Основные управленческие функции в организации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Сибирский Государственный Технологический
Университет
Факультет: ХТ ЗДО
Кафедра: управления персоналом
Контрольная работа
Тема: «Основные управленческие функции в
организации»
Выполнил:
студентка 5 курса, группа 0611
шифр 041107
Заякина Т.О.
Проверил:
Красноярск 2008г.
Содержание:
1.
Введение……………………………………………………………………….1
2.
Внутренняя среда
организации………………………………………….3
2.1.
Структура…………………………………………………………………….3
2.2.
Внутриорганизационные процессы……………………………………….10
3. Взаимодействия
организации с внешней средой…………………………...15
4. Непосредственное
управление организацией……………………………….18
5.
Заключение…………………………………………………………………….21
6. Источники
литературы……………………………………………………….23
7.
Приложение……………………………………………………………………24
1. Ведение
Тема работы одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Она
актуальна потому, что управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный
компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая
разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией
организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип.
Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций
древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики
управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс.
до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают
существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени
многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно
высокую степень сложности древних организаций и управления ими.
Целью работы является рассмотрение основных управленческих функций
организации.
Основными управленческими функциями в организации являются:
1. управление процессами, происходящими внутри организации;
2. управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;
3. непосредственное управление организацией.
Для раскрытия поставленной темы ниже исследуем основные функции более
подробно.
3.
Внутренняя среда организации.
Внутреннюю среду организации составляют: структура, внутриорганизационные
процессы, кадры, организационная культура, технологии.
2.1. Структура
Структура организации - это основной элемент любой организации, не только
характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и
функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры -
необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или
организации.
Различают формальные и неформальные структуры. Между этими основными
полюсами можно выделить промежуточные состояния, которые отражают степень
формализации организационной структуры: полуформальные, неформальные,
неформальные с наличием элементов формальных связей и др.
Формальная структура организации. Любая организация стремится к формализации своей
структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное
построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и
отношений между отдельными структурными единицами. Условия жесткой
стандартизации норм и отношений состоят в существовании следующих моментов:
·
обязательного для выполнения всеми участниками формального кодекса организации,
в котором декларируются рамки организационных норм и тщательно разработанная
система санкций, применяемых в случае их нарушения;
·
иерархической системы ролей и статусов, жестко закрепленных за членами
организации (выход за пределы роли ограничен соответствующими нормами и по
крайней мере не поощряется);
·
тщательно разработанной системы поощрений за выполненные задания;
·
бюрократического аппарата для осуществления контроля и управления организацией
и ее подразделениями;
·
системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо
разработаны или отсутствуют.
Такая структура применяется в основном для решения проблем управления.
Формальная структура организации схематично представлена на схеме 1.
В формальной структуре организации все линии коммуникации и полномочий
соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой
структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои
проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без
ведома вышестоящего руководства.
Неформальная структура организации. Для того чтобы понять предназначение неформальной структуры в современной
организации, можно представить себе такую организацию, в которой все
производственные и личные проблемы и вопросы решаются с помощью формальной
структуры, основанной только на вертикальных иерархических связях, т.е. они
решаются бюрократическим путем через посредничество вышестоящих руководителей
разных уровней. При этом возникают трудности, которые невозможно преодолеть в
рамках формальной организационной структуры, например:
·
неудобство использования вертикальных связей и потеря времени в ходе решения
множества постоянно возникающих повседневных проблем, которые гораздо проще
решать путем договоренностей или обмена, используя горизонтальные коммуникации;
·
руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделениях в
деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных (в чем, собственно, у них
нет необходимости), но, согласно правилам формальной структуры, исполнители
должны поставить в известность руководство об отсутствии любой мелкой детали
или услуги, о любом нарушении (которые могут в значительной степени затормозить
производство), используя вертикальные коммуникативные связи, что требует
времени и может понизить эффективность производственного процесса;
·
изначальная ориентация на статусы, а не профессиональные знания или личностные
качества членов организации может привести к серьезной проблеме мотивации
наиболее профессионально подготовленных работников;
· из-за
отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут
удовлетворить свои потребности в общении друг с другом (при решении собственных
личных проблем, не связанных напрямую с производством, но зависящих от членов
социальных групп организации).
