Таблица 1.5
Повторяемость
ветра в июле, %
Направление ветра
|
с
|
св
|
в
|
юв
|
ю
|
юз
|
з
|
сз
|
Кол-во повторений, %
|
20
|
16
|
4
|
3
|
8
|
13
|
14
|
22
|
Скорость, м/с
|
5,6
|
3,5
|
1,9
|
1,4
|
2,5
|
2,7
|
3,6
|
6,9
|
2.
Расчёт
технических норм автомобильной дороги.
Категория автомобильной дороги определяется
из условия расчета перспективной интенсивности движения по формуле:
где No –
исходная интенсивность движения, авт./сут.; Kr
– коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения; t – перспективный расчетный срок прогнозирования интенсивности,
принимается равным 20 лет.
Исходная интенсивность движения N0=450 авт/сут.
По СНиП 2.05.02-85 автомобильная дорога с
интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут. относится к III технической категории. Расчетная скорость движения Vр=100 км/ч.
Ширина полосы движения П (м) определяется
из условия встречного движения автомобилей по формуле:
где b, c –
ширина кузова и расстояние между колесами расчетного автомобиля, м; y – ширина предохранительной полосы между серединой внешнего заднего
колеса автомобиля и кромкой проезжей части, м; x –
величина зазора безопасности между автомобилями и осью проезжей части, м, определяемая
по формуле:
Ширину земляного полотна В (м) при
двухполосном движении можно определить по формуле:
где а – ширина обочины, м, принимается в
зависимости от категории проектируемой дороги и равна 2,5 м.
Теоретическая пропускная способность одной
полосы движения определяется по формуле:
где L0 – расстояние между движущимися друг за другом автомобилями, м;
где t – время реакции
водителя, t = 1 с; Кэ – коэффициент
эксплуатационных условий торможения, для грузовых автомобилей Кэ =
1,7; φi – коэффициент сцепления,
принимаемый равным 0,5; i – продольный уклон дороги,
принимаемый равным нулю; l – длина преобладающего грузового
автомобиля; l0 – зазор
безопасности при остановке автомобиля перед препятствием, принимается равным 10 м.
где Пу – коэффициент,
учитывающий реальные условия движения автомобиля по дороге, Пу =
0,3…0,5, принимаем 0,4.
Пропускная способность определяется по
формуле:
где n –
число полос движения; АВ – пропускная способность каждой из полос
движения
Наименьший радиус кривой в плане
определяется по формуле:
где μ – коэффициент поперечной силы,
μ = 0,08; Iпч –
поперечный уклон проезжей части, принимается в зависимости от типа покрытия.
В расчетах принимается большее значение
радиуса горизонтальной кривой.
Определение расстояния видимости в
продольном профиле.
1. Из условия видимости поверхности покрытия.
где L1 – путь, пройденный автомобилем за время с момента, когда водитель
увидел препятствие, до начала полного торможения, м; Sт – тормозной путь автомобиля, м.
2. Из условия видимости встречного автомобиля.
В расчетах принимается большее значение
расстояния видимости.
Определение предельного продольного уклона.
где Д – свободное тяговое усилие на ободе
ведущих колес преобладающего грузового автомобиля, отнесенное к единице его
веса (динамический фактор); f – коэффициент сопротивления
качению колес автомобиля, в расчете принимаем для усовершенствованных покрытий f = 0,015; δ – коэффициент, учитывающий влияние вращающихся частей
автомобиля; j – ускорение автомобиля (при равномерном
движении автомобиля с постоянной скоростью j=0 ).
Динамический фактор Д1,
вычисленный из условия сцепления колес с покрытием.
где φ1 – коэффициент
продольного сцепления автомобильной шины с покрытием, значение которого в
зависимости от влажности и износа покрытия изменяется от 0.1 до 0.7. В расчете
приняты неблагоприятные условия для движения автомобиля (покрытие дороги
влажное, грязное), при этом φ1=0.2;
G, Gсц – общий (при полной нагрузке) и сцепной (приходящийся на ведущую ось)
вес автомобиля, кг; РВ – сила сопротивления воздуха, зависящая от
скорости движения;
где k – коэффициент
обтекаемости грузового автомобиля, k=0.7; VД – скорость движения автомобиля, км/ч,
принимается по графику при максимальной работе двигателя на прямой передаче.
F=(0.8….0.9)HB
где H – высота
расчетного автомобиля; B – ширина расчетного автомобиля.
Если соблюдается условие Д < Д1,
то величину предельного уклона принимают как проектную.
