Основные и дополнительные услуги в сфере туризма
Введение
Темой моей работы
является «Основные и дополнительные услуги в сфере туризма». Актуальность
данной проблемы заключается в выявлении основных и дополнительных услуг в
области туризма.
Исходя из
вышесказанного, целью моей работы является исследование факторов влияющих на
качество услуг.
Для реализации
поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- четко
обозначить понятие услуг и определить их характеристику,
- исследовать
основные и дополнительные туристские услуги,
- изучить
факторы стандартизации и сертификации услуг,
- создать пакет
экскурсионных услуг.
Объектом
исследования являются туристские услуги, а субъектом – основные и
дополнительные услуги.
Методами
исследования являются:
В теоретической
части своей работы использовалась литература и материалы по туроперейтингу, а
так же научные издания. Библиографический список представлен в конце работы.
Структура моей
работы представлена: введением, основной частью, которая включает 1 главу,
раскрывается определения основных и дополнительных услуг, а так же их состав. Рассматриваем
формирование пакета услуг и функции поставщиков услуг.
В практической
части данной работы разрабатывается туристская услуга на основе экскурсии «По
следам древних культур. Дворец Ли-Лина». В этой части работы представлена
Методическая разработка экскурсии по теме: «По следамдревних культур. Дворец
Ли-Лина». Чтобы данную экскурсию воплотить, необходим сертификат соответствия,
который представлен в конце моей работы.
1. Основные и
дополнительные услуги в туризме
1.1 Характеристика
услуг
Туристская услуга — совокупность целенаправленных
действий в сфере обслуживания, которые
ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма,
характеру и направленности туристской
услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Если
обратиться к определению по ГОСТ 50690-2000, то
туристская услуга — результат деятельности организации (туристского
предприятия) или индивидуального предпринимателя
по удовлетворению соответствующих потребностей туристов в организации и осуществлении
тура и его отдельных составляющих [1].
Услугой называется целесообразная
производственная деятельность, главной особенностью которой является
совпадение процессов производства, реализации и потребления во времени и пространстве.
В зависимости от политэкономического содержания различают услуги
нематериального и материального характера.
Услуги нематериального характера не принимают
предметной формы и не воплощаются в стоимости материальной продукции. Многие
экономисты подчеркивают, что услуги нематериального характера не создают
валовой общественный продукт, или национальный доход, наоборот, для их предоставления
используется часть национального дохода. При этом потребитель получает не
продукт труда, а труд в виде деятельности руководителя группы, гида,
экскурсовода, инструктора и т. п.
Туристские услуги представляют крупный сегмент
сферы услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей людей и реализацию их
деятельности в свободное время: отдых, развлечения, путешествия.
Услуги туристские нематериального характера:
услуги туристско-экскурсионных учреждений;
услуги транспорта;
услуги санаторно-курортных учреждений;
услуги здравоохранения;
услуги просвещения;
услуги общественных организаций;
услуги государственного управления.
Услуги материального характера реализуются в
сфере обращения
продукта и выступают как услуги производственного
назначения.
Услуги туристские материального характера:
услуги непассажирского транспорта;
заготовки;
услуги торговли;
услуги жилищно-коммунального хозяйства;
бытовые услуги.
Удовлетворение потребностей и спроса на туризм
предполагает наличие множества туристских услуг. Эти услуги могут быть полностью
потребляемыми, например еда и напитки, или частично потребляемыми, например
услуги размещения в отеле. В последнем случае требуются дополнительные услуги:
кондиционеры, центральное отопление, телефон и т. п. Многое из того, в чем
нуждается турист, образуется естественным путем, например солнечный свет,
кислород и т. д. Эти элементы обычно характеризуют как свободные услуги, и они
не являются предметом специального изучения и анализа для экономики туризма в
целом. Для экономики туризма представляют интерес и материальные, и
нематериальные туристские услуги. Иногда материальные услуги выступают в форме
товара. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены
количественно.
Как уже отмечалось, потребление нематериальных
туристских услуг происходит исключительно в месте, где они произведены, и не
могут быть транспортированы к потребителю, используются туристами только после
их миграции в район их локализации. Такими услугами являются, например, услуги
гостеприимства, которые локализованы в определенном месте для привлечения
туристов, услуги питания, которые предлагают рестораны, или услуги развлечения,
которые предлагают оперные, драматические театры и т. д. в тех же
туристских центрах.