Неформальная структура распадается практически на две сферы — делового
сотрудничества и социально-психологического межличностного общения. Первая
сфера связана с достижением целей организации или ее подразделений, носит ярко
выраженный деловой характер. В данном случае неформальная структура служит для
того, чтобы решать те проблемы деятельности организации, которые невозможно решать
с помощью формальных связей.
Вторая сфера неформальной структуры основана на межличностных связях,
формирующихся на основе чувства приязни или неприязни, чувстве принадлежности
к одной группе (например, по принципу одной национальности, землячества, общих
интересов и т.д.), чувстве превосходства или, наоборот, ущербности и т.п. Эта
сфера не ориентирована на достижение организационных целей, и ее основу
составляют прежде всего эмоции и личностные интересы (социально-психологические
моменты). Хотя эти сферы неформального общения различаются, в реальных
ситуациях они, как правило, неразрывно связаны.
Линейная структура организации. Линейный вид организационной структуры
относится к самым древним и самым простым структурам. Его отличают прежде всего
естественность и прозрачность отношений между членами организации, в первую
очередь четкость отношений власти и подчинения. Это означает, что для каждого
из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных,
вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели.
Схематично линейная организационная структура представлена на схеме 2.
В линейной структуре не предусмотрена специализация руководителей как
управленцев, а проблемы управления подразделениями организации и организацией
в целом решают специалисты узкого профиля. Линейная структура в чистом виде
предполагает, что на своем участке работы руководитель должен решать все
проблемы производства (технологические, кадровые, проблемы снабжения,
контроля, планирования и т.д.).
Успешное руководство в рамках
линейной структуры возможно только при условии, что руководители всех уровней
реализуют свои властные полномочия в плане учета и контроля буквально всех
действий подчиненных. Вследствие этого руководители линейных структур
используют в качестве мотивирующего стимула наказания и вознаграждения
подчиненных. Другие способы мотивации практически не применяются. Как правило,
линейные структуры целесообразны в тех случаях, когда члены коллектива обладают
низкой степенью зрелости, освоили небольшое количество организационных ролей и
не склонны к самостоятельным решениям и инициативе.
Функциональная структура организации. Наличие функциональных элементов в структурах
организации обусловлено постоянным стремлением руководства организаций использовать
высокие управленческие и лидерские качества руководителей и в то же время
принимать грамотные, обоснованные решения в узкоспециализированных областях,
требующие специального образования и специальных знаний и навыков.
Сущность функциональной структуры организации заключается в том, что все
сложные решения, требующие наличия технических, экономических, юридических,
психологических и других специальных знаний, должны приниматься только
работниками, специализирующимися в этих областях, обладающими необходимой
компетенцией, которая отсутствует у простых линейных руководителей.
Организация, имеющая функциональную структуру, работает в режиме
постоянной смены руководства на среднем и низовом уровнях управления. В
соответствии с технологическим процессом исполнителями сначала руководит один
специалист, затем другой и т.д. Каждый из специалистов обеспечивает
компетентное управление процессом производства только на этапе применения
знаний своей узкой специализации. Благодаря этому достигается постоянное
участие наиболее компетентных специалистов, каждый из которых руководит
процессом производства в своей области.
Линейно-функциональная структура организации. Сущность линейно-функциональной структуры
состоит в том, что в организационную структуру включаются отдельные структурные
единицы: (подразделения), выполняющие узкоспециализированные функции на высоком
профессиональном уровне. Влияние деятельности этих структурных единиц
распространяется на отдельные стороны линейной структуры таким образом: в
какой-то момент деятельности линейный руководитель передает свои права
управления представителям функциональной структуры, но следит за тем, чтобы
прерогативы функционального руководителя не выходили за рамки его компетенции.