Динамический
фактор, определяемый по графикам динамических характеристик расчетного автомобиля
при максимальном режиме работы двигателя на прямой передаче, равен 0.04.
Следовательно, соблюдается условие Д<Д1, и величина предельного
продольного уклона будет найдена по формуле
Определение минимального радиуса выпуклых
вертикальных кривых.
1. Из условия видимости поверхности покрытия автодороги.
где Sп – расстояние видимости поверхности
покрытия, м; d – высота глаз водителя над поверхностью
покрытия, принимаем d=1.2.
2.Из условия видимости встречного автомобиля.
где S0 – расстояние видимости встречного автомобиля, м.
Определение минимального радиуса вогнутых
вертикальных кривых.
1.
Из условия видимости дороги в ночное время.
где Sп – расстояние видимости поверхности проезжей части дороги в ночное
время при свете фар; hф –
высота фар над поверхностью покрытия, в расчетах принимается hф=0.8 м; α – угол рассеивания света,
α=20.
2.
Из условия нагрузки на рессоры.
где a – допускаемое
центробежное ускорение, не дающее перегрузку рессор, a=0.5
м/с2.
В расчетах используется большее значение
радиуса вертикальной выпуклой и вертикальной вогнутой кривой.
Техническая норма
|
Данные
|
Принятые в проекте
|
|
По расчету
|
По СниП
2.05.02-85
|
|
Число полос движения
|
2
|
2
|
2
|
|
Ширина полос движения
|
4,25
|
3,5
|
4,25
|
|
Ширина обочин
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
|
Ширина земляного полотна
|
13,5
|
12
|
13,5
|
|
Наибольший продольный уклон
|
35
|
60
|
35
|
|
Расстояние видимости:
поверхности дороги
встречного автомобиля
|
117.88
|
200
|
200
|
|
|
225.27
|
350
|
350
|
|
Радиус кривой в плане
|
840
|
600
|
840
|
|
Радиус вертикальных кривых:
выпуклых
вогнутых
|
5789.87
|
10000
|
10000
|
|
2431.35
|
3000
|
3000
|
|
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Положение геометрической оси автомобильной
дороги на местности называется трассой. Поскольку трасса при обходе
препятствий, на подъемах на холмы и спусках в понижения местности меняет свое
направление в плане и продольном профиле, она является пространственной линией.
Графическое изображение проекции трассы на
горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называется планом
трассы.
Трасса автомобильной дороги должна
проходить в заданном направлении через обозначенные (корреспондирующие) пункты.
В данном курсовом проекте эти пункты обозначены точками А и Б. В данном
курсовом проекте для сравнения предлагаю принять два варианта трасс: «северный»
вариант и «южный» вариант. Каждый из запроектированных вариантов насчитывает
три угла поворота. Различают следующие геометрические элементы закругления:
угол α, радиус R, тангенс Т, длину кривой К, домер Д,
биссектрису Б.
Т= Rtg
α/2; К=πRα/180; Д=2Т-К;
По
приведенным формулам можно напрямую найти все элементы круговой кривой. Для
определения основных геометрических элементов закруглений с переходными кривыми
необходимо воспользоваться следующими формулами:
- тангенс Т=Т0+ΔТ; , где Т0- тангенс
круговой кривой(по формуле; ΔТ-расстояние от начала переходной кривой до
начала круговой кривой(табличная величина);
- биссектриса Б=Б0+ρ, где Б0- биссектриса
круговой кривой(по формуле ; ρ- сдвижка круговой кривой(табличная
величина);
- длина всей кривой Кз=К0+2L,
где К0- длина круговой кривой при угле поворота
γ=α-2β, где β- центральный угол круговой кривой, оставшийся
после разбивки клотоид, L- длина переходной кривой.
Пикетажное положение главных точек
закругления определяют согласно формулам:
ПК НЗ = ПК ВУ – Т;
ПК НКК = ПК НЗ + L;
ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д = ПК НЗ + К;
ПК ККК = ПК КЗ – L.
Проверку выполнения расчетов проводят по
формулам:
ПК КТ =ΣК + ΣП;
ПК КТ = ΣS –
ΣД;
Σαлев – Σαпр
= Азн – Азк,
где: ΣП- сумма длин прямых вставок, м;
ΣS- сумма длин всех прямых участков трассы между
вершинами углов, м; ΣД- сумма домеров, м; ΣК- сумма длин кривых
участков трассы, м; Σαлев- сумма левых углов поворота;
Σαпр- сумма правых углов поворота; Азн- азимут
начального направления трассы; Азк- азимут конечного направления
трассы.
