|
В договор страхования могут вноситься различные клаузулы (специальные оговорки или дополнительные условия). Одной из таких клаузул является франшиза - это предусмотренное условиями договора страхования освобождение страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный размер. Размер франшизы означает часть убытка, которая не подлежит возмещению со стороны страховщика. Она может выступать как в относительных величинах к страховой сумме или к величине ущерба, так и в абсолютных величинах. Франшизы бывают двух видов: 1.условная франшиза (невычитаемая) — освобождение ответственности страховщика за ущерб, не превышающий установленной в договоре суммы, и его полное покрытие, если размер ущерба превышает франшизу. Условная франшиза вносится в договор в форме клаузулы: "свободно от Х% (рублей)"; Пример: По договору страхования предусмотрено "свободно от 1000000 руб." Сумма ущерба составила 800 000 руб. Страховщик от возмещения ущерба освобождается. Если бы ущерб составил 1 200 000 руб., то страховщик возместил бы весь ущерб; 2. безусловная франшиза (вычитаемая) применяется в безоговорочном порядке без всяких условий. При безусловной франшизе ущерб во всех случаях возмещается за вычетом установленной франшизы. Безусловная франшиза оформляется при помощи клаузулы "свободно от первых Х% (рублей)"; Пример: По договору страхования предусмотрено "свободно от первого 1 000 000 руб." Если ущерб составит 800 000 руб., страховщик освобождается от уплаты ущерба, а если ущерб составит 1 200 000 руб., то страховщик обязан возместить разницу между суммой ущерба и франшизой, т. е. 200 000 руб. Страхователи часто считают, что при введении франшизы договор страхования защищает объект страхования не полностью, но это не совсем так. Рассмотрим типичный случай при страховании автомобиля: Легковой автомобиль застрахован на 120 тыс. руб. Величина страхового взноса по договору страхования при ставке 6,75% составит —8100 руб. Так как подавляющее большинство страховых случаев - это мелкие дорожно-транспортные происшествия, а осторожный клиент страховой компании страхует себя от действительно серьезных финансовых трат, т. е. есть резон сэкономить на страховом взносе, но обеспечить возмещение действительно крупного ущерба. Это возможно только с применением франшизы. При использовании франшизы в 2% от страховой суммы наш клиент получит скидку к страховому тарифу в размере 15%, что составит 1215 руб., т. е. он заплатит не 8100 руб., а 6885 руб. Как видите, в применении франшизы есть смысл. Если ущерб при ДТП составит 2400 руб. — страховщик возмещать ущерб не будет, а при более высоком ущербе -возмещает. Конечно же, франшиза невыгодна неаккуратному водителю, который то и дело попадает в мелкие дорожные аварии, при этом ему придется постоянно ремонтировать машину за свой счет. Кроме того, франшиза дает и следующие преимущества: нет необходимости в случае мелкого ущерба, например, незначительных царапин на кузове, разбитых стекол или фар, обращаться в страховую компанию и тратить свое время на оформление выплаты. Ведь для того, чтобы получить страховое возмещение, необходимо собрать большое количество справок и других документов, а это требует значительных затрат времени. Казалось бы, при таком раскладе франшиза невыгодна самим страховщикам, так как сумма взноса существенно снижается. Но это на первый взгляд. У страховой компании тоже сокращаются излишние издержки обращения по мелким страховым событиям, больше времени и меньше затрат остается для рассмотрения действительно серьезных страховых событий (экономия на экспертизах, персонале и т. д.). В зависимости от целей деятельности страховые организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Целью коммерческих страховых организаций является извлечение прибыли на основе формирования и использования страхового фонда. Коммерческое страхование - равноправная отрасль предпринимательства, которая, как и любые другие отрасли, без получения прибыли теряет - всякий смысл. В настоящее время абсолютное большинство страховых организаций России действуют на коммерческих началах. В рыночной экономике коммерческая страховая организация имеет два основных источника получения прибыли, соответствующих двум видам деятельности страховщика - собственно страховой и коммерческой. Целью страховой деятельности является предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой деятельности страховщика является получение прибыли. Страховая деятельность тоже может приносить прибыль, иногда довольно значительную, но ее получение не является обязательным. Коммерческая деятельность связана со страховым риском и базируется на вероятностном характере кругооборота средств в страховом процессе, так как от момента поступления платежей страхователей на счет страховщика до их выплаты в качестве страхового возмещения проходит определенное время. Продолжительность периода хранения средств страхователя у страховщика определяется, прежде всего, сроком действия договора страхования. Срок страхования может быть весьма значительным. Например, в личном страховании - пожизненный, что в условиях инфляции невыгодно страхователю, в имущественном – бессрочный. Кроме того, страховщик формирует запасные и резервные фонды, средства которых десятилетиями могут не использоваться. Все это создает объективную основу для