Потребление туристских услуг сдерживается не
возможностями производства, а сезонностью, т. е. временем и географией производства
туристских услуг, создающей значительные дополнительные транспортные издержки
при потреблении туристских услуг, которое возможно только в месте их
производства.
Обычно туристские услуги несут в себе
специфические свойства местности. Например, обед в Тунисе обязательно будет
отличаться от обеда на Филиппинах; культурная программа в Нью-Йорке
предусмотрит посещение одного из театров Бродвея, в Милане -оперного театра
Ла-Скала, в Париже - «Лидо», «Фоли Берже», «Парадиз» или «Мулен Руж», в Москве
- Большого театра, т. е. потребление таких услуг, которые нельзя получить ни в
одном другом месте мира. Если везде все будет одинаково, то услуги все равно
останутся, поскольку необходимо обслуживать местное население, но туристские услуги
исчезнут. Туристские услуги отличает специфический местный колорит. Это
не значит, что туристы не пользуются обычными услугами. Услуги прачечных,
мастерских по ремонту обуви, телефон, электричество, газ и т. п. также входят
в состав потребляемых туристом услуг, но они не составляют цели путешествия.
В этой связи туристские услуги по цели
путешествия подразделяются:
• на целевые туристские услуги;
• инфраструктурные услуги.
Целевые туристские услуги - туристские услуги,
характерные именно для этого места, потребление которых составляет цель путешествия.
Инфраструктурные услуги - услуги
инфраструктурного комплекса, необходимые для жизнеобеспечения населения и
повсеместно распространенные.
По роли в структуре туристского потребления
различают:
- основные туристские услуги;
- дополнительные туристские услуги;
- сопутствующие услуги.
1.2 Основные туристские услуги
Основные туристские услуги - целевые услуги,
входящие в тур, т. е. услуги, которые приобретаются в пакете, гарантирующем их
обязательное потребление в месте отдыха. Туристский пакет включает четыре
обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения,
трансфер.
Туристский
центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные
возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические,
социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к
обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать
путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой
интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума
относительно рекреационных ресурсов. Когда один человек приходит в туристское
бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, другой - в Крым, а третий
- в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает
свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего -
конкретное место. Независимо от индивидуального масштаба потребителя
туроператор обязан свести его к единичному варианту – туристскому центру. Это
связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха,
потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана
гостиница. Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то
необходимо уточнить, какой именно район Франции его интересует, а затем помочь
ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в
одном городе, например в Москве, есть несколько туристских центров, поскольку
проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на
Юго-западе - это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя
перенести в любое другое место.
Транспорт
- средство
передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.
Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения,
самолет. На короткие расстояния - поезд, туристский автобус, автомобиль.
Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты
на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта
используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов
транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с
другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как
позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.
Услуги
размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в
туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в
соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это
могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. Услуги
питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в
туризме они составляют часть услуг размещения [2].
ВТО
определяет средство размещения как любой объект, который регулярно или
эпизодически предоставляет туристам места и ночевки.
Гостиницы — главный, классический тип
предприятий размещения туристов. Один из основных ее признаков состоит в
наличии номеров. Гостиницы предоставляют набор обязательных услуг: ежедневную
заправку постелей, уборку номеров и санитарных узлов, а также широкий перечень
дополнительных и сопутствующих услуг [3].
В мировом гостиничном фонде выделяются две
главные группы гостиниц: для постоянного проживания и для временного проживания.
В свою очередь, они подразделяются на: 1) транзитные гостиницы, обслуживающие
любой контингент в условиях кратковременной остановки; 2) гостиницы делового
назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках;
3) гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т. п.). Для всех этих гостиниц
разработаны общие обязательные требования на период временного проживания
клиентов, наличие условий для размещения, питания, бытового обслуживания, а
также специфические требования, обусловленные необходимостью удовлетворять
клиентов с учетом их запросов.
В зависимости от назначения гостиниц,
особенностей категорий обслуживаемых туристов и некоторых других факторов
различают такие виды гостиниц, как мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель,
туристская база, туристский приют.
Подробнее рассмотрим следующие виды гостиниц:
Акватель — стационарный корабль, изъятый из
эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля.
Апарт-отель — отель, состоящий из квартир, цена
которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан па самообслуживание,
в том числе на самостоятельное приготовление гостями еды, поэтому в номерах
обязательны кухни с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие
разновидность апарт-отеля — «анонимный пансион» — форма, которая позволяет
владельцам квартир заключать договор с агентством о сдаче своей жилплощади —
одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «анонимного пансиона» может
предлагаться и небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат,
а в остальных живет его семья.