После всех вычислений необходимо провести
сравнение по двум вариантам трассы. Сравнение проводят по таким показателям
как:
Коэффициент удлинения трассы К= L/L0,
где L – длина трассы
по варианту,м.; L0 – длина
трассы по воздушной линии, м.
Количество углов поворота на 1 км. трассы находят по формуле
N = n / L,
где n – количество
углов поворота по всему варианту трассы; L – длина
варианта трассы, км.
Среднее значение угла поворота
где α – значение угла поворота, град.;
n – количество углов поворота по варианту трассы.
Кроме этих показателей варианты трасс
сравнивают по длине, количеству искусственных сооружений, количеству
пересечений в одном уровне.
Трасса№1
Угол№1α=75° R=100м
вписываем две симметричные клотоиды (биклотоида)
T=146,654; K=261,799; D=31.509; A=114.411;L=130.900;t=64.526; ρ=7.031
X=125.402;Y=27.696
ПК НЗ = ПК ВУ –
Т=444-146.654=297.343
ПК КЗ = ПК ВУ + Т –
Д = 444+146.654-31.509=559.14
ПК КЗ = ПК
НЗ + К=297.343+261.799=559.14
Угол№2 α=48° R=600м
вписываем круговую с двумя переходными
T=267.1372 K=502.4 Б=56,78 Д=31,87
А=268,32
Сдвижкой можно пренебречь
Tк=T+t=267.137+57.196=324.333
Бк=56,78 К0=376,8 Кз=376,8+240=616,8
Д=2Т-К=31,866
ПК НЗ = ПК ВУ –
Т=2962,491-324,333=2638,158
ПК НКК=2758,158 ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д =
2962,491+324,333-31,866=3254,958
ПК ККК=3134,958 ПК КЗ = ПК НЗ + К=2638,158+616,8=3254,958
Угол№3α=29° R=600м вписываем круговую кривую с двумя
переходными
Т=155,170 К=303,53 Б=19,74 Д=6,81
А=268,328 X0=119,88 Y0=3.99 ρ=0.71 t=57.26
Tк=T+t=155.170+57.26=212.43
Бк=19,74 γ=29-12=17° К0=177,93 Кз=177,93+240=417,93
Д=2Т-К=6,93
ПК НЗ = ПК ВУ – Т=4360,625-212,43=4148,195
ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д =4360,625+212,43-6,93=4566,125
ПК КЗ = ПК НЗ + К=4148,195+417,93=4566,125
ПК НКК=4268,195
ПК ККК=4446,125
Трасса№2
Угол№1 α=90° вписываем две симметричные клотоиды(биклотоида).
R=200м Кп=2 , Т=374,02 К=628,318 Д=119,722
А=250,662 Б=111,29
t=153.904 ρ=20.116 Xк=295,326 Yк=78,694
ПК НЗ = ПК ВУ – Т=444-374,02=69,98
ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д =444+374,02-119,722=698,298
ПК КЗ = ПК НЗ + К=69,98+628,318=698,298
Угол№2 α=13° R=800м вписываем круговую с двумя переходными
Т=91,148 К=181,422 Б=5,175 Д=0,874 β=4,5° 13°>9°
А=309,83 X0=119.96 Y0=2.998 ρ=0,532 t=57.2
Тк=148,348 Б=Б0=5,175 γ=13-9=4° К0=55,82 Кз=55,82+240=295,82
Д=0,876
ПК НЗ = ПК ВУ – Т=2084,278-148,348=1935,93
ПК НКК=1935,93+120=2055,93
ПК КЗ = ПК НЗ + К=1935,93+295,82=2231,75
ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д =2084,278+148,348-0,876=2231,75
ПК ККК=2055,93+55,82=2111,75
Угол№3 α=53° R=650 вписываем круговую и две
переходные кривые
Т=324,078 К=600,961 Б=76,31 Д=47,195 β=5,5° 53°>11°
А=279,284 X0=119.897 Y0=3.69 ρ=0.697 t=57.59 Tк=381,67 Бк=76,31
γ=53-11=42° К0=476,233 Кз=716,233 Д=47,1188
ПК НЗ = ПК ВУ – Т=4331,44-381,67=3949,7641
ПК НКК=4069,7641
ПК КЗ = ПК НЗ + К=3949,7641+716,233=4665,9971
ПК КЗ = ПК ВУ + Т – Д
=4331,44+381,6759-471188=4665,9971
ПК ККК=4545,9971
Расчет конца
трассы и проверку расчета проведем по формулам ПК КТ =ΣК + ΣП =1640,371+3015,9122=4656,2832
ПК КТ = ΣS – ΣД =4656,2833
Страницы: 1, 2, 3, 4
|