В результате преобразований федеральная
исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и
федеральные органы – министерства и иные органы.
Конституция РФ закрепляет определенный
порядок формирования Правительства.
Председатель Правительства Российской
Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия
Государственной Думы.[15]
Предложение
о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного
срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки
Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя
Правительства Государственной Думой.[16]
Заместители
Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на
должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению
Председателя Правительства.
Правительство
Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента
Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным
Президентом.
Правительство
может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом,
Президент может сам принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству. После этого Президент вправе объявить об
отставке Правительства либо не согласиться с решением Госдумы. Если же нижняя
палата парламента в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие
Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу.
Полномочия
Правительства Российской Федерации
Как
высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской
Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Оно в пределах своей
компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства,
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает
единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует
деятельность ее органов, реализует федеральные целевые программы и обеспечивает
их реализацию, реализует предоставленное право законодательной инициативы.
В
сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических
процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу
экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие
страны, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и
осуществляет государственную политику в сфере международного экономического,
финансового и инвестиционного сотрудничества и т.д.
В
сфере бюджета и финансов оно обеспечивает проведение в России единой
финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение,
представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета, разрабатывает и осуществляет
налоговую политику, управляет государственным внутренним и внешним долгом
страны, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководит
валютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностранными государствами и
т.д.
В социальной
сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной
политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального
обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья и т.д.
В
сфере науки, культуры, образования разрабатывает и осуществляет меры
государственной поддержки науки, единой государственной политики в области
образования и т.п.
В
сфере природопользования и охраны окружающей среды обеспечивает проведение
единой государственной политики в этих областях, координирует деятельность по
предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных
бедствий, аварий и катастроф.
В
сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью
Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики,
направленной на обеспечение безопасности прав личности, общества и государства,
осуществляет меры по обеспечению законности, по борьбе с преступностью, по
обеспечению деятельности органов судебной власти.
В
сфере обороны и государственной безопасности осуществляет меры по обеспечению
Вооруженных Сил, обеспечивает развитие государственных целевых программ в
области развития вооружения, принимает меры по охране государственной границы и
т.п.
В
сфере внешней политики и международных отношений осуществляет меры по
реализации внешней политики государства, обеспечивает представительство России
в иностранных государствах и международных организациях, обеспечивает
выполнение обязательств государства по международным договорам, осуществляет
регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической
деятельности и т.п.
Правительству
Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы, которая
осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Федеральные
министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются
Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.[17]
В
систему государственных органов исполнительной власти РФ входят федеральные
министерства, иные федеральные органы исполнительной власти: государственные
комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы,
федеральные агентства и надзоры.
Министерство
Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти –
это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий
функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной
области государственного управления, которая входит в его ведение.[18]
Возглавляется входящим в состав Правительства федеральным министром.
Министерство
Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это
«федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и
осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий
в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ,
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.[19]
Хотя
традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути
многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на
все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального
характера. В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд
структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства.
Государственный комитет, федеральная
комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на
коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их
компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере
деятельности. Возглавляются соответственно председателем государственного комитета,
федеральной комиссии. Особенностью функциональной направленности этих
органов является то, что не существует определенного критерия для их
образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия
РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
Федеральная служба России, российское
агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
Федеральную службу возглавляет руководитель, российское агентство – генеральный
директор российского агентства, федеральный надзор – начальник федерального
надзора России. В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских
агентства, 2 федеральных надзора России.
К федеральным органам исполнительной власти
относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это
наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии
создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Тем не
менее, в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти
органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных
структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное
назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции.
Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и
принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий
являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная
комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных
органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов,
представленных в составе данной комиссии).
Действуют также межведомственные комиссии,
решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих
представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на
внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения
потребительских товаров.
Правительство
Российской Федерации – орган коллегиальный. Его заседания проводятся
систематически, каждую неделю, и исключительно на них принимаются решения по
важнейшим вопросам экономического развития страны.
§2.
3. Судебная власть и ее органы.
В любой стране существуют различные
юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат,
адвокатура и т.п. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем
особой ветви государственной власти – судебной. Другие юридические органы такой
властью не обладают.
Одной
из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная
осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной
деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных
конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от
имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством
рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в
установленной законом процессуальной форме.
Правосудие
в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи
демократического правового государства и закрепленных в конституции Российской
Федерации (гл.7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г.
«О судебной системе Российской Федерации».
Основные
конституционные принципы правосудия
Важнейший
из них – осуществление правосудия только судом[20]. Это – гарантия
законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит
свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной
системы Российской Федерации.
Носителями
судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные
в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие
свои обязанности на профессиональной основе. Судьи Конституционного Суда,
Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по
представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются
Президентом в порядке, установленном федеральным законом.[21]
В
Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются
только Конституции Российской Федерации и федеральному закону[22].
Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности
судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие.
Принцип
подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с
предусмотренным в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд,
установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного
органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В
соответствии с Конституцией судьи несменяемы. Их полномочия могут быть
прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям,
предусмотренным в федеральном законе[23].
Судьи
неприкосновенны. Это – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.[24]
Разбирательство
дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных
федеральным законом.
Конституция
устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и
равноправия сторон.
Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в
порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным
законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
В
соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только
из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и
независимого осуществления правосудия в соответствии с
федеральным законом.
Правосудие
– главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием
судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью
применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм
(Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного
Суда).
Конституционный Суд Российской Федерации
Это
судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия его определены Конституцией и федеральным конституционным законом
от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».[25]
Конституционный
Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя,
основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и
прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории страны он разрешает
дела о соответствии Конституции РФ федеральным законам, нормативным актам
субъектов федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти РФ и ее субъектов;
проверяет конституционность примененного закона по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции Российской
Федерации, осуществляет другие полномочия, предоставленными ему Конституцией.
Вместе
с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить
только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый
элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является
гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на
них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия
нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не
только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия
исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает
возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.
Закон
от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным
законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность
беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны
любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает
опасность ущемления ими законных интересов личности.
Деятельность
Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя
Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина,
утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению
верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.
Основными
принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость,
коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы,
неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в
соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются
представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов,
политических партий, движений и органи заций, должностных лиц, государственных
образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи
разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз
действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции.
Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции
нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти
субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти и совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов, разрешает споры о компетенции, включая
споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее
субъектами. Воз можно разрешение и других дел, связанных с конституционным
судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных
лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают
силу. Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или/и
законодательства, действующего на территории России, своим представлением может
обратить на это внимание органа исполнительной власти и должностных лиц.
Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не
позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд
незамедлительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по
его реализации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|