Меню
Поиск



рефераты скачать Основные понятия европейского права

Основные понятия европейского права

Ростовский Государственный Университет

Факультет психологии

Заочное отделение














Курсовая работа по правоведению

Тема: «Основные понятия европейского права»










Выполнила:

Студентка 4 курса

Митько Т.О.





Ростов-на-Дону

2006 г.

Оглавление

1. Понятие европейского права. 3

2. Основы европейского правового пространства в области защиты прав и свобод человека  14

3. Основы европейского правового пространства в области образования. 23

Список использованной литературы.. 35

Приложение. 37


 1. Понятие европейского права

Термин «европейское право» употребляют чаще всего в трех значениях.

1. Зачастую им именуют совокупность национальных правовых систем европейских государств.

2. Термин «европейское право» используется также для обозначения той части   международно-правовых   норм,   посредством   которых регулируются отношения между европейскими государствами в самых различных областях.

3. Также термин «европейское право» используется для обозначения совокупности правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках европейских интеграционных объединений, в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза. При этом важно отметить, что право Сообществ и право Европейского Союза - во многом совпадающие, но идентичные понятия.

Наряду с термином «европейское право» в литературе для обозначения того же понятия используются и другие термины. Чаще всего говорят «право Европейского Сообщества». Этот термин вполне правомерен, когда речь идет о той части норм европейского права, которые неразрывно связаны с Европейским Сообществом, и обладает в силу этого правовым режимом и свойствами.

Изначально  «европейское  право»  объединяет  две  основные составляющие. Ими выступаю, с одной стороны, правовые нормы, имеющие своим источником международно-правовые по своей природе акты; с другой стороны - правовые нормы, источником которых являются акты, издаваемые институтами ЕС (Европейского Союза). Иначе говоря, правовая система ЕС является результатом как межнационального сотрудничества, так и формализованной наднациональной активности.[1]

Характеризуя европейское право, следует иметь в виду, что оно не представляет собой некую отдельную отрасль права наряду с конституционным, административным, гражданским, финансовым и т.п. Европейское право выступает как особая самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международно-правовой.

Термином «европейское право» обозначают и особую правовую систему, и учебный курс, преподаваемый в юридических учебных заведениях.

Под европейским правом понимается система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием европейских сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

Европейское право как особая система характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, все правовые нормы, его образующие, порождены развитием и углублением интеграционных процессов нашедших свое организационное выражение и воплощение в создании Европейских сообществ и Европейского Союза. Во-вторых, все эти правовые нормы, несмотря на гетерогенность Союза, объединяет то, что они призваны обеспечить достижение его целей и решение стоящих перед ним задач. Главным системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания европейского права в единое целое, является их неразрывная связь с существованием Сообществ и Союза.[2]

Предметная юрисдикция Сообществ и Союза строго лимитирована. Что касается внутренней структуры европейского права, то субъектами могут выступать физические и юридические лица, государства-члены Сообщества и институты, представляющие Сообщества как юридические лица. Вертикальный срез системы европейского права:

1. Нормы первичного (или основополагающего) права. Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах, образуют конститутивную основу - фундаментальную базу Сообществ и Союза. Нормы первичного права, содержащиеся в учредительных договорах, устанавливаю цели, принципы и задачи Европейских сообществ и Европейского Союза. Сферу их ведения или юрисдикцию, порядок формирования и функционирования институтов, условия осуществления членства. Учредительные договоры определяют основные параметры европейского права, его особенности, условия и порядок применения.

2. Нормы вторичного (или производного) права. Вторичное право образуют не правовые нормы, которые издаются в качестве   юридически   обязательных   предписаний   институтами Европейского Союза и которые регулируют в рамках юрисдикции Сообществ и Союза отношения между субъектами права ЕС. Главные отличительные особенности таких норм - верховенство по отношению к национальным   правовым   установлениям,   прямое   действие, интегрированность   в   национальное   право   и   обеспеченность юрисдикционной защитой.

3. Нормы третичного (или дополнительного) права.

Третичное право включает правовые нормы, источником которых являются соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в целях реализации предписаний, содержащихся в самих учредительных договорах.

Это вертикальный срез системы европейского права потому. Что первичное занимает главенствующее положение, определяя устои и формы интеграции. Вторичное носит производный характер и создается на его основе. Его нормы не должны противоречить первичному, а в случае коллизии преимущественную силу имеют нормы первичного права. Третичное дополняет вторичное, действуя в сфере, где право ЕС не применяется.

Не менее существенное значение имеет установление горизонтальной структуры европейского права. Существуют три сегмента европейского права. Все эти слагаемые тесно взаимосвязаны, однако каждое из них обладает собственными квалификационными характеристиками.

Первую и главную составляющую образует право Европейских сообществ (т.н. коммунитарное право), включающее нормы первичного и вторичного права. Основные особенности:

договор об учреждении ЕС создал собственный оригинальный правопорядок, свою особую систему права.

- эта система норм интегрирована в правовые системы всех государств-членов ЕС (т.е. применяется принцип прямого действия).

право  ЕС  подлежит  обязательному  применению национальными судебными учреждениями государств-членов ЕС (действует принцип верховенства права ЕС).