База туристская — туристский комплекс,
расположенный на маршруте с активными способами передвижения, в состав
которого входят помещения для активного отдыха туристов. Обычно принимает
туристов, совершающих походы с активными способами передвижения: горные,
водные, лыжные, пешеходные. Как правило, туристские базы располагаются в
живописных местах, в ущельях, на опушке леса и т. п.
Бизнес-отель — специализированная гостиница для
обслуживания бизнесменов. Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в Буффало
(США) Элсвортом М. Статлером под названием «БУФФАЛО СТАТЛЕР» и предоставлял
бизнесменам максимальные для того времени удобства: наличие индивидуальных
дверных замков, водопровода, туалетных комнат, выключателей у дверей, ванных в
каждом номере, бесплатной утренней газеты. Наиболее быстрыми темпами
бизнес-отели начали развиваться в 20-е гг. Именно в это время был построен
самый большой в мире отель «СТЕФЕНС (1927 г.), позже переименованный в «КОНРОД
ХИЛТОН» и ознаменовавший начало империи Конрода Хилтона в гостиничном бизнесе.
Ботель — небольшая гостиница на воде, в качестве
которой может использоваться соответствующим образом оборудованное судно.
Бунгало — небольшое строение из легких
материалов, используемое для размещения туристов. Широко распространено в международных
молодежных туристских центрах.
Наиболее примитивными средствами размещения в мире
являются так называемые гостевые дома, где предоставляется единственная услуга
— размещение.
Гостиница конгрессная — гостиница,
специализирующаяся 1 приеме и обслуживании гостей конгрессов и выставок.
Гостиница курортная — гостиница,
специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место
целях отдыха и рекреации. Ее концепция включает предоставление помещений и
дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых
туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы. В последние годы
многие курортные гостиницы с целью выровнять загрузку межсезонье стали обращать
внимание на конгрессный и деловой туризм, являющиеся вторым и третьим по
значению сегмента рынка.
Гостиница курортная городская — городской отель,
имеющий специальную материальную базу для рекреации гостей: peкpeационные центры со
спортивными тренажерами, бассейнами, а так прямые связи с теннисными и
плавательными спортивными клубами.
Гостиница курортная конгрессная — предприятие
сферы гостеприимства, которое основными своими клиентами считает компании, участники
которых участие в работе конгрессов сочетают с отдыхом. Наряду с помещениями
для поведения конгрессов и специализированным оборудованием может иметь
собственные поля игры в гольф, горнолыжные склоны и т. д., а также специальную службу
досуга.
Дача
—
второе рекреационное жилище, принадлежащее частному лицу и им же используемое
для отдыха. Первые дачи в России появились в конце XIX в., они были
сконцентрированы вдоль железных дорог — основной транспортной артерии, которой пользовались
дачники в маятниковых поездках из города на дачу и обратно. Дача используется
главным образом в летний период и ориентирована на семейный отдых.
Двор постоялый — старейшие предприятия сферы
гостеприимства. Известны с I в. до н. э. (Римская империя). Располагались вдоль главных
дорог для обслуживания путешествующих чиновников и купцов, а затем и
паломников. Основные услуги: размещение и питание.
Деревня экологическая — социально организованная
территория, обеспечивающая отдых в естественной среде с использованием
традиционных для России средств размещения (изба) и питания. В России
планируется создание экологической деревни под эгидой ВТО в Галическом районе
Костромской области.
Экологическая деревня обеспечивает натуральное
поведение туристов, наблюдение за домашними животными, другие элементы
агрорекреационного комплекса.
Кемпинг — лагерь для авто-, мото- ,велотуристов,
обычно расположенный в загородной местности, иногда — недалеко от мотеля.
Туристам кемпинга предоставляются места для ночлега, часто в палатках или
летних домиках, оборудованных кухнями для индивидуального приготовления пищи и
некоторыми элементарными удобствами.
Мотель — гостиница, расположенная вблизи
автомобильной дороги: Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных
номеров, автотуристам предоставляются места для стоянки автомашин с соответствующим
обслуживанием. Мотель — средство размещения автотуристов, приспособленное для
семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего
комплекса услуг, как это предлагают отели. Таким образом, мотели предлагают
ограниченный набор услуг по более низким ценам, нежели отели.
Страницы: 1, 2, 3
|