Линейно-функциональная структура представлена на схеме 3.
Гибкие структуры. Главный
недостаток большинства организационных структур — их недостаточная
приспособленность к изменениям внешней среды — приводит к невозможности
разрешения одной из важнейших проблем выживания организации — проблемы
адаптации. Даже по внешнему виду схем линейно-функциональных структур можно
заключить, что они статичны, их структурные единицы жестко связаны между собой,
не имеют механизмов своевременной модернизации. Такая структура не будет
функционировать, если какая-либо ее часть временно выпадает из
производственного процесса в силу изменения ситуации во внешней среде или в
результате воздействия внутренних процессов. Современные рыночные отношения,
особенно отношения типа производитель — потребитель или производитель —
конкуренты, а также производитель — социальные институты, претерпевают
постоянные изменения, на которые организация обязана реагировать для
поддержания баланса между входом и выходом.
Современная теория организаций
выделяет два типа гибких структур — матричные и свободные.
Матричные структуры (в самом простом их понимании) — это
структуры управления по проектам. Любая матричная структура имеет несколько
уровней: 1) высший координирующий орган — директор, президент фирмы, совет
директоров и т.д., который координирует действия всех крупных системных
единиц организации; 2) подразделения второго уровня управления достаточно
высокой степени специализации (отделы, цеха, управления и т.д.), подчиненные
непосредственно высшему координирующему органу и имеющие выход на особые,
присущие только матричным структурам единицы — проекты (в некоторых
организациях такие единицы называют командами), куда делегируют своих сотрудников.
Матричные структуры могут
эффективно действовать при условии постоянного участия членов организации (за
исключением высшего руководства) в работе проектов. При этом конкретные группы
могут создаваться под определенные задачи и прекращать свое существование после
их выполнения. Такие проектные группы легко реорганизуются и переукомплектовываются
путем возвращения в отдел (цех, управление и т.д.) специалистов или, наоборот,
привлечения новых сотрудников или ресурсов. Задача центрального координирующего
органа организации — распределение и перераспределение материальных, информационных,
финансовых и других ресурсов между отдельными проектами. Все это позволяет
быстро реагировать на изменения во внешней среде, с максимальной эффективностью
создавать новые продукты и постоянно использовать труд высококвалифицированных
и, самое главное, необходимых в данный момент специалистов.
Общий вид матричной структуры
организации представлен на схеме 4.
Свободные структуры организационного устройства в наибольшей
степени приспособлены к изменениям в рыночном и институциональном внешнем
окружении организации.
Более того, они эффективно
работают именно в условиях неопределенности основных уровней внешней среды.
В организации со свободной
структурой отсутствует четкая, фиксированная схема управления с устойчивыми
связями между отдельными структурными единицами организации.
Здесь все подразделения,
составляющие организацию, постоянно меняют свою конфигурацию.
Достижение целей в такой
организации основано на постоянном изменении состава и конфигурации
подразделений путем передачи частей своих ресурсов другим подразделениям.
Так, достаточно крупное
подразделение организации (отдел или сектор), приспособляясь к изменяющейся
рыночной или институциональной внешней среде, постоянно передает в другие
подразделения или, наоборот, принимает от них более мелкие структурные единицы
(лаборатории или рабочие группы).
2.2. Внутриорганизационные процессы
Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом,
включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений,
коммуникации.
Координация. Для координации менеджмент может сформировать в организации два типа
процедур:
1. непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов
и предложении;
2. координация действий посредством создания системы норм и правил, касающихся
деятельности организации.
Принятие решений. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности
менеджера[1]. Каждая
проблема принятия решения имеет свои особенности. Однако существует и нечто
общее для всех проблем, а именно: определенная исходная ситуация,
альтернативные варианты решения, определенные последствия различных вариантов.
С помощью этих компонентов можно охарактеризовать любую проблему принятия
решения.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все
больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в
организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает
неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с
так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением
информации и т.д.
Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором
возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории
теории менеджмента и не соответствует его сущности.
Страницы: 1, 2
|