- субъектами права ЕС являются не только государства, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией.

- право ЕС, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица.

- данные права проистекают из четко установленных обязательств. Налагаемых как на частных лиц, так и на государства-члены и институты ЕС.

- национальные судебные учреждения государств-членов ЕС обязаны в рамках своей юрисдикции обеспечить применение права ЕС и защиту прав, представляемых на его основе частным лицам.[3]

Вторую составляющую европейского права образуют нормы, применяемые в рамках второй и третьей опор Союза.

1. Эти нормы создаются на основе соглашений между государствами-членами и носят конвенционный характер.

2. Эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и не интегрируются автоматически в национальные системы права государств-членов.

3. Они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями   при   отсутствии   соответствующих   актов имплементации.

4. субъектами права выступают лишь государства-члены Союза и институты ЕС, но не частные лица.

5. эти нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба, по общему правилу, не входят в юрисдикцию Суда ЕС. Третью составляющую европейского права образуют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[4]

А) Юридическим источником этих правовых норм выступает международный договор: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. с последующими изменениями и дополнениями. Участниками этой Конвенции являются почти все европейские государства. В их числе Российская Федерация и все государства-члены Европейского Союза.

Б) Положения Конвенции, формулирующие основные субъективные права и свободы человека, строго обязательны для всех ее участников.

В) Национальные судебные учреждения должны сообразовывать свою практику с положениями Конвенции и следовать ее требованиям.

Г) Субъектами этой части европейского права являются не только государства-члены, но и все частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Конвенции.

Д) Юрисдикционный контроль за соблюдением постановлений Конвенции осуществляет Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Е) Решение о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями государства, если таковые установлены Судом по правам человека, выносится самим Судом и подлежит обязательному исполнению государством. Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Право Сообществ и национальное право государств-членов. Четыре   принципиально   важных   принципа   характеризуют   их взаимоотношения:

1. Верховенство права Сообществ по отношению к праву государств-членов.

Суммарно суть этого принципа состоит в наделении норм права Европейских сообществ преимущественной юридической силой по отношению к нормам национального права государств-членов. В случае коллизии нормы национального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Именно она и подлежит применению национальной администрацией и судами.

2. Прямое действие права Сообществ.

Под ним понимается непосредственная и обязательная применимость нормативно-правовых актов Сообществ национальной администрацией и судами независимо от их согласия или условий. Устанавливаемых государством-членом. Принцип прямого действия предусмотрен непосредственно в самих учредительных договорах. Применяемая норма прямого действия должна входить в юрисдикцию национальных судебных органов. К числу обязательных условий прямого применения нормы права ЕС относятся ее четкость, ясность и непротиворечивость, возможность   прямого   использования   судом   и   отсутствие обусловленности ее применения другими актами или действиями. В максимально полном виде принцип прямого действия применим к регламентам, безусловность прямого применения которых оговорена в самом учредительном акте. Значительно сложнее решается проблема прямого действия директив Сообщества. Директива всегда адресуется государствам-членам, а не частным лицам. Ее реализация зависит от усмотрения и мер, принятых национальными властями. Принцип прямого действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.

3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.

Под ним понимается инкорпорация норм права Сообществ (но не европейского права в целом) в национальные системы права всех государств-членов, в результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских сообществ в решающей степени предопределяется их инкорпорацией в национальные правовые системы государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает и юридическую силу актам Сообществ на территории государств-членов и делает обязательным их применение национальными судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».[5]

4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.

Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права Сообществ и максимально эффективную защиту прав и интересов, возникающих на его  основе.   Одним  из  центральных  вопросов  обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:

- норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.

- соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.

- существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.

Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом, и международной правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав; поддерживать по сути дела дипломатические (или квазидипломатические) отношения с третьими государствами и международными организациями. [6]

Источники европейского права.

I.    Учредительные соборы.

П.   Нормативно-правовые акты Евросоюза.

III.  Общие принципы права.

IV. Решения Суда Европейских сообществ.

V.   Международные договоры.

I.   По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступеньку в иерархии источников европейского права.[7]

П.   К этой группе отнесены регламенты, директивы и решения. Регламент является нормативно-правовым актом общего характера, который во всех своих элементах обязателен для всех субъектов европейского права и является актом прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство за их принятие или нет. Главное отличие директив от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется право самим определять, в какой форме или посредством каких процедур и механизмов эти цели могут быть достигнуты. Третью группу нормативно-правовых актов Сообществ образуют решения. Их отличительная особенность заключается в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Решения сообщаются тем субъектом европейского права, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

Ш.  Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. В них находят свое выражение наиболее важные демократические   ценности, свойственные правовому  государству  и  разделяемые  демократическими государствами или их Сообществами.

IV. Суду ЕС принадлежит исключительно важная роль в процессе интеграции, в формировании и эволюции европейского права. Его главная задача — стоять на страже строгого и неуклонного соблюдения учредительных договоров, целей и принципов, лежащих в основе деятельности Европейского Союза. Суд наделен правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдиальную юрисдикцию. По общему правилу, решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецендентов и действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.