Основные пути снижения издержек при осуществлении операций по складированию продукции
ИНСТИТУТ
БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «Логистика»
ВАРИАНТ №26: «Основные пути
снижения издержек при осуществлении операций по складированию продукции»
САРАТОВ
2006
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ.. 4
1.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ.. 4
1.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ. 6
1.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ.. 7
1.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ.. 9
2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ
ПО СКЛАДИРОВАНИЮ... 11
2.1 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ
РЕШЕНИЯ В СКЛАДИРОВАНИИ.. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 21
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь
узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная
причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в
экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина.
Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном,
четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть
работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное
значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине
прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в
Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления
перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их
тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого
применения не имел: «. . .слово «логистика» в новейших военных сочинениях
более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления»
(энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт-Петербург, 1896 год).
Тем не менее, наука и практика управления материальными
потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это
объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного,
быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. «Без
самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации
тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо
для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок,
обеспечивающих тыловое снабжение..... .немыслимо никакое сколько-нибудь правильное,
разумное ведение больших военных операций» эти слова М. В. Фрунзе цитирует
другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков.
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает
управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию
информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из
перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой
дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная
взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую
материалопроводящую систему. Цель логистического подхода- сквозное
управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной
стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно
приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни.
Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший
необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро
изменяющиеся приоритеты потребителя.
В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы
нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее
значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную
ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в
конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области
логистики, владеет ее методами.
1.1.
СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
Склады - это здания, сооружения и
разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения,
поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших
элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально
обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения
материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным
потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов
складов.
В широком диапазоне варьируются
размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько
сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в
сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте
укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы
специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на
высоте 21 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции:
размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и
одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще
вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых
складах.
В складе может создаваться и
поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.
Склад может предназначаться для
хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а
может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам
(склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени
механизации складских операций: немеханизированные, механизированные,
комплексномеханизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком склада
является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или
водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные
или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или
порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для
подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции,
пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным
или другим видом транспорта.
В зависимости от широты ассортимента
хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со
сметанным или с универсальным ассортиментом.
Классификацию складов по признаку
места в общем процессе движения материального потока от первичного источника
сырья до конечного потребителя готовой продукции можно разделить на две
основные группы:
1.
Склады на
участке движения продукции производственно-технического назначения.
2.
Склады на
участке движения товаров народного потребления.
В свою очередь, первая группа складов
подразделяется на склады готовой продукции предприятий-изготовителей, склады сырья
и исходных материалов предприятий-потребителей продукции производственно-технического
назначения и склады сферы обращения продукции производственно-технического
назначения.
Склады второй группы подразделяются
на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся
в местах производства, этих изделий, и склады, находящиеся в местах их
потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым
выходным оптовым базам. Склады в местах потребления - торговым оптовым базам.
Принципиальная схема прохождения
материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на
Рис. 1. Принципиальная схема цепи складов на пути
материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя
Совокупность работ, выполняемых на
различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических
процессах склады выполняют следующие схожие функции:
Ø
временное
размещение и хранение материальных запасов;
Ø
преобразование
материальных потоков;
Ø
обеспечение
логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей
мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Наличие входного потока означает
необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего
груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта,
внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.
Реализация функции временного
хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по
размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения,
изъятию грузов из мест хранения.
Преобразование материальных потоков
происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и
формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов,
комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
Однако это лишь самое общее
представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в
широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и
интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь,
меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Рассмотрим функции различных складов,
встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника
сырья до конечного потребителя.
На складах готовых изделий
предприятий-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка
или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка,
подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырья и исходных материалов
предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и
подготавливают ее к производственному потреблению.
Склады оптово-посреднических фирм в
сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных
выше, выполняют также следующие функции:
Ø
обеспечивают
концентрацию товаров, подкомлектовку продукции, подборку ее в нужном
ассортименте;
Ø
организуют
доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады
оптовых посреднических фирм;
Ø
осуществляют
хранение резервных партий.
Склады торговли, находящиеся в местах
сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от
производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют
крупные партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.
Склады, расположенные в местах
потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного
ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные
торговые предприятия.
1.3. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Логистические функции складов
реализуются в процессе осуществления отдельных логистических операций. В
предыдущем разделе показано, что функции разных складов могут существенно
отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексы выполняемых
складских операций. В широких пределах варьируются и способы выполнения
однородных операций.
В целом комплекс складских операций
представляет собой следующую последовательность:
-
разгрузка
транспорта;
-
приемка
товаров;
- размещение на хранение
(укладка товаров в стеллажи, штабели);
- отборка товаров из мест
хранения;
-
комплектование
и упаковка товаров; погрузка;
-
внутрискладское
перемещение грузов.
Остановимся на характеристике
отдельных операций.
Наиболее тесный технический и технологический
контакт склада с остальными участниками логистического процесса имеет место при
осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при
выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ. Эти операции
определяются следующим образом.
Разгрузка — логистическая операция, заключающаяся
в освобождении транспортного средства от груза.
Погрузка — логистическая операция, заключающаяся
в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных
работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а
также от вида используемых средств механизации.
Следующей, существенной с точки
зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка
поступивших грузов по количеству и по качеству.
Решения по управлению материальным
потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не
всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального
потока. В ходе различных технологических операций в составе материального
потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят
вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная
убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при
формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются
недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессе приемки происходит сверка
фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов.
Это дает возможность скорректировать информационный поток.
Проведение приемки на всех этапах
движения материального потока от первичного источника сырья до конечного
потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию о его количественном
и качественном составе.
На складе принятый по количеству и
качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут
храниться в стеллажах или в штабелях.
Страницы: 1, 2, 3
|