участия страховщика в формировании ссудного фонда страны, прямого инвестирования и осуществления самых разнообразных коммерческих операций. При определении сферы коммерческой деятельности страховщик в первую очередь учитывает два фактора: обильность имеющихся у него средств; конъюнктуру рынка. Средства страховщика могут быть вложены в любую отрасль экономики и в любой форме. Получаемая при этом прибыль может использоваться на компенсацию убытков от страховых операций, на развитие страхового дела, на коммерческие цели или на потребление. Таким способом поддерживается нормальная рентабельность деятельности страховщика при относительно низкой цене на страховую услугу. Подобного рода деятельность проводится в конечном итоге на благо страхователя. На страховом рынке России действуют в настоящее время самые разные страховые организации. При этом на одном полюсе находятся организации системы Госстраха — наследники монополии с квалифицированными сотрудниками, сложившейся системой запасных и резервных фондов, хорошо поставленными учетом и отчетностью, отработанными правилами страхования и юридической защиты страховщика. На другом полюсе — вновь формирующиеся страховые организации, пестрые по своим финансовым возможностям, квалификации персонала и планам на будущее. Пока эти две категории страховых организаций работают в целом параллельно, с разными слоями страхователей, не проявляя большого интереса к сотрудничеству. Страховой рынок — это специфическая сфера денежных отношений, в которой объектом купли-продажи выступает страховая защита. Формируются спрос и предложение на страховые услуги. По функциям, выполняемым на страховом рынке, продавцов страховых услуг можно разделить на следующие группы: 1. страховщики, непосредственно заключающие догов страхования (в профессиональной терминологии "прямые поставщики"); 2. перестраховщики (страховщики для страховки организации, принимающие на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; 3. различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка долгосрочных программ, координация условий страхования и др.); 4. посредники между страховщиками и страхователями (а иногда и между страховщиками и перестраховщиками). В страховой практике функции отдельных участников страхового рынка нередко совмещаются. Например, прямые страховщики могут проводить операции перестраховочного характера, и наоборот. Перестраховочные компании являются неотъемлемой элементом современного страхового рынка. Принимая на себя ту часть риска, которую не может обеспечить прямой страховщик, они обеспечивают устойчивость не только отдельных страховых компаний, но и всего страхового рынка. Крупные риски передаются от одной компании к другой столько раз, сколько необходимо для достижения полной устойчивости даже в случае катастрофического ущерба. Таким образом, риск раскладывается не только внутри одной страховой совокупности, но и распределяется по нескольким страховым совокупностям перестраховщиков. На российском страховом рынке перестраховочная защита пока используется мало, хотя система перестрахования дает возможность страховым компаниям как бы привлекать дополнительные средства, увеличивая свой уставный капитал и резервные фонды. Но следует знать, что очень важно правильно выбрать перестраховщика, так как непосредственную ответственность перед страхователем несет страховщик, принявший риск на страхование. Поэтому если в силу какого-либо финансового кризиса перестраховщик окажется не в состоянии выплатить страховую сумму, то возмещать ущерб придется страховщику. Брутто-премия состоит из двух основных элементов: нетто-премия, предназначенной для страховых выплат по условиям договора страхования, и нагрузки, за счет которой покрываются расходы по ведению дела и обеспечивается прибыль от страховых операций. Нетто-премия может состоять из следующих элементов: рисковый взнос, рисковая (гарантийная) надбавка и накопительный (сберегательный) взнос. Рисковый взнос предназначен для покрытия риска по всем пилам страхования, т. е. он используется для страховых выплат при наступлении страхового случая. В структуре нетто-премии он присутствует всегда. Рисковая (гарантийная или стабилизационная) надбавка предназначена для компенсации возможного превышения фактических выплат над расчетными, учтенными в виде рискового взноса. В структуру нетто-премии эта надбавка может не включаться — все зависит от выбранной страховщиком стратегии управления. Если его цель — завоевать страховой рынок за счет цен более низких по сравнению с другими страховщиками, этот элемент (рисковая надбавка) не включается в структуру нетто-премии. Если же страховщик желает укрепить свою финансовую устойчивость, этот элемент включается в нетто-премию. Накопительный (сберегательный) взнос предназначен для накопления суммы, выплачиваемой по условиям долгосрочного договора страхования жизни, — в случае дожития застрахованного до определенной даты (по риску дожития). Накопительный взнос должен инвестироваться с целью получения дохода. Он является структурным элементом нетто-премии долгосрочных договоров страхования жизни, например, при страховании на дожитие, смешанном страховании жизни, страховании пенсий (в данном случае используется российская классификация видов страхования). |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.