суммы.

Выдача денежной суммы была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая проводка:

Д 71 - К 50,

где: по дебету - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50 "Касса".

Поскольку авансовый отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного налога.

 Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.

Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:

Д 60 - К 51.

Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

 Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.

Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.

Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п.

Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.

 Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:

налоговой инспекции;

органам статистики;

внебюджетным фондам;

банкам и другим кредитным организациям;

налоговой полиции (по требованию).

5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.

Примечание. Представленный перечень основных принципов бухгалтерского учета будет расширен и дополнен в дальнейшем при рассмотрении российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (см. главу 22). К этому времени будет усвоен важный материал и накоплен определенный объем знаний.


Счета и двойная запись


Счета - это важный инструмент бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер, которому поставлено в соответствие название определенных финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств, обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).

Активные счета подразделяются на следующие:

инвентарные, описывающие имущество предприятия;

денежные, учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;

затратные (калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

собирательно-распределительные, регистрирующие накладные расходы;

отдельно регулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;

расчетные, фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.


Схема активного счета


                ─────────────────┬──────────────────

                     Дебет       │       Кредит

                ─────────────────┼──────────────────

                 1. Сальдо (оста-│

                 ток)  на  начало│

                 периода  (Сн)   │

                ─────────────────┤

                 2. Увеличение   │3. Уменьшение

                 объема за отчет-│объема за отчет-

                 ный период (при-│ный период (рас-

                 ход).  Оборот по│ход). Оборот по

                 дебету (Од)     │кредиту (Ок)

                ─────────────────┤

                 4. Сальдо (оста-│

                 ток)   на  конец│

                 периода (Ск)    │

                ─────────────────┤

                Ск = Сн + Од - Ок│


Пассивные счета подразделяются на следующие:

фондовые, описывающие источники средств;

отдельно регулирующие, отражающие амортизацию активов;

ссудные, учитывающие кредиты и заемные средства.


Схема пассивного счета


              ──────────────────┬─────────────────

               Дебет            │          Кредит

              ──────────────────┼─────────────────

                                │1. Сальдо (остаток)

                                │на  начало  периода

                                │(Сн)

              ──────────────────┤

                2. Уменьшение   │3. Увеличение

                объема за отчет-│объема за отчет-

                ный период (рас-│ный период (при-

                ход). Оборот по │ход).  Оборот по

                по дебету (Од)  │по кредиту (Ок)

              ──────────────────┤

                                │4. Сальдо (оста-

                                │ток)   на  конец

                                │периода (Ск)

              ──────────────────┤

                                │Ск = Сн + Ок - Од

                                │


Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.

По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.

Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").

Рассмотрим пример определения сальдо (остатков) по счетам. Пусть на начало отчетного периода в учете по счетам были следующие остатки:


 10 "Материалы"            20 "Основное              50 "Касса"

                                                производство"


────────┬─────────       ──────────┬─────────       ──────────┬─────────

 Дебет  │  Кредит         Дебет    │  Кредит         Дебет    │  Кредит

────────┼─────────       ──────────┼─────────       ──────────┼─────────

 Сн =600│                 Сн = 1600│                 Сн = 2000│

        │                          │                          │


  51 "Расчетные           60 "Расчеты с            71 "Расчеты с

     счета"               поставщиками и            подотчетными

                          подрядчиками"               лицами"


───────┬─────────       ────────┬─────────       ────────┬─────────

 Дебет │  Кредит         Дебет  │  Кредит         Дебет  │  Кредит

───────┼─────────       ────────┼─────────       ────────┼─────────

 Сн =  │                        │Сн = 1000        Сн = 0 │Сн = 300

 53 000│                        │                        │

       │                        │                        │


(Первые четыре счета активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)

Предположим, что мы уже владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности сделали следующие бухгалтерские проводки:

1. Д 50 - К 51 1 700 руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;

2. Д 10 - К 60 2 500 руб. - получены материалы от поставщика;

3. Д 20 - К 10 1 400 руб. - материалы направлены в производство;

4. Д 60 - К 51 2 500 руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;

5. Д 60 - К 50 1 200 руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;

6. Д 10 - К 60 1 000 руб. - получены материалы от поставщика;

7. Д 50 - К 51 3 000 руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;

8. Д 71 - К 50 1 600 руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;

9. Д 10 - К 71 600 руб. - получены материалы от подотчетного лица;

10. Д 50 - К 71 500 руб. - возвращено в кассу подотчетным лицом;

11. Д 51 - К 50 400 руб. - сдана наличная выручка в банк из кассы.

Разнесем эти проводки по соответствующим счетам.

Примечание. При разнесении бухгалтерских проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции. Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.



 10 "Материалы"            20 "Основное              50 "Касса"

                          производство"


──────────┬─────────       ──────────┬─────────      ──────────┬─────────

 Дебет    │  Кредит         Дебет    │Кредит          Дебет    │Кредит

──────────┼─────────       ──────────┼─────────      ──────────┼─────────

 Сн = 600 │                 Сн = 1600│                Сн = 2000│

          ├─────────                 ├─────────      ──────────┤

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.