Развитие частной
собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных
предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация
продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ
(ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального
имущества»[4] путём продажи на
аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и
списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются
парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и
обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе
юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть
осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Учитывая федеративный
характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993
года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ).
Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем
органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать
единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для
перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать
решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение
конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других
субъектов экономических отношений.
Гарантия
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в
обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым
(равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от
места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового
регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами
сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов
предпринимательской деятельности.
4.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ст.7 Конституции
РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека. Главная задача социального государства – достижение такого
общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах
социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение
экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому
достойное человека существование.
Социальное
государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека
прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен
иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
Возможность
человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном
государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В
Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Личная
ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с
семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством.
Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни
общества, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет непосредственное
отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее
возможностей.
Семья одинаково
важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство,
детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в
правовом, так и в социальном плане.
Одной из
важнейших целей социального государства является сглаживание социального
неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального
неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к
существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца,
безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы
противостоять этому, является социальное обеспечение.
Наиболее
характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике,
которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная
политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается
отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами,
связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан,
улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей,
совершенствованием образа жизни.
В п.2 ст. 7 указываются
основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты».
К сфере
установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже
упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и
свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод
человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная
направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права
и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в
следующей теме.
Статья 14
Конституции устанавливает, что Российская Федерация – светское государство.
Светским
государством считается такое государство, в котором не существует официальной,
государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или
предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также
религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на
государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных
лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности
государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило,
отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским
характером государственного образования (отделением школы от церкви)
Никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти
конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26
сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных
объединениях»[5].
Касаясь
взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что
государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к
религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со
своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу
вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение
функций государственной власти, других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность
религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский
характер образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного
самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своё служебное
положение для формирования того или иного отношения к религии.
В свою очередь, и
религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются
и осуществляют свою деятельность независимо от государства – в соответствии со
своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают
свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда
и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым
договором (контрактом).
По закону
религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и
органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы
государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в
деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им
материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут
избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но
их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве
представителей соответствующей церкви.
Согласно закону
религиозным объединением в РФ признаётся добровольное объединение граждан РФ,
иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ,
образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее
соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение
богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и
религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут
создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозные
группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без
государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица,
т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и
необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в
пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации –
религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц.
Религиозные
организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности
подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией
признаётся организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших
возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном
городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией
признаётся организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем
из трёх местных религиозных организаций.
Религиозные
организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и
больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и
инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально
выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом
требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в
богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.
По просьбам религиозных
объединений соответствующие органы государственной власти вправе объявлять
религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Такими праздничными днями объявлены, в частности, Рождество Христово, ряд
мусульманских религиозных праздников.
В собственности
религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты
производственного, социального, благотворительного культурно-просветительского
и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для
обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и
культуры.
Религиозные
организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа,
уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда
в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных
законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией
деятельности, противоречащей целям её создания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое
государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его
специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или
монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной
форме, определенном способе организации государства, или о государственном
строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его
конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это
определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в
его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как
конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать
сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами,
органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их
права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и
непременно соблюдаются.
Основы
конституционного строя есть определенная характеристика конституционного строя, под которым
понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на
принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и
свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и
интересам гражданского общества.
Конституционным
является строй,
основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной
конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность
конституционных отношений, есть устоявшаяся конституционная практика.
Список
используемой литературы
1.
Конституция
Российской Федерации 1993г.
2.
Федеральный
конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации» // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710
3.
Федеральный
конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005) «О порядке
принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
Российской Федерации» // СЗ РФ 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4916.
4.
Баглай
М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд.,
изм. и доп. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. Гл. 6-9.
5.
Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб.
и доп. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 6, 7
6.
Боброва
Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. Монография. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 264 с.
[1] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России. М.,2004.С.121
[2] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. М., 2002. С.98
2 См.: Мамонов В.В.
Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. //
Государство и право. 2004.№ 10.С.42.
1 См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации
как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования
//Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. С.29.
1 См.: Сандуца Г.И. Применение общепризнанных
принципов и норм международного права в правовой системе России.//Международное
публичное и частное право.2001.№ 3.С.10.
1 См.: Барциц И.Н. Международное право и
правовая система России. // Журнал российского права. 2001.№2. С.63.
[3] См.: Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ
(ред. 18.07.2005 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ
РФ от 29.07.2002, № 30, Ст. 3018.
2 См.: Белгородские известия. 2004. 14
января.
[4] См.: СЗ РФ от 28.01.2002, № 4, Ст. 251.
[5] См.: СЗ РФ от 29.09.1997, № 39. Ст. 4465
Страницы: 1, 2, 3
|